Сценарий развлечения "Колядки"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Знакомит детей с русскими народными традициями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvlechenie_kolyadki.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 74»
Развлечение
«Гуляют ребятки в зимние Святки»
Т.Н.Хомякова,
воспитатель 1-й категории
г.Березники 2009г
Цель. Приобщать детей к русской традиционной культуре, познакомить их с обрядом колядования на Руси.
Задачи:
1.Продолжать знакомить детей с народными праздниками, которые отмечают в зимний период.
2.Продолжать знакомить детей с народным фольклором, традициями во время колядок
3.Учить детей использовать народные традиции в праздниках.
4.Расширять словарный запас детей через знакомство со словами «коляда» (от латинского выкликать), колядка (короткая песня величально-поздравительного характера), колядовщики (исполнители колядок), авсень (от слова овес, сеять, песня с пожеланиями добра и изобилия дому, семье).
5.Воспитывать эмоциональное положительное отношение к народному празднику.
Участники: музыкальный руководитель, педагоги, дети.
колядовщики (дети в русских народных костюмах),
ряженые:
коза,
Баба Яга,
Медведь,
Тетка Федотья,
музыкальный руководитель,
дети разных групп.
Оформление:
декорация русской избы,
атрибуты праздника - звезда, месяц, вертеп.
гостинцы для колядующих.
Материал:
художественное слово, стихи, загадки, песни, игры.
Музыкальные инструменты: свистульки, трещотки, колокольчики.
Атрибуты обряда - звезда, месяц, вертеп, русская изба, гостинцы.
Предварительная работа: познакомить детей с атрибутами колядования, разучивание святочных песен, колядок, игр и хороводов, изготовление атрибутов обряда колядования – звезда, месяц, вертеп и рождественский подарок.
Ход:
За дверью слышится шум и смех. Дети заходят в оформленный музыкальный зал. Играют на свистульках, трещотках, колокольчиках. Встают полукругом лицом к зрителям. В дверном проеме появляется голова козы.
Коза: Ме-ме-ме.
Она приветствует гостей.
Входит процессия ряженых, ее возглавляет коза,
Баба Яга несет мешок для угощения. Замыкает шествие медведь.
Ребенок:
Здравствуйте, люди добрые!
С новым годом, С новым счастьем!
Чтоб здоровы были,
Много лет чтоб жили!
Дети кланяются гостям праздника.
Девочка:
Ой, девчата, нынче святки,
Не пойти ли нам на колядки?
Мальчик:
Там блины, козули,
И кисель в кастрюле!
Дети: Берут атрибуты обряда - звезда, месяц, вертеп.
1-й ребенок: Звезда моя!
2-й ребенок: А мой – месяц!
Вертеп: Полинке!
Коза: Агрипинке!
Все смеются.
Агрипинка (одна из девочек) берет Козу за поясок. Коза бодается.
Агрипинка гладит козу.
Козушка моя серая по горке ходила,
Коза моя смелая Волчика дразнила.
Коза подпрыгивает и мотает головой, «дразнит» воображаемого волка
Ведущий: Волк такого не стерпел: взял козушку да и съел!
Коза падает на пол, дергает руками и ногами и руками. Дети жалеют козу. Кроме одного мальчика.
Мальчик: Нашей козе немного надо:
Решето овса, поверх колбаса,
Три куска сала…
Все: Чтоб коза встала!
Коза неожиданно поднимается.
Коза: По деревне все пройдем, коляду-авсень споем.
Дети поют:
Как по улице мороз подмораживает нос
Не велит долго стоять, велит скоро подавать!
Или тепленький пирог, или маслице, творог,
Или денежки копьем, или рубль серебром.
Дети кланяются гостям.
1-й ребенок: Чтоб хозяину жилося – богателося,
2-й ребенок: Чтоб хозяюшка была как лебедушка бела!
3-й ребенок: Чтобы деточки в дому, словно пчёлочки в меду!
4-й ребенок: Мы пришли Христа прославить,
5-й ребенок: Всех вас с праздником поздравить!
Ведущий: В старину на Руси был такой обряд. Назывался…
Все: Коляда.
Ведущий: С Рождества до Крещенья ряженые ходили по дворам с козой…
Коза стучит копытцем ме-ме-е!
Ведущий: С медведем…
Медведь: мотает головой р-р-р
Ведущий: Со звездой, месяцем, и вертепом. Пели, подарки просили, хозяев поздравляли, здоровья им желали.
Девочка: С праздником, господа!
А кричать ли «Коляда?»
Ведущий: Кричать!
Дети поют.
Как по улице мороз подмораживает нос
Не велит долго стоять, велит скоро подавать!
Или тепленький пирог, или маслице, творог,
Или денежки копьем, или рубль серебром.
Девочка: Коляда-моляда! Уродилась Коляда!
Кто подаст пирога – тому двор живота!
А кто не даст ни копейки – завалим лазейки!
Кто не даст лепешки – завалим окошки!
Кто не даст хлеба – уведем деда!
Кто не даст ветчины – тем расколем чугуны!
Мальчик: Коляда! Коляда!
А бывает Коляда накануне Рождества!
Рождество принесла!
Мы нашли Коляду
В Акулиновом двору!
Мальчик: Долго мы колядовали, даже ноженьки устали!
Всю деревню обходили, про Федотью-то… забыли!
Разговор девочек.
Девочка: А вот и дом Федотьи - Поль, стучи в окно-ти!
Полина: Сучит в окно.
Девочка: Здоровья тому, кто в этом дому!
Кто даст пирога, тому двор живота!
Мальчик: Что, Федотья, наварила, что родима напекла?
Выноси-ка поскорей - не морозь-ка ты детей!
Девочка выставляет ногу вперед на пятку.
Девочка: У нас чеботы худые
Все (жалобно): У нас ручки-ти зябнут.
Девочка (взявшись за платок): У нас платочки тоненькие.
Все: У нас ушки зябнут.
Ведущий: Давайте погреемся в игру поиграем.
Дети встают в круг.
Проводится народная игра. Выбирается водящий.
Девочка: Мы пели, мы играли под твоим окошком.
Ты Федотья, что ль глухая? Выноси лепешку!
Выходит Федотья выносит блюдо с угощеньем.
Девочка: Неси, неси не тряси.
Все: Половину-ти не скуси.
Все громко смеются.
Тетка Федотья: Сначала мои загадки отведайте,
а потом и лепешкой обедайте!
Ведущий: Ребята отгадаем загадки?
Тетка Федотья:
1.Без рук рисует, без зубов кусает. (Мороз.)
Рассыпала Лукерья серебряные перья.
2.Закружила, замела – стала улица бела. (Метель)
Скатерть бела весь свет одела. (Снег)
3.Текло, текло и легло под стекло. (Река подо льдом)
Не бриллиант, а светится. (Лед)
4.Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные.
А возьмешь вода в руке. (Снежинки)
5.Бежал по тропинке луговой –
Кивали маки головой.
Бежали по речке голубой.
Речка сделалась рябой. (Ветер.)
6.Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне. (Мороз)
Тетка Федотья: Все загадки отгадали. А теперь я хочу с вами поиграть. Надо «Найти пару»
Проводится игра «Найди пару»
Ведущий: Вот этот ребенок, который остался без одной варежки.
Тетка Федотья: Ты должен либо спеть или станцевать, а может стихотворение рассказать.
Баба Яга приходит в зал выпрашивает угощение.
Девочка: Тпру, тпру подожди.
1-й мальчик: Подавай пирожки.
2-й мальчик: С лучком и мачком…
Оба мальчика:
С горьким перчиком!
Девочка: Постойте, ребята, я скажу!
Жил-был царь, у царя был двор.
На дворе был кол,
На колу мочало –
Начинай сначала!
Подсаживается Баба Яга с мешком собирает в мешок угощенье.
В это время тетка Федотья угощает колядовщиков пирогами, они с поклоном принимают угощение.
Мальчик обращается к гостям.
Мальчик: Дорогие дети! Гости!
Всем людям добрым желаю добра!
Золота и серебра!
2-й мальчик:
Пышных пирогов,
Мягоньких блинов!
Доброго здоровья!
Маслица коровья!
А всем на память печенья.
Примите от меня угощенье!
Девочка: С Рождеством всех поздравляем и подарки вам вручаем!
Дети хором: Спасибо за угощение!
Дети парами выходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЦЕНАРИЙ ВЫПУСКНОГО ПРАЗДНИКА В ДЕТСКОМ САДУ. Мы предлагаем вашему вниманию интересный и веселый сценарий выпускного праздника для ДОУ. «Фильм! Фильм! Фильм!»
Сценарии выпускного праздника. Интересный, увлекательный, с любимыми героями сказок....
« Чудо от доброго сердца» сценарий музыкального кукольно-драматического спектакля по мотиву сказки Ганса Христиана Андерсена «Дюймовочка» ,автор сценария — Савиных Ольга Сергеевна.
Уважаемые коллеги и родители! Представляю Вашему вниманию сценарий, по которому был поставлен спектакль с детьми старших групп. Драматургическая эклектика дала возможность раскрыть свои таланты каждом...
Сценарий музыкальной сказки-импровизации для детей 5-го года жизни "Курочка Ряба", сценарий новогоднего утренника для малышей "В гостях у Умки"
Разработка сценария музыкальной сказки -импровизации"Курочка Ряба" может быть использована к весеннему праздничному развлечению 8 марта. В сценарии использован музыкальный материал по программе ...
Сценарий организованной деятельности детей II младшей группы. Мир природы. Тема: «Помощники» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Физическая культура» Сценарий организованной деятельности дете
Программные задачи. Научить детей классифицировать овощи и фрукты и дать понятие, где они растут.Закрепить понятие: широкий, узкий.Развивать речь детей, мышление, внимание и память. Активи...
Сценарий выпускного бала для подготовительной группы. Сценарий утренника для подготовительной группы приуроченного к Международному женскому дню: музыкальная сказка "Аленький цветочек"
Выпускной бал "Фильм-фильс-фильм". Музыкальная сказка "Аленький цветочек"....
Сценарий физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Если очень захочу — в космос скоро полечу!» Аксинья Попова Сценарий физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Если очень захочу — в космос скоро полечу!» Сценар
Сценарий физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Если очень захочу — в космос скоро полечу!»Аксинья Попова Сценарий физкультурного досуга для детей с...