Главные вкладки

    Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: "Очищение воды"
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

    Цель:

    познакомить детей с разными способами очистки воды.

    Задачи:

    1. Выявить вещества, которые растворяются в воде.
    2. Выявить вещества, которые не растворяются в воде.
    3. Познакомить со способом очистки воды – фильтрованием.
    4. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды.
    5. Закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными   веществами.
    6. Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу.
    7. Развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять и  делать выводы;
    8. Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций и их решения.
    9. Воспитывать аккуратность и безопасное поведение при работе с различными  веществами.
    10. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

    Используемые технологии: здоровьеформирующая (упражнения для развития внимания и координации движений, упражнения для глаз).

     

    Интеграция: Познание, Коммуникация, Социализация, Труд, Безопасность, Здоровье.

     

    Материалы и оборудование:

             

    сосуды разного размера и формы, вода, соль, сахар, мука, растительное масло, марганцовка, пакетики фиточая мяты; стеклянные палочки, ложки, бумага, марля, сетка, фильтры бумажные, воронки,  клеенки для столов, иллюстрации на тему: «Вода», обручи.

     

    Литература:

    • Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста /Авт.-сост. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Санкт-Петербург Детство-Пресс 2010.
    • Сохрани мир в капле чистой воды. Рациональное водопользование в быту: сборник методических материалов для дошкольных образовательных учреждений. /Сост.: Горбина Е.В.; под ред. В.И.Неелова, М.В.Черноглазовой. Ярославль, 2004.
    • Приключения капельки. Программа управления спросом на воду. Ярославль, 2005.
    • Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование  /Марудова Е.В. СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс»,  2011.
    • Домашняя лаборатория. Опыты с водой, магнитами, светом и зеркалами. /Идом Х, Вудворд К. – М., 1999.

     

    ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

     

    1.  Беседы о воде, её роли в жизни человека.

    2.  Рассматривание иллюстраций на тему "Вода".

    3.  Загадывание загадок о воде.

    4. Использование игр о воде: "Какая бывает вода?", "Волшебная палочка", "Разрезные картинки" и др..

    5.  Чтение художественной литературы. Экологические сказки.

    6.  Наблюдение за водой в детском саду, дома.

    7.  Консультации для родителей. 

     Структура занятия:

    1.     Беседа с детьми об очистке воды.

    2.     Сюрпризный момент

    3.     Отгадывание загадок.

    4.     Физкультминутка: игра «Капельки и тучки»

    5.     Опыт «Вода – растворитель».

    6.     Физкультминутка для глаз «Дождик».

    7.     Подведение итогов

     

    Характеристика группы: дети седьмого года жизни.

     

    Предполагаемый результат: сформировать обобщенные представления у детей седьмого года жизни об очистке воды.

     

    Ход непосредственной образовательной деятельности:

     

    Педагог предлагает детям отгадать загадку:

    В морях и реках обитает,

                        Но часто по небу летает.

                        А как наскучит ей летать,

                        На землю падает опять.

                                                               (Вода)

              - Догадались, о чем мы будем сегодня говорить? Мы с вами продолжим говорить о воде.

              На Земле вода содержится во многих водоемах. Назовите их.

              Дети рассматривают иллюстрации. Называют водоемы: моря, океаны, реки, ручьи, озера, родники, болота, пруды.

              - Чем отличается вода в морях и океанах от воды в озерах, реках, родниках, болотах?

              В морях и океанах вода соленая, она не пригодна для питья. В реках, озерах, прудах вода пресная, после очистки ее используют для питья.

              - Откуда вода попадает в наши квартиры?

              С водоочистных станций. Показывает иллюстрацию. Там воду очищают с помощью фильтров, обрабатывают химическими реагентами и другими средствами. Очищенная вода скапливается в подземных резервуарах, откуда насосами перекачивается разным потребителям, в том числе и в квартиры.

    В гости к детям пришла Капелька и принесла в своем рюкзаке много различных веществ: соль, сахар, муку, мяту, подсолнечное масло, марганцовку.

    Детям предлагается отгадать загадки, чтобы узнать, что это за вещества:

    Отдельно - я не так вкусна,
    Но в пище - каждому нужна. (Соль)
     

    Я бел как снег,
    В чести у всех.
    В рот попал –
    Там и пропал. (Cахар)

    Из меня пекут ватрушки,
    И оладьи, и блины.
    Если делаете тесто,
    Положить меня должны. (Мука)

    Травка очень душиста,
    Ароматные листья.
    Поскорей собирай
    И заваривай чай!
    А найдёшь возле хаты,
    Называется – (Мята).


    Желтое, а не солнце,

    Льется, а не вода,

    На сковороде пенится,

    Брызгается и шипит. (Масло)

     

    Марганцовка - одно из самых популярных в быту противомикробных препаратов для наружного применения. Выпускается он в порошке, продается в аптеке.

    Дети рассматривают вещества. Капелька просит помочь ей разобраться в том, что произойдет с водой при взаимодействии с ними.

     

    Физкультминутка «Капельки и тучки»

    На полу разложены обручи (на один меньше, чем детей). Это тучки. Все дети – это капельки. Пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по группе. Как только музыка остановилась, каждая «капелька» должна занять любую «тучку». «Капелька», которой не хватило «Тучки», испарилась. Игра проводится 2-3 раза.

    Перед тем как начать определять, что это за вещества, дети вспоминают правила работы с ними:

    нельзя пробовать вещества на вкус – есть опасность отравиться;

    нюхать надо осторожно, направляя запах от стакана ладошкой, так как вещества могут быть очень едкими и можно обжечь дыхательные пути.

    Педагог предлагает Капельке сесть с детьми за стол и принять участие в исследованиях.

     

    1. Вода – растворитель

    - Что изменится, если растворить исследуемые вещества в воде?

    Дети растворяют различные вещества в разных сосудах. Перед исследованиями дети предполагают, что получится в результате смешивания.

    - Что произошло с водой после смешивания?

    Соль и сахар быстро растворяются в воде, вода остается прозрачной.

    Мука тоже растворяется в воде, но вода становится мутной. После того, как вода немного постоит, мука оседает на дно, но раствор продолжает оставаться мутным.

    Пакетик мяты и порошок марганцовки быстро изменили цвет воды, значит, растворяются хорошо.

    Масло не растворяется в воде: оно либо растекается по ее поверхности тонкой пленкой, либо плавает в воде в виде желтых капелек.

    Дети приходят к выводу: одни вещества растворяются в воде, а другие нет.

    Дети фиксируют результаты опытов в научной тетради:

     

     

    Чистая вода + вещество

    Что получилось

    вода + соль

    Быстро растворилась в воде, раствор остался прозрачным

    вода + сахар

    Быстро растворилась в воде, раствор остался прозрачным

    вода + мука

    Растворилась в воде, но вода стала мутной, часть муки оседает на дно в виде осадка

    вода + мята

    Быстро растворилась и при этом изменила цвет раствора на желтый

    вода + марганцовка

    Быстро растворилась и при этом изменила цвет раствора на красный

     

     

    вода + масло растительное

    Масло не растворилось в воде. Оно плавает по ее поверхности в виде пленки. Если раствор взболтать, то масло приобретает на некоторое время вид мелких капелек, которые затем снова преобразуются в пленку.

     

    -  Можно ли пить такую воду?

    Нет, т.к. она грязная.

     

     2. Очищение воды.

    - Можно ли воду теперь очистить от разных веществ? Как это можно сделать?

    Можно ее отфильтровать.

    - Из чего можно сделать фильтр? (Можно попробовать сделать его с детьми с помощью марли, сетки.) Самый простой фильтр можно сделать из фильтровальной бумаги. Надо вырезать круг и вложить его в воронку.

    Воду лучше всего очищать с помощью бумажного фильтра. Так, в походе можно очистить воду с помощью любого бумажного пакета.

              Педагог показывает способ фильтрования, затем дети фильтруют воду.

     

    Физкультминутка для глаз «Дождик».

     

              Капля первая упала – кап! (Пальцем показывают траекторию её движения сверху вниз, прослеживая глазами движение пальца)

              И вторая прибежала – кап! (То же самое)

              Мы на небо посмотрели, (Смотрят вверх)

              Капельки кап-кап запели, (Закрывают глаза)

              Намочились лица.

              Мы их вытирали. (Поглаживают закрытые глаза подушечками пальцев)

              Туфли – посмотрите –

              Мокрыми стали. (Показывают руками вниз и смотрят)

              Плечами дружно поведем (Движение плечами)

              И все капельки встряхнём. (Встряхивают кистями рук)

              От дождя мы убежим, (Пальчики рук «бегут» по парте в одну сторону, глазами прослеживается их путь)

              Под кусточком посидим (Нагибают голову, прикрывая её руками)

     

    - Что произошло после фильтрования воды с разными веществами?

              Дети отмечают, что практически не отфильтровались вещества, которые хорошо растворились в воде: сахар, соль, раствор мяты. Раствор с мукой имеет мутноватый цвет. Масло удалось отфильтровать быстро, потому что оно не растворилось в воде, на фильтре хорошо видны его следы. Вода с марганцовкой посветлела.

             

    Результаты заносятся в таблицу.

     

    Раствор

    Результат

    вода + соль

    Практически не отфильтровался

    вода + сахар

    Практически не отфильтровался

    вода + мука

     

    Раствор по-прежнему имеет мутноватый цвет. На фильтре видны следы клейковины.

    вода + мята

    Цвет фильтра изменился, но отфильтрованный раствор тоже остался желтым

    вода + марганцовка

    Вода после фильтрования заметно посветлела, но чистой на стала.

    вода + масло растительное

    Отфильтровалось быстро, на фильтре видны его следы

     

    Капелька благодарит детей за оказанную помощь. Дети дарят ей свои зарисовки  о взаимодействии воды с различными веществами.

    Мы узнали самый простой способ очистки воды, но с фильтрованной водой мы встречаемся каждый день. Вода, которая поступает к нам в квартиры тоже фильтрованная, но ее очищают не такие фильтры; как изготовили мы, а большие и сложные.

    Вода нам нужна везде, без нее мы не можем прожить ни дня, к ней надо относиться бережно: закрывать кран, когда вымыл руки; не бросать мусор в воду, когда находишься на природе

    Педагог благодарит Капельку  и детей за участие в исследованиях.

    - Вы узнали много нового о воде:

    1. Вода растворяет многие вещества, и не все из них удается отфильтровать в бытовых условиях.

    2. Даже после фильтрования загрязненную воду нельзя употреблять в пищу не кипяченой.

    3. Загрязненной водой после ее фильтрования можно мыть руки, стирать белье и использовать для различных хозяйственных нужд.

    Капелька читает стихотворение:

    Чтобы лился дождик с неба,

    Чтоб росли колосья хлеба,

    Чтобы плыли корабли –

    Жить нельзя нам без ...Воды

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Цель: 

    познакомить детей с разными способами очистки воды.

    Задачи:

    1. Выявить вещества, которые растворяются в воде.
    2. Выявить вещества, которые не растворяются в воде.
    3. Познакомить со способом очистки воды – фильтрованием.
    4. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды.
    5. Закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными   веществами.
    6. Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу.
    7. Развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять и  делать выводы;
    8. Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций и их решения.
    9. Воспитывать аккуратность и безопасное поведение при работе с различными  веществами.
    10. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

    Используемые технологии: здоровьеформирующая (упражнения для развития внимания и координации движений, упражнения для глаз).

    Интеграция: Познание, Коммуникация, Социализация, Труд, Безопасность, Здоровье.

    Материалы и оборудование:        

            

    сосуды разного размера и формы, вода, соль, сахар, мука, растительное масло, марганцовка, пакетики фиточая мяты; стеклянные палочки, ложки, бумага, марля, сетка, фильтры бумажные, воронки,  клеенки для столов, иллюстрации на тему: «Вода», обручи.

    Литература:

    1. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста /Авт.-сост. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Санкт-Петербург Детство-Пресс 2010.
    2. Сохрани мир в капле чистой воды. Рациональное водопользование в быту: сборник методических материалов для дошкольных образовательных учреждений. /Сост.: Горбина Е.В.; под ред. В.И.Неелова, М.В.Черноглазовой. Ярославль, 2004.
    3. Приключения капельки. Программа управления спросом на воду. Ярославль, 2005.
    4. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование  /Марудова Е.В. СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс»,  2011.
    5. Домашняя лаборатория. Опыты с водой, магнитами, светом и зеркалами. /Идом Х, Вудворд К. – М., 1999.

    ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

    1.  Беседы о воде, её роли в жизни человека.

    2.  Рассматривание иллюстраций на тему "Вода".

    3.  Загадывание загадок о воде.

    4. Использование игр о воде: "Какая бывает вода?", "Волшебная палочка", "Разрезные картинки" и др..

    5.  Чтение художественной литературы. Экологические сказки.

    6.  Наблюдение за водой в детском саду, дома.

    7.  Консультации для родителей. 

     Структура занятия:

    1.     Беседа с детьми об очистке воды.

    2.     Сюрпризный момент

    3.     Отгадывание загадок.

    4.     Физкультминутка: игра «Капельки и тучки»

    5.     Опыт «Вода – растворитель».

    6.     Физкультминутка для глаз «Дождик».

    7.     Подведение итогов

     

    Характеристика группы: дети седьмого года жизни.

     

    Предполагаемый результат: сформировать обобщенные представления у детей седьмого года жизни об очистке воды.

    Ход непосредственной образовательной деятельности:

    Педагог предлагает детям отгадать загадку:

    В морях и реках обитает,

                    Но часто по небу летает.

                    А как наскучит ей летать,

                    На землю падает опять.

                                                    (Вода)

            - Догадались, о чем мы будем сегодня говорить? Мы с вами продолжим говорить о воде.

            На Земле вода содержится во многих водоемах. Назовите их.

            Дети рассматривают иллюстрации. Называют водоемы: моря, океаны, реки, ручьи, озера, родники, болота, пруды.

            - Чем отличается вода в морях и океанах от воды в озерах, реках, родниках, болотах?

            В морях и океанах вода соленая, она не пригодна для питья. В реках, озерах, прудах вода пресная, после очистки ее используют для питья.

            - Откуда вода попадает в наши квартиры?

            С водоочистных станций. Показывает иллюстрацию. Там воду очищают с помощью фильтров, обрабатывают химическими реагентами и другими средствами. Очищенная вода скапливается в подземных резервуарах, откуда насосами перекачивается разным потребителям, в том числе и в квартиры.

    В гости к детям пришла Капелька и принесла в своем рюкзаке много различных веществ: соль, сахар, муку, мяту, подсолнечное масло, марганцовку.

    Детям предлагается отгадать загадки, чтобы узнать, что это за вещества:

    Отдельно - я не так вкусна,
    Но в пище - каждому нужна. (Соль)

    Я бел как снег,
    В чести у всех.
    В рот попал –
    Там и пропал.
    (Cахар)

    Из меня пекут ватрушки,
    И оладьи, и блины.
    Если делаете тесто,
    Положить меня должны. (Мука)

    Травка очень душиста,
    Ароматные листья.
    Поскорей собирай
    И заваривай чай!
    А найдёшь возле хаты,
    Называется – (Мята).


    Желтое, а не солнце,

    Льется, а не вода,

    На сковороде пенится,

    Брызгается и шипит. (Масло)

    Марганцовка - одно из самых популярных в быту противомикробных препаратов для наружного применения. Выпускается он в порошке, продается в аптеке.

    Дети рассматривают вещества. Капелька просит помочь ей разобраться в том, что произойдет с водой при взаимодействии с ними.

     

    Физкультминутка «Капельки и тучки»

    На полу разложены обручи (на один меньше, чем детей). Это тучки. Все дети – это капельки. Пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по группе. Как только музыка остановилась, каждая «капелька» должна занять любую «тучку». «Капелька», которой не хватило «Тучки», испарилась. Игра проводится 2-3 раза.

    Перед тем как начать определять, что это за вещества, дети вспоминают правила работы с ними:

    нельзя пробовать вещества на вкус – есть опасность отравиться;

    нюхать надо осторожно, направляя запах от стакана ладошкой, так как вещества могут быть очень едкими и можно обжечь дыхательные пути.

    Педагог предлагает Капельке сесть с детьми за стол и принять участие в исследованиях.

    1. Вода – растворитель

    - Что изменится, если растворить исследуемые вещества в воде?

    Дети растворяют различные вещества в разных сосудах. Перед исследованиями дети предполагают, что получится в результате смешивания.

    - Что произошло с водой после смешивания?

    Соль и сахар быстро растворяются в воде, вода остается прозрачной.

    Мука тоже растворяется в воде, но вода становится мутной. После того, как вода немного постоит, мука оседает на дно, но раствор продолжает оставаться мутным.

    Пакетик мяты и порошок марганцовки быстро изменили цвет воды, значит, растворяются хорошо.

    Масло не растворяется в воде: оно либо растекается по ее поверхности тонкой пленкой, либо плавает в воде в виде желтых капелек.

    Дети приходят к выводу: одни вещества растворяются в воде, а другие нет.

    Дети фиксируют результаты опытов в научной тетради:

    Чистая вода + вещество

    Что получилось

    вода + соль

    Быстро растворилась в воде, раствор остался прозрачным

    вода + сахар

    Быстро растворилась в воде, раствор остался прозрачным

    вода + мука

    Растворилась в воде, но вода стала мутной, часть муки оседает на дно в виде осадка

    вода + мята

    Быстро растворилась и при этом изменила цвет раствора на желтый

    вода + марганцовка

    Быстро растворилась и при этом изменила цвет раствора на красный

    вода + масло растительное

    Масло не растворилось в воде. Оно плавает по ее поверхности в виде пленки. Если раствор взболтать, то масло приобретает на некоторое время вид мелких капелек, которые затем снова преобразуются в пленку.

    -  Можно ли пить такую воду?

    Нет, т.к. она грязная.

     2. Очищение воды.

    - Можно ли воду теперь очистить от разных веществ? Как это можно сделать?

    Можно ее отфильтровать.

    - Из чего можно сделать фильтр? (Можно попробовать сделать его с детьми с помощью марли, сетки.) Самый простой фильтр можно сделать из фильтровальной бумаги. Надо вырезать круг и вложить его в воронку.

    Воду лучше всего очищать с помощью бумажного фильтра. Так, в походе можно очистить воду с помощью любого бумажного пакета.

            Педагог показывает способ фильтрования, затем дети фильтруют воду. 

    Физкультминутка для глаз «Дождик».

            Капля первая упала – кап! (Пальцем показывают траекторию её движения сверху вниз, прослеживая глазами движение пальца)

            И вторая прибежала – кап! (То же самое)

            Мы на небо посмотрели, (Смотрят вверх)

            Капельки кап-кап запели, (Закрывают глаза)

            Намочились лица.

            Мы их вытирали. (Поглаживают закрытые глаза подушечками пальцев)

            Туфли – посмотрите –

            Мокрыми стали. (Показывают руками вниз и смотрят)

            Плечами дружно поведем (Движение плечами)

            И все капельки встряхнём. (Встряхивают кистями рук)

            От дождя мы убежим, (Пальчики рук «бегут» по парте в одну сторону, глазами прослеживается их путь)

            Под кусточком посидим (Нагибают голову, прикрывая её руками)

    - Что произошло после фильтрования воды с разными веществами?

            Дети отмечают, что практически не отфильтровались вещества, которые хорошо растворились в воде: сахар, соль, раствор мяты. Раствор с мукой имеет мутноватый цвет. Масло удалось отфильтровать быстро, потому что оно не растворилось в воде, на фильтре хорошо видны его следы. Вода с марганцовкой посветлела.

            

    Результаты заносятся в таблицу.

    Раствор

    Результат

    вода + соль

    Практически не отфильтровался

    вода + сахар

    Практически не отфильтровался

    вода + мука

    Раствор по-прежнему имеет мутноватый цвет. На фильтре видны следы клейковины.

    вода + мята

    Цвет фильтра изменился, но отфильтрованный раствор тоже остался желтым

    вода + марганцовка

    Вода после фильтрования заметно посветлела, но чистой на стала.

    вода + масло растительное

    Отфильтровалось быстро, на фильтре видны его следы

    Капелька благодарит детей за оказанную помощь. Дети дарят ей свои зарисовки  о взаимодействии воды с различными веществами.

    Мы узнали самый простой способ очистки воды, но с фильтрованной водой мы встречаемся каждый день. Вода, которая поступает к нам в квартиры тоже фильтрованная, но ее очищают не такие фильтры; как изготовили мы, а большие и сложные.

    Вода нам нужна везде, без нее мы не можем прожить ни дня, к ней надо относиться бережно: закрывать кран, когда вымыл руки; не бросать мусор в воду, когда находишься на природе

    Педагог благодарит Капельку  и детей за участие в исследованиях.

    - Вы узнали много нового о воде:

    1. Вода растворяет многие вещества, и не все из них удается отфильтровать в бытовых условиях.

    2. Даже после фильтрования загрязненную воду нельзя употреблять в пищу не кипяченой.

    3. Загрязненной водой после ее фильтрования можно мыть руки, стирать белье и использовать для различных хозяйственных нужд.

    Капелька читает стихотворение:

    Чтобы лился дождик с неба,

    Чтоб росли колосья хлеба,

    Чтобы плыли корабли –

    Жить нельзя нам без ...Воды


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему "Свойства воды"

    Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воде.   Задачи: 1. Образовательные Ознакомление детей со свойствами воды: вода прозрачная; ...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности (на основе интегрированного подхода) в подготовительной группе на тему «Удивительные свойства воды»

    Конспект занятия на основе экспериментальной деятельности детей в подготовительной группе на тему «Удивительные свойства воды»...

    Конспект непосредственно - образовательной деятельности на тему "Свойства воды"

    Программное содержание:расширить представлени детей р о природных свойствах воды путём экспериментирования(прозрачность, принимает форму сосудов, может быть как в жидком, таки в твёрдом состоянии); ра...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему "Чудесная вода"

    Конспект непрерывной непосредственно-образовательной деятельности (ННОД) в средней группеТема: «Чудесная вода»Основная образовательная область: познавательное развитие.Интеграция образовательных облас...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Свойства воды», средняя группа.

    Дать представления о свойствах видах воды и ее использовании;  развивать у детей стремление учавствовать в экспериментах с водой...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Свойства воды».

    Расширение и закрепление представлений детей о свойствах воды....