Сценарий развлечения "Колядки"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Чудаева Татьяна Николаевна

Знакомит детей с русскими народными традициями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvlechenie_kolyadki.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 74»

Развлечение

«Гуляют  ребятки  в зимние Святки»

                                           

Т.Н.Хомякова,

воспитатель 1-й категории

г.Березники  2009г

Цель. Приобщать детей к русской традиционной культуре, познакомить их с обрядом колядования на Руси.

Задачи: 

   1.Продолжать знакомить детей с народными праздниками, которые отмечают в зимний период.

   2.Продолжать знакомить детей с народным фольклором, традициями во время колядок

  3.Учить детей использовать народные традиции в праздниках.

  4.Расширять словарный запас детей через знакомство со словами «коляда» (от латинского выкликать), колядка (короткая песня величально-поздравительного характера), колядовщики (исполнители колядок), авсень (от слова овес, сеять, песня с пожеланиями добра и изобилия дому, семье).

  5.Воспитывать эмоциональное положительное отношение к народному празднику.

Участники: музыкальный руководитель, педагоги, дети.

колядовщики (дети в русских народных костюмах),

ряженые:

коза,

Баба Яга,

Медведь,

Тетка Федотья,

музыкальный руководитель,

дети разных групп.

Оформление:

декорация русской избы,

атрибуты праздника - звезда, месяц, вертеп.

гостинцы для колядующих.

Материал:

художественное слово, стихи, загадки, песни, игры.

Музыкальные инструменты: свистульки, трещотки, колокольчики.

Атрибуты обряда - звезда, месяц, вертеп, русская изба, гостинцы.

Предварительная работа: познакомить детей с атрибутами колядования, разучивание святочных песен, колядок, игр и хороводов, изготовление атрибутов обряда колядования – звезда, месяц, вертеп и рождественский подарок.

Ход:

За дверью слышится шум и смех. Дети заходят в оформленный музыкальный  зал. Играют на свистульках, трещотках, колокольчиках. Встают полукругом лицом к зрителям. В дверном проеме появляется голова козы.

Коза: Ме-ме-ме.

Она приветствует гостей.

Входит процессия ряженых, ее возглавляет коза,

Баба Яга несет мешок для угощения. Замыкает шествие медведь.

Ребенок:

Здравствуйте, люди добрые!

С новым годом, С новым счастьем!

Чтоб здоровы были,

Много лет чтоб жили!

Дети кланяются гостям праздника.

Девочка:

Ой, девчата, нынче святки,

Не пойти ли нам на колядки?

Мальчик:

Там блины, козули,

И кисель в кастрюле!

Дети: Берут атрибуты обряда - звезда, месяц, вертеп. 

1-й ребенок:  Звезда моя!

2-й ребенок: А мой – месяц!

Вертеп:  Полинке!

Коза: Агрипинке!

Все смеются.

Агрипинка (одна из девочек) берет Козу за поясок. Коза бодается.

Агрипинка гладит козу.

Козушка моя  серая по горке ходила,

Коза моя смелая Волчика дразнила.

Коза подпрыгивает и мотает головой, «дразнит» воображаемого волка

Ведущий: Волк такого не стерпел: взял козушку да и съел!

Коза падает на пол, дергает руками и ногами и руками. Дети жалеют козу. Кроме одного мальчика.

Мальчик: Нашей козе немного надо:

Решето овса, поверх колбаса,

Три куска сала…

Все: Чтоб коза встала!

Коза неожиданно поднимается.

Коза:  По  деревне все пройдем, коляду-авсень споем.

Дети поют:

Как по улице мороз подмораживает нос

Не велит долго стоять, велит скоро подавать!

Или тепленький пирог, или маслице, творог,

Или денежки копьем, или рубль серебром.

Дети кланяются гостям.

1-й ребенок: Чтоб хозяину жилося – богателося,

2-й ребенок: Чтоб хозяюшка была как лебедушка бела!

3-й ребенок: Чтобы деточки в дому, словно пчёлочки в меду!

4-й ребенок: Мы пришли Христа прославить,

5-й ребенок: Всех вас с праздником поздравить!

Ведущий:  В старину на Руси был такой обряд. Назывался…

Все: Коляда.

Ведущий: С Рождества до Крещенья ряженые ходили по дворам с козой…

Коза стучит копытцем ме-ме-е!

Ведущий:  С медведем…

Медведь: мотает головой р-р-р

Ведущий: Со звездой, месяцем, и вертепом. Пели, подарки просили, хозяев поздравляли, здоровья им желали.

Девочка: С праздником, господа!

А кричать ли «Коляда?»

Ведущий: Кричать!

Дети поют.

Как по улице мороз подмораживает нос

Не велит долго стоять, велит скоро подавать!

Или тепленький пирог, или маслице, творог,

Или денежки копьем, или рубль серебром.

Девочка: Коляда-моляда! Уродилась Коляда!

               Кто подаст пирога – тому двор живота!

А кто не даст ни копейки – завалим лазейки!

Кто не даст лепешки – завалим окошки!

Кто не даст хлеба – уведем деда!

Кто не даст ветчины – тем расколем чугуны!

Мальчик: Коляда! Коляда!

А бывает Коляда накануне Рождества!

Рождество принесла!

Мы нашли Коляду

В Акулиновом двору!

Мальчик: Долго мы колядовали, даже ноженьки устали!

Всю деревню обходили, про Федотью-то… забыли!

Разговор девочек.

Девочка: А вот и дом Федотьи - Поль, стучи в окно-ти!

Полина: Сучит в окно.

Девочка: Здоровья тому, кто в этом дому!

Кто даст пирога, тому двор живота!

Мальчик: Что, Федотья, наварила, что родима напекла?

Выноси-ка  поскорей - не морозь-ка ты  детей!

Девочка выставляет ногу вперед на пятку.

Девочка: У нас чеботы худые

Все (жалобно): У нас ручки-ти зябнут.

Девочка (взявшись за платок): У нас платочки тоненькие.

Все: У нас ушки зябнут.

Ведущий: Давайте погреемся в игру поиграем.

Дети встают в круг.

Проводится народная  игра. Выбирается водящий.

Девочка: Мы пели, мы играли под твоим окошком.

Ты Федотья, что ль глухая? Выноси лепешку!

Выходит Федотья выносит блюдо с угощеньем.

Девочка: Неси, неси не тряси.

Все: Половину-ти не скуси.

Все громко смеются.

Тетка Федотья:  Сначала  мои загадки отведайте,

а потом и лепешкой обедайте!

Ведущий: Ребята отгадаем загадки?

Тетка Федотья: 

1.Без рук рисует, без зубов кусает. (Мороз.)

   Рассыпала Лукерья серебряные перья.

2.Закружила, замела – стала улица бела. (Метель)

   Скатерть бела весь свет одела. (Снег)

3.Текло, текло и легло под стекло. (Река подо льдом)

   Не бриллиант, а светится. (Лед) 

4.Что за звездочки сквозные

   На пальто и на платке?

   Все сквозные, вырезные.

   А возьмешь вода в руке.  (Снежинки)

5.Бежал по тропинке луговой –

   Кивали маки головой.

   Бежали по речке голубой.

  Речка сделалась рябой. (Ветер.)

6.Невидимкой, осторожно
  Он является ко мне,
  И рисует, как художник,
  Он узоры на окне. (Мороз)

Тетка Федотья: Все загадки отгадали. А теперь я хочу с вами поиграть. Надо «Найти пару»

Проводится игра «Найди пару»

Ведущий: Вот этот ребенок, который остался без  одной варежки.

Тетка Федотья: Ты должен либо спеть или станцевать, а может стихотворение рассказать.

Баба Яга приходит в зал выпрашивает угощение.

Девочка: Тпру, тпру подожди.

1-й мальчик: Подавай пирожки.

2-й мальчик: С лучком и мачком…

Оба мальчика:

С горьким перчиком!

Девочка: Постойте, ребята, я скажу!

Жил-был царь, у царя был двор.

На дворе был кол,

На колу мочало –

Начинай сначала!

Подсаживается Баба Яга  с мешком собирает в мешок угощенье.

В это время тетка Федотья угощает колядовщиков пирогами, они с поклоном принимают угощение.

Мальчик обращается к гостям.

Мальчик: Дорогие дети! Гости!

Всем людям добрым желаю добра!

Золота и серебра!

2-й мальчик:

Пышных пирогов,

Мягоньких блинов!

Доброго здоровья!

Маслица коровья!

А всем на память печенья.

Примите от меня угощенье!

Девочка: С  Рождеством всех поздравляем и подарки вам вручаем!

Дети  хором: Спасибо за угощение!

Дети парами выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Чудо от доброго сердца» сценарий музыкального кукольно-драматического спектакля по мотиву сказки Ганса Христиана Андерсена «Дюймовочка» ,автор сценария — Савиных Ольга Сергеевна.

Уважаемые коллеги и родители! Представляю Вашему вниманию сценарий, по которому был поставлен спектакль с детьми старших групп. Драматургическая эклектика дала возможность раскрыть свои таланты каждом...

Сценарий музыкальной сказки-импровизации для детей 5-го года жизни "Курочка Ряба", сценарий новогоднего утренника для малышей "В гостях у Умки"

Разработка сценария музыкальной сказки -импровизации"Курочка Ряба" может быть использована к весеннему праздничному развлечению 8 марта.  В сценарии использован музыкальный материал по программе ...

Сценарий организованной деятельности детей II младшей группы. Мир природы. Тема: «Помощники» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Физическая культура» Сценарий организованной деятельности дете

Программные задачи.   Научить детей классифицировать овощи и фрукты и дать понятие, где они растут.Закрепить понятие: широкий, узкий.Развивать речь детей, мышление, внимание и память. Активи...

Сценарий физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Если очень захочу — в космос скоро полечу!» Аксинья Попова Сценарий физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Если очень захочу — в космос скоро полечу!» Сценар

Сценарий физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Если очень захочу — в космос скоро полечу!»Аксинья Попова Сценарий физкультурного досуга для детей с...

Сценарии праздников.2019г. ДОСУГ по сказкам А.С.Пушкина. Сценарий утренника "До свидания детский сад". Сценарий праздника " 8-МАРТА".

1. ДОСУГ по сказкам А.С.ПУШКИНА. 2019г.2.СЦЕНАРИЙ УТРЕННИКА  " ДО СВИДАНИЕ ДЕТСКИЙ САД." 2018г.3.СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА "8-МАРТА"....