Непосредственно-образовательная деятельность
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Балаева Нелля Ахмедовна

Формирование Целостной картины мира по темам: "Как зимуют растения", "Что мы знаем о зиме".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4-_nedelya_dekabrya.doc34 КБ
Microsoft Office document icon 3_nedelya_dekabrya.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

                                               4- неделя

Тема: Что мы знаем о зиме. Рассматривание репродукций

Цели:

Обобщить представления о зимних явлениях природы.

Учить подбирать определения к словам "снежной" тематики.

                        Ход занятия

Воспитатель спрашивает у детей, какое время года пришло на смену осени, что изменилось в природе (Ответы детей ). Воспитатель предлагает вспомнить и перечислить признаки зимы, также какие зимние месяца они знают, какой месяц сейчас, какой следующий.

Воспитатель проводит с детьми беседу, задает вопросы, что они могут сказать о зиме, о снеге, какими бывают снежинки. Воспитатель просит детей отгадать загадки:

        С неба он летит зимой,

        Не ходи теперь босой,

        Знает каждый человек,

        Что всегда холодный ... ( снег )

        Он из снега одного,

        Из моркови нос его.

        Чуть тепло, заплачет вмиг

        И растает ... ( снеговик )

        Белая звездочка с неба упала,

        Мне на ладошку легла и пропала. ( снежинка )

        Одеяло белое не руками сделано

        Не ткалось и не кроилось

        С неба на землю свалилось ( снег )

Воспитатель просит посмотреть на картину и увидеть как изобразили зиму художники. Дети рассматривают картину, рассказывают, что на ней изображено.

        Дидактическая игра "Зимние слова"

( Дети хлопают в ладоши, если слышат слово, связанное с зимой)

Снежинка, листопад, тепло, лед, тюльпаны, сосулька, помидоры, лыжи и т. д.

 

        Дидактическая игра " Исправь ошибку"

Воспитатель говорит детям, что Незнайка прислал письмо, в котором рассказал о том, что такое зима, но все перепутал. Просит помочь Незнайке исправить ошибки, которые он допустил в письме.

" Первый зимний месяц называется сентябрь. Люди зимой одевают теплую одежду: сапоги, шапки, шортики, шубы. Зимой дети катаются на санках, велосипеде, купаются в море, лепят снеговиков, загорают, готовятся к празднику- 8 Марта. Чтобы не простудиться, нужно съедать по одной сосульке, каждое утро".

Воспитатель читает стихотворение "Сосулька":

        Сосать сосульку - вот беда-

        Нам строго воспрещается,

        Но почему она тогда

        Сосулькой называется?

Обращает внимание на то, что она похожа на сахарный леденец, который раньше назывался сосулькой. Воспитатель говорит детям и о том, что человек долго находясь на холоде, может замерзнуть.

          Физкультминутка

                Мы замерзли с вами

        И стучим зубами

        Хлопаем руками,

        Топаем ногами.

( Дети хлопают в ладоши, похлопывают себя по плечам, по коленям, топают ногами ).

                   Игра " Дать определения словом "

- если утром мороз, то утро ( какое? )... ( морозное )

- если горка изо льда, то горка... ( ледяная )

- если ночью холод, то ночь... ( холодная )

- если зимой часто идет снег, то зима...( снежная )

 

Воспитатель спрашивает про какие зимние явления говорят: метут? (метели), 

ударили ( морозы ), хрустит ( снег).

Затем воспитатель спрашивает, какой праздник мы отмечаем зимой ( Новый год ). Обращает внимание, что к нему долго готовятся, ждут подарков. Новый год замечательный и любимый праздник, все в ожидании волшебства, счастья.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру "Доскажи словечко":

Тихо, тихо, как во сне

Падает на землю ... ( снег)

С неба все скользят пушинки-

Серебристые ... ( снежинки )

На полянку, на лужок

Тихо падает ... ( снежок)

Землю белой, чистой, нежной

Застелил постелью ... ( снежной)

Вот веселье для ребят -

Все сильнее ... ( снегопад)

Воспитатель обращает внимание на то, что все слова, которые добавляли похожи на слово ( снег ).

        Дидактическая игра " Подбери слова "

- Зима какая? ( снежная, холодная...);                                                                                  - небо зимой ( серое, хмурое...);                                                                                 - ветер ( холодный, ледяной...);                        

- сугробы ( большие, снежные, белые...)                                                                                                                 - снег (липкий, белый, рассыпчатый ...); 

- снежинки ( маленькие, снежинки- пушинки, белые...)

Воспитатель на прогулке проводит с детьми наблюдение после снегопада (как дворник убирает снег лопатой, расчищает дорожки, чтобы детям и взрослым было удобно ходить ). Учить детей видеть красоту зимнего пейзажа, красоту падающего снега.

Воспитатель читает стихотворение " Снег идет":

        Тихо, тихо снег идет,

        Белый снег, мохнатый.

        Мы расчистим снег и лед

        Во дворе лопатой.



Предварительный просмотр:

                                        3-неделя

Тема: Как зимуют растения на улице и в комнате.

Цели: Закреплять знания о комнатных растениях уголка природы, правила ухода за ними.

Дать первоначальное представление о зимнем покое деревьев и кустарников.

Побуждать бережно относится к растениям в помещении и на улице.

          Ход занятия

Воспитатель читает стихотворение Е. Благининой "Огонек" :

                         Хрустит за окошком

        Морозный денек.

        Стоит на окошке

        Цветок - огонек.

        Его поливаю,

        Его берегу.

        Его подарить

        Никому не могу!

        Малиновым цветом

        Цветут лепестки.

        Как будто и в правду

        Зажглись огоньки.

        Уж больно он ярок,

        Уж больно хорош,

        Уж больно на мамину

        Сказку похож!

Спросить о каком растении идет речь, где оно растет. Подводит детей к понятию - комнатное растение. Воспитатель спрашивает у детей умеют ли они ухаживать за растениями ( поливать, мыть, опрыскивать, рыхлить ); что будет с растениями, если не ухаживать.

                 Игра " Вопрос-ответ"

Воспитатель задает вопросы, дети отвечают, вопросы могут быть такие:

- как ухаживать за комнатными растениями;

- как узнать, что растение нужно поливать;

- как нужно мыть растения;

- чем вы рыхлите землю и т. д.

 Воспитатель вместе с детьми рассматривает комнатные растения, находящиеся в группе.

Воспитатель предлагает детям поразмышлять, что было бы, если исчезли растения.

Воспитатель предлагает поиграть в игру "На окне в горшочках".

Дети садятся на ковре, образовав круг:

        На окне в горшочках ( дети сидят лицом в круг )

        Поднялись цветочки ( медленно поднимаются )

        К солнцу потянулись ( тянутся )

        Солнцу улыбнулись.

Воспитатель, обращает внимание детей на то, что среди комнатных растений есть лекарственные. Если у нас заболела голова, если мы чихаем, у нас насморк, болит зуб, то в этом нам помогут растения. Знакомит детей с  "алоэ",в народе его называют " домашний доктор"( если взять листик, выдавить сок и закапать в нос - сразу чихать перестанешь, а если болит палец, раздели лист на две половинки, приложи мякотью к пальцу, боль утихнет). А чтобы не болела голова, можно понюхать красную герань. Если болит зуб, десна или ангина, то поможет комнатное растение "каланхоэ"    (оторвать листочек и пожевать ).

Воспитатель просит отгадать загадку:

        В шубе летом, а зимой раздеты?  ( деревья )

Спрашивает, какие на нашей территории растут деревья. Проводит с детьми беседу " Какие растения растут на участке детского сада". Воспитатель показывает картинки с деревьями и кустарниками, спрашивает как нужно ухаживать за растениями на участке; как деревья готовятся к зиме?

Воспитатель обращает внимание детей на то, что деревьям нелегко в зимнее время. Самая страшная беда-высыхание. Мороз иссушит влагу, засохнет веточка и погибнет. Но есть растения, которые зимуют под толщей снега.

Стоят деревья и кусты зимой без листьев, не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон. Зимой мало влаги, света, питательных веществ, необходимых растениям. Растения зимой засыпают, зимние холода для растений необходимы, когда облетают листья, на растениях остаются почки.

Доводит до сведения детей, что почки деревьев и кустарников могут нормально распускаться только после зимних холодов. Жизнь растений спрятана в них.

Воспитатель проводит наблюдение за деревьями на прогулке после снегопада: стоят в снегу, словно в теплых шубах, деревьям тяжело держать снег, ветки могут сломаться от тяжести снега, нужно им помочь, стряхнуть снег. Воспитатель учит детей приходить на помощь деревьям во время сильного снегопада. Воспитатель читает народную потешку:

        Снег пушистый лег на ветки,

        У крыльца играют детки:

        Лепят бабу под окном,

        Дружно катят снежный ком.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что среди уличных растений есть тоже лекарственные ( мать- и -мачеха, подорожник). Воспитатель рассказывает, что это живые существа, которые растут, дышат, живут, дают семена, плоды.

               "  Растения - земли украшения "

Воспитатель рассказывает детям о значении растений в жизни человека, животных, о том как человек заботится о растениях.

Побуждает детей  бережно относиться к растениям, не ломать ветки, будет лучше если, каждая семья посадит по одному дереву, а комнатные растения нужно не забывать поливать, мыть, рыхлить, пересаживать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной конструктивной деятельности в образовательной области «Познание» - Оригами в старшей группе.Тема: « Цветущая весна»

Развивать воображение, внимание, пространственное мышление, творческие способности детей; композиционные умения; мелкую моторику рук....

Разработка непосредственно образовательной организованной деятельности с детьми подготовительной к школе группе ( ручной труд + театрализованная деятельность) Тема: «Госпожа Метелица» (по сказке Братьев Гримм)

Разработка непосредственно образовательной организованной деятельности с детьми подготовительной к школе группе( ручной труд + театрализованная деятельность)Тема: «Госпожа Метелица»(по сказке Братьев ...

Методическая разработка "Совместная непосредственно-образовательная интегративная деятельность по образовательным областям "Познание", "Коммуникация", "Художественное творчество", в старшей группе по теме "Пейзажная живопись"."

Данная работа позволит расширить представление детей о пейзажной живописи, научит видеть и чувствовать сосотояние природы в пейзаже. Воспитывает любовь к родной природе....

Методическая разработка "Совместная непосредственно-образовательная интегративная деятельность по образовательным областям "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество", "Музыка" в старшей группе по теме "Подснежник"

Работа позволит понять детям содержание поэтическогго произведения, развивать интерес к природе. Совершенствовать приемы работы с красками для получения оттенков. ...

Календарно - тематический план непосредственно образовательной музыкальной деятельности в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Подготовительная к школе группа

Календарно - тематический план непосредственно образовательной музыкальной деятельности в образовательной области  «Художественно-эстетическое развитие» на ноябрь месяц.  Подготовительная к ...

Календарно - тематический план непосредственно образовательной музыкальной деятельности в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Старшая группа.

Календарно - тематический план непосредственно образовательной музыкальной деятельности в образовательной области  «Художественно-эстетическое развитие». Старшая группа. Ноябрь месяц.   ...

Конструкт непосредственно образовательной познавательной деятельности (детей 5-ого года жизни) Направление: познавательно-речевая деятельность Тема : космос Возраст: 4-5 лет Тема: «Путешествие на Луну. В гостях у Звездочёта». Форма: коммуникативная Цель:

Конструкт непосредственно образовательной познавательной деятельности (детей 5-ого года жизни)Направление: познавательно-речевая деятельностьТема : космосВозраст: 4-5 летТема: «Путешествие на Лу...