План-конспект НОД в старшей группе по формированию целостной картины мира
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

На занятии уточняются и обогащаются представления о лесе, деревьях, об их роли как среды обитания отдельных видов животных, закрепляются знания о сезонных изменениях в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе.

Тема: «Путешествие в осенний лес».

Составила: воспитатель высшей квалификационной категории Бубнова И.Г.

МБДОУ ЦРР детский сад №1 «Чайка» г. Лобня Московской области

Интеграция образовательных областей:  «Коммуникация», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Социализация», «Безопасность», «Физическая культура», «Здоровье».

Цель: Развитие у детей познавательного интереса к природе. Формирование осознанно-правильного отношения к природным объектам, воспитание экологической культуры.

Задачи: Уточнять и обогащать представления о лесе, деревьях, об их роли как среды обитания отдельных видов животных.  Продолжать учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи. («Познание»)

 Познакомить с некоторыми правилами поведения в лесу. («Безопасность»)

Упражнять в отгадывании загадок. («Коммуникация»)

Активизировать словарный запас детей путём упражнения в словообразовании. Закрепить названия деревьев. Формировать умение составлять небольшие рассказы о лесных обитателях. («Коммуникация»)

Развивать способность сравнивать деревья по величине. («Познание. ФЭМП»)

 Вызвать проявление положительных эмоций при прослушивании звуков природы и исполнении песни («Музыка»)

Познакомить  детей со стихотворением Л. Разводовой «Озорники», активизировать чувственное восприятие художественного слова. («Чтение художественной литературы»)

Развивать двигательную активность и мелкую моторику посредством игровых двигательных заданий («Физическая культура»)

Развивать дыхание и зрительную ориентировку в окружающем пространстве, способствовать восстановительной функции для глаз после просмотра презентации. («Здоровье»)

Воспитывать осознанно-бережное отношение к природе. («Познание», «Коммуникация»)

Предварительная работа:

- Чтение художественной литературы.

- Рассматривание репродукций картин: И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Дубовая роща», И. Левитан «Золотая осень».

- Экскурсия по экологической тропе, наблюдения за деревьями на участке детского сада.

- Аппликация из природного материала «Клён».

- Лепка «Ветка рябины» (барельеф).

Материал:

- игровой персонаж;

- конверт с письмом;

- корзинка;

- природный материал: шишки, жёлуди, семена клёна, веточки деревьев…

- деревянные грибочки, искусственные листья клёна, дуба (по 5 шт.);

- искусственная ёлка, дерево для декорации;

- дидактическая игра «Кому нужны деревья?» (кубик с разноцветными гранями, иллюстрации лесных животных);

- мультимедиа-проектор;

- экран;

- ноутбук;

- презентации «С какого дерева лист?», «С кем ель в лесу дружит?»;

- магнитофон;

- диск с записью звуков природы (лес).

 

 Ход организованной образовательной деятельности:

Вводная гимнастика:

Точка внимания 

Понемножку по ладошке
Наши пальчики идут,

пальцы одной руки легко стучат по ладони другой

Серединку на ладошке
Наши пальчики найдут.

то же другой рукой

Чтоб внимательнее стать,
Нужно точку нажимать.

нажимать на центр ладони пальцем другой руки (поменять руки)

Помассировать по кругу,

круговые движения указательным пальцем одной руки по центру ладони другой (поменять руки)

А теперь расслабить руку.

легко пошевелить пальцами

Давим,

крепко сжать кулаки

Тянем,

напряженно вытянуть пальцы

Отдыхаем.

расслабить кисть

Мы внимательными станем!

скрестить руки на груди

 Воспитатель (В):  - Шла сегодня на работу,

                                    Почтальон мне дал письмо,

                                    Интересное в нём что-то,

                                    Из леса прислано оно.

                                    Вам, ребята, интересно,

                                    Что же пишут нам из леса?

               Воспитатель читает письмо:

                             - Всех приглашаю на опушку,

                               Где на суку сидит кукушка,

                               И между трёх дорожек

                               Живёт колючий ёжик.

                               Увидеть чудеса хотите?

                               Тогда все в лес к нам приходите!

В.: - Как приятно получать приглашение в гости! Но послушайте, ребята, одно важное правило, правило безопасности. Слушайте внимательно!

                       Должны всерьёз вы  уяснить:

                       Без взрослых в лес нельзя ходить!

                       Ведь заблудиться там легко:

                       Уйти от дома далеко

                       И не найти назад пути…

                       И больше к маме не дойти.

В.: - Вы запомнили правило? Без взрослых в лес нельзя ходить!

Дети повторяют правило.

В.: - Ну а с  взрослыми можно. Поэтому

                            В лес  осенний  на прогулку

                            Приглашаю вас пойти.

                            Интересней приключенья

                            Нам, ребята, не найти!

                            Давайте-ка корзинку мы с вами возьмём,

                            Быть может, что-то нужное в лесу мы найдём.

                            Дружно за руки возьмёмся,

                            В лес осенний мы пойдём.

                            На полянке отдохнём мы,    

                            И там песенку споём!

Звучит мелодия. Дети идут «змейкой».

В.:  -  Идём тропинкой росною,

          Идём мы с вами в лес,

          Туда, где клёны рослые

          Касаются небес.

Останавливаются.

В.:  -  Вот он лес! Смотрите, дети!

          Лучше нет его на свете!                

          Воздух здесь чистый, приятный, лесной:

          Пахнет здесь ёлочкой, мхом и сосной…

    Поставлю-ка я здесь под ёлочкой корзину.

   Положите ручки на животик, сделаем лёгкий вдох через нос.

          Носом – вдох, а выдох – ртом,

          Дышим глубже, а потом

        Дышится легко, ровно, глубоко.

           Вот он лес! Какой чудесный!

           А в лесу так интересно!

          Листья, слышите, шуршат,

          И деревья здесь трещат.

          Ветер ветви их качает…

Воспитатель берёт из-за ёлочки и надевает на руку игрушку-Лесовушку.

В.:  -  Посмотрите, нас встречает

          Леса давняя подружка  –

         Добрая старушка-Лесовушка.

Лесовушка (Л.):  -  Здравствуйте, ребята!

                             Я живу в лесной избушке

                             Чуть подальше от опушки.

                             Знаю всё наперечёт:

                             Что и где в лесу растёт,

                             Кто и где в лесу живёт.

                             Вон там

                             Две берёзки, пять дубочков,

                             Три осинки, шесть грибочков,

                             Под камнями два ужа,

                             А за ёлкой три ежа.

                             У лесного муравья

                             Пребольшущая семья…

                            Очень я люблю, ребята,

                            Слушать музыку в лесу:

                            И кузнечика, и дятла,

                            И пчелу, и стрекозу,

                            Трели птиц, шелест листвы…

                           Послушать лес хотите вы?

                     Присядьте, отдохните здесь на полянке и послушайте звуки леса.

Звучит фонограмма «Звуки леса».

Л.:  -  Если внимательно слушать, можно услышать много интересного.

        Вот послушайте, что однажды принёс издалека ветерок.

                 Ветер в наш лес песню донёс.

                 Песню пролаял охотничий пёс.

                 Волк эту песню провыл на опушке.

                 Дружно проквакали песню лягушки.

                 Бык эту песню, как мы, промычал.

                 Рысь промурлыкала. Сом промолчал.

                 Филин проухал. Уж прошипел.

                 А соловей эту песню пропел.

                                                           (Г. Сапгир)

Л.:  - Я сейчас ещё раз прочту  стихотворение, а вы покажете, какими голосами пели песенку животные.

При повторении стихотворения педагогом дети имитируют голоса животных.

Л.:  -  Вот сколько разных звуков можно услышать в лесу:  и шелест травы, и скрип деревьев, и шуршание опавших листьев, и стук дятла по дереву…  А мне интересно, что вы знаете о лесе. За каждый правильный ответ я вам буду давать лесные сувениры: шишки, жёлуди, листочки…  Скажите-ка, ребятки, что и кого можно увидеть в лесу? Только говорите по очереди.

Ответы детей:  деревья, травы, цветы, птиц, зверей, насекомых, ягоды, грибы. (В корзинку за правильные ответы складываются шишки, листочки, жёлуди, кора, веточки).

Л.:  - Правильно, мы можем увидеть в лесу растения и животных. А какие самые главные растения в лесу?  

Дети:  -  Деревья.

Л.:  - А теперь я загадаю вам загадки и посмотрю, сможете ли вы узнать деревья в моём осеннем лесу.

Воспитатель после правильного ответа показывает картинку (иллюстрацию) дерева и кладёт в корзинку семена деревьев.  

                           - Русская красавица стоит на поляне

                             В зелёной кофточке, в белом сарафане.

                                                                             (Берёза)

                           -   Её всегда в лесу найдёшь –

                                Пойдём гулять и встретим:

                                Стоит,  колючая, как ёж,

                                Зимою в платье летнем.

                                                                             ( Ель)

                         -   У меня длинней иголки,

                             Чем у ёлки.

                             Очень прямо я расту в высоту.

                             Если я не на опушке,

                             Ветви – только на макушке.

                                                                             (Сосна)

                          -  Тёмной он покрыт корой.

                             Лист красивый, вырезной,

                             А на кончиках ветвей

                             Зреет много желудей.

                                                                           (Дуб)

                          -  Бусы красные висят,

                             Из кустов на нас глядят.

                             Очень любят бусы эти

                              Дети, птицы и медведи.

                                                                          (Рябина)

                             -  Ну не дерево, а диво!

                            Разноцветный и красивый

                            Лист ладошкою раскрылся.

                            Ветер дунул, лист свалился.

                                                                            (Клён)

                            -  Всегда от холода трясусь,

                              Всего-всего в лесу боюсь.

                              Не берёза, не рябина,

                              Я – пугливая…

                                                                              (Осина)

Л.:  -  Ай  да молодцы!  Все деревья узнали!   Вот вам в подарок лесной сувенир – веточка дерева.

        -  Осень яркой, пёстрой кистью

          Разукрасила все листья:

          Красный, бурый, золотой –

          Отгадайте, лист какой?

Воспитатель снимает с руки игрушку, сажает её под ёлочку:

 - Отдохни, Лесовушка, и посмотри, как наши дети могут узнавать деревья по листьям.

Игра-презентация «С какого дерева лист?»

Упражнение «Скажи, какой»:  лист берёзы – берёзовый, лист клёна – кленовый, лист дуба – дубовый…

Л.: - Все листочки отгадали. Вот вам приз – орех каштана.

В.: - Спасибо. Отдохнули немножко, а теперь давайте поиграем.  Подойдите         ко мне.

В.:  -  По лесной полянке  гуляет прохладный ветерок, носится меж ёлок и пёстрых осинок. Положите ручки на животик, сделаем лёгкий вдох через нос, и, как ветерок, подуем: Ш-Ш-Ш-Ш. Плечики не поднимаем. Молодцы! Ветерок срывает листочки, и они падают на землю. Давайте понаблюдаем за этим явлением. Смотрите глазками, головой не шевелите.

Гимнастика для глаз «Падающие листочки».

Воспитатель подбрасывает вверх по одному листочку, дети следят за их падением.

В.: - Давайте споём песенку «Осень»

Пальчиковая гимнастика «Осень».

Ветер по лесу гулял,

Ветер листики считал:

Плавные волнообразные движения кистями рук.

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки золотой,

Вот последний лист с осинки

Загибать по одному пальчику на обеих руках

Ветер бросил на тропинку.

Встряхнуть кисти рук.

Ребёнок собирает листья.

В.:  -  Давайте посчитаем, сколько листьев клёна (дуба)  упало на тропинку.

Воспитатель предлагает 2-3 детям посчитать листья: один кленовый лист, два кленовых листа, три кленовых листа, четыре кленовых листа, пять кленовых листьев. За правильный счёт воспитатель кладёт в корзинку листочек дерева.

Девочка читает стихотворение «Озорники»  Л. Разводовой.

                        -  Закружился надо мной

                           Дождь из листьев озорной.

                          До чего же он хорош!

                          Где такой ещё найдёшь –

                          Без конца и без начала?

                          Танцевать под ним я стала.

                          Мы плясали, как друзья, -

                          Дождь из листиков и я.

В.:  - Какое красивое стихотворение! Как по-другому можно назвать дождь из листьев?  Листья падают, значит, это…

Дети:  - Листопад.

За правильный ответ – ещё один листочек дерева.

В.:  -  Автор сравнивает листопад с озорным дождём из листьев. Как красиво! (Имя девочки) танцевала под листопадом, а мы с вами поиграем в игру «Какие бывают деревья?»

Физкультминутка «Какие бывают деревья?»

Деревья бывают высокими,

Поднимают руки вверх

Низкими,

Приседают

Толстыми,

Разводят руки в стороны

Тонкими.

Соединяют руки, округлив ладошки.

 

В.:  -  А теперь я вам покажу, а вы мне скажете, какими бывают деревья.

Воспитатель выполняет вышеперечисленные движения, дети называют  слова, обозначающие величину деревьев. За ответ – кусочек коры берёзы.

В.:  -  Давайте ещё посидим здесь на этой полянке.

В.:  -  Ребята, как вы думаете,  деревья кому-то нужны в лесу?

Игра «Кому нужны деревья в лесу?»  («Кто с деревом дружит?»)

Правила игры:
На столе  разложены карточки с картинками. Дети по очереди бросают кубик. Если выпадает сторона кубика с зеленым кружком, ребенок берет карточку с изображением любого животного  и рассказывает, почему это животное дружит с деревом.
Например:
Это белка. Она живет на дереве в дупле, иногда сама строит гнездо. Ещё белка собирает еловые и сосновые шишки, на ветках развешивает грибы – делает запасы на зиму.
Если выпадает синий цвет – выбирает птицу; красный цвет – насекомое; желтый – птицу, насекомое, животное, которые не живут в лесу и мотивирует свой выбор. За рассказ воспитатель кладёт в корзинку грибок, жёлудь, шишку, орех.

В.: - Послушайте, ребята, песенку и посмотрите, с кем в лесу ель дружит.

Песня-презентация «С кем ель в лесу дружит?»  (на мотив песни «В лесу родилась ёлочка»)

         I :    -  В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла.

                Зимой и летом стройная зелёная была.

      II:         Трусишка зайка серенький под ёлочкой скакал.

                Порою волк, сердитый волк рысцою пробегал.

      III:          Медведь под этой ёлочкой в берлоге спал зимой.

                Жуки, букашки, пауки проспали под корой.

      IV:          В ветвях  на этой ёлочке  жил краснопёрый клёст

                И белочки-проказницы мелькал пушистый хвост.

                Полакомиться шишками к ней дятел прилетал.

                И муравей иголочки в свой теремок таскал.

                А я под этой ёлочкой

                Грибочки собирал.

         V:       На праздник эту ёлочку рубить в лесу нельзя!

                О ком мы пели песенку, для ёлочки – друзья!

Воспитатель надевает на руку игрушку – Лесовушку.

Л.:  -  Молодцы, ребята! Действительно: дерево – это и дом для зверей, птиц, насекомых, это и их столовая. А вы приходите к ним в гости. Поэтому,

                        Если в лес пришёл гулять,

                        Свежим воздухом дышать,

                        Бегай, прыгай и играй,

                        Только, чур, не забывай:

                        Мне по нраву только тот,

                        Кто природу бережёт,

                        Кто берёзку не сломает

                        И пичужку не спугнёт,

                         Мухомор сшибать не станет

                         И костёр не разведёт…

                         Кто всегда в моём лесу

                         Уважает тишину!

                         Ребята, берегите всё, что в лесу растёт.

Л.:  -  Я вам дарю плакаты «Что нельзя делать в лесу». Изучайте правила лесные, и тогда вы будете настоящими друзьями леса, дорогими его гостями.

                        Прощаться нужно нам, друзья,

                        Забот немало у меня.

                       Я очень полюбила вас.

                       Мы встретимся ещё не раз!

                      До свидания, ребята!

Дети прощаются с Лесовушкой.

В.:  -  Солнце стало ниже сосен.

          Мы едва корзинку носим.

          Сколько в ней для поделок добра!

          И травинки, и листочки,

         Шишки, жёлуди, цветочки,

         Береста да веточки

         На забаву деточкам,

         Чтоб подарки мастерили

         Да друзьям своим дарили.

         А нам уже в детский садик пора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по формированию целостной картины мира. " Хочешь есть калачи, не сиди на печи."

Закрепляются знания детей о хлебе как одном из величайших богатств земли. Расширяются представления о роли труда в жизни человека....

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе по формированию целостной картины мира "Наша Родина".

Конспект представлен по направлению познавательное и речевое развитие. Детям даётся представление о большой и малой родине, о государственных символах России, о природе родного края. Воспитывается ...

Методическая разработка. План- конспект занятия и презентация к занятию по формированию целостной картины мира "Домашние животные".

Методическая разработка. План- конспект занятия и презентация к занятию по формированию целостной картины мира "Домашние животные"....

Конспект НОД в старшей группе по формированию целостной картины мира на тему «В мире опасных предметов (колющие, режущие предметы)»

Цель: закреплять у детей знания об опасных предметах (колющих и режущих), об их необходимости для человека, о правилах пользования ими.Задачи:Образовательные:- закрепить понятия "к...