В помощь воспитателю
материал по окружающему миру по теме

Построение предметно- развивающей среды

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл postroenie_predmetno-_razvivayushchey_sredy.docx43.28 КБ

Предварительный просмотр:

Нет такой стороны воспитания, на кото рую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира... Тот, кому удастся создать такую обстанов ку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить — разви ваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершаться из самого себя, от природы...

Е.И.   Тихеева

Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении правильная  организация развивающей предметной среды. Под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде  возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы

Определяющим моментом создания среды являете и педагогическая идея, цель. Достижение этой цели осуществляется через реализацию выбранной образовательной  программы.

Создавая развивающую среду, важно учитывать особенности детей, посещающих группу: возраст,  уровень развития,  интересы,  склонности, способности, состав, личностные особенности. Если в группе окажется мальчиков боль ше, чем девочек, — среда должна быть иной, чем там, где дево чек больше.

Особенности среды во многом определяются личностными осо бенностями и педагогическими установками воспитателя. Если вос питатель знаток своего города, любит изучать его вместе с деть ми, конечно, это найдет отражение в обстановке. Другой педагог предпочитает уделять внимание изобразительной деятельности — это  также будет заметно в созданной среде.

Таким образом, нет жестких, детализированных требований к
построению среды в разных образовательных учреждениях, поскольку образовательные программы, состав детей, педагогические  
кадры могут существенно отличаться друг от друга. Вместе с
тем, можно выделить наиболее общие положения (требования) при
создании развивающей среды в дошкольных учреждениях, основанные  на современных подходах к образованию.

Требования к организации предметно-развивающей среды

  1.   В  каждой возрастной группе нужно создать условия для самостоятельной активной целенаправленной деятельности (игровой,  двигательной,  изобразительной, театральной).
  2. Организация и размещение предметов развивающей среды должны отвечать возрастным особенностям детей и их потребностям. У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности:  в движении, общении, познании. Среда организуется так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как во  и что играть. Подбор оборудования и материалов для группы  определяется особенностями развития детей конкретного возраста  и характерными для этого возраста сензитивными периодами.  Например, для детей третьего года жизни нужно свободное, достаточно  большое пространство, где можно удовлетворить потребность в активном движении: катание, игры с крупными двигателями. Группе четырехлетних необходим развернутый центр сюжетно- ролевых игр с большим количеством  атрибутов. У детей  среднего дошкольного возраста ярко проявляется потребность в игре со сверстниками,  создании своего мира в укромных уголках.  Поэтому дети пятого года жизни будут с удовольствием  уютные домики и другие сооружения, рассчитанные на игру 2—3 человек. В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают совместные игры, оборудование необходимо  размещать так, чтобы было удобно организовывать совместную  деятельность.
  1. Динамичность — статичность среды. Развивающая среда не может быть построена окончательно. Примерно раз в два месяца часть материалов необходимо заменять, переставлять оборудова ние. В группе нужно иметь «запасник ценных вещей», где в неглу боких коробках, ящиках сосредоточены разные полифункциональ ные предметы, материалы, куски ткани, которые позволят детям самостоятельно изменять пространственную среду с позиции сво их интересов.
  2. Функциональность предметов развивающей среды. В обста новке группы должны находиться только те материалы, которые востребованы детьми и выполняют развивающую функцию. Так, если в ближайшее время игра, пособие, оборудование не будут использованы, их следует вынести. Группа не должна походить на склад для хранения материалов и пособий.
  3. Среда должна быть наполнена развивающим содержанием, соответствующим:
  1. интересам мальчиков и девочек. Например, для старшего дошкольного возраста в центре ручного труда и конструирования следует разместить образцы изготовления различной техники (маль чикам), сумочки, куклы с гардеробом вещей, предметы быта (де вочкам);
  2. «зоне ближайшего развития». В обстановку группы кроме предметов, предназначенных детям определенного возраста, должно быть включено приблизительно 15% материалов, ориентированных на более старший возраст.

6.        Во всех возрастных группах должно быть уютное место для
отдыха. Это могут быть подиумы с мягкими подушками, легкие
воздушные беседки из прозрачной ткани, мягкая мебель в тихой
зоне возле цветов, аквариумов.

Развивающая предметная среда группы должна способствовать реализации цели, задач и содержания выбранной программы. В Российской Федерации утверждено несколько комплексных программ («Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой; «Радуга» Т.Н. Дороновой; «Детский сад — дом радости» Н.М. Крыловой; «Детство» под род Т.И. Бабаевой). Цели образования дошкольников в этих программах   существенно отличаются друг от друга, а,  следовательно,  организация жизненного пространства детей в каждом случае имеет свои особенности.

Программа «Развитие»

Цель: Развивать умственные и художественные способности детей.         Предметная среда предполагает гармоничное соотношение материалов трех видов: использовавшийся в процессе специально организованного обучения; ингой, но похожий (например, если на занятиях используются детали красного цвета, то вне занятий – синего, свободный, т.е. позволяющий ребенку применять усвоенные средства и способы познания в других обстоятельствах.

Детские центры развития:

Кабинет

Вторая младшая

Материалы по сенсорике

  1. Башенки (пирамидки) одно- и разноцветные
  2. Пирамидки из 6-10 толстых колец, из 12 тонких колец
  3. Мисочки- вкладыши (10 шт.)
  4. Матрешки 2-4 местные
  5. Наборы мелких деревянных и пластмассовых игрушек
  6. Мячи 3-4  размеров; наборы песочных формочек для игр с песком и водой.

Материалы по грамоте:

  1. Предметные картинки
  2. Звуковые часы
  3. Игры «Детский мир», «Магазин», «Зоопарк», «В лесу»

Средняя группа

     Добавлены материалы из разделов «Математика», «грамота», «развитее представлений о себе и окружающем мире», «Природа», оставлены материалы по разделу «Сенсорика», необходимые для представлений об отношениях предметов по величине. На стене помещается круговая диаграмма смены времен года.

Старшая группа

Добавлен материал по  математике и грамоте.

Доска, маркеры, мел

Дидактические игры с математическим содержанием, лото, домино, настольные игры, геометрические мозаики

Игра «Танграм», геометрические головоломки

Подготовительная группа

Часы «Времена года и месяцы»

Касса букв

Разноцветные фишки ( красные, синие, зеленые, черные) для составления моделей звуковых форм

Листы бумаги, разноцветные фломастеры

МАСТЕРСКАЯ

Вторая младшая группа

Важно, чтобы материал по конструированию был классифицирован по форме и размеру и хранился в специально отведет для него шкафах в открытых коробках.

1.        Строительный материал:

  1. универсальные настольные наборы из деталей простой формы (кубики, кирпичики, брусочки, пластины, цилиндры, трехгранные ные призмы) 2—3 размеров;
  2. напольный (крупный) строительный материал;
  3. мелкий пластмассовый строительный и бросовый материал, | различные тематические наборы деталей.

2.        Наборы разных мелких игрушек (куклы, зверюшки, елочки,
грибки, машины различной величины).

Средняя группа

  1. Природный материал: кора, шишки, листочки, перышки, цветная  бумага, клей, пластилин, рисунки, схемы, трафареты, простые и цветные карандаши, бумага.
  2. Макет кукольной комнаты, кукольная мебель, фланелеграфы,  геометрические фигурки — заместители мебели.
  3. Макет детского сада.
  4. План участка.
  5. Планы отдельных помещений детского сада: групповой комнаты и спальни. Поэтажный план детского сада.
  6.  Вспомогательный материал: куклы, машины, автобусы, разные «секреты»  для поисков, «путешествий», игр на участке.

Старшая  группа

  1. Вспомогательный материал: рисунки отдельных частей построек, колонн, башен, конструкций, трафареты.
  2. Металлический конструктор со схемами поделок.
  3. Пластмассовые строители, «Лего».
  4. Макеты  детского сада и города.
  5. План  участка детского сада, улицы.
  6. Карты рода, области, республики, страны.
  7. Набор  открыток или репродукций с достопримечательностями родного города,  местности, пригорода, других городов России.

Подготовительная к школе группа

1Подробная карта   района, где находится детский сад.

2.Транспортная  схема город

3. Совмещенная карта города и ближайшего пригорода.

4.Компас,грифельная доска, мел.

ИЗОСТУДИЯ

Вторая младшая  и средняя группы

  1. Специальные столики  с поднимающимися под наклоном крышками
  2. Краски (гуашь, уголь, акварель)
  3. Кисточки тонкие и толстые, щетинные, беличьи или колонковые
  4. Бумага разного формата
  5. Губки из поролона
  6. Тряпочки для рук и кистей
  7. Баночки для красок и воды
  8. Фартуки
  9. Пластилин
  10. Свободная стена для вывешивания детских работ

Старшая и подготовительная группы

  1. Дополнительные материалы: глина, кисточки маленькие, рулонная бумага для свободной и совместной деятельности
  2. Дополнительные материалы: кнопки, коробочки для росписи,  щепки, цветные лоскутки, бусинки, листья, желуди, золотая и серебряная фольга, обрезки цветной бумаги для изготовления ко лажей, элементы костюмов, «волшебные сундучки», «волшебные  палочки».

ТЕАТР

Вторая младшая и средняя группы

  1. Театр настольный, небольшая ширма и наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур) для разыгрывания сказок.
  2. Театр, сделанный детьми и воспитателями (конусы с головками  насадками, маски, декорации, зеркало).
  3. Материал для изготовления персонажей и декораций (цветная  бумага, клей, бросовый материал, карандаши, краски, ножницы)
  4. Круги разных цветов, полоски разной длины для обозначения  волшебных предметов и разметки пространства игры.
  5. Полка с книгами: 5—6 прочитанных книг и 1—2 новые, незнакомые детям; 1—2 столика, на которых есть карандаши и бумаги, дающие возможность нарисовать понравившуюся иллюстрацию

Старшая и подготовительная к школе группы

Театр обустраивается самими детьми. Они изготовляют маски разные атрибуты для разыгрывания сказок, элементы кости» для персонажей, декорации.

УГОЛОК ДЛЯ СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫХ И ДРУГИХ ИГР

Вторая младшая и средняя группы

  1. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр, которые подбираются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  2. Игры по сенсорике: «Прокати шарик», «Попади в ворота» «Спрячь мышку», лото «Цвет», «Цвет и форма», мозаика геометрическая,  плоскостная, игра «Поймай рыбку».
  3. Игры из раздела «Развитие представлений о себе и окружающем мире».
  4. Атрибуты различных профессий (сумка доктора, одежда повара, милиционера, расческа парикмахера, формуляры библиотеки, театральные билеты и программки).
  5. Куклы девочки и мальчики.
  6. Игрушечные дикие и домашние животные.

Старшая и подготовительная группа

  1. Дополнительный материал из раздела «Математика»:- карточки с цифрами- «деньги» и числовые карточки – «чеки»  для разыгрывания сюжетной игры «Магазин»
  2. Дополнительный материал из раздела  «Развитие экологических представлений» лото, домино, книги с изображениями различных животных и растений, слайды, диафильмы

Уголок природы

Средняя группа

  1. Животные. Держать следует животных, хорошо переносящих жизнь в неволе и не требующих сложного ухода 9рыбки, улитки в  аквариуме, черепахи, морские свинки, птицы). Временные обитатели уголка природы – белка, кошка или собака, принесенные детьми из дома.
  2. Постоянно находятся в группе растения с красивыми листьями различной формы, цветущие, не требующие сложного ухода – фиалка узумбарская, бегония рекс, фуксия, бальзамин, традесканция.
  3. Растения, характерные для различных времен года. Осенью - астры, хризантемы, золотые шары,  пересаженные в горшки или срезанные в букеты. Зимой - ветки хвойных и лиственных деревьев. Весной – первоцветы, посаженные в горшки мать и мачеха. Летом - букеты садовых цветов – пионы, гладиолусы, ноготки и луговых - клевер, ромашка, колокольчики.
  4. Краеведческие материалы- фотографии, картины, слайды и диафильмы о природе родного края, минералы, гербарии.
  5. Объекты для экспериментирования – миски с водой и песком, камешки, металлические и неметаллические предметы, магнит, ветреные  мельницы, соль, сахар, формочки, микроскоп, лупа
  6. В раздевалках располагается инвентарь для ухода за растениями и животными, для игр и экспериментирования на участке
  7. «Волшебный сундучок» с природными материалами – шишки, семена, орехи, камушки, ракушки

Старшая и подготовительная группы

  1. Комнатные растения, на которых удобно демонстрировать взаимодействие их частей – кактусы, алоэ, фикус, вьющийся плющ
  2. Специальный стенд, на котором сменяются материалы, например наборы картинок по разным климатическим зонам.

Инновационные компоненты предметно-развивающей среды

ЗОНА КОЛЛЕКЦИЙ

Предназначена для знакомства детей с объектами, для обучения классификации по различным признакам и сенсорных навыков.  Коллекции следует располагать в специальных шкафах или на полках на уровне, доступном для взгляда ребенка. При формировании коллекции следует учитывать такие моменты:

  1. доступность объектов для сбора. Коллекция должна включать прежде всего те объекты, которые могут собрать сами дошкольники и их родители (камни, гербарии, морские и речные раковины, фантики, открытки, марки, календари);
  2. разнообразие;
  3. безопасность. Любой объект коллекции должен быть 6езопасным как с точки зрения механических повреждений, так и для  здоровья. Используемые объекты должны быть чистыми.

ЗОНА РЕЛАКСАЦИИ

Представляет уголок с разными комнатными растениями, аквариумами, альпийской горкой, предназначенный для отдыха детей и  ухода за растениями. В релаксационной зоне могут быть размещены обработанные пни разных размеров как стулья и столы.

ТУРИСТСКОКРАЕВЕДЧЕСКИЙ УГОЛОК

Уголок может включать картографические материалы (карты, схемы, планы, составленные детьми по результатам походом, экскурсий, рисунки-впечатления о природе), снаряжение для походов.  Создается для развития географического и пространственного мышления. В то же время это база для игровой деятельности ребенка.

УГОЛОК КОСМОСА, ПЛАНЕТАРИЙ

Украшается моделями Луны, Солнца и планет, звездной картой,  подбираются дидактические игры и пособия, «Картотека созвездий», «Собери созвездие», «Солнце и планеты». Необычность,  оригинальность оформления способствуют развитию интереса, занятия в таком уголке вызывают положительные эмоции.

МАКЕТЫ

Изготавливаются силами детей и педагогов. Это может быть план- макет  района, где расположен детский сад, макеты к сказкам, созданные  в пустых аквариумах бутафорские климатические природные  зоны (жизнь в пустыне, подводный мир, флора и фауна родной природы)

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПИРАМИДЫ

Изготавливаются силами детей и педагогов.

Пирамида  «Транспорт» — на каждой ее стороне расположены изображения  определенного вида транспорта (водного, воздушного, автомобильного, железнодорожного) и карты-схемы путей движения.  В процессе игры ребенок «путешествует», переставляя фигурки автомобилей, поездов, самолетов.

Пирамида музыкально-шумовая — замечательна тем, что ее можно расположить в любом месте группы, обозначив таким образом музыкальный  уголок. К ее граням прикрепляют разные музыкальные инструменты. В свободное время дети сами могут их снимать и играть на них.

Пирамида « Ловкие пальчики» — на ней размещены игрушки, изготовленные из старой  одежды, пластиковых емкостей, разноцветных крышек.  Дети плетут косички, завязывают шнурки, бантики, закручивают нити.

Пирамида «Край любимый» — на ее гранях нарисована карта региона, к ней прикрепляют изображения животных и растений

Пирамида «Времена года» — помогает закрепить знания о временах года, сезонных изменениях в жизни растений и животных. На каждой грани изображено  определенное время года: весна, лето, зима, осень. Задача детей – распределить по сезонам бумажные изображения объектов живой и неживой природы.

МИНИ  МУЗЕИ

Для музея могут быть выделены отдельные участки рекреационных холлов, групп. Мини- музеи играют большую познавательную и воспитательную роль. Они могут создаваться коллективом детей, родителей и педагогов. Немаловажное значение имеет представление семейных экспонатов, собранных детьми вместе с родителями. Каждый семейный экспонат должен быть снабжен этикеткой с фамилией и именем ребенка. В группах можно разместить мини- музеи «Чудо дерево», «Город мастеров», «Игрушки- забавы», «Наша Родина Россия», «Театр костюма», «Театр кукол»

Мини-музей «Чудо-дерево» состоит из двух частей: с одной стороны располагаются экспонаты, показывающие жизнь дерева природе, — объемная модель дерева, связанные с ним животные  (игрушки), фотографии лесных обитателей и разных деревьев; противоположная стена оформлена в виде деревянного дома с окошками, через которые виден лес, на полочках размещены деревянные изделия — игрушки, предметы быта, поделки из бересты, также книги о растениях.

Мини-музей «Город мастеров» — его название связано с происхождением экспонатов (изготовлены из бросовых материалов). Необычным городом управляют сапожник, пекарь и парикмахер, живущие в уютных домиках. Обитатели города — человечки из теста могут прокатиться на поезде (жестяные банки из-под кофе — вагоны, катушки — колеса), на лошадке (из капсул киндер-сюрприза) просто отдохнуть в своих квартирах (коробки из-под сока, печенья)

Мини-музей «Лучший друг» создан из экспонатов, связанных с  жизнью собак: каменные, деревянные, стеклянные, пластмассовые,  бумажные фигурки собак, крупные и небольшие игрушки, детские  украшения; игры, открытки, фотоальбомы, календари, марки, журналы, книги, видеофильмы; пластиковые пакеты с соответствующими  рисунками; фотографии собственных собак и рассказы о них собаки, сделанные детьми и их родителями.

Мини-музей «Мир книги» включает разные виды книг: старинные  издания, книжки-малютки, книжки-раскладушки, музыкальные.

Мини-музей «Игрушки-забавы» вобрал в себя все виды игрушек- забав для малышей. Дети с большим удовольствием будут дергать за веревочки, нажимать на кнопочки и с интересом мед дать за движением игрушек.

Мини-музей «История вещей» поможет детям узнать о жизни  предков, истории нашей страны. Для мини-музея подбираются старинные вещи, предметы быта и домашней утвари: крынки, рушники, лукошки, лапти, чугунки и самовары, ухваты, коромысло; балалайки,  патефоны; сундуки, одежда.

Мини-музей природы — его экспонатами могут быть любые предметы, необычные объекты живой и неживой природы, которые мамы, бабушки и дедушки вместе с дошкольниками отыскали в  ближайшем лесу, на даче, во время поездок по стране.

  1. Природные объекты (необычные сухие грибы, спилы разных  деревьев, кораллы, брошенные гнезда птиц или ос, перья)
  2. Географические карты, атласы (карты нахождения музейных  экспонатов).
  3. Вещи, сделанные из природного материала.
  4. Семейные коллекции марок, открыток, календариков с природной тематикой.
  5. Предметы, сделанные из отходов (вторично переработанная бумага, , полиэтиленовые пакеты)
  6.   Предметы, на которых изображены различные природоохранные и   ресурсосберегающие знаки (полиэтиленовые пакеты, алюминиевые  банки).

Чтобы экспонаты, представленные в мини- музеях, выступали, как обучающее средство, дается краткая информация о предмете. Описание экспоната выполняется на отдельных листах бумаги, помещается в папки- файлы

Схема описания экспонатов

  1. Рисунок  (фотография) экспоната
  2. Название : указываются научные, бытовые, народные названия. По необходимости  можно указать, почему именно так называются.
  3. Где собран:  указывается место сбора, его особенности, страна, среда   растет в воде, почвенная) и т.д.
  4. Кем собран: фамилия, имя и отчество «дарителя»,
  5. Краткая информация об экспонате: где встречается, каковы особенности (цвет, форма), как используется человеком и др.
  6. Как использовать  в работе с детьми: на что обратить внимание детей, в каких видах деятельности может пригодиться.
  7. Дополнительная  литература: перечисляется литература, в которой могут почерпнуть дополнительные сведения педагоги,   литература для детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка в помощь воспитателю для работы с родителями /из опыта работы/

7 страниц, краткое содержание:Сведения которые должен собрать воспитатель /Социальный анамнез семьи/Рекомендуемые методы для знакомства с родителями.Формы семейных отношенийОпределение микроклимата в ...

В помощь воспитателю.

Поможет педагогам в развитии самооценки.Вы вспомните виды сотрудничества детей назанятиях,а так же педагогические правила....

В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ. Здоровьесберегающий проект "Здоровье детей в наших руках". Разработчики:заведующий Афонина Р.М., педагог-психолог Жарикова С.А., воспитатель Усольцева Л.В.

laquo;Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию и отдыху. Это, прежде все...

В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ. Проект "Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе русской культуры". Руководители проекта:заведующий Афонина Р.М., воспитатель Чепелева Е.А.

Проблема «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». С. МихалковВ старшей и под...