Природоведческие игры в работе с дошкольниками
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа) по теме

В материале раскрыта система работы по формированию экологической культуры дошкольников с использованием природоведческих игр.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.docx65.94 КБ

Предварительный просмотр:

                 

                      Опыт работы

                         

                                 по теме  

«Природоведческая игра в формировании экологической культуры»

                                           

МБДОУ №8

п.Метлино

Челябинской области                                                       Воспитатель 1   кв.

           категории Зайнуллина Т.Б.

                                        2010г

                           

                                                                  

«Встал поутру, умылся, привёл себя  в порядок – и сразу же   приведи  в порядок свою планету».

                                                                                           А. Де  Сент – Экзюпери.

                Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности.  С каждым годом её звучание становится всё сильнее. Увеличивающееся промышленное производство материальных благ, тотальная экологическая безответственность человечества, грозят полным  уничтожением всего живого на планете. Поэтому важнейшим условием сохранения нашего общего дома - планеты Земля, является просвещение людей в вопросе охраны окружающей среды, развитие экологического сознания, формирование экологической культуры всего населения, особенно  подрастающего молодого поколения. В 1992 г. разработан Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» , он определил «воспитание любви к окружающей природе» одним из принципов государственной политики в области образования.

Основной целью экологического образования и воспитания на современном этапе является формирование      экологического      мировоззрения,      основанного      на представлении   о   единстве   человека   с   природой   и   содействующего устойчивому развитию общества.

 Актуальность моей темы заключается в том, что экология является основой формирования нового образа жизни, характеризующегося гармонией в отношениях человека с окружающей средой.  

1. Природоведческая игра в формировании экологической культуры.

1.Главной целью моей деятельности является воспитание у детей экологической культуры посредством природоведческих игр.

Экологическая культура личности предполагает наличие у человека определённых знаний, убеждений, готовность к деятельности, а также владение практическими действиями, согласующимися с требованиями разумного и бережного отношения к природе.

Экологическая культура включает в себя следующие компоненты:

  1. Экологические знания и умения;
  2. Экологическое мышление;
  3. Ценностные ориентации;
  4. Экологически оправданное поведение

 Для реализации поставленной цели мною определены следующие задач:

  1. Формирование у детей элементов экологического сознания .

 Определяется - содержанием и характером (степенью сложности) знаний о природе. Я стремилась через игру давать знания экологического содержания, отражающие ведущие взаимосвязи природных явлений.

  1. Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе.

В ходе нашей совместной с детьми деятельности в природе (уход за животными и растениями в уголке природы и на участке, участие в природоохранительной работе) мои воспитанники осваивают умения создавать для растений и животных условия, близкие к природным, с учетом потребностей живых организмов. Я считаю, осваиваемые детьми умения: предвидеть последствия негативных поступков, правильно вести себя в природе являются важными. Именно  они делают отношение к природе не созерцательным, а осознанно-действенным.

3.Воспитание гуманного отношения к природе.

Я уверена, что развитие отношения к природе тесно связано с особой организацией педагогического процесса, основанной на нравственно-положительных переживаниях ребенка в различных жизненных ситуациях, на прогулках, экскурсиях, на занятиях и пр. Педагог должен уметь вызвать у детей сострадание к живому существу, желание позаботиться о нем, радость и восхищение от встречи с природой, удивление, гордость за правильный поступок, удовольствие от хорошо выполненного поручения. Не менее важно научить детей оценивать свои поступки и поступки сверстников, взрослых в процессе общения с природой.

Педагогический процесс экологического воспитания требует решения всех перечисленных задач в единстве.

Работу по данному направлению  вела с детьми  старшей, подготовительной групп.

Базисной программой для моей  работы стала: программа «Программа воспитания и обучения дошкольников» под редакцией Васильевой М.А. Парциальными: «Юный эколог» С. Н. Николаевой. «Мир природы и ребёнок» Саморуковой П.Г.,«Добро пожаловать в экологию» О.А. Воронкевич, О.А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду»

При отборе  игрового  экологического материала  я  соблюдала следующие педагогические принципы и требования:

  1. Научность - подбирала игровой материал на основе  разработанных программ);
  2. Доступность – использовала игры  с учетом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решались в старшем возрасте;
  3. Деятельностность - игра  давала моим воспитанникам возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировала к усвоению новых;
  4. Системность  - материал давала последовательно,   от простого к сложному;
  5. Гуманистичность – игра помогала мне формировать у детей знания о человеке, как части природы, и уважительное отношение  ко всем формам жизни на планете;
  1. Интеграция  - вводила экоигру во все виды детской деятельности. Содержание подобранных мною игр не  'противоречило экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности.
  2. Принцип развивающего и воспитывающего обучения  - предпочтение отдавала тем играм, которые позволяли решать не только задачи экологического образования, но и обеспечивали решение общих задач воспитания и развития моих воспитанников.

2.Роль природоведческой игры  в формировании экологической культуры.

Игра — это способ осмысления окружающего мира и своего места в нем, освоения соответствующих различным ситуациям моделей поведения.

В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Все происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное, в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения. Игра создаёт благоприятные психологические условия для погружения в мир природы.

Мне трудно переоценить вклад игры  в формирование  экологического сознания и экологической культуры моих воспитанников. Играя, мои дети познавали многоликий мир природы, учились общаться с животными и растениями, взаимодействовали с предметами неживой природы, усваивали сложную систему отношений с окружающей средой. В результате этого совершенствовались их интеллектуальные и волевые навыки ,  нравственные и эстетические чувства,  дети  физически развивались.

Достаточно серьезную проблему для моих ребят представляло усвоение правил поведения в природе, а также таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание, и усваивались эти нормы и правила лучше всего в организованных  мною играх. Примеряя в игре на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояния, ребята проникались к ним чувствами, сопереживали им, что способствовало развитию у них экологической этики.

Из наблюдений ребят  за играми других детей возникали предпосылки для формирования сознательного поведения в природе и социуме, самоконтроля за действиями и поступками, то есть происходило практическое освоение нравственных норм и правил поведения.

Важную роль я придавала коллективной игре. В ней дети ярко проявляли себя как с хороших, так и с плохих сторон, что давало мне возможность использовать совместные игры для диагностики отношений детей к природе, к другим детям, к взрослым, а также для понимания степени сформированности этических качеств личности.                            

                                               

              3. Формы  организации игр.

В своей работе я широко использовала разные формы игровой деятельности: совместную и самостоятельную.

 

В совместной деятельности чаще всего использовала игры с правилами – подвижные и дидактические.

Дидактические игры (приложение №1) — это игры с правилами, имеющие готовое содержание. Такие игры, как «Вершки – корешки», «Чей домик» «Времена года», «Малыши и взрослые» способствовали уточнению, закреплению, расширению имеющиеся у моих детей представлений о предметах и явлениях природы, растениях, животных.
При этом они
 развивали память, внимание, наблюдательность, учили детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизировали разнообразные умственные процессы, обогащали словарь, способствовали воспитанию умения
играть вместе, «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Парочки» подводят детей к умению обобщать и классифицировать, вызывают эмоциональное  отношение к природе.

Дидактические игры я проводила с детьми как коллективно, так и индивидуально. Усложняла за счет расширения знаний и развития мыслительных операций и действий. Организовывала их в часы досуга вечером, на прогулках.(отражено в  планах)

 Очень понравилось проведение игр – занятий «Путешествие капельки», «Здравствуй лес» и др. Игровая форма придавала таким занятиям занимательность, обучение шло в процессе выполнения игровых правил, действий.

Создавать развивающую экологическую среду группы мне помогали разнообразные дидактические игры:  предметные, настольно-печатные и словесные.

Предметные игры — это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты, овощи). В качестве примера таких игр я приведу «С какой ветки детки»,«Путаница», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус» и т. д. На них дети учились определять оттенки цветов, листьев, овощей и фруктов, выделять отдельные части растений, группировать растения по принадлежности, по месту произрастания и другим признакам.

Игра «Детки на ветке»

Цель. Закреплять знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.

Ход игры. Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: «Детки, найдите свои ветки» — ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод. Эту игру я проводила с засушенными листьями и плодами в течение всего года. Готовили материал для игры вместе с  детьми.

Настолъно-печатные игры — это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки («Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши». «Растения», «Подбери листок» и т.д.).

С помощью этих игра я уточняла, систематизировала и классифицировала знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Игры сопровождала словом, которое либо предваряло восприятие картинки, либо сочеталось с ним (у детей формировалось умение по слову восстанавливать образ), а это требовало быстрой реакции и мобилизации знаний. Подобные игры я использовала либо для подгрупповой либо для индивидуальной работы  в повседневной жизни.

                                  Игра «Четыре картинки»  

Цель. Закреплять представления детей об окружающей природе, развивать внимание и наблюдательность.

Ход игры. Игра состоит из 24 картинок с изображением птиц, бабочек, цветов, листьев, ягод и грибов. Ведущий перемешивает карточки и раздает их участникам игры (от 3 до 6 человек) поровну. Каждый играющий должен подобрать 4 одинаковые по содержанию карточки (например, 4 карточки с птицами или 4 карточки с грибами). Начинающий игру, рассмотрев свои карточки, одну из них передает сидящему слева. Тот, если карточка ему нужна, оставляет ее себе, а чужую ненужную тоже передает соседу слева, и т.д.

Подобрав карточки, каждый играющий складывает их перед собой рисунками вниз. Когда все возможные комплекты будут подобраны, игра заканчивается. Участники игры переворачивают собранные карточки, выкладывают их по четыре так, чтобы всем было видно.

Выиграл тот, у кого больше правильно подобранных карточек.

Словесные игры — это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводила их в целях  закрепления у детей знаний о свойствах и признаках тех или иных предметов. В некоторых играх знания о природе обобщаются и систематизируются. Словесные игры помогали развивать внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Это игры типа «Кто летает, бегает и прыгает?», «Что это за птица?», «Когда это бывает?», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно — не нужно» и т. д.

Игра «Когда это бывает?»

Цель. Уточнять и углублять знания детей о временах года.

Ход игры.1 вариант. Воспитатель читает вперемежку короткие тексты в стихах или прозе о временах года, а дети отгадывают.

II вариант. Воспитатель называет время года, а дети по очереди отвечают, что бывает в это время года и что делают люди. Если кто-то затрудняется, взрослый помогает вопросами.

Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. В некоторых отражаются явления неживой природы. К таким играм относятся, например, «Стадо и волк», «Мышеловка», «Гуси - лебеди», «Волки и овцы» и т. д. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания; получаемая и ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.

Предлагаю вашему вниманию картотеку подвижных игр, используемых мною в работе.(Приложение №2)

                                4. Методика обучения игре.

Каждой новой игре детей нужно обучать. Обучение имеет поэтапный характер.

В младших группах на первом этапе я проигрывала игру вместе с детьми. По ходу игры  сообщала одно правило тут же его реализовывала, при повторных  проигрываниях сообщала дополнительные правила. На втором этапе  выключалась из активного участия в игре —  руководила со стороны: помогала детям, направляла игру. На третьем этапе дети играли самостоятельно.  

 В старшем возрасте путь обучения игре проходил по - другому . Я рассказывала содержание игры, предварительно вычленяя 2 важных правила. По ходу игры  еще раз подчеркивала эти правила, показывая игровые действия, давала дополнительные правила.

Таким образом, обучение игре на первом этапе — рассказ о содержании, ознакомление с правилами в ходе игры.

На следующем этапе дети играли самостоятельно. Я наблюдала за игрой, помогала, исправляла ошибки, разрешала конфликты. Когда интерес к игре пропадал, предлагала новый ее вариант.

Творческие игры природоведческого содержания. Большое значение я придаю творческим играм, связанным с природой. Это театрализованные , сюжетно – ролевые, строительные игры. В них мои дети отражают впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни. Основная особенность творческих игр: они организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно. Во время игр дети усваивают знания о труде взрослых в природе ( работа на птицеферме, в свинарнике, теплице и т. д.), идет процесс осознания значения труда взрослых, формируется положительное отношение к нему.

Самостоятельный характер творческих игр не даёт детям новых экологических понятий, но помогает мне выявить степень усвоения детьми тех или иных знаний, отношений: я присматривалась к творческим играм, чтобы в дальнейшем учесть, какие знания достаточно усвоены детьми, какие следует уточнить, расширить и пришла  к выводу, что для развёртывания творческих игр природоведческого содержания первостепенное значение имеет создание  развивающей среды. Я стремилась создать её так, чтобы она способствовала:                                                              

-познавательному развитию моих воспитанников (создала  природный уголок, организовала проведение экскурсий в лес, на водоёмы и т. д., чтение книг «Лесная мозаика» В.Зотова, «Зелёные страницы» Плешаков А.А , рассказы Чарушина, М.Пришвина. Особое влияние на игры детей имели рассказы родителей и взрослых о своей работе - ведь живое общение с людьми вызывает интерес детей к их труду, способствует обогащению содержания игр; создала уголок для экспериментирования с природным материалом; разработала систему наблюдений за объектами живой и неживой природы – перспективное планирование);

- эколого-эстетическому развитию (привлекала  внимание детей к окружающим природным объектам, формировала умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм в естественных условиях и с использованием живописи -рассматривание пейзажей, натюрмортов,);

- оздоровлению ребенка (организация   экскурсий, целевых прогулок, занятий на свежем воздухе,  детского труда в природе);

      - формированию нравственных качеств ребенка (создание условий для регулярного ухода за  объектами уголка природы и общения с ними, воспитания чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы).

В своей работе я также уделяла внимание ещё одному  виду творческих игр - строительные игры с природным материалом (песок, снег,  камешки, шишки и т. д.). В этих играх дети познали свойства и качества материалов, совершенствовали свой чувственный опыт. Руководя такой игрой, я давала знания детям не в готовом виде, а с помощью поисковых действий. Они служили основанием для постановки опытов, которые проводились с целью разрешения возникающих вопросов: почему в одних условиях снег лепится, а в других — нет? Почему вода бывает жидкой и твердой? Почему лед и снег превращаются в воду в теплом помещении? И т. д.

Я создавала  условия для игр с природным материалом во все времена года. Это песочные дворики и столы, резиновые фигурки людей и животных, фанерные силуэты домов и деревьев, шишки, веточки, желуди, репейник, печатки для создания «картин» на снегу, оборудование для поделки цветного льда и т.д.                                                                     

                                                             

                                             5.Планирование

Планирование помогает мне  организовать педагогический процесс таким образом, чтобы он наиболее полно отвечал возрастным возможностям  детей, способствовал  формированию экологической культуры  воспитанников.

В своей работе я использую 2 вида планов – перспективный и календарный.

Перспективный план помогает конструировать  использование экологических игр последовательно и системно, что помогает отслеживать тесную взаимосвязь между педагогическими задачами, содержанием и технологией.

В плане мною учтено использование игр в разных видах экологической деятельности:

-на занятиях,

-в совместной ,индивидуальной,

-самостоятельной.  

Наиболее насыщен разнообразным содержанием раздел «Совместная деятельность» - это игры  на различные темы – «Животный мир», «Растительный мир», «Неживая природа»,игры – экспериментирования, опыты  , подвижные игры, игры с природным материалом.

Календарный план составляется мной на неделю, что даёт возможность наметить работу, связанную с изменениями в природе. В течение дня  экологические игры планируются обязательно  на прогулке, и либо утром либо вечером.В плане записывается название игры, её цель(закрепление и уточнение знаний, работа по формированию навыков или умений, воспитание нравственных качеств: ответственности, трудолюбия, бережного отношения к природе), предусматривается усложнение и вариативность их проведения.                                                                          

                                                                       

6.Диагностика знаний детей дошкольного возраста об объектах и явлениях природы.

Важным компонентом проверки знаний, умений и навыков служит диагностика, определяющая индивидуально-психологические особенности личности с целью оценки их состояния и прогнозирования дальнейшего развития. Процедура диагностики состоит из сбора психодиагностической информации и постановки диагноза для по следующей работы. Я использовала краткое обследование с применением ряда методик,  бесед, серии игровых заданий, теста и др.

Как я осуществляла диагностику? В npиложениях я представила  несколько способов определения уровня сформированности  природеведческих знаний у детей дошкольного возраста. Обследование проводила 2 раза в год, на середину года делала срезы.

В соответствии с критериями оценки ответы выясняют уровень знаний дошкольников о природном окружении, сформированности умений устанавливать разнообразные связи, зависимости между объектами и явлениями природы, взаимодействии человека и природы. Уровень знаний может быть высоким, средним, низким.

Высокий уровень — знания носят обобщенный, системный характер (дошкольник не только перечисляет растения и животных, но и дает характеристику существенных признаков, объясняет значение процессов ухода за обитателями, сообразуясь с их потребностями). Ребенок уверенно отвечает на поставленные вопросы, рассматривает объекты (явления) целостно; способен к обобщениям, классификации, выявлению объективных связей внутри группы предметов или явлений, может объяснить наблюдаемые в природе закономерности, привести примеры.

        Средний уровень — имеется определенный объем фактических знаний о потребностях растений и животных, делаются попытки обосновать свои действия по уходу за ними, опираясь на знания; системность и обобщенность знаний прослеживаются слабо. Ребенок способен к установлению некоторых связей и зависимостей, однако не всегда может объяснить их; умеет анализировать предметы и явления природы, выделяет в них существенное, используя подсказку воспитателя; указывает на общую адаптацию или одну конкретную зависимость приспособленности живых организмов к среде обитания без выделения адаптивных признаков.

      Низкий уровень — ребенок имеет небольшие по объему, неточные знания, отвечает неуверенно, подолгу задумывается; с помощью подсказки или наводящих вопросов дает неполный ответ, перечисляя отдельные признаки объектов уголка природы; не умеет выделить существенное в объекте (явлении), не способен к установлению связей и зависимостей.

                                             6.Результаты работы

Итак: работа над формированием экологической культуры детей в течение 2 лет дала следующие результаты:

возраст

Высокий ур.

Средний ур

Низкий ур

Старшая группа

6,2%

75,1%

18,7%

Подготовительная

группа

56.2%

43,8%

0%

Анализ усвоения материала показал, что число дошкольников с высоким уровнем выросло, по сравнению с первичным обследованием, со средним уровнем стало меньше, а детей с низким уровнем не осталось.

Для большей наглядности данные результатов в начале и в конце работы представим в гистограмме.

На  основании этих результатов можно сделать вывод о том, что работа по формированию экологической культуры посредством природоведческих игр дала положительные результаты:

  1. Сформированы экологические знания, умения и навыки;
  2. Развито экологическое мышление;
  3. Воспитаны ценностные ориентации – гуманное отношение к природе, чувство сопереживания, милосердия;
  4. Сформировано  осознанно – правильное отношение к объектам и явлениям природы.

Вывод

Данные результаты углублённой работы по теме «Природоведческая игра в формировании экологической культуры» показывают перспективность выработанной мною системы работы.

Диагностика природоведческих знаний детей старшего дошкольного возраста

Методика № 1

Цель: выявить сформированность понятия "живое"; понимание детьми слов "живое" и "неживое" (на основании каких признаков дошкольники судят о "живом", классифицируют объекты на живые и неживые).

Ребенку предлагают отобрать иллюстрации с изображением живой (неживой) природы и рассказать, чем "живое" отличается от "неживого". В случае затруднения помогают вопросами.

Вопросы и задания:

  1. Что относится к живой (неживой) природе? Чем отличается живая природа от неживой?  
  2.  Что объединяет все живые существа?
  3. Как ты думаешь, все живое может передвигаться? А деревья, цветы — живые? Передвигаются ли они?
  4.  Что нужно всему живому на Земле? Отбери картинки, на которых нарисовано то, что относится к неживой природе, но необходимо всем живым существам.
  5.    Что произойдет с живым существом, если не будет света (воздуха, воды, земли и др?

Методика № 2

Цель: выявить умение различать сезоны и определять словом их характерные признаки.

Вопросы и задания:

  1. Какое сейчас время года? Почему ты так считаешь?
  2. Назови признаки данного сезона, характерные изменения, происходящие в неживой природе, растительном и животном мире, труде и быте людей.
  3. Как ты узнал, что наступает осень ?
  1. Какое время года было до нее ? Какое наступит после ?
  2. Чем отличается осень от лета и зимы ? (Сравнить длину дня, состояние погоды и др.). Затем ребенку предлагают разложить по порядку картинки с изображением сезонов и их периодов(начало, середина, конец), обосновывая свои действия.

Методика № 3

Цель: выявить понимание детьми слова "растение", знание общих потребностей растений, зависимости их состояния от удовлетворения потребностей в свете, тепле, влаге, почвенном питании; умение классифицировать растения по месту произрастания.

Из разложенных на столе картинок ребенку предлагают выбрать те, на которых изображены растения. Назвать знакомые растения, указать их части. Дают задание "собрать растение". Ребенок складывает растение из частей, используя карточки-модели, на которых изображены стебель, листья, корень, цветок.

Вопросы и задания:

  1. Зачем растению нужны стебель, листья, корень, цветки?
  2. Что нужно для того, чтобы растение росло ?  Как ты узнаешь, что растению не хватает воды (света, тепла) ?
  3.  Используя картинки, расскажи, как из семени вырастает растение.
  4.    Где растут растения ?

Какие растения растут в лесу (на лугу, огороде и др.) ? Назови одним словом растения леса (луга, сада, огорода).

  1.         Найди ошибку художника и дай пояснения. (Использование картинок с сознательно допущенны
    ми ошибками: водные растения растут в лесу, лесные
    на огороде и др.).
  2. Когда листва берез начинает желтеть, а клена и осины — краснеть?
  3. В какой период осени начинается листопад?
  4. Почему увяли, сбросили листья деревья и кустарники ?
  5. Почему весной и летом растения растут, цветут, даю  плоды и семена?
  6.      Что происходит с ними зимой ? Как узнать, что деревья и кустарники зимой живые ?

Методика № 4

Цель: выявить характер, объем конкретных и обобщенных знаний, умение дошкольников группировать животных на основе генетического родства, по характеру взаимоотношений с человеком, приспособления к условиям окружающей среды.

Ребенку предлагают назвать известных птиц (рыб, насекомых и др.), определить характерные признаки представителей разных классов (что есть у всех птиц (рыб, насекомых и др.), чего нет у других животных).

При обследовании знаний детей выясняют понимание связи внешнего строения и образа жизни животных со средой обитания.

Вопросы и задания:

  1. Где живут рыбы (птицы и др.) ?
  2. Могут ли рыбы жить без воды ?
  3. Что помогает рыбам жить и передвигаться в воде ?
  4. Как передвигаются другие животные ?
  5. Чем питаются животные ?
  6.         Почему улетели грачи, ласточки, скворцы, но остались зимовать воробьи, синицы?
  7. Почему не видно насекомых?
  8. Почему зимой медведь спит, а заяц и белка нет?
  9. Почему у большинства животных детеныши рождаются весной ?

С помощью различных "экологических пирамид" и построения пищевых цепочек выявляют знания: дошкольников об отношениях живых организмов.

Вопросы и задания:

  1. Нужны ли животным растения? Растения могут обойтись без животных?
  2. Есть ли в природе "ненужные" животные (растения) ? Что случится, если исчезнут все насекомые?
  3. Какие враги есть у животных? Как они спасаются от врагов?

Ребенку предлагают, используя картинки-модели, рассказать о последовательности развития животного (разложить карточки в той последовательности, в которой происходит рост и развитие птицы, лягушки, насекомого и др.).

 Выявляя понимание детьми сущности взаимодействия человека и животных, просят рассказать:

  1. Почему человек заботится о животных?
  2. Какие это животные?
  3. Как люди охраняют природу?

Литература

1.«Программа воспитания и обучения дошкольников» под редакцией Васильевой М.А. Мозаика Синтез, Москва,2006г

 2.«Юный эколог» С. Н. Николаева, Мозаика синтез. Москва. 2001г

 3.«Добро пожаловать в экологию» О.А. Воронкевич, «Детство -пресс» 2003г,Санкт Петербург

 4. «Экологическое воспитание в детском саду» О.А. Соломенникова, Мозаика Синтез, Москва,2006г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад-практикум "Использование дидактической игры в работе с дошкольниками"

В докладе представлены примеры дидактических игр по предметам....

Логико-математические игры в работе с дошкольниками как средство формирования логического мышления

Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас,в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом....

Театрализованные игры в работе с дошкольниками.

Рассмотрены основные задачи и цели театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста. Освящены основные ступени работы, формирующие интерес к татрализованным играм. Рассмотрены некоторые вид...

«Развивающие игры в работе с дошкольниками с ОНР».

«Развивающие игры в работе с дошкольниками с ОНР».  В системе развития личности ребенка особое место занимает развитие речи. Речевое развитие ребенка тесно связано с интеллектуальным и психи...

Подвижные игры в работе с дошкольниками

В данной разработке представлены методические рекомендации по проведению подвижных игр для дошкоьников,...

Статья из опыта работы «Роль психотехнической игры при работе с дошкольниками»

Данный материал раскрывает роль психологической тгры при работе с дошкольниками....

Описание опытно-экспериментальной работы по применению игры в работе с дошкольниками (5-6лет)

описание экспериментальной работы по применению игры в работе с дошкольниками...