"Зима на севере"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Хабиева Алёна Александровна

Цель: обобщение знаний детей о зиме.

Программные задачи:

Образовательные:

  • Систематизировать знания детей о зимних явлениях, птицах, животных;
  • Учить образовывать прилагательные от существительных, согласовывать прилагательные с существительными;
  • Закрепить умения детей выполнять аппликацию в технике «рваная бумага»;

Развивающие:

  • Развивать фразовую речь;
  • Развивать у детей познавательные интересы,  умение использовать в беседе накопленные знания;
  • Развивать непроизвольную память, мышление, мелкую моторику рук.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и ответы других детей, не перебивая товарища, рассматривать иллюстрации, отвечать на вопросы;
  • Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе;
  • Продолжать формировать навыки сотрудничества при работе в подгруппах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima_na_severe.docx28.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей «Малышок»

Конспект непосредственно образовательной деятельности с интеграцией образовательных областей «Познание», «Коммуникация»

для детей старшего дошкольного возраста  (6-7 лет)

Тема: «Зима на севере»

 

(Постоянно действующий  семинар педагогов ДОУ Советского района на тему «Разнообразные формы применения инновационных технологий в работе  с детьми дошкольного возраста»)  

Подготовила: Хабиева Алёна Александровна, воспитатель МБДОУ д/с «Малышок»

г. Советский

2013 г.

Цель: обобщение знаний детей о зиме.

Программные задачи:

Образовательные:

  1. Систематизировать знания детей о зимних явлениях, птицах, животных;
  2. Учить образовывать прилагательные от существительных, согласовывать прилагательные с существительными;
  3. Закрепить умения детей выполнять аппликацию в технике «рваная бумага»;

Развивающие:

  1. Развивать фразовую речь;
  2. Развивать у детей познавательные интересы,  умение использовать в беседе накопленные знания;
  3. Развивать непроизвольную память, мышление, мелкую моторику рук.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и ответы других детей, не перебивая товарища, рассматривать иллюстрации, отвечать на вопросы;
  1. Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе;
  2. Продолжать формировать навыки сотрудничества при работе в подгруппах.

Словарная работа: расширять словарный запас воспитанников словами: метель, кристаллики, замерзшая.

Методы:

  1. словесный;
  2. игровой;
  3. практический.

Методические приемы: 

  1. игровая мотивация;
  2. просмотр электронной презентации;
  3. дидактические игры;
  4. творческая мастерская.

Предварительная работа:

  1. заучивание с детьми стихотворений о зиме;
  2. чтение рассказов о зиме;
  3. рассматривание иллюстраций «Зима», «Зимние забавы»;
  4. экскурсии и наблюдения  по территории детского сада с целью рассматривания зимнего пейзажа.

Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей, помочь в выполнении практического задания.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

  1. мультимедийное оборудование для просмотра презентаций;
  2. электронная презентация «Зимушка - зима».

Раздаточный материал:

  1. конверты с разрезанными на 4 части картинками зимующих птиц;
  2. карточки для аппликации с изображением дерева, снегиря, снеговика;
  3. клей;
  4. кисточка для клея;
  5. салфетка;
  6. клеёнка;
  7. цветная бумага красного, черного, белого цвета.

Ход занятия:

Дети заходят в группу, садятся на стульчики, расположенные на ковре напротив доски. Воспитатель обращает внимание детей на электронные иллюстрации на доске.

Просмотр электронной презентации «Зимушка - зима»

Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску и скажите, какое время года на этих фотографиях? (показываю слайды с зимними пейзажами 1,2,3,4 слайды).

Дети: Зима.

Воспитатель: Посмотрите, какая красота! Вы любите зиму?

Дети: Да

Воспитатель: Летом я ездила на юг и познакомилась с ребятами из южного детского сада, а вчера я получила от них письмо. Они пишут, что не любят свою зиму. На юге зима не такая, как у нас на севере, зимой часто идет дождь, а если снег и выпадает, то быстро тает. Мне кажется, что они просто не знают, каким прекрасным бывает это время года. Вот я и подумала, ведь мы с вами так много всего знаем о зиме, правда?

Дети: Да.

Воспитатель: Скажите. А как можно помочь и моим знакомым ребятам полюбить зиму?

Дети: Рассказать. Написать письмо….

Воспитатель: А еще можно снять все на видео и отправить наш рассказ по Интернету, у меня на компьютере есть специальная видеокамера. Попробуем?

Дети: Да.

Воспитатель:  Скажите, знаете ли вы стихи о зиме?

Дети: Да.

Чтение детьми стихотворений о зиме

Дети, выучившие стихотворения, выходят по одному, встают около доски и рассказывают. (2-3 стихотворения)

Снежные медвежата

Какой пушистый, чистый снег!

Кусты одеты в белый мех.

Они стоят несмелые,

Как медвежата белые.

А рядом шум, а рядом гром –

Машины движутся кругом.

И потому у медвежат

От страха хвостики дрожат.

(Владимир Орлов)

Позывные

Лютуют ночные морозы,

Холодные ветры свистят.

Осины, дубы и берёзы

Под зябкими звёздами спят.

Но в воздухе есть перемены,

Они разбудили сосну:

Иголочки, словно антенны,

Уже уловили весну.

(Владимир Орлов)

Бахрома

На сосне и на берёзе

Бахрома -

Белой пряжей

Их запутала зима.

И оставила

Распутывать весне

Эту пряжу на берёзе

И сосне.

(Владимир Орлов)

Воспитатель: Ребята, кто из вас запомнил, какими красивыми словами поэты пишут о зиме?

(Ответы детей)

Беседа с детьми о признаках зимы

Воспитатель: Ребята, а что еще можно сказать о нашей зиме?

Дети: Зимой холодно и много снега.

Воспитатель: А что мы знаем про снег? Что такое снег?

Дети: Замерзшая вода, кристаллики льда, много снежинок.

Воспитатель: А какими бывают снежинки? На что они похожи?

Дети: На звездочки, на цветы, на пушинки…

Воспитатель: Скажите, как называется такое явление, когда одновременно идет снег и дует ветер?

Дети: Метель

Воспитатель: Каким бывает снег во время метели?

Дети: Хлопьями, крупой, снежной пылью.

Воспитатель: Но разве только снег и метели бывают зимой? Давайте узнаем, что же еще бывает зимой. Я предлагаю вам разделиться на три подгруппы. Подойдите к столу и возьмите конвертик. Вам нужно собрать из частей картинку.

Дидактическая игра «Собери картинку»

Дети подходят к столам, на которых лежат конверты и собирают целую картинку из 4-х частей.

Воспитатель: Кто у вас получился?

Дети: Птицы.

Воспитатель: Скажите, а как называются эти птицы?

Дети: Свиристель, снегирь, клёст.

Воспитатель: Как, одним словом, можно назвать этих птиц?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: Как вы думаете, чем клест отличается от других птиц?

Дети: Клюв в виде крестика, клёст выводит птенцов зимой.

Воспитатель: А как мы можем помочь им пережить суровую зиму?

Дети: Сделать кормушки и кормить.

Воспитатель: Верно. Но ведь не только птицы встречаются зимой. Кто еще зимует в лесу?

Дети: Звери.

Воспитатель: Правильно, давайте с вами присядем и поиграем в игру.

Дидактическая игра «Кто где живет»

Дети садятся на стульчики, расположенные возле доски.

Воспитатель: Отгадайте загадку:

(5,6 слайды – дикие животные: медведь,  волк, белка, лиса, заяц; когда дети отгадают загадку – появляется правильный ответ - животное).

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора. (Заяц)

Хвост пушистый бережёт

 И зверюшек  стережёт:

 Знают, рыжую в лесу –

 Очень хитрую (Лису).

Все время по лесу он рыщет,

 Он в кустах кого-то ищет.

 Он из кустов зубами щелк,

 Кто скажите это - …(Волк).

Он зимой в берлоге спит,

 Потихонечку храпит,

 А проснётся, ну реветь,

 Как зовут его? - … (Медведь).

Рыжий хвостик тут и там

 Промелькнул вдруг по кустам

 Смотрит в след ей девочка,

 Знает это... (Белочка).

Воспитатель: Назовите, как называется жилище лисы, белки, зайца, волка, медведя?

Дети: У лисы – нора, у белки – дупло, у волка - логово, у медведя – берлога,  заяц под густыми лапами ели.

Воспитатель: Давайте еще раз напомним ребятам о жилищах диких животных;

Скажите,  это чья берлога? (медвежья);

Чьё это дупло? (беличье);

Чьё логово? (волчье);

Чья нора? (лисья);

Чьё жилище под ветвями ели? (заячье).

Воспитатель: Всех животных можно встретить в лесу зимой?

Дети: Нет.

Воспитатель: А кого нельзя и почему?

Дети: Медведя, потому - что он зимой впадает в спячку.

Воспитатель: Молодцы ребята. Еще мы можем рассказать ребятам из южного детского сада о своих любимых зимних забавах. А для этого мы с вами поиграем в игру.

Малоподвижная игра «Где мы были, вам не скажем, а что делали, покажем»

Дети выходят на свободное пространство. Один ребенок выходит из групповой комнаты, закрывает дверь (или отворачивается и крепко закрывает глаза). Остальные задумывают какие-либо движения, соответствующие зиме: катание на лыжах, коньках, катание на санках, лепка снеговика. Зовут ребенка, который выходил, он их спрашивает: «Где вы были, что вы делали», а дети отвечают:  «Где мы были,  вам  не скажем, а что делали – покажем»

Воспитатель: А есть еще одна игра, в которой говорится о зиме. Повторяйте за мной.

Физкультурная пауза:

Снег сегодня шел с утра (руки сверху вниз опускаются)

Рада снегу детвора (хлопают в ладоши)

Снег на ветках (руки вверх), на дорожках (наклон вниз)

На носах и на ладошках (показывают нос и ладошки)

Воспитатель: Ребята, я вот что подумала: вы много интересного рассказали о зиме, но, может быть, для того чтобы ребята с юга лучше поняли, за что можно любить зиму, нам стоит приготовить для них такой подарок-сюрприз, который всегда будет напоминать им о том, какой бывает зима. Что вы можете предложить?

Дети: Можно нарисовать. Сфотографировать. Аппликацию сделать.

Воспитатель: Это вы здорово придумали!

Но для того, чтобы наша работа двигалась быстрее, я предлагаю вам объединиться в подгруппы, одна подгруппа будет выполнять аппликацию, которая расскажет о красоте заснеженных деревьев, вторая о птицах, прилетающих зимой из леса в город, а третья – о том, каких чудесных снеговиков можно слепить зимой из снега.

Вот карточки. Возьмите по одной; те ребята, у которых на карточке снеговик, подойдите к столу с такой же карточкой; у кого снегирь, к столу, где на карточке снегирь; у кого дерево, тот к столу с карточкой, на котором дерево.

Аппликация  

Работа детей в подгруппах. Дети берут карточки и подходят к своим столам, садятся. Воспитатель показывает порядок выполнения аппликации. Дети выполняют аппликацию приемом в технике «рваная бумага» (Воспитатель помогает детям, используя словесные и тактильные приемы)

Воспитатель: Аппликации готовы. Несите их мне.

(Соединить детские работы так, чтобы получилась единая композиция)

- Посмотрите, какая чудесная картина у нас получилась.

Воспитатель: Как вы думаете, удалось ли нам сегодня на занятии показать и рассказать о зиме так, чтобы дети, которые написали мне письмо, смогли полюбить это время года так же, как любим его мы?

Дети: Да!

Воспитатель: А вам понравилось сегодня работать? Что понравилось больше всего?

Дети: (ответы).

Воспитатель: Ребята, хочется ли вам рассказать своим родным дома о том, как мы потрудились и как помогли ребятам полюбить зиму?

Спасибо вам за работу. Я обязательно отправлю и эту картину,  и ваши рассказы о зиме моим знакомым ребятам  в южный детский сад. Надеюсь, что они пришлют нам ответ с благодарностью. Будем ждать?

Дети: Да.

Воспитатель: А теперь давайте сфотографируемся на память для наших южных детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию "Беседа о диких животных севера. Чтение рассказа "Как заяц зимует"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей с ОНР подготовительной группы компенсирующей направленности.Направление – «Познавательно-речевое развитие»Образовательная область ...

Монопроект «Животные Севера зимой».

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры ребенка. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие е...

Викторина – «Зимующие птицы и животные Севера»

Итоговое мероприятие по теме: Викторина – «Зимующие птицы и животные Севера»Цель: Расширить и уточнить знания детей о зимующих  птицах и животных Севера....

Тема: Чтение, обсуждение стихотворений И.С.Сурикова «Зима», А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя», Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…»

Помочь детям почувствовать лирический характер поэтических произведений. Расширять знания и представления о зимнем времени года у детей через стихотворные строчки,:воспитывать чувство любви к природе ...

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области Художественно-эстетическое развитие по теме: «Здравствуй, гостья зима, просим милости к нам песни севера петь по лесам и степям» для детей старшего возраста.

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области Художественно-эстетическое развитиепо теме: «Здравствуй, гостья зима, просим милости к нампесни севера петь по лесам и сте...

Конспект НОД с использованием ИКТ-технологий «В мире вечной зимы… Животные севера»

Конспект НОД с использованием ИКТ-технологий «В мире вечной зимы… Животные севера»...