ООД по познавательной деятельности "Здравствуй, весна!"
методическая разработка (окружающий мир, старшая группа) на тему

Богомолова Анна Ивановна

методические разработки по проведению ООД в старшей ,подготовительной группе по ознакомлению с сезонными изменениями в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdravstvuy.docvesna.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

               Здравствуй,весна!

       

Задачи: закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе

(расширять представления детей о характерных признаках весны, учить находить эти признаки самостоятельно; развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, выражать их в речи; расширять представление детей об образе жизни  лесных зверей и птиц весной; воспитывать любознательность.

                     Вышло солнце из-за тучи

                    И нагрело снег скрипучий.

                   Снег задумался чуть-чуть,

                   И ручьи пустились в путь.

О каком времени года это стихотворение?

Теплое солнце растопило снег и лед.Во что они превратились?                             Весенние талые воды напоили деревья,кусты,травы,и они зазеленели.

  Если солнышко спряталось за облако ,его можно позвать:

                       Солнышко,выгляни!

                        Красное ,посвети!

                       На холодную водицу,

                       На шелковую травицу!

                       На яблоньку высокую,

                      На веточку зеленую,

                      На  грушицу кудрявую,

                     Березку кучерявую!

                     Выйди поскорее!

                     Будь к нам подобрее!

В природе бывает три весны:весна света,весна воды и весна травы.

Март,первый месяц весны-весны света.Хотя кругом лежит снег,но солнце светит ярче и теплее.С каждым днем все дольше задерживается солнышко.Небо голубеет,по нему проплывают белоснежные кучевые облака.Кап-кап-кап-звенит капель.В лесу деревья стоят голые.Зеленеют по-прежнему ель и сосна.Да еще орешник и ива зацвели и разукрасились сережками да белыми пушистыми барашками.Под деревьями начал таять снег,вокруг стволов  образовались лунки,а на открытых местах появились   проталины.  Разбуженные теплом и светом,просыпаются первые насекомые,начинается прилет птиц.

     Идет бурное снеготаяние:огромные массы снега и льда,накопившиеся за зиму,растопленные весенним теплом,превращаются  воду.Начинается весна воды.Приход ее совпадает с цветением цветка мать-и-мачехи-одного из первых раннецветущих первоцветов.Всюду и везде лужи,бегут ручьи.Реки выходят из берегов-идет половодье.

    С северными ветрами в апреле возвращаются холода,Беспокойна апрельская погода:яростно борется тепло с холодом.Темные облака  заволакивают небо,сильный холодный ветер пронизывает насквозь,дождь с липким снегом ливнем обрушивается на землю.Но ненадолго.Скоро сквозь темно-синее небо  проглянет солнышко-и опять тепло.Зеленеет трава,вылетают шмели,прыгают лягушки,и потоки весны стремятся унести весь мусор,всю грязь,очищая землю для весны зелени.

   В начале мая,как только зазеленеет береза,наступает пора Весны зелени.Жарче становятся дни,теплее ночи.Распускаются зеленые листочки на деревьях.Круглые сутки.не смолкая .поют птицы.С цветением черемухи открывается праздничная картина цветущих фруктовых садов.Сплошным желтым ковром покрывает газоны цветущий одуванчик.Радуют глаз белые цветки ландыша.В мае бывает первая гроза.С цветением дикой розы-шиповника-кончается весна и наступает лето.

Поговорим о птицах.Вернулись улетевшие от нас на зиму птицы.У нас они снова находят корм.Какой?Появились насекомые,солнце разбудило их.

Первыми прилетают грачи.Считают.что с их прилетом к нам приходит весна.

Позже,когда насекомых становится больше,прилетают птицы,для которых это – главная пища.

Какие это птицы? (Ласточки,кукушки).

Что делают птицы  весной? (Вьют гнезда для того.чтобы отложить туда яйца.Что нужно делать,если вы увидели гнездо?(отойти ).

                        Загадки о птицах.

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели?

Голосистее,нежней?

Кто же это?.......  (соловей).

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома-

Длинноногий,длинноносый,

Длинношеий,безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (аист).

Прилетает к нам с теплом

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы  и глины.  (ласточка).

Не ворона,не синица-

Ка зовется эта птица?

Примостилась на суку-

Раздалось в лесу «ку-ку». (кукушка).

На шесте-дворец,

Во дворце-певец.

А зовут его-……(скворец).

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит,

Тычет клювом наугад-

Ищет в речке лягушат. (цапля).

Черный,проворный,кричит :»Крак!»

Червякам  враг.          (грач).

Что за весенняя черная птица

Трактору чуть ли не на нос садится?

Кто там за плугом носится вскачь?

Черная птица по и мени…….грач.

Эта птица никогда

Не строит для себя гнезда.

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает.  (кукушка).

Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растенья.

Его и песня,и полет

Вошли в стихотворенья.(жаворонок).

Дети затрудняются ответить?Тогда прочитайте стихотворение В.Жуковского     «Жаворонок».

             На солнце темный лес зардел,

             В долине пар белеет тонкий,

            И песню раннюю запел

            В лазури жаворонок звонкий.

           Он голосисто  с вышины

           Поет, на солнышке сверкая:

          «Весна пришла к нам молодая,

           Я здесь пою приход весны».

Весне рады не только птицы,но и все другие лесные жители.Кто еще в лесу рад приходу весны?

Вылез из берлоги медведь.Он очень худой и голодный.Почему?Он всю зиму ничего не ел.Голодные медведи могут напасть и на лося.Зимо        й в берлоге у медведицы рождаются медвежата.Весной вместе с мамой выходят на свет.

Заяц и белка снова переоделись.Какого цвета они были зимой?

Какая у них сейчас «одежда»?Кто еще проснулся после зимней   спячки?Ежи тоже сильно худеют и им нужно очень много насекомых,чтобы набрать сил.Весной у ежихи рождаются 5-7 ежат.

Весной и у лисы появляются лисята,а у волчицы- волчата.

Почти все малыши живут со взрослыми.Только зайчата после рождения остаются под кустом одни.Зайчиха покормит их молоком и убежит.А очень скоро они сами начнут есть листья и траву.

                             Загадки

          «Звери»    ,        «Насекомые».

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?   (белка)

Зимой беленький,

А летом серенький.

Никого не обижает,

А всех сам боится.    (заяц).

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (медведь)

Лесом катится клубок.

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами.  (еж).

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.  (олень).

Есть на речке лесорубы

В серебристо-бурых шубах,

Из деревьев,веток,глины

Строят прочные плотины.  (бобры).

Хитрая плутовка,рыжая головка,

Пушистый хвост-краса,

Кто это?......(лиса).

На овчарку он похож.

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит оскалив пасть,

На овцу готов напасть    (волк).

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (бабочка).

 

Прыгает пружинка-

Зеленая спинка.

 С травы на былинку.

С ветки на тропинку(кузнечик).

Целый день летает,

Всем надоедает.

Ночь настанет

Тогда перестанет.   (муха).

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет  над цветком-

Он поделится медком.   (пчела)

На ромашку у ворот

Опустился вертолет-

Золотистые  глаза.

Кто же это ?......(стрекоза)

Не жужжу,когда сижу,

Не жужжу,когда ползу.

Если в воздухе кружусь,

То уж вдоволь нажужжусь. (жук).

Не зверь,не птица,

Нос,как спица.

Летит-пищит,

Сядет-молчит.  (комар).

Кто они?Откуда? Чьи?

Льются черные ручьи:

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке.  (муравьи).

Модница крылатая,

Платье полосатое.

Ростом хоть и кроха,

Укусит –будет плохо.(оса).

Надевает эта крошка

Платье красное в горошек.

И летать умеет ловко,

Это…….(божья коровка).

Расту червячком,питаюсь листком,

Потом засыпаю,себя обмотаю.

Не ем,не гляжу,неподвижно лежу.

Но снова весной я вдруг оживаю.

Свой дом покидаю,над лугом порхаю. (гусеница.куколка,бабочка)

Беседа  о насекомых.

- Каких вы знаете насекомых?

-Кто из них ползает,летает,прыгает?

-Какие насекомые приносят пользу людям,а какие вред?

-Кт о из насекомых кусается и жалится,а кто нет?

-Чем питаются насекомые?

-Назовите части тела насекомых.

-Куда они прячутся зимой?

                     Загадки  о весне.

Держит девочка в руке

Облачко на стебельке.

Стоит дунуть на него-

И не будет ничего. (одуванчик).

Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает. (подснежник).

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет.  (весна).

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит.

Снег худеет,мякнет,тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает?   (март).

Яростно река ревет

И разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел? ……(апрель)

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад.

Пчелы первые летят.

Гром грохочет.Угадай,

Что за месяц это?......(май)

Висит за окошком кулек  ледяной.

Он полон капели и пахнет весной. (сосулька).

К маме –речке бегу

И молчать не могу.

Я ее сын родной,

А родился –весной. (ручей).

На ветках –плотные комочки,

В них дремлют клейкие  листочки.(почки).

Нашумела,нагремела,

Все промыла и ушла.

И сады,и огороды

Всей округи полила. (гроза).

Я раскрвываю почки

В зеленые листочки.

Деревья одеваю,

Посевы поливаю.

Движения полна,зовут меня……весна.

Беседа по теме «Весна».

Вопросы:

-Когда наступает весна?

-Назовите весенние месяцы.

-Перечислити признаки весны в городе,в лесу,в полях,в жизни зверей и птиц.

-Что делают люди весной в полях,садах и на огородах?

-Какая погода бывает весной?

-Какие птицы прилетают первыми?

-Какие цветы зацветают первыми?

-Что надевают люди весной? Почему?

-Что такое оттепель,проталина,капель,посевная,саженцы?

-Почему прилетают из теплых краев птицы?

-Что делают все птицы весной?

-Откуда возникают ручейки?

-Почему весной тают сосульки?

-Отчего разливаются реки?

-Почему заяц меняет белую шубку на серую?

-Что означает выражение «весеннее настроение»?  

                             Игры.

«Веснянка-закличка».

Все вместе дети зовут  Весну (песня «Веснянка-закличка»)

       Стало ясно солнышко припекать.припекать,

      Землю словно золотом заливать,заливать.

      Громче стали голуби ворковать,ворковать,

      Журавли вернулись к нам опять,к нам опять.

     А в лесу подснежники расцвели,расцвели,

     Много цвету вешнего у земли,у земли.

     Ой,ты,ясно солнышко,посвети,посвети!

     Хлеба,земля-матушка,уроди,уроди!

Весна:    Я-Весна-красна,

                Бужу землю ото сна,

                Наполняю соком почки,

                На лугах растут цветочки.

                Прогоняю с речек лед.

                Светлым делаю восход.

                 Всюду-в поле и в лесу-

                 Людям радость я несу.

«Идет  матушка Весна».

Двое детей берутся за руки (это ворота),а остальные проходят под ними и говорят:

                 Идет матушка Весна,

                 Отворяй-ка ворота,

                 Первый Март пришел,

                 Всех детей провел.

                 А за ним пришел апрель-

                 Отворил окно и дверь.

                  А уж как пришел май-

                Сколько  хочешь выбирай!

Пропустив всех несколько раз через ворота,дети начинают искать себе пару,спрашивая «зима» или «весна»? «Зима» -эти дети делают круг с воротиками,а «весна»-дети  заходят в круг и выходят.

                      Ходит матушка Весна по полям,лесам одна.

                       Первый раз прощается,второй раз запрещается,

                      А на третий раз-не пропустим вас!

(воротики опускаются).

                     Игра  «Ручеек».

Дети встают парами,одна пара за другой.Один человек –водящий.

Он идет между детьми ( в воротики),берет за руку любого ребенка и образует с ним пару.Ребенок,оказавшийся один,идет вперед и  проходит опять в воротики и т.д.

                    Игра  «Перепрыгни ручеек».

Дети встают в колонну,каждый из ребят кладет руки на талию стоящего впереди.Сбоку кладутся 2 веревки на расстоянии 70-80см одна от другой.В ходе игры на слово «ух!» всем вместе надо перепрыгнуть за веревку-на « другой берег ручейка».Тот,кто не перепрыгнет,»наступит в воду и промокнет»,выбывает из игры.

                Разлился ручеек,золотой рожок,

                Разлился водой,холодной,снеговой,

                По пням,по болотам,по лесным колодам –УХ!

                   Игра    «Филин и птахи».

Дети встают в круг.Перед игрой дети вспоминают,как кричат птицы.Грач- «крак»,журавль-«курлы»,воробей-«чирик» и т.д.Каждый играющий выбирает образ какой-либо птицы и начинает  изображать ее пение.Один из игроков – филин,он стоит в центре круга.Филин спит,пташки летают.Когда филин проснется,все убегают от него –«улетают».Если филин поймал кого-нибудь,то он должен назвать,что это за птица.узнав ее по голосу.Если не узнал,то он становится пташкой,а пойманный –филином.

                        «Горелки».

Играющие встают парами друг за другом.Впереди всех на расстоянии  трех шагов стоит водящий- горелка.

  Играющие нараспев говорят слова:

                 Гори,гори ясно,

                 Чтобы не погасло.

                  Стой подоле,гляди на поле,

                 Едут там трубачи

                 Да едят калачи.

                 Погляди на небо:

                 Звезды горят,

                 Журавли кричат:

                 -Гу,гу.убегу.

                  Раз,два,не воронь,

                  А беги ,как огонь!

После последних слов дети,стоящие в последней паре,бегут с двух сторон вдоль колонны.Горелка старается запятнать одного из них.Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки,прежде чем горелка запятнает одного из них,то они встают впереди первой пары.а горелка вновь «горит».Игра повторяется.

                     Игра «Пчелки и ласточка».

Играющие-пчелы-летают по поляне и напевают:

                        Пчелки летают,

                        Медок собирают!

                        Зум.зум,зум!

                        Зум.зум.зум!

Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку.По окончании песенки ласточка говорит: «Ласточка встанет,пчелку поймает».С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел.Пойманные – выходят из игры. Игра повторяется.

                          Игра «Птицелов».

Играющие выбирают себе названия птиц,крику которых они могут подражать.Встают в круг,в центре которого –птицелов с завязанными глазами.Птицы ходят,кружатся вокруг птицелова и произносят нараспев:

                             В лесу,во лесочке,

                             На зеленом дубочке.

                             Птички весело поют,

                             Ай!Птицелов идет!

                             Он в  неволю нас возьмет,

                             Птицы .улетайте!

Птицелов хлопает в ладоши,играющие останавливаются на месте,и водящий начинает искать птиц.Тот,кого он нашел,подражает крику птицы,которую он выбрал.Птицелов угадывает название птицы и имя игрока.Играющий становится птицеловом.

 

   

                   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательный проект "Весна-Красна"

Педагогический паспорт познавательного проекта "Весна-Красна" во 2младшей группе....

Конспект интегрированного занятия (физическое и познавательное развитие) "Весной в лесу"

укенгьтмстттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттибгггржжжжжжимчччччччитттттттттттттттттттттттттттттттттппппппппппппиитттттттттттттттттттттттттттттттааааааааааааааааааааааааааааааааааарииииии...

Познавательное занятие "Весна"

Обобщение и закрепление характерных признаков весны, состояние растений, птиц, неживой природы. Выявить и закрепить знания о законах природы их сезонности на примере зима - весна....

Конспект по познавательной деятельности «Весна пришла» для детей средней группы.

Цель: Создать условия для закрепления знания детей о весенних изменениях в природе, о правилах поведения в лесу.Задачи: Обучающие: Уточнять и закреплять представления детей об изменениях, происходящих...

Конспект совместной образовательной деятельности в первой младшей группе по реализации образовательной области познавательное развитие «Весна»

Данный конспект совместной образовательной деятельности предназначен для проведения с детьми первой младшей группы. Целью занятия является формирование знаний детей по теме "Весна", ознакомление детей...

Конспект ООД по познавательному развитию «Весна. Признаки весны» (Беседа)

Конспект ООД по познавательному развитию «Весна. Признаки весны» (Беседа)...