«Причины нарушений во взаимоотношениях педагогов и детей старшего дошкольного возраста»
консультация на тему

Индерова Татьяна Егоровна

 «Каждому воспитателю крайне важно помнить, какое – благотворное или пагубное – влияние он оказывает, каким образом он служит;  дети воспринимают все» (Кащенко В.П.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya5.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная  школа №15 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение « Детский сад « Чебурашка»

Консультация для воспитателей

«Причины нарушений во взаимоотношениях  педагогов и детей   старшего дошкольного возраста»

                                                                                               Подготовила:

                                                                                            педагог-психолог

                                                                                            Индерова  Т.Е.

Новокуйбышевск, 2014

 «Каждому воспитателю крайне важно помнить, какое – благотворное или пагубное – влияние он оказывает, каким образом он служит;  дети воспринимают все» (Кащенко В.П.)

       Прежде всего, необходимо отметить, что при правильной организации воспитательного процесса у большинства дошкольников, воспитывающихся в детском саду, относительно легко устанавливаются положительные взаимоотношения с педагогами, отношения сотрудничества и взаимной симпатии.

        Наряду с этим заслуживают внимания  различного рода нарушения во взаимоотношениях педагогов и детей, при котором педагоги подавляют творческий саморазвивающийся потенциал ребёнка, стимулируют негативные чувства, асоциальные формы поведения детей, напряженные состояния педагогов, сопровождаемые в наиболее острых случаях невротическими реакциями, соматическими и психическими заболеваниями.

Из собственного опыта работы и опыта работы коллег, я могу выделить следующие причины нарушений взаимоотношений педагогов и детей:

Позиция педагога по отношению к детям, стиль взаимодействия с ребенком. Авторитарная позиция, проявляющаяся в строгих требованиях, прямых указаниях, «дрессировке» детей, наказаниях, подавлении естественной активности детей, ведет к выработке у детей двойной позиции, манипулятивных способностей (лжи, лести, пассивности, невротизации отдельных детей. Воспитатель не интересуется личными переживаниями детей, не пользуется у них доверием. Такого воспитателя можно сравнить с образом « Унтер Пришибеев». Недостаточно чуткая, часто грубая и безапелляционная, принижает чувство собственного достоинства детей, с недоверием относится к их опыту, самостоятельности, гневлива и раздражена, придирчива к недостаткам и слабостям.  При  освобождении от давления такого воспитателя активность детей направляется на выплеск накопившейся энергии, дети не обращают внимания на слова взрослых, быстро привыкая к сильным стимулам (окрикам, перестают реагировать на спокойный голос. Это может вызвать трудности при взаимодействии с такими детьми других педагогов и специалистов.

  •  Позиция безразличия, формальное общение, не регулирование деятельности детей, попустительство ведут к тому, что дети становятся безразличны к окружающему миру либо к расторможенности, стремлению баловаться, утрате авторитета воспитателя, привязанности к нему. Такого воспитателя можно сравнить с образом « спящей красавицы». Склонная к мечтательности, нарцистическая натура, пребывающая в плену своих идеализированных представлений, отстраненная от детей и их потребностей. Неустойчивая позиция, проявляется в том, что отношение к ребенку, его успехам и неудачам, выбор стиля взаимодействия зависит от эмоционального состояния и конкретной ситуации, что ведет к дезориентации детей, появлению ситуаций несправедливости по отношению к детям.
  •  Необходимо также отметить, что нарушения во взаимоотношениях педагогов и детей связаны с нарушениями педагогической рефлексии, под которой понимается способность осознавать воспитателем собственные мотивы своей педагогической деятельности; умение отличать собственные затруднения и проблемы от затруднений и проблем воспитанников; способность  к  эмпатии  и  децентрации; оценка последствий  собственных личностных влияний на воспитанников. Настоящая «снежная королева» -повелевающая, держащая всех на расстоянии, расчетливая и эгоистичная, равнодушная к страданиям других, считающая ошибки заблуждениями, недостатки- пороками, а любую критику в свой адрес- злым умыслом.
  • Отсутствие гибкости в адекватной смене психологических позиций при общении педагога с ребенком также является одной из причин нарушения их взаимоотношений.
  • Неудовлетворительные отношения между педагогом и детьми могут являться результатом внутренних психологических препятствий. Причинами недостаточной эмоциональной близости к ребенку со стороны родителей и воспитателей являются их эмоциональная незрелость и отклонения характера; невротические и психотические расстройства.

 Оптимальным стилем взаимоотношений педагога с детьми многими специалистами признается демократический. Причины его отсутствия:

- объективные неблагоприятные обстоятельства (переполненность групп, отсутствие необходимых материальных условий и др.);

- в силу стереотипности и косности традиций дидактики обучения и воспитания прежней модели образования;

-   из-за недостаточной подготовки специалистов дошкольного образования, не включающего в профессиональную подготовку студентов развитие коммуникативных навыков и умений, профессиональных способностей к диалогическому общению;

-   отсутствие или слабое развитие «педагогического слуха»;

- неразвитость способности понимать и принимать состояния, чувства ребенка;

-  отсутствие стремления осознавать свою эмоциональную реакцию на его поведение;

-   отсутствие потребности быть открытым для общения с ребенком, исходя из его желаний, а не собственных;

-   отсутствие убежденности в необходимости принимать ответственность за свои чувства и позволять ребенку нести ответственность за его чувства и действия.

     Стаж работы сильно влияет на характер взаимоотношений педагога и детей. В первые годы работы, когда не хватает опыта общения с детьми, знания преобладают над умениями, идет концентрация на своих способностях, педагог эмоционально перенапряжен, испытывает неуверенность в своих силах, не всегда может найти адекватные формы взаимодействия, в работе преобладают дисциплинарные меры воздействия на детей, неустойчивость в оценках, не выработан свой стиль взаимоотношений с детьми. После 25 лет работы возникает синдром «эмоционального выгорания», педагог становится не восприимчив к новому, позиция по отношению к детям строго фиксирована.

      Несовпадение индивидуально-типологических особенностей (темперамента) педагога и ребенка. Несоответствие или противоречие воспитания, его средств и методов особенностям темперамента ребенка ведет к серьезным расстройствам поведения, нервным срывам, психическим заболеваниям, снижению познавательных интересов, негативизму и упрямству.

       У педагогов, имеющих личностные проблемы и проблемы в семейных отношениях, создаётся деформированная модель отношений с детьми в детском саду.

      Наличие невротических и личностных отклонений у педагогов.

      Проблемы в отношениях педагога с родителями некоторых детей ведут к нарушению взаимоотношений с этими детьми.

       Отрицательное отношение к воспитателю взаимосвязано у ребёнка с его конфликтными взаимоотношениями с матерью. Если ребёнок боится наказания родителей, то он боится и наказания со стороны воспитателя.

     Нарушения в воспитании детей в семье, личностные особенности детей, различные эмоциональные нарушения, затрудняющие общение с ними. К ним относятся агрессивность, демонстративность, импульсивность, пассивность, замкнутость, тревожность и др., а так же психические отклонения у детей.

        Предлагаем следующие варианты предупреждения проблем во взаимоотношениях педагогов и детей.

     1. Диагностика взаимоотношений педагогов и детей и выявление их нарушений или предпосылок возможных нарушений. Ранняя диагностика этих проблем являются необходимым условием разработки эффективных психолого-педагогических методов предотвращения эмоциональных конфликтов между педагогами и детьми.

      2. Проведение семинаров и индивидуальных консультаций с педагогами и родителями по ознакомлению с особенностями детей разных темпераментов, разного пола, детей «группы риска» и др.

      3. Выработка рекомендаций по взаимодействию с такими детьми.

      4. Оказание психологической помощи детям, родителям и педагогам в конкретных ситуациях, когда у них возникают проблемы во взаимоотношениях.

      5. Так как внутреннее состояние педагогов и детей отражается во взаимоотношениях, именно на него необходимо направлять психологическую коррекцию. Проведение с педагогами тренингов для снятия психоэмоционального перенапряжения. Эмоциональная поддержка, развитие уверенности в себе у молодых специалистов, помощь в анализе достижений.

     6. Выработка программы занятий игровой коррекции трудностей у детей и их проведение.

     7. Организация игрового взаимодействия педагогов, детей и их родителей. Проведение ролевых игр.

Литература:

  •  Е.Е.Алексеева  «Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку?»
  • Журнал  «Справочник педагога-психолога»  № 6, 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Система логопедической работы по преодолению нарушений фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста"

В последнее время актуальным является вопрос комплексной коррекционной работы по преодолению различных речевых нарушений у детей.Устранение речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, поск...

Профилактика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством развития неречевого функционального базиса письма и чтения.

Специфические нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия, дизорфография) составляют значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых шк...

«Нарушения глагольной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР»

Овладение лексикой ребенком в условиях онтогенеза и дизонтогенеза тесно связано с развитием его психической сферы, со становлением его представлений об окружающей реальности (О.В. Вольская, Е.В. Мальц...

Методика определения предпосылок развития нарушений письменной речи для детей старшего дошкольного возраста

На сегодняшний день самым важным вопросом в современной логопедии является профилактика нарушений письменной речи у детей, предварительным этапом профилактики является диагностика. Грамотная диагности...

Пропедевтика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста. Часть 1 Коррекционная работа, направленная на исправление и развитие фонетической и фонематической сторон речи ребёнка.

Описание предпосылок, необходимых для формирования письменной речи. Коррекционная работа, направленная на исправление и развитие  фонетической и фонематичекой сторон речи ребёнка....