Конспект комплексного занятия в старше-подготовительной группе для детей с ЗПР "Животные Севера"
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Чуприна Наталия Юрьевна

Цель данного комплексного занятия - закрепить знания детей о животных Севера. "Путешествуя" по Северному полюсу, дети смогут применить на практике свои знания об окружающем мире, решить непростые арифметические задачи на сложение и вычитание, закрепить умение ориентироваться на листе в клетку. Ребята смогут проявить смекалку, отгадывая лишние картинки и отвечая на сложные вопросы викторины. Дети смогут составить звуко-слоговые схемы слов, выполнить разные упражнения на внимание. Вместе с педагогом дети научатся заучивать стихотворение с использованием опорных картинок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx27.44 КБ
Файл prezentatsiya_zhivotnye_severa.pptx1.42 МБ

Предварительный просмотр:

Комплексное занятие в

старше - подготовительной группе для детей с ЗПР

«Животные Севера»

Цель: Закрепить знания детей о животных Севера.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Расширить представлений детей о природе Севера. Обобщить и систематизировать знания о диких животных Севера, их внешнем виде и образе жизни. Уточнить, активизировать и актуализировать словаря по теме «Животные севера». Совершенствовать навыки слогового и звукового анализа слов. Совершенствовать умение решать задачи на сложение и вычитание. Совершенствовать умение ориентироваться на листе в клетку.

Коррекционно-развивающие:

Развивать связную речи. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, образное мышление. Развивать творческое воображение. Совершенствовать умение отгадывать загадки. Развивать мыслительные операции: сравнение, обобщение. Развивать оптико-пространственную ориентацию. Развивать навыки самоконтроля (самопроверки).

Воспитательные:

Воспитывать у детей интерес к обитателям Севера. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство товарищества и взаимопомощи, умение работать в коллективе, проявлять инициативность, самостоятельность.

Оборудование: 

Мультимедийная аппаратура, презентация «Животные Севера», мольберт – 2 шт., ведро, 5 пластмассовых рыбок, игрушка «Цветик-семицветик»,  лист ватмана, разлинованный на клеточки, фломастеры, рамочки –проверялочки, 14 пар варежек с различными геометрическими рисунками, конверты с наборами для звуко-слогового анализа слов, опорные картинки для разучивания стихотворения. Запись "голосов" животных на магнитофоне.

Предварительная работа: чтение сказок народов Севера изучение энциклопедий о животных севера, журналов «Флора и фауна»; разучивание стихотворений и загадок; разучивание музыкального подвижного упражнения «Волк и гуси»; создание вместе с детьми проекта «Энциклопедия группы «Почемучки» «Животные Севера».

Ход занятия:

Слайд 1 «Животные Севера»

Дети заходят в музыкальный зал.

1. Оргмомент

Педагог (дефектолог) (П): Помните, мы с вами читали сказку «Цветик-семицветик». Кто помнит автора?

Дети: (Д): Валентин Катаев.

П: Помните, как девочка Женя отправилась на Северный полюс? А вы хотели бы оказаться на Северном полюсе? Это путешествие не из легких. Вы готовы к трудностям и приключениям? У меня есть волшебный цветик – семицветик.

Слайд 2 «Цветик-семицветик»

 Он поможет нам. Помните заклинание?

Дети произносят заклинание:

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Облети вокруг земли –

Быть по-нашему вели.

Вели, чтобы мы оказались на северном полюсе!

Слайд 3 «Северный полюс»

2. Пантомима «Одевайся!»

П: Ребята, мы на северном полюсе. Как здесь холодно! Что же надо сделать, чтобы не замерзнуть в лютые морозы?

Д: Надо тепло одеться!
Педагог предлагает детям изобразить, как они надевают на себя теплую одежду, обувь.

3. Дидактическая игра «Найди пару»

П: Чтобы не замерзли руки, я дам вам варежки (раздает по 1 варежке, вырезанной из картона с узорами из геометрических фигур). Но вот беда, варежки все перепутались. Надо найти пару.

Слайд 4 «Найди пару»

П: Теперь мы готовы к путешествию.

 Входит Герда.

Слайд 5 «Герда»

Герда: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Герда. Вы помните из какой я сказки?

Д: Из сказки «Снежная королева»
П: Что случилось? Ты чем-то опечалена?

Герда: Снежная королева очень разозлилась на меня и Кая. Она заморозила и разбила на множество кусочков нашу любимую картину. Эти кусочки разлетелись по Северному полюсу и тундре. Надо срочно найти осколки картины, собрать их вместе. Иначе Снежная королева все вокруг превратит в лед!

П: Ребята, поможем Герде?

Герда: Чтобы вы не заблудились в пути, я дам вам карту. А чтобы вам легче было проложить путь, я даю вам подсказки и рамочки проверялочки.

Педагог выставляет карту на мольберт. (На листе ватмана нарисованы клеточки по которым проложен путь)

Герда желает детям удачи и уходит.

Слайд 6 «Северный полюс»

4. Решение арифметических задач на сложение.

Педагог предлагает детям подойти к карте и определить, куда надо идти. Педагог предлагает одному  ребенку проложить (нарисовать черным маркером) путь от красной точки (начало пути):«1 клетка вверх, 1 вправо, 1 вверх, 2 вправо». Поставить зеленым маркером большую точку, а затем, используя рамочку-  проверялочку, проверить правильность выполненных действий.

Слайд 7 «Снежная гора и ласты тюленя»

П: Мы прошли с вами первую часть пути. Посмотрите, что это за снежная гора. Кажется там кто-то спрятался! Давайте догадаемся кто там!
Ребенок рассказывает стихотворение-загадку про тюленя:

То метели, то буран.

Но в любую непогоду

Он ныряет смело в воду.

Быстро плавает, резвится,

Холодов он не боится.

Ведь от них его надежно защищает жир подкожный.

Он большой любитель рыбы.

Формой тела схож он с глыбой.

Быть в воде готов весь день.

Как зовут его? … Тюлень.

Слайд 8«Тюлень»

Голос Тюленя (запись): Здравствуйте, ребята! Чтобы получить осколок от  картины, вам надо решить задачи, которые я вам приготовил.

 Педагог демонстрирует условие задачи. Кладет в ведро сначала 1 рыбку, затем 3 рыбки.

-Днем я поймал1  рыбку. Вечером я поймал еще 3 рыбки. Сколько всего рыб я поймал?

Слайд 9 «Решение задачи на сложение»

П: Вы сказали, что тюлень поймал 4 рыбки?(высыпает из ведра рыбок и просит детей пересчитать их) Как нам проверить решение этой задачи с помощью цифр и математических знаков?

Педагог обращает внимание детей на то, что на экране есть цифры и математические знаки.

- Какие знаки нужны для записи решения? (1, 2, 3)

(на экране появляются нужные цифры)

- Какое было действие? (Сложение)

- Какой нужен знак? (+)

(на экране появляется «+»)

Какой знак подскажет нам, где будет записан ответ? (=)

(на экране появляется «=»)

Педагог предлагает детям найти каждой цифре и каждому знаку свое место.

Дети рассказывают о том, где какой знак должен быть, и цифры на экране перемещаются )

После педагог просит детей прочитать решение задачи.

Слайд 10 «Решение задачи на вычитание»

Белый медведь поймал 3 рыбки. 1 рыбку съел. Сколько рыбок осталось?

Задача решается аналогично первой с использованием слайдов.

П: Тюлень очень рад, что вы решили все его задачи. Он отдает нам первый осколок. Давайте поблагодарим его и снова отправимся в путь. Давайте подойдем к карте.

Слайд11 «Северный полюс»

Педагог предлагает ребятам проложить дальнейший маршрут.

«2 летки вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх». Поставить синим маркером большую точку, а затем, используя рамочку-  проверялочку, проверить правильность выполненных действий.

5. Динамическая пауза

Педагог предлагает детям согреться, перед тем как снова отправиться в путь.

 Дуют ветры ледяные

 (Дети машут руками вверху)

 Горы снежные, крутые.

(руки поднять вверх, встать на носочки)

 Там о лете не слыхали

 (ладонь прижать к уху, наклоны в стороны)

 Там согреешься едва ли

 (обнять себя руками)

 Он не мал и не велик

 (Руки свести и развести в стороны)

 Этот снежный материк.

 (хлопнуть в ладоши на уровне груди) .

6. Дидактическое упражнение «4 лишний»

Слайд 12 «Снежная гора, из-за которой выглядывает пушистый хвост»

П: За этой снежной глыбой кто-то сидит. Давайте догадаемся кто там!
Ребенок рассказывает загадку про песца:

Что за хищник за такой,

 С шерстью бело – голубой?

 Хвост пушистый, мех густой,

 В норы ходит на постой.

 Птицы, яйца, грызуны

 Для него всегда вкусны.

 На лису похож немного,

Тоже псовая порода.         (Песец)

Слайд 13 «Песец»

П: Этот пушистый хищник приготовил для вас новое испытание. Сейчас вы увидите 4 картинки. 1 картинка лишняя. Вы должны сказать какая картинка лишняя, и объяснить свой выбор.

Слайд 14

Корова, собака, морж, баран

Слайд 15

Голубь, тупик, ворона, воробей

Слайд 16

Овцебык, полярный волк, северный олень, слон

Слайд 17

Белый медведь, пингвин, лемминг, северный олень

П: Вы прошли испытание и получаете второй осколок. Давайте попрощаемся с песцом и отправимся дальше в путь. Предлагаю уточнить наш дальнейший маршрут.

 Дети подходят к карте

Слайд 18 «Северный полюс»

Педагог предлагает одному  ребенку проложить (нарисовать черным маркером) путь от синей точки: «2 клетки впаво,1 вниз,2 вправо,2 вверх».Поставить большую точку желтого цвета,а затем, используя рамочку-  проверялочку, проверить правильность выполненных действий.

7. «Викторина"

Слайд 19 «Снежная гора, из-за которой выглядывает лапа белого медведя"

П: За этой снежной глыбой кто-то сидит. Давайте догадаемся кто там!

Дети рассказывают стихотворение про белого медведя
Шубку белую имеет,

 И на севере живет,

 Рыбку он ловить умеет,

 К ней на льдинке подплывет.

Носик лапкой прикрывает,

 Чтоб в снегу не выделяться,

Кто его увидит — знает:

 С Мишкой лучше не встречаться!

Слайд 20 «Белый медведь»

 Голос белого медведя:

Я знаю, что вы очень умные ребята. А сможете ли вы ответить на мои вопросы?

1.Зачем моржу клыки?

Слайд 21 "Моржи готовятся к схватке"

2. Почему белый медведь хорошо плавает?

Слайд 22 "Белый медведь плавает"

3. Могут ли на Северном полюсе встретиться белый медведь и пингвин?

Слайд 23 "Белый медведь, пингвин, глобус"

4.Как северный олень зимой добывает себе еду?

Слайд 24 "Северный олень копытом раскапывает снег"

5.Как  называются грызуны, которые никогда не впадают в спячку и быстро перемещаются под снегом?

Слайд 25 "Лемминг"

Голос Белого медведя: Вы легко справились с испытанием. Но я приготовил вам еще одно задание.

Слайд 26 "Северный полюс"

8. Звуко-слоговой анализ слов

Дети разбиваются на 2 команды ( по возрасту). Педагог предлагает сделать звуко-слоговой анализ слова «мох» для детей старшего дошкольного возраста, и слова «гуси» для детей подготовительной к школе подгруппы.

Каждому ребенку достается конверт с набором, необходимым для анализа.

Педагог предлагает проверить, правильно ли дети выполнили задание.

Слайд 27 "Схема слова "мох" с постепенным появлением на экране элементов схемы"

Слайд 28 "Схема слова "гуси" с постепенным появлением на экране элементов схемы"

П: Вы справились со всеми заданиями и белый медведь отдает вам два осколка. Давайте скажем ему «спасибо» и отправимся в путь.

10. Музыкальная Игра «Волк и гуси»

П: Мы немного устали в пути и я предлагаю вам отдохнуть и немного поиграть.

Проводится игра .

Слайд 29. "Игра "Волк и гуси"

Слайд 30 «Северный полюс»

Педагог предлагает одному  ребенку проложить (нарисовать черным маркером) путь от желтой точки: «2 клетки вверх,1 влево,3 вправо». Поставить большую точку коричневого  цвета ,а затем, используя рамочку-  проверялочку, проверить правильность выполненных действий.

9. Заучивание стихотворения с использованием опорных картинок.

Слайд 31 «Снежная глыба, из-за которой выглядывают рога»

П: За этой снежной глыбой кто-то сидит. Давайте догадаемся кто там!
Ребенок рассказывает загадку про оленя:

Словно царскую корону,

 Носит он свои рога.

 Ест лишайник, мох зелёный.

 Любит снежные луга  (Олень)

Слайд 32 «Олень»

П: Олень предлагает вам попробовать выучить одно очень интересное стихотворение.

Педагог (воспитатель) предлагает детям сесть полукругом у мольберта.

П: Ребята, мы очень много говорили о животных Севера. Это очень красивые животные. Поэтому многие поэты воспевали в своих стихах красоту этих прекрасных животных. Сейчас я вас познакомлю со стихотворением Жанны Бариновой «Про оленя».

        Педагог читает детям стихотворение.

Однажды случайно

 Я в светлом лесу

 Оленей встречаю

 Пятнистых красу.

 Олени водичку

 Прозрачную пьют,

 Березки-сестрички

 В лесочке растут.

Как будто в снежинках

 Ребенок-олень,

 Пятнистая спинка

 И солнечный день.

 Олени водичку

 Прозрачную пьют,

 А птички-синички

 Им песни поют.

 

 Ж. Баринова

Затем  педагог читает еще раз стихотворение и выставляет на мольберт опорные картинки по тексту стихотворения.

Далее детям предлагается повторить стихотворение с использованием презентации.

Слайд 33

Однажды случайно

 Я в светлом лесу

Слайд 34

 Оленей встречаю

 Пятнистых красу.

Слайд 35

 Олени водичку

 Прозрачную пьют,

Слайд 36

 Березки-сестрички

В лесочке растут.

Слайд 37

Как будто в снежинках

Ребенок-олень,

Слайд 38

 Пятнистая спинка

 И солнечный день.

 Олени водичку

 Прозрачную пьют,

Слайд 39

 А птички-синички

 Им песни поют.

 Педагог (дефектолог): Оленю очень понравилось, как вы учите стихотворение, и он отдает нам последний осколок.

Слайд 40 «Северный полюс»

10. «Разрезная картинка»

Педагог предлагает детям собрать из «осколков» картину.

Входит Герда. Дети дарят ей картину (целая, не разрезанная на кусочки). Она благодарит детей за помощь и прощается с ними.

 11. Итог занятия. Возвращение в детский сад.

П: Наше путешествие на Северный полюс подошло к концу. Нам пора возвращаться в детский сад. Для этого нам надо воспользоваться цветиком-семицветиком.

 Слайд 41 «Цветик-семицветик»

Дети произносят заклинание:

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Облети вокруг земли –

Быть по-нашему вели.

Вели, чтобы мы оказались в детском саду!

П: Что вам понравилось? Каких животных вы сегодня встретили? Запомнили ли вы стихотворение про оленя? Хотели бы вернуться туда еще раз? Наш цветик – семицветик я приберегу. Он нам поможет в наших следующих путешествиях.

Учитель-логопед, дефектолог – Чуприна Наталия Юрьевна

Воспитатель –Кожевникова Людмила Александровна


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Комплексное занятие «Животные Севера»

Слайд 4

Найди пару

Слайд 9

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 +, -, = 1 3 4 + =

Слайд 10

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 +, -, = 3 1 2 - =

Слайд 23

Мы можем встретиться только в зоопарке

Слайд 29

Игра «Волк и гуси»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия во второй младшей группе «Хрюша в гостях у детей»

Цель: Закрепление знаний у детей об опасных ситуациях, причинах возникновения пожара; формирование основ безопасного поведенияПрограммные задачи:Обучающие:-закреплять способ раскатывания прямыми движе...

Конспект комплексного занятия по основам безопасности жизнедеятельности для детей старшей группы

Цель: Формирование элементарных представлений детей о правильном поведении в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.Подготовительная работа:Чтение художественных произведений: «Дядя Степа» С...

Конспект комплексного занятия во 2 младшей группе. «Рассказывание детям русской народной сказки «Колобок», Аппликация «Колобок в лесу»

Цель:1. Закрепить знания детей о сказке «Колобок». Упражнять детей в образовании слов по аналогии.2. Учить детей проявлять осторожность при встрече с незнакомыми людьми; формировать навыки...

Конспект комплексного занятия по сказке "Гуси-лебеди" для детей средней группы.

Конспект адресован педагогам ДОУ в помощь при организации непосредственной образовательной деятельности с детьми средней возрастной группы....

Конспект комплексного занятия по «Формированию навыков самообслуживания у детей с ОВЗ в старшей группе.»

Конспект комплексного занятия по«Формированию навыков самообслуживания у детей с ОВЗ в старшей группе.»...

Конспект комплексного занятия во 2 младшей группе. «Рассказывание детям русской народной сказки «Колобок», Аппликация «Колобок в лесу»

Цель:1. Закрепить знания детей о сказке «Колобок». Упражнять детей в образовании слов по аналогии.2. Учить детей проявлять осторожность при встрече с незнакомыми людьми; формировать навыки...

комплексное занятие в старшей- подготовительной группе «Весна».

Интересное и познавательное  комплексное занятие в старшей- подготовительной  группе на тему «Весна».Во время занятия ребята будут спасать Весну от колдуньи с помощью задани...