Рабочая программа "Ребенок и окружающий мир"
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа) по теме

Полная рабочая программа по окружающему миру в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа360.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по разделу «Ребёнок и окружающий мир»

для детей старшей группы

образовательная область «Познание»

74 периодов непосредственно образовательной деятельности  (2 раз в неделю)

Составитель:

воспитатель

МБДОУ «Колокольчик»

ТарасоваАлевтина Николаевна

Пояснительная записка

        Рабочая программа по разделу «Ознакомление с окружающим миром» образовательной области «Познание» для детей старшей группы составлена на основе содержания дошкольного возраста старшей группы основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Страна знаний».

Рабочая программа  ориентирована на использование учебно-методического комплекта «Программы воспитания и обучения  в детском саду» под редакцией  М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, М: МОЗАИКА – Синтез,  2005 г.

Рабочая программа рассчитана на 74  периода  непосредственно образовательной деятельности       (2 раза в  неделю), длительностью – 25 минут.

              Программой  предусмотрено  изучение материала по направлениям:

  1. ознакомление с предметным окружением;
  2. ознакомление с явлениями общественной жизни;

Целью разработки данной программы является создание системы по реализации минимума содержания по разделу «Ознакомление с окружающим миром» детей старшей группы, обеспечение  полноценной  жизни ребёнка в окружающем мире (природа, социум), формирование представления, их упорядочивание, осмысление существующих закономерностей, связей и зависимостей, обеспечивающих дальнейшее успешное интеллектуальное   и личностное развитие ребёнка.

Программа предусматривает решение следующих задач:

  1. продолжать развивать исследовательскую деятельность детей: выявлять и анализировать начало процесса, середину и окончание в процессе наблюдений за изменениями объектов живой и неживой природы с последующим их схематическим изображением.
  2. развивать монологическую речь, используя в качестве наглядных моделей графические образы, создаваемые детьми, и специальные карточки; развивать смысловую сторону речи; разворачивать сюжет истории.
  3. ставить детей в различные проблемные ситуации, в том числе и перед противоречиями. 
  4. создавать условия для развития проектной деятельности.

       Новизна программы в том, что она способствует развитию познавательных способностей детей  с помощью различных способов: обследование, сопоставление, соотнесение, группировка и классификация по признакам сравнения, экспериментирование,   что позволяет работать над накоплением и активизацией словаря, уточнением и обогащением знаний, представлений  о предметном и природном окружении, явлениях общественной жизни.

Наряду с федеральным компонентом программы реализуется региональный компонент, с учётом национально-культурных особенностей и ценностей нашего округа, демографических и климатических особенностей нашего региона,  представлен следующими темами: «Лес. Грибы. Ягоды», «Одежда», «Обувь», «Зима. Зимующие птицы», «Дикие животные зимой», «Наш город», которые будут реализовываться как часть непосредственно образовательной деятельности.

Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:

Виды интеграции образовательной  области «Познание»

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы

По средствам организации и оптимизации образовательного процесса

- «Коммуникация» - развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми).

- «Чтение художественной литературы»  - решение специфическими средствами идентичной  основной задачи психолого-педагогической работы - формирования целостной картины мира.

- «Здоровье» - расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни.

- «Социализация» - формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире.

- «Труд» - формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности.

- «Безопасность» - формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы.

- «Музыка» и «Художественное творчество»  (расширение кругозора в части музыкального и изобразительного  искусства).

«Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования целостной картины мира).

«Музыка» и «Художественное творчество»  использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей  для обогащения содержания области «Познание».

Формы работы:  Создание коллекций, проектная деятельность, исследовательская деятельность, конструирование, экспериментирование, развивающие игры, наблюдение,

проблемные ситуации, рассказ, беседа.

Формы организации детей: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

     Использование данной рабочей программы создает условия для развития универсальных способностей: рефлексию, коммуникативность, самооценку, умение решать проблемные ситуации, а также творческое воображение, зрительно-двигательную координацию. Особенности образовательного процесса включают   различные  формы  и виды  работ: проектная, исследовательская деятельность, создание коллекций, конструирование,  экспериментирование, сюжетно-ролевые,  развивающие игры, наблюдение, проблемные ситуации, рассказ, применение информационно-коммуникативных технологий  в процессе непосредственно образовательной деятельности, в ходе режимных моментов и самостоятельной деятельности.

Педагогический  мониторинг проводится 2 раза в год, в декабре и апреле в форме сбора информаций (путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок). Периодичность мониторинга  обеспечивает  возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса.

Требования к уровню подготовки детей

К концу года дети должны знать:

  1. свою фамилию, имя, возраст, домашний адрес
  2. фамилию, имя, отчество, профессию родителей
  3.    части  суток в последовательности
  4. времена года в последовательности.
  5.  основы безопасности жизнедеятельности
  6. правила дорожного движения

 Уметь:

  1. характеризовать свойства и качества предметов, определять цвет, величину, форму
  2. сравнивать и классифицировать предметы по разным признакам
  3. соблюдать технику безопасности в быту
  4. уметь ориентироваться в детском саду и на участке детского сада
  5. наблюдать сезонные изменения в природе и устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями

  Иметь представление:

  1. о родной стране как о многонациональном государстве, о государственных праздниках, о родном городе, его достопримечательностях
  2. о Российской армии и профессиях военных, о почётной обязанности защищать Родину
  3. о предметах ближайшего окружения, их назначении ,деталях и частях, из которых они состоят; материалах, из которых они сделаны
  4. о родословной своей семьи
  5. о профессиях, трудовых действиях взрослых
  6. о профессиях работников детского сада
  7. об инструментах, орудиях труда, нужных представителям разных профессий; о бытовой технике
  8. о растениях и животных  
  9. о космосе, звёздах, планетах            

Критерии  педагогического мониторинга по разделу

«Ознакомление с  окружающим  миром»

Высокий уровень-

Дети знают о явлениях общественной жизни: о детском саде,  о семье, родителях,  об их профессиях, о труде людей, о своих  родственниках, знают свой домашний адрес, название города, страны, ее главного города; об Армии, некоторых родах войск; имеют представление о традициях, быте, условиях труда коренных народов Севера.

 о предметном окружении: об их предназначении,  размере, цвете, материале, форме, «весе» предметов, описывают на основе этих данных.  Обобщают, классифицируют, сравнивают предметы. Знают некоторые правила безопасности, дорожного движения. Под руководством педагога анализируют результаты наблюдений и делают выводы о некоторых  закономерностях и взаимосвязях в природе, о переходе веществ из твердого состояния в жидкое состояние и наоборот;   о помощи человека природе, правилах поведения в природе.  Знают 2-3 вида травянистых растений, способах их вегетативного размножения, 4-5 видов зимующих птиц, о повадках диких животных.

Средний уровень-

Дети имеют представление о явлениях общественной жизни, знают свой детский сад, родителей, под руководством  педагога называют своих родственников, профессии родителей, домашний адрес, город, страну.  Умеют сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Недостаточно овладели общими понятиями. Знают признаки живого, определяют растений, животных, птиц. Устанавливают частые и некоторые общие связи. Имеют представление о правилах безопасности, дорожного движения.

Низкий уровень-

Под  руководством  педагогов отвечают на вопросы о семье, родителях;  профессиях родителей. Домашний адрес, город, страну называют с трудом. Различают, называют предметы ближайшего окружения, животных, растений, вычленяют их особенности. Знают некоторые потребности(во влаге, в пище). Понимают состояние объекта и среды. Устанавливают частные связи, сравнивают  объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывают  затруднения.   Необходимы напоминания о правилах безопасности, соблюдения правил дорожного движения.

                                                 

                                                                Тематический план


№ п/п


Тема

(ознакомление с окружающим миром)

Количество непосредственно образовательной деятельности

В том числе практическая непосредственно образовательная деятельность

1

  1. Золотая осень
  2. Моя семья

2

1

2

  1. Во саду, в огороде: овощи и фрукты
  2. Мое имя

2

1

3

  1. Что летом родиться, зимой пригодится
  2. Семейные традиции

2

1

4

  1. Гуляй, да присматривайся
  2. Хозяйство семьи

2

1

5

  1. Как выращивают хлеб?
  2. Моя родословная

2

1

6

  1. Деревья и кустарники нашего двора
  2. Дом, в котором я живу

2

1

7

  1. Царство растений – грибы
  2. Наша одежда

2

1

8

  1. Домашние животные
  2. Кто нам хлеб растит

2

1

9

  1. Занятие-игра «Для чего зайцам нужны волки?»
  2. История моего города (села)

2

1

10

  1. Домашние животные: лошадь, коза.
  2. В гостях у бабушки Федоры

2

1

11

  1. Куда улетают птицы? Экскурсия в парк.
  2. На чем люди ездят

2

1

12

  1. Как звери готовятся к зиме
  2. Все работы хороши.

2

1

13

  1. Проказы матушки-зимы.
  2. Страна моя родная.

2

1

14

  1. Животный мир нашего края.
  2. Фарфоровый секрет китайцев.

2

1

15

  1. Вода в жизни человека.
  2. Уют в нашем доме.

2

1

16

  1. У меня живет щенок.
  2. Новый год у ворот.

2

1

17

  1. Что мы знаем о рыбах.
  2. Народные праздники на Руси. Рождество.

2

1

18

  1. Животный мир полярных районов Земли
  2. Мой детский сад.

2

1

19

  1. Экскурсия в парк.
  2. Мои друзья.

2

1

20

  1. Кто живет на подоконнике.
  2. Мой город – моя малая Родина.

2

1

21

  1. О характерных особенностях января и февраля.
  2. Путешествие  в прошлое предмета.

2

1

22

  1. Наши друзья – пернатые.
  2. Готовим картофельный салат.

2

1

23

  1. Куда исчез снеговик?
  2. Наши защитники.

2

1

24

  1. Знакомьтесь: ёж.
  2. О дереве и деревянном.

2

1

25

  1. Признаки начала весны.
  2. О мамах родных и очень важных.

2

1

26

  1. Знакомьтесь: лягушка.
  2. Москва-столица России.

2

1

27

  1. Ягода-малина.
  2. Народные праздники на Руси. Масленица.

2

1

28

  1. Домашние птицы.
  2. Опасности вокруг нас.

2

1

29

  1. Эти удивительные насекомые.
  2. В гостях у художника.

2

1

30

  1. Покорение космоса.
  2. Государственные символы России.

2

1

31

  1. День Земли.
  2. Шурупчик и его друзья.

2

1

32

  1. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.
  2. Песня колокольчика.

2

1

33

  1. Цветущая весна.
  2. Этот День Победы.

2

1

34

  1. Цветущий луг.
  2. Государственные символы России.

2

1

35

  1. Лес – это богатство.
  2. В гостях у парикмахера.

2

1

36

  1. Лето красное пришло.
  2. О дружбе и друзьях.

2

1

37

  1. Цветы.
  2. Правила дорожного движения.

2

1

Итого

74

Календарно-тематическое планирование по разделу «Ознакомление с окружающим миром» образовательной области «Познание»

дата




Тема, форма проведения

Содержание

планируемая

фактическая

          Базовая программа

Национально-региональный

компонент


Компонент ДОУ

3, 7 .09

2012 г.

1-2

Золотая осень.







Моя семья

Закрепить знания о сезонных изменениях в природе. Обобщить и систематизировать представление о характерных признаках осени. Приучать: следить за погодой, связывать наблюдение с личным опытом. Воспитывать любовь к природе.


Формировать представление о составе семьи. Совершенствовать умение составлять короткий рассказ о семье, называя имена и отчества родных. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.

Наблюдения за северным колоритом, сбор осенних листьев, составление букетов. Фотографии природы региона

Развивать зрительное, слуховое   восприятие, внимание, память, диалогическую и монологическую речь мелкую моторику, координацию движений у детей, эмоционально – волевую сферу

10, 14,09

2012 г.

3-4

Во саду ли, в огороде: овощи и фрукты.








Мое имя

Закреплять обобщающие понятия «овощи», «фрукты», названия различных овощей и фруктов, знание характерных свойств овощей и фруктов, о семенах растений. Дать представление о том, как растение приспосабливается к размножению. Учить рассматривать семена цветковых растений, деревьев и кустарников.



Познакомить со значением имен детей, родителей. Объяснить понятия: имя, отчество, фамилия. Закреплять умение : выразительно декламировать стихи, понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье.

Знакомство с растительным миром нашего края, города, приспособлении к жизни в суровых условиях Севера

Развивать зрительное, слуховое   восприятие, внимание, память, диалогическую и монологическую речь мелкую моторику, координацию движений у детей, эмоционально – волевую сферу

17, 21.09

2012 г.

5-6

Что летом родиться, зимой пригодится.











Семейные традиции

Обратить внимание на осенние в природе в процессе труд. деятельности на участке. Рассказать о пользе овощей и фруктов для человека. Познакомить с заготовкой овощей  и фруктов – консервирование, соление, приготовление варенья, компотов и соков. Воспитывать бережное и любовное отношение к природе, которая щедро одаривает нас своими богатствами, уважение к труду людей, работающих на земле.



Расширить представление о семье. Формировать представление о семейных традициях, о родственных отношениях (дядя, тетя, племянница). Продолжать воспитывать уважительное отношение к родным и близким.















Традиции народов Севера

Развивать зрительное, слуховое   восприятие, внимание, память, диалогическую и монологическую речь мелкую моторику, координацию движений у детей, эмоционально – волевую сферу

24, 28 .09

2012 г.

7-8

Гуляй, да присматривайся.






Хозяйство семьи

Познакомить с народным календарем. Приобщать к русской народной культуре. Активизировать словарь: листопад, заморозки, урожай, ненастье, непогода. Обогащать словарь старинными названиями осенних месяцев.



Познакомит с понятием «хозяйство семьи» - домашнее хозяйство – это маленькая страна, а которой необходимо всё вести вместе. Воспитывать уважение к труду и занятиям других членов семьи, стремление радовать старших своими хорошими поступками. Продолжать воспитывать желание выполнять постоянные обязанности по дому.

Культура народов Севера.







Знакомство с бытом и культурой народов Ямала.

Развивать слуховое  и зрительное восприятие, внимание, память, диалогическую и монологическую речь детей, мелкую моторику, координацию движений

1,5, .10

2012 г.

9-10

Как выращивают хлеб?







Моя родословная

Закреплять: знания о хлебе как одном из величайших богатств на земле, названия профессий людей, выращивающих хлеб. Рассказать, как на столах появляется хлеб, какой путь он проходит, прежде чем мы его съедим. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих хлеб.


Расширить представление о семье (история семьи).  Закрепить знание имен и отчеств родителей. Учит называть имена и отчества бабушек и дедушек. Воспитывать интерес к своей родословной. Формировать представление о семейных традициях, о родственных отношениях (дядя, тетя, двоюродный брат…)

Быт, труд народов Севера

Развивать слуховое  и зрительное восприятие, внимание, память, диалогическую и монологическую речь детей, мелкую моторику, координацию движений

8, 12.10

2012 г.

11-12

Деревья и кустарники нашего двора.










Дом, в котором я живу

Закреплять: знания о деревьях, как представителях  флоры Земли, их красоте и пользе, представление о сезонных изменениях  в природе, об их влиянии на жизнь растений. Воспитывать интерес к  изучению  удивительного мира растений. Учить беречь природу. Организовать наблюдение за посадкой и обрезкой деревьев и кустарников. Приучать следить за погодой, связывать наблюдения с личным опытом.


Расширить представление о предметах, облегчающих жизнь человека в быту. Познакомить с предметами: кофемолка, мясорубка.

 Знакомство с особенностями климата и растительным миром нашего края.







Дома народов Севера

Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, мышление диалогическую и монологическую речь детей, мелкую моторику, координацию движений, тактильное восприятие

15, 19.10

2012 г.

13-14

Царство растений – грибы.










Наша одежда

Дать представление о съедобных и несъедобных грибах. Познакомить с правилами сбора грибов. Подвести к пониманию , что грибы нужно собирать только со взрослыми людьми, знающими грибы. Рассказать о полезных свойствах несъедобных грибов: опасны для человека, но полезны для некоторых животных, служат домом для некоторых насекомых. Формировать понимание целесообразности и взаимосвязи в природе.


Закрепить знания о сезонной одежде и обуви.  Уточнить название одежды, дать её классификацию. Учить: объяснять, почему различается сезонная одежда. Заботится о своем здоровье, правильно одеваться по сезону.

 Знакомство с растительным миром нашего края, города, приспособлении к жизни в суровых условиях Севера (грибы).





Экскурсия в лес с родителями

Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, мышление диалогическую и монологическую речь детей, мелкую моторику, координацию движений, тактильное восприятие

22, 26 .10

2012 г.

15-16

Домашние животные.








Кто нам хлеб растит.

Познакомить с домашними животными: коровой и козой. Закреплять: названия домашних животных и их детенышей, знание об их значении и пользе для человека. Объяснить происхождение слова «домашние». Формировать знание о взаимосвязи всего живого в природе. Воспитывать любознательность.


Расширить представление о профессиях. Познакомить с профессией земледельца. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Знакомство с животным миром нашего края, их характерными особенностями, приспособлениями к жизни на Севере.

Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, все стороны речи, мышление, мелкую моторику, координация движений. Развивать тактильное восприятие

29.10, 02.11

2012 г.

17-18

Занятие-игра «Для чего зайцам нужны волки?»






История моего города (села)

Закрепить и пополнить знания о диких животных той полосы, где живут дети. Учить находить необходимые знания в книгах. Развивать и поощрять познавательную активность , интерес к познанию нового. Объяснит, что в природе все взаимосвязано, в ней нет «вредных» или «лишних» животных, птиц, насекомых.


Расширить представление о понятии «город». Уточнит знание достопримечательностей города. Закрепить знания об улице, на которой живешь. Учить правильно и точно называть свой домашний адрес.

Дикие животные, птицы, насекомые Севера







 экскурсия в музей  г. Ноябрьска

Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, все стороны речи, мышление, мелкую моторику, координация движений. Развивать тактильное восприятие

6,8.11

2012 г.

19-20

Домашние животные: лошадь, коза.




В гостях у бабушки Федоры.

Учит ухаживать за животными. Знакомить с новыми домашними животными: лошадью и козой.  Закреплять понимание того, что на людях лежит ответственность  за содержание животных.


Закрепить знания о мебели и посуде, обобщение понятия. Уточнить дифференцировку посуды (чайная, столовая, кухонная) и мебели (для спальни, гостиной, кухни). Учит сравнивать и группировать предметы по теме или иным признакам и функциональному назначению.


Рассматривание иллюстраций «Быт и культура народов Севера.



Посуда и мебель народов Севера.

Разучивание диалогической речи, зрительного внимания, памяти, тонкой и общей моторики. Координация движений, тактильного восприятия



Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, все стороны развития речи, мелкую моторику, координацию движений у детей.

13,15.11

2012 г.

21-22

Куда улетают птицы? Экскурсия в парк.







На чем люди ездят





Учит наблюдать за сезонными изменениями в природе. Обратить внимание на количество птиц, насекомых. Подвести к пониманию того, что часть птиц улетают в теплые края, как можно облегчить проживание птиц в зимний период. Приучать: связывать наблюдения с личным опытом, вести дневник наблюдений.



Закрепить знания о понятии «транспорт». Познакомить с классификацией транспорта: наземный, воздушный, водный. Закрепить знания правил дорожного движения, правила поведения в транспорте. Учить  безопасному поведению на улицах.


Природа региона, местности. Трясогузка- перелетная птица обитающая в регионе.





Транспорт народов Севера, ханты, манси (бураны, олени, собаки).

Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, диалогическую и монологическую речь, мелкую моторику, тактильное восприятие у детей.

20,22.11

2012 г.

23-24

Как звери готовятся к зиме.






Все работы хороши.


Продолжать знакомить с особенностями диких животных  (волк, медведь, лиса, заяц). Где они живут, чем питаются, как готовятся к зиме. Дать элементарные представления о взаимосвязи животных со средой обитания.



Расширять представления  о профессиях. Познакомить с профессией транспорта. Воспитывать уважение к труду взрослых.

Знакомство с особенностями климата и животного мира в условиях Севера.

время года (зима).

Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, диалогическую и монологическую речи, мышления, мелкой моторики, координации движений у детей

Развития тактильного восприятия.

27,30.11

2012 г.

25-26

Проказы матушки-зимы.










Страна моя родная


Учить видеть и описывать красоту зимнего пейзажа. Расширять словарный запас (вьюга, метель, сугроб). Продолжить приобщать к народной культуре. Знакомить с народными приметами зимы. Обратить внимание на характерные признаки зимы, продолжительность светового дня. Воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к деревьям во время заморозков.



Закрепить знания о названии страны, в которой живешь. Познакомить с географической картой. Воспитывать чувство гордости за свою страну.

Знакомство с бытом и культурой народов Ямала (посуда)









Расположение ЯНАО на карте России.

Развить зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, диалогическую и монологическую речи, мелкую моторику, координация движений, эмоционально-волевую сферу у детей.

4,6.12

2012 г.

27-28

Животный мир нашего края.









Фарфоровый секрет китайцев.

Продолжить знакомить с дикими животными родного края, с их повадками и условиями жизни. Рассказать об охране природы, о помощи человека диким животным.  Приучать: связывать наблюдения с личным опытом. Вести дневник наблюдений.

 



Познакомить с историей создания стекла и фарфора. Учить называть свойства (прозрачное, гладкое, холодное, хрупкое, звенящее, толстое, тонкое, ребристое, хрустальное ) и фарфора(белый, перламутровый, гладкий, звенящий).

Правила поведения человека в природе.  Знакомство с птицами и животными нашего края.

Красная книга Ямала.

Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, все стороны речи, мелкую моторику, координацию движений у детей

11,14.12

2012 г.

29-30

Вода в жизни человека.





Уют в нашем доме.

Формировать: знание о значении воды в жизни человека, знание о необходимости воды для обеспечения здоровья человека. Воспитывать бережное отношение к воде.



Познакомить с предметами, создающими комфорт в доме: телевизор, холодильник. Учить соблюдать технику безопасности: не играть с огнем. Не включать электрические приборы.

Водоемы нашего округа.





Быт, труд народов Севера

Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, диалогическую и монологическую речь,  мелкую моторику, координацию движений , тактильное восприятие

18,20.12

2012 г.

31-32

У меня живет щенок.










Новый год у ворот.

Учить: наблюдать за животными, знать особенности поведения той или иной породы собак, находить общие и отличительные признаки между волком и собакой. Формировать ответственность за содержание животных в неволе. Знакомить с правилами поведения с незнакомыми животными.




Познакомить с обычаями празднования Нового года в России и в других странах. Рассказать о том, почему мы украшаем ёлку. Формировать представление о празднике, его значении для людей.












Знакомство с бытом и культурой народов Ямала (праздники)

Развивать слуховое восприятие, память.











Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, диалогическую и монологическую речи, мышления, мелкой моторики.

25,27.12

2012 г.

33-34

Что мы знаем о рыбах.






Народные праздники на Руси. Рождество

Расширять представления: о рыбах, о том, как зимуют рыбы. Учит ухаживать за рыбками в аквариуме, наблюдать за ними, рассматривать их строение.




Расширить представление о народных русских праздниках, объяснять их происхождение и назначение. Воспитывать интерес к истории России, национальную гордость.

Рыбы местных водоемов






Обычаи празднования Нового года у народа Севера

Распространение предложений однородными  определениями (игрушки стеклянные, бумажные, елочные, разноцветные, блестящие, красивые…)

Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, диалогическую и монологическую речь мелкую моторику, координацию движений у детей, эмоционально – волевую сферу.

8,10.01

2013 г.

35-36

Животный мир полярных районов Земли.









Мой детский сад.

Расширять представления о диких животных. Познакомить: с животными Крайнего Севера (белый медведь, тюлень, морж), с культурным наследием народа, проживающего на данной территории. Учить: составлять описательный  рассказ о животном, сравнивать, замечать особенности в строении и поведении животных. Развивать любознательность.



Продолжать знакомить с детским садом.
Показать общественное значение
Дать понятие названию

Знакомство с животным миром нашего края, их характерными особенностями, приспособлениями к жизни на Севере.





Экскурсия по саду «Колокольчик»

Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, диалогическую и монологическую речь мелкую моторику, координацию движений у детей

15,17.01

2013 г.

37-38

Экскурсия в парк.












Мои друзья.



 Побуждать наблюдать за изменениями, происходящими в природе. Учить отличать деревья по расположению ветвей  и семенам, которые остались на деревьях. Продолжать учить замечать красоту зимнего пейзажа. Закреплять знания о январе в пословицах, поговорках, праздниках этого месяца. Формировать умение правильно вести себя на природе, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. Воспитывать бережное отношение к природе.


Расширить представление о полезных предметах. Учить:
- классифицировать на разные группы;

-соблюдать технику безопасности: не трогать без разрешения острые, колющие и режущие предметы

Родной город. Экология нашего округа.

Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, диалогическую и монологическую речь мелкую моторику, координацию движений у детей








Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, диалогическую и монологическую речи, мышления, мелкой моторики,


22,24.01

2013 г.

39-40

Кто живет на подоконнике.










Мой город – моя малая Родина.

Приучать следить за погодой, связывать наблюдения с личным опытом. Продолжить знакомить с комнатными растениями. Учить: описывать  комнатные растения, выделять характерные признаки, сравнивать между собой, ухаживать за растениями. Познакомить со способами  вегетативного размножения растений. Расширять представления о пользе комнатных растений для здоровья человека.


Продолжать формировать интерес к малой родине. Рассказывать о достопримечательностях, культуре, традициях родного края

Комнатные растения нашей группы.










Архитектура города

Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, диалогическую и монологическую речь мелкую моторику, координацию движений у детей, развитие коммуникативных навыков

Развитие мышления.

Упражнять в умении задавать вопросы и отвечать на них,

Закреплять употребление глаголов  передвижения

29,31.01

2013 г.

41-42

О характерных особенностях января и февраля.











Путешествие  в прошлое предмета


Учить наблюдать за природой по народным приметам. Уточнить и закрепить знания о феврале и зиме в целом как о сезоне, неблагоприятном для растительного и животного мира.
Приучать:

  1. следить за погодой;
  2. связывать наблюдения с личным опытом;
  3. вести дневник наблюдений




Расширить представления о предметах.
Познакомить с предметами, облегчающими жизнь человека: пылесосом, микроволновой печью, стиральной машиной.
Показать, как с течением времени изменяется многообразный мир предметов

Природа региона, местности. Погода.














Быт, труд народов Севера

Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, диалогическую и монологическую речь мелкую моторику, координацию движений у детей, эмоционально – волевую сферу.

5,7.02

2013 г.

43-44

Наши друзья – пернатые.










Готовим картофельный салат

Продолжать знакомить с многообразием птиц. Расширять представления о зимующих и перелетных птицах.

Учить:
- различать зимующих птиц по голосам и внешнему виду; - наблюдать за птицами по следам. Подвести к пониманию того, что зимующим птицам можно помочь, вывешивая скворечники и кормушки



Расширить представления о профессиях. Познакомить:

  1. с профессией кулинара, повара;
  2. с процессом приготовления салата.


Учить пользоваться ножом. Воспитывать желание помогать взрослым

Птицы нашего края

Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, монологическую речь у детей, эмоционально-волевую сферу









Развивать умение употреблять ласкательные суффиксы

12,14.02

2013 г.

45-46

Куда исчез снеговик?









Наши защитники

 Развивать наблюдательность, умение замечать изменения в природе. Формировать практические умения и навыки создания снежных построек. Закреплять знание о том, что постройки исчезнут, если пригреет солнце. Уточнять представления о том, как человек приспосабливается к зиме




Расширить представление о Российской армии. Закрепить знания о разных военных профессиях и родах войск.

Рассказать о людях, прославивших нашу страну в годы войны, о том, как люди чтят их память

Родной город










Защитники из нашего города

Развивать память, внимание, слуховое восприятие, речь.

Коррекция эмоционально-волевой сферы(правила поведения во время экскурсии по детскому саду).

Развивать память. Формирование произносительных умений и навыков.




Развивать память, внимание, слуховое восприятие, речь

Развитие эмоционально-волевой сферы Упражнять в употреблении родственных слов (пограничник- пограничный, ракета- ракетчик- ракетный)

19,21.02

2013 г.

47-48

Знакомьтесь: ёж.






О дереве и деревянном.

Расширять представления о еже.
Учить составлять описательный рассказ о животном. Дать представление об экологической цепочке. Подвести к пониманию того, что ежа не нужно брать в дом, ему лучше в лесу


Расширить представление о материале.
Развивать умения определять и анализировать свойства и качества материала, его особенности, взаимодействие с другими материалами

Дикие животные Севера






Охрана деревьев в нашем регионе.

Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, монологическую речь у детей, эмоционально-волевую сферу.

26,28.02

2013 г.

49-50

Признаки начала весны.














О мамах родных и очень важных.

Учить:

  1. называть характерные признаки весны;
  2. устанавливать связь между изменениями температуры воздуха и состояния воды;
  3. замечать красоту пробуждающейся природы.

 Продолжать учить:  устанавливать простейшие причинно-следственные связи;  делать анализ погоды с последующими отметками в календаре природы



Закрепить знания о труде мамы дома и на работе. Воспитывать чувства любви, уважения и заботы о женщинах.
Расширять представления о профессиях.
Учить называть место работы родителей

Признаки весны в нашем регионе

Развитие познавательных интересов.

Развитие эмоционально-волевой сферы














Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, монологическую речь у детей, эмоционально-волевую сферу.

5,7.03

2013 г.

51-52

Знакомьтесь: лягушка.






Москва-столица России.

.

Пополнять знания о земноводных.
Дать представления о среде обитания лягушки. Учить составлять рассказ с помощью вопросов




Познакомить с достопримечательностями Москвы, ее памятными местами, площадями и улицами.
Воспитывать интерес к изучению истории Москвы, ее архитектуры

Земноводные нашего края

Развитие зрительного внимания и восприятия.

12,14.03

2013 г.

53-54

Ягода-малина.








Народные праздники на Руси. Масленица

Уточнять названия лесных и садовых ягод, отличительные признаки и качества садовых ягод.
Учить анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе



Расширить представление о народных русских праздниках, объяснять их происхождение и назначение. Воспитывать интерес к истории России, национальную гордость





Растительность нашего края







Праздники (весны) народов Севера

Развитие мыслительных операций (обобщение, сравнение, анализ).







Развитие зрительного внимания и восприятия.

Совершенствовать отвечать на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? Чей?

19,21.03

2013 г.

55-56

Домашние птицы.





Опасности вокруг нас.

Уточнять названия и внешние признаки домашних птиц, названия их детенышей. Учить находить общие признаки и отличия от диких птиц



Учить элементарным основам безопасности жизнедеятельности на улице и дома. Познакомить с номерами «Скорой медицинской помощи», пожарной службы и милиции.

Научить в случае необходимости самостоятельно набирать телефонный номер пожарной службы, милиции и «Скорой помощи»

Домашние животные народов Севера

Развитие зрительного восприятия и внимания, связной речи.





Развитие слухового внимания и восприятия.

Закреплять умение согласовывать числительные с существительными (один клюв, одна голова, два крыла…)

26,28.03

2013 г.

57-58

Эти удивительные насекомые








В гостях у художника.

Формировать элементарные представления о насекомых.
Учить сравнивать насекомых по способу их передвижения. Дать:

  1. сведения о необходимости борьбы с мухами в помещении;
  2. представления об особенностях сезонной жизни насекомых, местах их обитания


Расширить представления о профессиях.
Развивать умение понимать общественную значимость труда художника, его необходимость. Показать, что продукты его труда отражают чувства, личностные качества, интерес

Насекомые Севера











Мастера нашего края

Развивать зрительное, слуховое  восприятие, внимание, память, диалогическую и монологическую речь мелкую моторику, координацию движений у детей, эмоционально – волевую сферу

2, 4.04

2013 г.

59-60

Покорение космоса.













Государственные символы России.


 Дать представление:

  1. о космосе, космическом пространстве;
  2. о ближайшей звезде - Солнце;
  3. о планетах Солнечной системы;
  4. о спутнике Земли - Луне.


Воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта.

Учить фантазировать и мечтать




Продолжать формировать представление о том, что Россия - огромная многонациональная страна.
Познакомить с флагом и гербом страны.
Воспитывать любовь к своей стране и гордость за нее
















Символика города и ЯНАО

Развивать зрительное, слуховое  восприятие, внимание, память, диалогическую и монологическую речь мелкую моторику, координацию движений у детей, эмоционально – волевую сферу

61-62

День Земли.














Шурупчик и его друзья.

Познакомить с праздником - День Земли, который отмечается 22 апреля. Учить:

  1. понимать и любить природу;
  2. устанавливать зависимость между состоянием природы, растительным миром и бытом людей.

Формировать представление о том, что человек - часть природы.
Учить различать почву (песчаная, чернозем, лесная). Расширять представления о многообразии неживой природы




Расширять представления о свойстве и качестве материала, из которого сделан предмет.
Познакомить со свойствами металла. Развивать умение самостоятельно определять материалы.
Анализировать их свойства и качества, особенности его взаимодействия с другими материалами.
Продолжать рассказывать об истории предмета

Охрана природы Севера

Развитие познавательных интересов.

 Употреблять  в речи названия профессий и глаголы  связанные  с трудом людей

16,18.04

2013 г.

63-64

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.








Песня колокольчика

Продолжать уточнять знания о свойствах воды и воздуха, их функциональном значении для животных и человека. Учить:

  1. взаимодействовать с природой;
  2. следить за погодой;
  3. связывать наблюдения с личным опытом;
  4. вести дневник наблюдений



Закрепить знания о стекле, металле, дереве, их свойствах. Познакомить с историей колоколов и колокольчиков на Руси и в других странах


Охрана водоемов в нашем крае

Развитие мышления, восприятия, памяти.

Упражнять в согласовании глаголов, прилагательных с существительными единственного и множественного числа.

Развитие и совершенствование динамических движений: переключения, объем, координация.

23,25.04

2013 г.

65-66

Цветущая весна.












Этот День Победы

 Приучать:

  1. следить за погодой;
  2. связывать наблюдения с личным опытом;
  3. вести дневник наблюдений.

Продолжать изучать сезонные изменения в природе, происходящие весной. Закреплять знания о плодовых деревьях сада. Воспитывать любовьк природе, наблюдательность, желание разобраться в явлениях природы, понять их суть


Закрепить знания о том, как в годы войны храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, как люди хранят память о них. Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны



Первые признаки нашего региона (неживая природа)












Памятные места и музеи нашим победителям в городе

Развивать зрительное, слуховое и тактильное  восприятие, внимание, память, диалогическую и монологическую речь мелкую моторику, координацию движений у детей, эмоционально – волевую сферу

30.04

2.05

2013.г.

67-68

Цветущий луг.








Государственные символы России.

Закреплять знания о травах и цветах как представителях флоры Земли, их красоте и пользе. Знакомить с Красной книгой растений.
Воспитывать любовь к природе, заботливое и внимательное отношение



Познакомить с гимном России.
Закрепить знания:

  1. о Москве - столице нашей Родины;
  2. о гербе и флаге

Цветы Севера

Развивать зрительное, слуховое   восприятие, внимание, память, диалогическую и монологическую речь мелкую моторику, координацию движений у детей, эмоционально – волевую сферу

14.16.05

2013 г.

69-70

Лес – это богатство.






В гостях у парикмахера

Знакомить с особенностями внешнего вида и названиями деревьев леса. Упражнять в различении деревьев по внешним признакам.
Знакомить с правилами поведения в лесу, личной безопасности


Расширять представления о профессиях.
Познакомить с деловыми и личностными качествами парикмахера.
Подвести к пониманию целостного облика человека. Развивать эмоциональное отношение к нему

Развивать зрительное, слуховое   восприятие, внимание, память, диалогическую и монологическую речь мелкую моторику, координацию движений у детей, эмоционально – волевую сферу

22,24.05

2013 г.

71-72

Лето красное пришло.






О дружбе и друзьях.

Систематизировать представления о временах года.
Расширять представления о ягодах, которые растут в саду и лесу.
Учить различать лесные и садовые ягоды



Продолжать учить быть внимательными к сверстникам и заботиться о младших. Закреплять правила доброжелательного отношения к другим детям. Уточнить и углубить знания о сверстниках и взаимоотношениях с ними

Развитие восприятия, памяти, внимания.

Упражнять в подборе существительных к глаголу.

29,31.05

2013 г.

73-74

Цветы.










Правила дорожного  движения.

Расширять  и уточнять представления детей о цветах (луговых, полевых, лесных, садовых), строением, пользой, условиях роста цветов. Развивать наблюдательность, умение выявлять причины происходящих изменений растения. Воспитывать  интерес к природной красоте растений, цветов.




Дать представление об общих правилах поведения на дорогах. Формирование ценностных  представлений о безопасности, чрезвычайных ситуациях,

Закрепить знания о цветах светофора.

Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, жизнь

Цветы  региона,

города, участка

Уточнить знания о комнатных растениях, закреплять  умение более точно описывать растения, выделяя существенные признаки. Развивать навыки ухода за комнатными растениями. Воспитывать желание ухаживать, самостоятельность.






Развивать зрительное, слуховое   восприятие, внимание, память.


ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ В старшей ГРУППЕ


пп

Фамилия, имя

ребенка

Явления об- щественной жизни

Предметы ближайшего окружения

Ознакомление с природой

Уровень развития ребенка

Раститель- ный мир

Животный мир

Неживая природа

высокий

средний

низкий

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Высокий

Средний

Низкий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе по программе Васильевой

календарное планирование по ознакомению с окружающим в подготовительной группе по программе Васильевой...

Проект рабочей программы "Об окружающем мире и о себе"

Социально-личностное развитие детей 5-6 лет через проектную деятельность...

Рабочая программа по окружающему миру в подготовительной группе по программе "Детский сад 2100"

Программа разработана для детей подготовительной группе с использованием учебного пособия "Здравствуй мир!", авторов А.А.Вахрушева, Е.Е. Кочемасовой....

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс школа 21 века

Рабочая программапо окружающему миру...

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы

В документе представлена рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы...

Рабочая программа по окружающему миру

Данная программа  «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом треть­е...

Рабочая программа по Окружающему миру. Образовательная область «Познавательное Развитие». Составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" -(дети 3-4 года)

Настоящая рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса по виду образовательной деятельности «Окружающий мир»...