Конспект НОД
план-конспект занятия (окружающий мир, средняя группа) по теме

Шалаева Ирина Сергеевна

Тема «Вода в природе»

Цель:  приобщать детей к экспериментальной деятельности, как к части исследовательского пути.

Задачи:

  • уточнить представления детей о том, где можно встретить воду; (познание целостной картины мира)
  • формировать понятие о значении воды в природе: без нее не могут жить рыбы,  растения, животные, человек; (познание целостной картины мира)
  • формировать значимость воды в жизни человека: вода -  источник жизни на Земле, без воды нет жизни; (познание целостной картины мира)
  • продолжать формировать умение детей ставить эксперименты, познавая через них свойства воды; (познание с экспериментальной деятельностью)
  • развивать понятие о том, что употреблять воду  нужно чистую, кипяченую; (безопасность)
  • воспитывать бережное отношение к воде; (безопасность)
  • активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме; (коммуникация)
  • побуждать детей активно участвовать в беседе, отвечать на вопросы; «коммуникация)
  • развивать умение читать стихи; (коммуникация)
  • упражнять в употреблении слов – антонимов (холодная – горячая, глубокий – мелкий, быстро – медленно, грязная – чистая; (коммуникация, социализация).

Словарь: прозрачная, жидкость, запах, цвет, глубокий, мелкий, медленно, эксперимент-опыт

Материал: Дети одеты в форму для проведения экспериментов, доска оформлена картинками, фотографиями о воде. Подключен компьютер для показа презентации о воде. Четыре стола в разных местах группы, на каждом разное оборудование для разных экспериментов:

  • на первом столе – 6-7 стаканов с водой в них опущен цветной шарик (узнать прозрачность и запах).
  • второй стол – по два стакана на подносах на 6-7 человек. В одном стакане вода, а другой пустой. Каждому -  салфетка или маленькое полотенце ( узнать, что вода -  жидкость).
  • третий стол – на нем по два стакана с водой на подносе каждый, баночка цветной гуаши,  кисточка с подставкой, салфетка (вода бесцветна, но при добавлении красителей меняет цвет).

Игровой персонаж – Капелька, маленькие бумажные капельки (6-8 шт.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kapelka._docx.docx45.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственно – образовательной деятельности

с детьми среднего дошкольного возраста в области «Познание»

Тема «Вода в природе»

воспитатель: Шалаева И.С.

воспитатель прогимназии №18 «Родничок»

г. Шарья

2012г.

Тема «Вода в природе»

Цель:  приобщать детей к экспериментальной деятельности, как к части исследовательского пути.

Задачи:

  1. уточнить представления детей о том, где можно встретить воду; (познание целостной картины мира)
  2. формировать понятие о значении воды в природе: без нее не могут жить рыбы,  растения, животные, человек; (познание целостной картины мира)
  3. формировать значимость воды в жизни человека: вода -  источник жизни на Земле, без воды нет жизни; (познание целостной картины мира)
  4. продолжать формировать умение детей ставить эксперименты, познавая через них свойства воды; (познание с экспериментальной деятельностью)
  5. развивать понятие о том, что употреблять воду  нужно чистую, кипяченую; (безопасность)
  6. воспитывать бережное отношение к воде; (безопасность)
  7. активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме; (коммуникация)
  8. побуждать детей активно участвовать в беседе, отвечать на вопросы; «коммуникация)
  9. развивать умение читать стихи; (коммуникация)
  10. упражнять в употреблении слов – антонимов (холодная – горячая, глубокий – мелкий, быстро – медленно, грязная – чистая; (коммуникация, социализация).

Словарь: прозрачная, жидкость, запах, цвет, глубокий, мелкий, медленно, эксперимент-опыт

Материал: Дети одеты в форму для проведения экспериментов, доска оформлена картинками, фотографиями о воде. Подключен компьютер для показа презентации о воде. Четыре стола в разных местах группы, на каждом разное оборудование для разных экспериментов:

  1. на первом столе – 6-7 стаканов с водой в них опущен цветной шарик (узнать прозрачность и запах).
  2. второй стол – по два стакана на подносах на 6-7 человек. В одном стакане вода, а другой пустой. Каждому -  салфетка или маленькое полотенце ( узнать, что вода -  жидкость).
  3. третий стол – на нем по два стакана с водой на подносе каждый, баночка цветной гуаши,  кисточка с подставкой, салфетка (вода бесцветна, но при добавлении красителей меняет цвет).

Игровой персонаж – Капелька, маленькие бумажные капельки (6-8 шт.).

Схемы  - зарисовки:

  1. вода – прозрачная,
  2. вода – без запаха,
  3. вода – жидкая,
  4. вода – бесцветная,

Предшествующая работа: проведены беседы о воде с рассматриванием картинок, иллюстраций, фото о воде и жизни ее в природе. Игры с водой, загадки -  отгадки, проведение экспериментов, заучивание стихов, загадок. Взаимодействие с родителями: приготовление для детей мини познавательных проектов о воде, создание презентаций о воде.

Ход

непосредственно – образовательной деятельности

Ребята, я сегодня шла на работу и вдруг ко мне в руки упала КАПЕЛЬКА. Мы с ней познакомились. Она попросилась к вам, ребята. Хочет узнать, что вы знаете о ней. Расскажем ей, ребята?  (присаживаются у доски)

- Вы видели, где – нибудь, капельки? (капельки от дождя на листочках растений, капельки росы на траве).

-Капелька – это что? (вода, частичка воды)

- А где можно встретить воду? (в речке, море, океане, в болоте, озере,  в водопроводном кране).

- А  кому нужна вода? (растениям, животным, птицам, насекомым, деревьям, земле, человеку).

- Для чего нужна вода? (чтобы росли растения, деревья, пили животные, птицы,  насекомые, микроорганизмы, живущие в земле, человеку много надо воды).

- Давайте послушаем в стихах – для чего нужна вода.

Стихи

Алиса

Без меня вам не умыться,

 не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

Гриша

На плите у нас кипит,

паром чайник шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли,

Что вода –

Наша спутница всегда!

Аделина

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли, чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без воды.

Что такое вода? Это струйка из крана,
Это волны и шторм на морях-океанах.
В запотевшей бутылке напиток в руке,
И в ключе, и в колодце, и в ручейке.

Да, бывает вода в состоянии разном.
В жидком, твердом она. Даже в газообразном.
Мы не видим ее или не замечаем.
Но, когда ее нет, тяжело ощущаем.©

Соня

Вы меня в пруду найдете

И в сыром лесном болоте,

Путешествует всегда

Наша спутница вода!

То ручейком, то речкой вьется,

То из стакана наземь льется,

То засыпает тонкой льдинкой,

Красиво названной снежинкой.

Великий труженик – ВОДИЦА, Ну, как же ей не восхититься!

-

- А КАПЕЛЬКА к нам пришла не одна, она принесла картинки своих сестричек -  капелек и хочет узнать, чему и кому нужна вода в нашей группе.

- Давайте посмотрим вокруг и,  подумаем, где же она нам нужна? (комнатным растениям, приклеивают капельку; игрушкам и т.д.).

- Давайте узнаем и расскажем КАПЕЛЬКЕ, какой бывает вода(эксперименты – выдвигает гипотезы воспитатель).

  1. Возможно, что она – прозрачная,
  2. Допустим, что она жидкость,
  3. Предположим, что она бесцветная и не имеет запаха.

Давайте проверим, проведя эксперимент. Подходим к (первому) столу.

- Как вы думаете, какая вода в стакане? (прозрачная)

- А,  как вы догадались? (видно через стекло шарик). Значит, стекло тоже прозрачное.

- А в какой воде не будет видно шарика? (в мутной, грязной).

- Вы все правильно заметили. Я ставлю вот такой значок, что вода прозрачная.

- Вода имеет запах? Проверьте! (берут стакан и нюхают).

- Значит, вода без запаха (ставит значок – без запаха).

- Она может иметь запах? (да, если в нее что – то добавить).

- Конечно, если добавим лимон – она будет лимонной, вишню – вишневой, банан – банановой;  соль – соленой, сахар - сладкой.

А теперь поиграем…

Проводится игра «Скажи наоборот»:

  1. Речка глубокая, а ручей…(мелкий).
  2. Река может бежать быстро, а может и …(медленно).
  3. В чайнике вода чистая, а в луже…(грязная).
  4. Подходим к другому столу, узнаем, какая же еще вода?
  5. Из одного крана вода течет холодная, а из другого…(горячая).

- Проверьте, течет ли вода? (переливают из одного в другой стакан).

- Что заметили? (течет, переливается, журчит).

- Отчего?(от того, что она жидкая).

- Составьте стаканы и налейте воды в поднос.

- Что происходит с водой?  (она растекается по всему подносу).

- Значит, правда, что вода – это жидкость.

- Ставлю значок, что вода – это жидкость.

- А какой еще бывает вода? (твердой).

- Когда вода бывает твердой? (когда замерзнет). И превратиться в лед и снег.

Идем к следующему столу. Мы предположили, что она бесцветная. Правда ли это? Давайте узнаем.

- Есть цвет у вашей воды в стакане?

- Как вы узнали? (через нее видно, она прозрачная как стекло, без цвета).

- Приложите красную полоску бумаги к стакану. Вода стала красной? (нет).

- А теперь желтую приложите. Вода стала желтой?  (нет).

- Значит, вода не имеет цвета. Она бесцветная.

- А, можно ли  ее сделать цветной?

- Она вся будет одного цвета? (примет тот цвет, каким мы ее подкрасим).

Проделайте эксперимент.

- Какой стала вода у вас? (перечисляют).

- Отчего вода стала иметь цвет? (от того, что мы ее подкрасили).

Значит вода, которая в реках, морях, в наших трубах вся бесцветная. Ставлю значок бесцветности воды.

- Ну  вот, что мы сегодня с вами узнали, (по значкам) что вода – прозрачная, без запаха, без цвета, что вода – жидкость.

- Замечательно, КАПЕЛЬКА, тебе понравилось, что дети сами узнали какая вода?

- И мне тоже очень понравилось, как дети все узнавали сами, отвечали на вопросы, стихами подтвердили – для чего нужна вода.

Можно провести физминутку:

.Физминутка «Лебеди»

Лебеди летят,

Крыльями машут.

(плавные движения руками с большой амплитудой)

Прогнулись над водой,

Качают головой.

(наклоны вперед, прогнувшись)

Прямо и гордо умеют держаться,

Тихо-тихо на воду садятся

(приседания)

Теперь усаживайтесь все: и КАПЕЛЬКА,  и дети, посмотрим маленький фильм о воде.

Презентация  «Вода в природе».

После просмотра проводится итог о воде:

  1. Какой можно пить воду? (чистой, кипяченой).
  2. Как беречь воду? (закрывать краны, чтобы зря не бежала; не засорять реки).
  3. А если не будет воды на Земле? (то все погибнет; без воды нам не прожить).
  4. Берегите воду
  5. Вода - это то, что всем жизнь нам дает.
    Что силы и бодрости нам придает.
    Кристально чиста или очень грязна.
    В любом состоянье полезна она.
  6. Где водится грязь, там лягушки живут.
    Для них лишь в болоте покой и уют.
    Для нас же вода должна чистою быть,
    Что б мы не боялись и мыться, и пить.
  7. Не менее, впрочем, полезна вода,
    Которая в виде замерзшего льда.
    Она охлаждает, морозит, бодрит.
    И в зной нам прохладу и радость дарит.
  8. Давайте же воду все будем беречь.
    От трат неразумных ее все стеречь.
    Иначе,закончится может вода,
    И жизнь на планете затихнет тогда. ©

КАПЕЛЬКА хочет погостить  у нас еще и поиграть с ребятами.

Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая?
 (вода)

.Физминутка «Лебеди»

Лебеди летят,

Крыльями машут.

(плавные движения руками с большой амплитудой)

Прогнулись над водой,

Качают головой.

(наклоны вперед, прогнувшись)

Прямо и гордо умеют держаться,

Тихо-тихо на воду садятся

(приседания)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....