Занятие "Посуда"
материал по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

       Занятие  по ознакомлению с окружающим помогает детям в игровой форме  запомнить предметы посуды, закрепить названия и назначение чайной посуды, способствует развитию памяти, внимания, восприятия, воображения, а также социализации детей с задержкой психического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posuda_microsoft_office_word.docx20.6 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект занятия по познавательному развитию для детей подготовительного возраста с задержкой психического развития.

Тема: «Посуда».

                                                                                      Стрельникова Стефа Ивановна

                                                            учитель–дефектолог МБДОУ д/сад№20 Дельфин»

                                                                                     г. Саяногорск Республика Хакасия

Цель: - Закрепление представлений о посуде, ее многообразии и                                      назначении;

 Задачи:

              1.Образовательные: закрепить  обобщающее понятие: чайная посуда;  учить образовывать  существительные  женского рода с суффиксом  –ниц-;   расширять словарный запас детей;

            2.Развивающие: развивать память, внимание, логическое мышление, восприятие;

           3.Воспитывающие: воспитывать эмоциональную отзывчивость, коммуникативные  умения  и навыки.

Средства обучения:  предметные картинки, фрагментам разрезной картинки «Посуда», игрушки: три медведя, чайная посуда, столик, три стула; телеграмма.

Методы и приемы:

Словесные: вопросы - ответы, загадки.

Наглядные:  показ, демонстрация;

Практические:  выполнение заданий;

Игровые:  дидактическая  игра, сюжетная игра; создание воображаемой ситуации, сюрпризный момент.

Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, физкультминутка,

Организационный момент

Выполняется пальчиковая гимнастика «Посуда».

Дети делают движения, соответствующие тексту.

1, 2, 3, 4 – мы посуду перемыли,

Чашку, чайник, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть – чуть сломали,

Так мы маме помогали!

-  Скажите одним словом, что мы мыли? (посуду).

- Какую посуду  мы мыли? (ответы детей)

- А сейчас я хочу загадать вам загадки о посуде, а вы подумайте, о каких предметах эти загадки.

        *Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

        Крышка громко зазвенела:

         «Пейте чай, вода вскипела!»               (Чайник).

                                     *Сама не ем, а людей кормлю.         (Ложка).

*И в столовой, и на кухне,

В ресторане и везде:

Если варят – то в  …  (кастрюле),

Жарят – на  …         (сковороде).

- О чем были эти загадки? (О посуде). Молодцы!

- Правильно отгадали! А теперь найдите картинки – отгадки у нас в группе.  Несите их мне.

Картинки развешаны в разных местах по группе. Дети выполняют задание.

-  Давайте с вами поиграем.

 Игра «День – ночь».

Эта игра на развитие памяти и внимания. Детям предлагается запомнить ряд из 3-5 картинок с изображением посуды, а затем по команде «Ночь!» закрыть глаза. По команде «День!» дети открывают глаза и  находят изменения в расположении картинок,  которые произвёл дефектолог. Игра проводится с разными наборами посуды  несколько раз.

Игра «Назови ласково».

- Я показываю вам картинку, а вы называете этот предмет  посуды ласково.

(Уменьшительно – ласкательное название предметов посуды: чашка – чашечка.)

 Игра проводится с разными предметами посуды  несколько раз.

Физкультминутка: «Посуда».

       Проводится хороводная игра на координацию речи и движения.

Вот большой стеклянный чайник:               Дети надули животики.

Очень важный, как  начальник!     Ставят одну руку на пояс, другую изогнули, как носик.

Вот  фарфоровые чашки:

Очень хрупкие, бедняжки!                        Приседают, одна рука на поясе.

Вот фарфоровые блюдца:

Только стукни – разобьются!                    Кружатся, рисуя руками круг.

Вот серебряные ложки:

Голова на тонкой ножке.                       Потягиваются, руки вверх, сомкнуть над головой.

Вот пластмассовый поднос:

Он посуду нам принёс!      Наклоняются вперёд, руки, как с подносом, вытягивают вперёд.

(Н.Нищева)

Игра: «Ждем гостей».

- Что стоит у нас на столе? (Посуда). Какую посуду вы узнали? (Хлебница,  блюдца, ложечки.) Для чего нужна эта посуда? (Пить чай). Правильно. Вы знаете, как одним словом называется посуда, из которой пьют чай? (Чайная). Кого же мы будем угощать чаем? Посмотрите, рядом с посудой что – то лежит.  Кто знает что это? Это – телеграмма. Интересно, от кого же телеграмма?   Вадик, ты сможешь её прочитать?

Ребёнок (читает телеграмму)     «Ждите в гости. Три медведя».

-  В какой сказке живет дружная медвежья семья?

Дети. В сказке «Три медведя». (Стук в дверь, «приходят» медведи)

- К нам пришли гости. Давайте  напоим их чаем. Стол уже накрыт. Осталось поставить чашки. Какую чашку мы поставим  Михайле Ивановичу? (Самую большую).  А Настасье  Петровне? (Чашку поменьше). А какую Мишутке? (Самую маленькую). Что мы ещё должны поставить на стол?

Дети. Сахарницу, чайник, ложки. Дети «угощают»  медведей чаем.

    Игра: «Собери разбитую посуду»

- Вы помогаете дома маме? Мишутка тоже помогал маме, он мыл посуду, но она нечаянно упала и  разбилась. А он не помнит, какая была посуда. Пока медведи пьют чай, давайте соберем из  кусочков Мишкину посуду и посмотрим, что же у него разбилось?

           Дети  по фрагментам разрезной картинки собирают целую. Если затрудняются – находят образец и собирают по нему. Марина,  что ты собираешь? (Чашку), а ты, Инна? (Тарелку), что собирает Даниил? (Чайник).

Молодцы! Правильно собрали! Какую посуду разбил Мишутка?

Дети отвечают.

- Посмотрите, что изменилось у медведей на столе?

Дети. Появилась новая посуда.  Как называется посуда, в которой лежат конфеты? (конфетница). Правильно. Мы с Мишуткой хотим  вас угостить конфетами.

 

 

Литература.

Кислова Т.Р.

«По дороге к Азбуке». Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей к частям 1 и 2./Под научной редакцией

Р.Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой. – М.: «Баласс», 1999.

Кузнецова Е.В., Тихонова И.А.

Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

Пожиленко Е.А.

Волшебный мир звуков и слов (Пособие для логопедов). – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

Развитие речи. Средняя группа. Разработка занятий.II часть/ Сост. Жукова Р.А. -    

         Волгоград: ИТД «Корифей».

Савина Л.П.

Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: 1999.

 Смирнова Л.Н.

Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6 – 7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: Мозаика – Синтез, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе. Тема занятия: «Посуда. В гостях у Самовара Самоваровича»

Итоговое занятие по лексической теме "Посуда".  Развитие связной речи, составление рассказа по серии сюжетных картинок...

Конспект занятия "Посуда"

Конспект занятия для детей подготовительной группы....

Конспект интегрированного занятия "Посуда"

Формировать умение детей составлять описательный рассказ, опираясь на план – схему. Уточнить знания о названии, форме, цвете, величине посуды. Выяснить, какая бывает посуда, из чего её изготавливают, ...

конспект открытого занятия "Посуда"

Закрепление представлений о посуде, ее многообразии и назначении; расширение словарного запаса; развитие памяти, внимания, логического мышления, восприятия; воспитание эмоциональной отзывчивости....

Занятие "Посуда"

Занятие "Посуда"  направлено на развитие речи детей. В игровой форме воспиттаники обогащают свой словарный запас....

Конспект индивидуального занятия № 2 (ОНР II уровень). Тема занятия: «Посуда».

Цели:  Обогащать словарный запас ребенка. Ввести обобщающее понятие «Посуда», «продукты».Задачи:Формировать умение образовывать формы имен существительных в мн.ч., образов...