Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: "Очищение воды"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Цель:

познакомить детей с разными способами очистки воды.

Задачи:

  1. Выявить вещества, которые растворяются в воде.
  2. Выявить вещества, которые не растворяются в воде.
  3. Познакомить со способом очистки воды – фильтрованием.
  4. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды.
  5. Закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными   веществами.
  6. Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу.
  7. Развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять и  делать выводы;
  8. Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций и их решения.
  9. Воспитывать аккуратность и безопасное поведение при работе с различными  веществами.
  10. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Используемые технологии: здоровьеформирующая (упражнения для развития внимания и координации движений, упражнения для глаз).

 

Интеграция: Познание, Коммуникация, Социализация, Труд, Безопасность, Здоровье.

 

Материалы и оборудование:

         

сосуды разного размера и формы, вода, соль, сахар, мука, растительное масло, марганцовка, пакетики фиточая мяты; стеклянные палочки, ложки, бумага, марля, сетка, фильтры бумажные, воронки,  клеенки для столов, иллюстрации на тему: «Вода», обручи.

 

Литература:

  • Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста /Авт.-сост. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Санкт-Петербург Детство-Пресс 2010.
  • Сохрани мир в капле чистой воды. Рациональное водопользование в быту: сборник методических материалов для дошкольных образовательных учреждений. /Сост.: Горбина Е.В.; под ред. В.И.Неелова, М.В.Черноглазовой. Ярославль, 2004.
  • Приключения капельки. Программа управления спросом на воду. Ярославль, 2005.
  • Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование  /Марудова Е.В. СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс»,  2011.
  • Домашняя лаборатория. Опыты с водой, магнитами, светом и зеркалами. /Идом Х, Вудворд К. – М., 1999.

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

 

1.  Беседы о воде, её роли в жизни человека.

2.  Рассматривание иллюстраций на тему "Вода".

3.  Загадывание загадок о воде.

4. Использование игр о воде: "Какая бывает вода?", "Волшебная палочка", "Разрезные картинки" и др..

5.  Чтение художественной литературы. Экологические сказки.

6.  Наблюдение за водой в детском саду, дома.

7.  Консультации для родителей. 

 Структура занятия:

1.     Беседа с детьми об очистке воды.

2.     Сюрпризный момент

3.     Отгадывание загадок.

4.     Физкультминутка: игра «Капельки и тучки»

5.     Опыт «Вода – растворитель».

6.     Физкультминутка для глаз «Дождик».

7.     Подведение итогов

 

Характеристика группы: дети седьмого года жизни.

 

Предполагаемый результат: сформировать обобщенные представления у детей седьмого года жизни об очистке воды.

 

Ход непосредственной образовательной деятельности:

 

Педагог предлагает детям отгадать загадку:

В морях и реках обитает,

                    Но часто по небу летает.

                    А как наскучит ей летать,

                    На землю падает опять.

                                                           (Вода)

          - Догадались, о чем мы будем сегодня говорить? Мы с вами продолжим говорить о воде.

          На Земле вода содержится во многих водоемах. Назовите их.

          Дети рассматривают иллюстрации. Называют водоемы: моря, океаны, реки, ручьи, озера, родники, болота, пруды.

          - Чем отличается вода в морях и океанах от воды в озерах, реках, родниках, болотах?

          В морях и океанах вода соленая, она не пригодна для питья. В реках, озерах, прудах вода пресная, после очистки ее используют для питья.

          - Откуда вода попадает в наши квартиры?

          С водоочистных станций. Показывает иллюстрацию. Там воду очищают с помощью фильтров, обрабатывают химическими реагентами и другими средствами. Очищенная вода скапливается в подземных резервуарах, откуда насосами перекачивается разным потребителям, в том числе и в квартиры.

В гости к детям пришла Капелька и принесла в своем рюкзаке много различных веществ: соль, сахар, муку, мяту, подсолнечное масло, марганцовку.

Детям предлагается отгадать загадки, чтобы узнать, что это за вещества:

Отдельно - я не так вкусна,
Но в пище - каждому нужна. (Соль)
 

Я бел как снег,
В чести у всех.
В рот попал –
Там и пропал. (Cахар)

Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны. (Мука)

Травка очень душиста,
Ароматные листья.
Поскорей собирай
И заваривай чай!
А найдёшь возле хаты,
Называется – (Мята).


Желтое, а не солнце,

Льется, а не вода,

На сковороде пенится,

Брызгается и шипит. (Масло)

 

Марганцовка - одно из самых популярных в быту противомикробных препаратов для наружного применения. Выпускается он в порошке, продается в аптеке.

Дети рассматривают вещества. Капелька просит помочь ей разобраться в том, что произойдет с водой при взаимодействии с ними.

 

Физкультминутка «Капельки и тучки»

На полу разложены обручи (на один меньше, чем детей). Это тучки. Все дети – это капельки. Пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по группе. Как только музыка остановилась, каждая «капелька» должна занять любую «тучку». «Капелька», которой не хватило «Тучки», испарилась. Игра проводится 2-3 раза.

Перед тем как начать определять, что это за вещества, дети вспоминают правила работы с ними:

нельзя пробовать вещества на вкус – есть опасность отравиться;

нюхать надо осторожно, направляя запах от стакана ладошкой, так как вещества могут быть очень едкими и можно обжечь дыхательные пути.

Педагог предлагает Капельке сесть с детьми за стол и принять участие в исследованиях.

 

1. Вода – растворитель

- Что изменится, если растворить исследуемые вещества в воде?

Дети растворяют различные вещества в разных сосудах. Перед исследованиями дети предполагают, что получится в результате смешивания.

- Что произошло с водой после смешивания?

Соль и сахар быстро растворяются в воде, вода остается прозрачной.

Мука тоже растворяется в воде, но вода становится мутной. После того, как вода немного постоит, мука оседает на дно, но раствор продолжает оставаться мутным.

Пакетик мяты и порошок марганцовки быстро изменили цвет воды, значит, растворяются хорошо.

Масло не растворяется в воде: оно либо растекается по ее поверхности тонкой пленкой, либо плавает в воде в виде желтых капелек.

Дети приходят к выводу: одни вещества растворяются в воде, а другие нет.

Дети фиксируют результаты опытов в научной тетради:

 

 

Чистая вода + вещество

Что получилось

вода + соль

Быстро растворилась в воде, раствор остался прозрачным

вода + сахар

Быстро растворилась в воде, раствор остался прозрачным

вода + мука

Растворилась в воде, но вода стала мутной, часть муки оседает на дно в виде осадка

вода + мята

Быстро растворилась и при этом изменила цвет раствора на желтый

вода + марганцовка

Быстро растворилась и при этом изменила цвет раствора на красный

 

 

вода + масло растительное

Масло не растворилось в воде. Оно плавает по ее поверхности в виде пленки. Если раствор взболтать, то масло приобретает на некоторое время вид мелких капелек, которые затем снова преобразуются в пленку.

 

-  Можно ли пить такую воду?

Нет, т.к. она грязная.

 

 2. Очищение воды.

- Можно ли воду теперь очистить от разных веществ? Как это можно сделать?

Можно ее отфильтровать.

- Из чего можно сделать фильтр? (Можно попробовать сделать его с детьми с помощью марли, сетки.) Самый простой фильтр можно сделать из фильтровальной бумаги. Надо вырезать круг и вложить его в воронку.

Воду лучше всего очищать с помощью бумажного фильтра. Так, в походе можно очистить воду с помощью любого бумажного пакета.

          Педагог показывает способ фильтрования, затем дети фильтруют воду.

 

Физкультминутка для глаз «Дождик».

 

          Капля первая упала – кап! (Пальцем показывают траекторию её движения сверху вниз, прослеживая глазами движение пальца)

          И вторая прибежала – кап! (То же самое)

          Мы на небо посмотрели, (Смотрят вверх)

          Капельки кап-кап запели, (Закрывают глаза)

          Намочились лица.

          Мы их вытирали. (Поглаживают закрытые глаза подушечками пальцев)

          Туфли – посмотрите –

          Мокрыми стали. (Показывают руками вниз и смотрят)

          Плечами дружно поведем (Движение плечами)

          И все капельки встряхнём. (Встряхивают кистями рук)

          От дождя мы убежим, (Пальчики рук «бегут» по парте в одну сторону, глазами прослеживается их путь)

          Под кусточком посидим (Нагибают голову, прикрывая её руками)

 

- Что произошло после фильтрования воды с разными веществами?

          Дети отмечают, что практически не отфильтровались вещества, которые хорошо растворились в воде: сахар, соль, раствор мяты. Раствор с мукой имеет мутноватый цвет. Масло удалось отфильтровать быстро, потому что оно не растворилось в воде, на фильтре хорошо видны его следы. Вода с марганцовкой посветлела.

         

Результаты заносятся в таблицу.

 

Раствор

Результат

вода + соль

Практически не отфильтровался

вода + сахар

Практически не отфильтровался

вода + мука

 

Раствор по-прежнему имеет мутноватый цвет. На фильтре видны следы клейковины.

вода + мята

Цвет фильтра изменился, но отфильтрованный раствор тоже остался желтым

вода + марганцовка

Вода после фильтрования заметно посветлела, но чистой на стала.

вода + масло растительное

Отфильтровалось быстро, на фильтре видны его следы

 

Капелька благодарит детей за оказанную помощь. Дети дарят ей свои зарисовки  о взаимодействии воды с различными веществами.

Мы узнали самый простой способ очистки воды, но с фильтрованной водой мы встречаемся каждый день. Вода, которая поступает к нам в квартиры тоже фильтрованная, но ее очищают не такие фильтры; как изготовили мы, а большие и сложные.

Вода нам нужна везде, без нее мы не можем прожить ни дня, к ней надо относиться бережно: закрывать кран, когда вымыл руки; не бросать мусор в воду, когда находишься на природе

Педагог благодарит Капельку  и детей за участие в исследованиях.

- Вы узнали много нового о воде:

1. Вода растворяет многие вещества, и не все из них удается отфильтровать в бытовых условиях.

2. Даже после фильтрования загрязненную воду нельзя употреблять в пищу не кипяченой.

3. Загрязненной водой после ее фильтрования можно мыть руки, стирать белье и использовать для различных хозяйственных нужд.

Капелька читает стихотворение:

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли –

Жить нельзя нам без ...Воды

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: 

познакомить детей с разными способами очистки воды.

Задачи:

  1. Выявить вещества, которые растворяются в воде.
  2. Выявить вещества, которые не растворяются в воде.
  3. Познакомить со способом очистки воды – фильтрованием.
  4. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды.
  5. Закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными   веществами.
  6. Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу.
  7. Развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять и  делать выводы;
  8. Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций и их решения.
  9. Воспитывать аккуратность и безопасное поведение при работе с различными  веществами.
  10. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Используемые технологии: здоровьеформирующая (упражнения для развития внимания и координации движений, упражнения для глаз).

Интеграция: Познание, Коммуникация, Социализация, Труд, Безопасность, Здоровье.

Материалы и оборудование:        

        

сосуды разного размера и формы, вода, соль, сахар, мука, растительное масло, марганцовка, пакетики фиточая мяты; стеклянные палочки, ложки, бумага, марля, сетка, фильтры бумажные, воронки,  клеенки для столов, иллюстрации на тему: «Вода», обручи.

Литература:

  1. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста /Авт.-сост. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Санкт-Петербург Детство-Пресс 2010.
  2. Сохрани мир в капле чистой воды. Рациональное водопользование в быту: сборник методических материалов для дошкольных образовательных учреждений. /Сост.: Горбина Е.В.; под ред. В.И.Неелова, М.В.Черноглазовой. Ярославль, 2004.
  3. Приключения капельки. Программа управления спросом на воду. Ярославль, 2005.
  4. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование  /Марудова Е.В. СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс»,  2011.
  5. Домашняя лаборатория. Опыты с водой, магнитами, светом и зеркалами. /Идом Х, Вудворд К. – М., 1999.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

1.  Беседы о воде, её роли в жизни человека.

2.  Рассматривание иллюстраций на тему "Вода".

3.  Загадывание загадок о воде.

4. Использование игр о воде: "Какая бывает вода?", "Волшебная палочка", "Разрезные картинки" и др..

5.  Чтение художественной литературы. Экологические сказки.

6.  Наблюдение за водой в детском саду, дома.

7.  Консультации для родителей. 

 Структура занятия:

1.     Беседа с детьми об очистке воды.

2.     Сюрпризный момент

3.     Отгадывание загадок.

4.     Физкультминутка: игра «Капельки и тучки»

5.     Опыт «Вода – растворитель».

6.     Физкультминутка для глаз «Дождик».

7.     Подведение итогов

 

Характеристика группы: дети седьмого года жизни.

 

Предполагаемый результат: сформировать обобщенные представления у детей седьмого года жизни об очистке воды.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Педагог предлагает детям отгадать загадку:

В морях и реках обитает,

                Но часто по небу летает.

                А как наскучит ей летать,

                На землю падает опять.

                                                (Вода)

        - Догадались, о чем мы будем сегодня говорить? Мы с вами продолжим говорить о воде.

        На Земле вода содержится во многих водоемах. Назовите их.

        Дети рассматривают иллюстрации. Называют водоемы: моря, океаны, реки, ручьи, озера, родники, болота, пруды.

        - Чем отличается вода в морях и океанах от воды в озерах, реках, родниках, болотах?

        В морях и океанах вода соленая, она не пригодна для питья. В реках, озерах, прудах вода пресная, после очистки ее используют для питья.

        - Откуда вода попадает в наши квартиры?

        С водоочистных станций. Показывает иллюстрацию. Там воду очищают с помощью фильтров, обрабатывают химическими реагентами и другими средствами. Очищенная вода скапливается в подземных резервуарах, откуда насосами перекачивается разным потребителям, в том числе и в квартиры.

В гости к детям пришла Капелька и принесла в своем рюкзаке много различных веществ: соль, сахар, муку, мяту, подсолнечное масло, марганцовку.

Детям предлагается отгадать загадки, чтобы узнать, что это за вещества:

Отдельно - я не так вкусна,
Но в пище - каждому нужна. (Соль)

Я бел как снег,
В чести у всех.
В рот попал –
Там и пропал.
(Cахар)

Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны. (Мука)

Травка очень душиста,
Ароматные листья.
Поскорей собирай
И заваривай чай!
А найдёшь возле хаты,
Называется – (Мята).


Желтое, а не солнце,

Льется, а не вода,

На сковороде пенится,

Брызгается и шипит. (Масло)

Марганцовка - одно из самых популярных в быту противомикробных препаратов для наружного применения. Выпускается он в порошке, продается в аптеке.

Дети рассматривают вещества. Капелька просит помочь ей разобраться в том, что произойдет с водой при взаимодействии с ними.

 

Физкультминутка «Капельки и тучки»

На полу разложены обручи (на один меньше, чем детей). Это тучки. Все дети – это капельки. Пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по группе. Как только музыка остановилась, каждая «капелька» должна занять любую «тучку». «Капелька», которой не хватило «Тучки», испарилась. Игра проводится 2-3 раза.

Перед тем как начать определять, что это за вещества, дети вспоминают правила работы с ними:

нельзя пробовать вещества на вкус – есть опасность отравиться;

нюхать надо осторожно, направляя запах от стакана ладошкой, так как вещества могут быть очень едкими и можно обжечь дыхательные пути.

Педагог предлагает Капельке сесть с детьми за стол и принять участие в исследованиях.

1. Вода – растворитель

- Что изменится, если растворить исследуемые вещества в воде?

Дети растворяют различные вещества в разных сосудах. Перед исследованиями дети предполагают, что получится в результате смешивания.

- Что произошло с водой после смешивания?

Соль и сахар быстро растворяются в воде, вода остается прозрачной.

Мука тоже растворяется в воде, но вода становится мутной. После того, как вода немного постоит, мука оседает на дно, но раствор продолжает оставаться мутным.

Пакетик мяты и порошок марганцовки быстро изменили цвет воды, значит, растворяются хорошо.

Масло не растворяется в воде: оно либо растекается по ее поверхности тонкой пленкой, либо плавает в воде в виде желтых капелек.

Дети приходят к выводу: одни вещества растворяются в воде, а другие нет.

Дети фиксируют результаты опытов в научной тетради:

Чистая вода + вещество

Что получилось

вода + соль

Быстро растворилась в воде, раствор остался прозрачным

вода + сахар

Быстро растворилась в воде, раствор остался прозрачным

вода + мука

Растворилась в воде, но вода стала мутной, часть муки оседает на дно в виде осадка

вода + мята

Быстро растворилась и при этом изменила цвет раствора на желтый

вода + марганцовка

Быстро растворилась и при этом изменила цвет раствора на красный

вода + масло растительное

Масло не растворилось в воде. Оно плавает по ее поверхности в виде пленки. Если раствор взболтать, то масло приобретает на некоторое время вид мелких капелек, которые затем снова преобразуются в пленку.

-  Можно ли пить такую воду?

Нет, т.к. она грязная.

 2. Очищение воды.

- Можно ли воду теперь очистить от разных веществ? Как это можно сделать?

Можно ее отфильтровать.

- Из чего можно сделать фильтр? (Можно попробовать сделать его с детьми с помощью марли, сетки.) Самый простой фильтр можно сделать из фильтровальной бумаги. Надо вырезать круг и вложить его в воронку.

Воду лучше всего очищать с помощью бумажного фильтра. Так, в походе можно очистить воду с помощью любого бумажного пакета.

        Педагог показывает способ фильтрования, затем дети фильтруют воду. 

Физкультминутка для глаз «Дождик».

        Капля первая упала – кап! (Пальцем показывают траекторию её движения сверху вниз, прослеживая глазами движение пальца)

        И вторая прибежала – кап! (То же самое)

        Мы на небо посмотрели, (Смотрят вверх)

        Капельки кап-кап запели, (Закрывают глаза)

        Намочились лица.

        Мы их вытирали. (Поглаживают закрытые глаза подушечками пальцев)

        Туфли – посмотрите –

        Мокрыми стали. (Показывают руками вниз и смотрят)

        Плечами дружно поведем (Движение плечами)

        И все капельки встряхнём. (Встряхивают кистями рук)

        От дождя мы убежим, (Пальчики рук «бегут» по парте в одну сторону, глазами прослеживается их путь)

        Под кусточком посидим (Нагибают голову, прикрывая её руками)

- Что произошло после фильтрования воды с разными веществами?

        Дети отмечают, что практически не отфильтровались вещества, которые хорошо растворились в воде: сахар, соль, раствор мяты. Раствор с мукой имеет мутноватый цвет. Масло удалось отфильтровать быстро, потому что оно не растворилось в воде, на фильтре хорошо видны его следы. Вода с марганцовкой посветлела.

        

Результаты заносятся в таблицу.

Раствор

Результат

вода + соль

Практически не отфильтровался

вода + сахар

Практически не отфильтровался

вода + мука

Раствор по-прежнему имеет мутноватый цвет. На фильтре видны следы клейковины.

вода + мята

Цвет фильтра изменился, но отфильтрованный раствор тоже остался желтым

вода + марганцовка

Вода после фильтрования заметно посветлела, но чистой на стала.

вода + масло растительное

Отфильтровалось быстро, на фильтре видны его следы

Капелька благодарит детей за оказанную помощь. Дети дарят ей свои зарисовки  о взаимодействии воды с различными веществами.

Мы узнали самый простой способ очистки воды, но с фильтрованной водой мы встречаемся каждый день. Вода, которая поступает к нам в квартиры тоже фильтрованная, но ее очищают не такие фильтры; как изготовили мы, а большие и сложные.

Вода нам нужна везде, без нее мы не можем прожить ни дня, к ней надо относиться бережно: закрывать кран, когда вымыл руки; не бросать мусор в воду, когда находишься на природе

Педагог благодарит Капельку  и детей за участие в исследованиях.

- Вы узнали много нового о воде:

1. Вода растворяет многие вещества, и не все из них удается отфильтровать в бытовых условиях.

2. Даже после фильтрования загрязненную воду нельзя употреблять в пищу не кипяченой.

3. Загрязненной водой после ее фильтрования можно мыть руки, стирать белье и использовать для различных хозяйственных нужд.

Капелька читает стихотворение:

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли –

Жить нельзя нам без ...Воды


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему "Свойства воды"

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воде.   Задачи: 1. Образовательные Ознакомление детей со свойствами воды: вода прозрачная; ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в младшей группе: «Водичка, водичка…»

Конспект непосредственной образовательной деятельности в младшей группе: «Водичка, водичка…»...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности на тему "Свойства воды"

Программное содержание:расширить представлени детей р о природных свойствах воды путём экспериментирования(прозрачность, принимает форму сосудов, может быть как в жидком, таки в твёрдом состоянии); ра...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми "Свойства воды"

Изучение свойств воды с использованием ТРИЗ, здоровьесберегающих технологий и опытно-экспериментальной деятельности....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию с водой во второй младшей группе Тема: Свойства воды. «Тучка».

Формирование представления детей о разнообразных состояниях воды, вовлечение в элементарную исследовательскую деятельность....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию с водой «Волшебная водичка» во второй младшей группе.

Цель: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая: - познакомить детей со свойствами воды (цвет, запах, вкус, тек...