конспект занятия "Зима"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Закрепление обобщающего понятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oo_obob._beseda_o_zime_15_fevralya.docx23.02 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ ОБОБЩАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ

ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С  ОКРУЖАЮЩИМ

ТЕМА: «Зима»                                                                    

составила:   воспитатель старшей группы

ДЕБЕРДЕЕВА Т.Г.

Программное содержание:

  1. Обобщить знания детей о зиме, зимних явлениях;
  2. Закрепить знания детей о физических свойствах снега и льда;
  3. Научить детей решать познавательные задачи и делать выводы;
  4. Учить детей устанавливать связи: зависимость состояния растения от условий среды и степени удовлетворения потребностей;
  5.  Продолжать формировать учебные навыки: умение внимательно слушать, дополнять и исправлять ошибки товарищей.
  6. Активизировать словарь: опыт, гололёд, снегопад, оттепель;
  7. Закрепить умение отгадывать загадки;
  8. Воспитывать умение замечать интересные явления в неживой природе, восхищаться ими.

Коррекционная работа:

  1. Совершенствовать зрительно-моторную координацию, развивать поисковую функцию глаза; развивать мелкую моторику;
  2. Развивать координацию речи с движением;
  3. Развитие мелкой моторики рук и координации движений. 

Оборудование: два стакана (один со льдом, другой со снегом), картинки с изображением снега и льда, картинки (серый, белый, голубой), картинки с изображением зимних забав,  письмо,  картина с весенним пейзажем, модель рассказа «Времена года».                                                                                        Ход занятия:                                                                                                                      1ч. -  Ребята, о каком времени года говорится в этой загадке:                                  Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет –
Когда это бывает? (Зимой)                                                                                                  - А чем вам нравится зима? (Ответы детей). Зиму мы любим за то, что можно играть в снежки, кататься на лыжах и коньках (Показ картинок зимних забав). Всё это можно делать только зимой. Почему? (Потому, что зимой есть и снег, и лёд). О каком явление в неживой природе говорится в этих загадках?                                                                                                                           На дворе - горой,
А в избе – водой. (Снег)                                                                                        Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно. (Лёд)                                                                                               Я как песчинка мал, а землю покрываю. (Снег)                                                   Скатерть бела, весь свет одела. (Снег)                                                                                Ни в огне не горит, ни в воде не тонет. (Лёд)                                                         Бел, да не сахар, нет ног, да идёт. (Снег)

- Раз снег и лёд бывают только зимой, то они наверное чем-то похожи между собой. Как вы думаете? Ответы.

                                                                                                     2ч.Гимнастика для глаз: «Волшебный лес».
Вот стоит волшебный лес!                                                      В нём много сказок и чудес!                                        Слева - сосны, справа - дуб.                                       Дятел сверху, тук да тук.                                                           Глазки ты закрой - открой                                                         И скорей бегом домой, (выполняется 3-4 раза).

3ч. - Сегодня мы с вами проведём опыты и узнаем, чем похожи между собой снег и лёд и чем они отличаются.                                                                                 Опыт – это практические действия с предметами для узнавания их свойств. Я приготовила для вас два стакана: в один из них я положила снег, а в другой – лёд.                                                                                                                              Опыт №1. «Определение цвета».                                                                                   - Какого цвета снег? (белый)                                                                                                  - Какого цвета лёд? (бесцветный)                                                                                     Если дети называют: белый, голубой, серый показывать им эти цвета и сравнивать их со льдом.                                                                                       Опыт №2. «Определение прозрачности».                                                          Теперь я положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где – нет. (Под снегом не видно. Значит лёд прозрачный, а снег - непрозрачный).                                                                    Опыт №3.                                                                                                                 Взять горсть снега и высыпать её. Как можно назвать это свойство снега? (Сыпучий). А лёд? Я «случайно» уронила лёд, что с ним случилось? (он раскололся, он - хрупкий).                                                                                        4ч. Физ. минутка: Дети имитируют движение катания на коньках и игры в снежки.                                                                                                                        5ч. Опыт №4. «Воздействие температуры».                                              Давайте посмотрим на снег и лёд, которые были в стаканах. Что с ними случилось пока мы играли? (Они растаяли) Правильно, под действием тепла снег и лёд превратились в воду. Значит, снег и лёд образуются из воды под действием мороза.                                                                                             Вывод:  - Давайте теперь объединим всё, что мы узнали о снеге. Снег – белый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под действием тепла превращается в воду. А лёд – бесцветный, прозрачный, хрупкий, под действием тепла превращается в воду.                                                                                                    - Ребята, а что общего между снегом и льдом? (Ответы).  Как из воды получить лёд? (Ответы). Во что ещё превращается вода зимой? (Сосульки, изморозь). Показать картинки. В какую погоду снег лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается? (В морозную). В какую погоду снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой? (Во время оттепели).                                                        6ч. Хороводная игра «Где снежинки?»  Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лёд, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля и т.д. Во время движения по кругу произносятся следующие слова:                                                                                                                           - Вот и лето наступило.
Солнце ярче засветило.
Стало жарче припекать,
Где снежинку нам искать?                                                                                         С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:                                                                                      Наконец, пришла зима:
Стужа, вьюга, холода.
Выходите погулять.
Где снежинку нам искать?                                                                                          Вновь выбирают нужные картинки, и объясняется выбор.                            
Усложнение: Лежат 4 обруча с изображением четырёх времён года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.         7ч. - Дети, почтальон принес нам письмо! Посмотрим от кого оно?
«Здравствуйте ребята, вам пишет Буратино. Я уже пошел учиться в школу, и хотя я много знаю, вчера учительница поставила мне двойку. Она спросила меня : Что бывает зимой? Какие бывают растения? Почему? Живые ли растения зимой? А я сказал, что растения зимой не могут быть живыми, у них нет листьев, на земле лежит снег, а под ним земля и на ней ничего нет. Но учительница сказала , что я не прав. А как думаете вы? Помогите ответить мне на эти вопросы. Ваш друг Буратино».
- Поможем Буратино исправить двойку? Как мы узнаем зиму? /ответы детей /
Воспитатель вносит картину «Зимние забавы».
- Что можно еще рассказать о зиме? Воспитатель предлагает детям модель рассказа о времени года.
Дети рассказывают по картине, опираясь на модель.
Итог рассказа: Растения зимой не погибают, а просто засыпают. Когда осенью облетели листья, с наступлением холодов, на растениях остались почки. Жизнь растений спрятана в них.
Воспитатель выставляет картину с весенним пейзажем.
- Что будет весной с растениями?
Дети: Весной будет греть солнце.../ рассказ о просыпании природы по модели./
- Сегодня я запишу ваш рассказ, и мы отправим его Буратино в письме. Пусть он расскажет его своим друзьям и учительнице. Конечно, исправит.    
8ч. Графическое упражнение «Дорисуй снежинку».                                                  9ч. Итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....