Музей как средство оптимизации взаимоотношений родителей и детей старшего дошкольного возраста.
статья по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Обогащение содержания семейного досуга способствует полноценной организации жизнедеятельности семьи как социального института, обеспечивает улучшение взаимопонимания между ее членами и, особенно между родителями и детьми, помогает совершенствовать процесс семейного воспитания. Значительную помощь в решении этой проблемы может оказать музей.  В статье раскрывается понятие «музейная педагогика» и музей как средство оптимизации взаимоотношений родителей и детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

музей как средство оптимизации взаимоотношений родителей и детей старшего дошкольного возраста.

Обогащение содержания семейного досуга способствует полноценной организации жизнедеятельности семьи как социального института, обеспечивает улучшение взаимопонимания между ее членами и, особенно между родителями и детьми, помогает совершенствовать процесс семейного воспитания.

Значительную помощь в решении этой проблемы может оказать музей.  Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего возраста, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира.

Музей способен подарить и детям, и родителям живой диалог с прошлым. Он даёт возможность любоваться природными и рукотворными шедеврами, знакомит с ископаемыми древностями и современными достижениями цивилизации. Прежде чем определить воспитательный потенциал музея нужно рассмотреть основные понятия.

Музей – это научно-исследовательское или научно-просветительское учреждение, осуществляющее хранение, комплектование, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.

Музейный фонд – совокупность памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, находящихся в ведение музеев, постоянно действующих выставок, научных учреждений и учебных заведений. В музейный фонд также входят коллекции и отдельные предметы, собираемые различными экспедициями и имеющие музейную ценность.

Музей рассматривают как средство общения с культурой в 3-х. модальной временной конструкции (прошлое- настоящие- будущие). Отсюда, велика роль музея в формировании духовной культуры и исторического сознания.

Первоначальным местом накопления культовых и материальных ценностей были храмы и дворцы правителей. Такие коллекции складывались еще в Вавилоне и Египте. Несмотря на то, что доступ к ним имели не многие, уже в античности искусство становиться не просто средством получения удовольствия от его содержания, а средством воспитания и образования. Широкое распространение получают музеи в XV-XVI в.в. Тогда же появились музеи разной направленности и складывается система различных функций музея. В начале 70-х. г.г. XX в. в мире насчитывалось свыше 12 тысяч музеев. До революции в Росси было около 150 музеев. В 1976 г. в СССР работало 1323 музея.

В современных исследованиях рассматриваются  различные типы и профили музеев.

Типы музеев – научно-просветительские, исследовательские, учебные.

Профили музеев – исторический, технический, сельскохозяйственный, естественнонаучный, искусствоведческий, литературный, мемориальный, комплексный, краеведческий и др.

Отдельно выделяют музеи-заповедники- как музея, в состав которого, помимо экспозиций, входя расположенные на его территории архитектурные и исторические памятники. Таким образом, единой классификации на данном этапе нет.

Для взрослого человека музей - это место, где хранятся бесценные коллекции, собранные человечеством за сотни лет, а музей для малыша - прежде всего мир неизвестных ему вещей и ярких впечатлений. Если мир этот станет близким и понятным с детства, то у ребенка сформируется необходимость бывать в музее, ценить музей, что, бесспорно, является неотъемлемой чертой культурного, просвещенного, современного образованного человека, чертой его духовного становления.

Повышение роли музея в жизни общества позволило рассматривать его как социальный институт, который не только хранит художественные ценности, но и способен оказывать большое влияние на развитие гуманитарной культуры общества.

Два минувших десятилетия стали временем небывалой популярности художественного музея во всем мире. «Музейный бум», как назвали это явление, значительно увеличив и омолодив аудиторию любителей искусства, выявил масштаб проблемы эстетического развития и художественного воспитания прежде всего подрастающего поколения.

Именно художественный музей стал колыбелью музейной педагогики, а ее «отцом» талантливый музейный деятель, в первой профессии школьный учитель, А. Лихтварк (1852-1914). Будучи директором Гамбургского художественного музея Кунстхалле, Лихтварк много делал для его развития, но главной своей заботой он считал образовательную деятельность.

Труды Лихтварка были хорошо известны российским специалистам уже в начале XX века и оказали влияние на процессы формирования практических и теоретических аспектов педагогики в среде художественного музея. На отечественных исследователей и практиков образования музейными средствами имели влияние и воззрения известного философа Н.Ф. Федорова, считавшего музеи нравственно-воспитательными учреждениями, активно влияющими на цели и смысл человеческой деятельности. Реформа музеев в 1918 году была напрямую связана с реформой образования. Крупнейшим специалистом того времени был теоретик и историк искусства, критик и выдающийся педагог А.В. Бакушинский. Рассматривая образовательную деятельность музея как педагогический процесс, Бакушинский исходил из строго соблюдения возрастной специфики зрителя, в котором видел не «объект воздействия», а прежде всего партнера. Однако в 1930-1940-е годы работы в этом направлении перестали развиваться.

Новый этап активизации работы музея со школьной аудиторией за рубежом приходиться на после военное время и связан с развитием теории коммуникации (Ч.Камерон) и идеями «гуманистической педагогики» (К.Роджерс, А.Маслоу, А.Комбс и др.). В отечественной педагогике эти идеи нашли свое отражение только в 80-е годы, когда началось осмысление социокультурной роли музея в жизни общества. В 1998 году создана первая отечественная концепция педагогического взаимодействия художественного музея и системы образования (Б.А. Столяров, А.Г.Бойко). Авторы концепции рассматривают музей как образовательную среду, способствующую целостному развитию личности.

За короткое время сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в нашу отечественную педагогическую практику, о чем свидетельствуют разнообразные музейно-образовательные программы для учащихся. К их числу относятся музейно-экскурсионная программа "Предметный мир культуры" для начальной школы, разработанная в 1994г. по инициативе МИРОСа творческой группой "Музей и образование" (Н.Г.Макарова, Е.Б.Медведева, С.Б.Минина, М.Ю.Юхневич) вместе со специалистами из московских музеев; "Курс "Музей и культура" в начальной школе" под редакцией Е.Г.Вансловой, изданный МИРОСом в 1995г.; экспериментальная музейно-педагогическая программа "Здравствуй, музей", созданная петербургским авторским коллективом (Б.А. Столяров, А.Г. Бойко и др.) на базе Русского музея в 1994г. Этот перечень может быть продолжен и дополнен программами для младших школьников, разработанными музеями Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов России.

Образовательные учреждения и музеи активно ищут подходы, благодаря которым культура открывается подрастающему поколению во всем богатстве ее смыслов, противоречий и достижений.

Поиск путей взаимодействия музея и детского сада (школы, ВУЗа), как учреждений культуры и образования особенно актуален сегодня для России, где происходит смена идеологических, мировоззренческих ориентаций в обществе,  трансформацией его ментальности. В этой ситуации усиливается интерес к музейной педагогике, в виду ее богатых развивающих, воспитательных и компенсаторных возможностей.

Под термином музейная педагогика подразумевается особая интегративная область, включающая как практическую деятельность носящую синтетический характер и объединяющую усилия педагога и музейного работника, так и научно-методическую дисциплину, предметом изучения которой является феномен имеющий историко-культурные традиции и по новому заявляет о себе к концу XX столетия.

Музейная педагогика- это область научно-практической деятельности современного музея и образовательного учреждения, ориентированная на передачу культурного опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды.

Это особый раздел педагогической науки предметом изучения которого является образовательная деятельность в условиях музеев разного профиля.

Как всякая интегративная область, музейная педагогика не является простой суммой составляющих. Это особое явление, название которого, с одной стороны, указывает на объективное наличие педагогического потенциала в пространстве музея, на возможность и необходимость его использования в образовательных целях, с другой стороны, подчеркивает своеобразие, специфику той педагогической деятельности, в основу которой положено взаимодействие с миром музея.

В словосочетании «музейная педагогика» заложено понимание того, что музей способен самостоятельно выступать в ряду других фактов, целенаправленно обеспечивающих процессы воспитания и обучения.

С точки зрения музейной педагогики "подлинная встреча" с культурным наследием помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности, сформировать суждения и оценки. Посетитель музея является, прежде всего, зрителем, который получает знания, делает открытия, испытывает эмоции, извлекая визуальную информацию. Музейные экспонаты обладают огромной силой убеждения. И талантливо составленная экспозиция побуждает зрителя к большему, нежели простое созерцание - к мышлению. И потому важно начинать знакомить детей с музейной культурой как можно раньше.

С детства необходимо формировать потребность в культуре, в духовном развитии и в культурном досуге. Путь к этому лежит через освоение истории своего города, через музеи, позволяющие значительно расширить интеллектуальный и эмоциональный опыт ребенка, развить его интеллектуальные способности, создать нравственные основы его отношения к окружающему миру. Полученный в детстве познавательный и эмоциональный опыт общения с музеем благотворно влияет на духовное формирование личности ребенка.

Музейно-образовательные программы начинают внедряться в практику детских садов. Главная их задача - развитие эмоционально-познавательной сферы ребенка, его творческой деятельности. Для этого необходимо создать условия, при которых маленький человек будет способен заинтересованно воспринимать разнообразные явления и факты культуры, соотнося их с собственной жизнью и накопленным опытом. Решая эту важнейшую задачу, музейная педагогика опирается на соответствующие разработки отечественных и зарубежных психологов и педагогов. Так, один из основополагающих принципов, лежащий в основе музейно-педагогической деятельности, сформулирован выдающимся русским психологом и педагогом Л.С. Выготским: "...в основе воспитания должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность".

Чтобы понять специфику музейного образования и воспитания следует учесть теоретический и практический опыт зарубежных специалистов.

Великий швейцарский педагог И.Г. Песталоцци пришел к заключению, что в процессе обучения должны быть задействованы "ум, сердце и руки" ребенка, т.е. все органы чувств. А в основе познания, как известно, лежит чувственное восприятие. Американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи утверждал, что никакое число наглядных уроков не может заменить соприкосновения с природой и знакомства с подлинными вещами и материалами, с фактическим изготовлением предметов.

Формированию историко-культурных понятий способствуют практические рекомендации швейцарского психолога Жана Пиаже. Он отвергает традиционное мнение о том, что для формирования у ребенка понятия ему достаточно воспринимать объект или быть пассивным наблюдателем. Пиаже считает, что понятие вырабатывается у ребенка только в результате самостоятельного действия с предметом.

Уникален опыт психолого-педагогической деятельности итальянского педагога Марии Монтессори. Основой обучения и воспитания детей младшего возраста она считает сенсорное воспитание. Причем под воспитанием органов чувств Монтессори понимает не умение различать цвет, форму и различные качества предметов, а развитие чувств, внимания, способности к собственному суждению о предмете.

Таким образом, лишь апеллируя к эмоциональной сфере ребенка, можно решать сложнейшую психолого-педагогическую задачу - включение общечеловеческих ценностей во внутренний духовный мир ребенка. Отсюда главный методический принцип культурологического образования совпадает с основным принципом ценностного освоения действительности: "ценностям нельзя научиться, ценности необходимо пережить".

Знакомство с культурой, приобщение к общечеловеческим ценностям облегчает ребенку нелегкий путь познания окружающего мира. Музейная педагогика значительно расширяет возможности воспитателя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира.

Выводы.

  1. Обогащение содержания семейного досуга способствует полноценной организации жизнедеятельности семьи как социального института, обеспечивает улучшение взаимопонимания между ее членами и, особенно между родителями и детьми, помогает совершенствовать процесс семейного воспитания.
  2. Помочь решить проблемы семьи по организации содержательного досуга может дошкольное образовательное учреждение. Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры- одно из направлений деятельности дошкольного учреждения.
  3. Повышение роли музея в жизни общества позволило рассматривать его как социальный институт, который не только хранит художественные ценности, но и способен оказывать большое влияние на развитие гуманитарной культуры общества.
  4. Посещение музея может повлиять на взаимоотношения родителей и детей. Подготовка к посещению и обсуждение результатов экскурсии может обеспечить содержательное общение между детьми и родителями, расширить виды совместной деятельности и обогатить семейный досуг.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гармонизация взаимоотношений родителей и детей старшего дошкольного возраста

Родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера его поступков.А. Я. Варга, В. В. Столин...

обобщение опыта работы "Формирование дружеских взаимоотношений среди сверстников (детей старшего дошкольного возраста)"

Уважаемые коллеги! представляю вам опыт работы по теме "Формирование дружеских взаимоотношений среди сверстников" с презентацией....

обобщение опыта работы "Формирование дружеских взаимоотношений среди сверстников (детей старшего дошкольного возраста)"

Уважаемые коллеги! представляю вам опыт работы по теме "Формирование дружеских взаимоотношений среди сверстников" с презентацией....

«Причины нарушений во взаимоотношениях педагогов и детей старшего дошкольного возраста»

«Каждому воспитателю крайне важно помнить, какое – благотворное или пагубное – влияние он оказывает, каким образом он служит;  дети воспринимают все» (Кащенко В.П.)...

комплекс игр, направленный на оптимизацию межличностного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста

Данный  комплекс игр, направлен на развитие и оптимизацию межличностных отношений в диадах «ребенок-ребенок»....

Опыт "Использование народных игр Белгородской области как средства формирования доброжелательных взаимоотношений в коллективе детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (заикание) "

В настоящее время в нашей стране активно происходит процесс качественного обновления образования. Современные стратегические цели образования акцентируют внимание на формировании творческой, самостоят...

Доклад «Мини-музей, как средство реализации регионального компонента с детьми старшего дошкольного возраста»

Доклад «Мини-музей, как средство реализации регионального компонента с детьми старшего дошкольного возраста»...