Замерзание жидких веществ и продуктов
занимательные факты по окружающему миру (старшая группа) по теме

Цель исследования:

определить различия в замерзании различных жидких веществ и продуктов

Материалы:

разные ёмкости и жидкости: молоко, вода, растительное масло, сок, ложечки для смешивания воды с солью.

Вывод:Жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще.Чем жидкость гуще, тем дольше время замерзания.Но Стёпа сказал, что вода в океане не замерзает , поэтому мы решили оставить всё на ночь, а утром проверить, замёрзнет солёная вода или нет? Результат: солёная вода и утром осталась не замёрзшей. Так подтвердилось Стёпино предположение, что солёная вода может совсем не замерзать.  

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadka_zamerzaniya_zhidkostey_eksperiment.docx18.18 КБ

Предварительный просмотр:

Замерзание жидких веществ и продуктов

                                                          Вода - первый и любимый всеми детьми      объект для исследования.

                                                             С водой дети   соприкасаются с первых дней жизни.

И как только начинают хоть что-то понимать,

 принимаются за воду.

 С чего всё начиналось.

                                           

    Дети часто задают вопросы, для ответа на которые иногда не достаёт наших знаний и опыта. Необходимо найти литературу, поинтересоваться у коллег и знакомых.

ТимурШ. 7лет:

Почему, когда я пил яблочный сок из холодильника, попадались кусочки льда? Разве сок не жидкий?

Денис К.: Как приготовить мороженое?  Долго держать молоко в холодильнике?

Эмиль 7 лет:  Почему у мамы растительное масло в холодильнике не замерзает?

  Много накопилось у детей вопросов.

 Так определилась проблема, которая требовала своего разрешения: почему не все жидкие вещества  и продукты замерзают, а если замерзают, то при каких условиях?

Было предложено ребятам провести своё исследование во время прогулки, благо, что дни стояли морозные.

Ход эксперимента.

Цель исследования:

определить различия в замерзании различных жидких веществ и продуктов

Материалы:

разные ёмкости и жидкости: молоко, вода, растительное масло, сок, ложечки для смешивания воды с солью.

1 этап.

Мы приготовили разные жидкости: воду, сок, солёную воду, масло растительное. Заранее растворили соль в воде, пока в ней не осталось осадка, получили морскую воду. Разлили их в одинаковые пластмассовые прозрачные формочки.

Мы заметили, что все вещества принимают форму сосуда, но одни жидкие (вода), сок более густой. Масло самое густое (тягучее).

 Вспомнили, что вещества могут принимать различное состояние - быть твердыми (лёд), жидкими (вода, сок), газообразными ( пар). 

Денис вспомнил, что когда отдыхал на море, вода тоже была солёная.

« Замечательно держался на воде и не тонул!» - пояснил он.

« Может и не замёрзнет такая морская вода?» - спросила Лера.

«Конечно»,- сказал Стёпа, «ведь океан не замерзает зимой!»

Это и предстоит нам выяснить.

2этап.

 На прогулке было морозно, 15 градусов. Мы  поместили ёмкости с соком, молоком, маслом, солёной водой прямо в ледяной постройке у нас на

участке.

 Наблюдение началось в 11часов дня. Все постоянно заглядывали и трясли формочки – проверяли: там жидкость или образовалось что-то другое?.

   Вот какие изменения произошли, пока мы были на прогулке:

  1. Уже через 15 минут ёмкость с водой кристаллизовалась.
  2. Сок  и молоко через полчаса по краю сосуда покрылись ледяной корочкой. Молоко «загустело». «Молоко стало как густые сливки!»,- сказал Тимур.
  3. В 12  часов форма с простой водой замёрзла и деформировалась. Сок больше замёрз в середине ёмкости, чем по краям. Молоко с кристалликами льда. Похоже на полужидкое мороженое. Масло загустело, по краям кристаллизовалось. Солёная вода не замёрзла.

      Мы сделали первые выводы:

  1. Вещества замерзают, но не  одинаково быстро.
  2. Они  различны по твердости: вода стала льдом, а остальные вещества загустели, но не стали твёрдыми.

Мы рассмотрели формочку с соком и заметили, что сок состоит не только из воды. Замерзший сок - это смесь замерзшей воды и незамерзших веществ (кусочки фруктов), поэтому он не такой твердый, как кубик из воды, сок  легко раскрошить.

Молоко замёрзло до состояния мороженого, потому, что оно тоже состоит из воды и жира – вода замерзает, а жир пока не стал твёрдым.

Солёная вода стала замерзать кристалликами льда только по краям формы, значит, соль не даёт замерзать воде. Вот почему солёные продукты в морозилке не замерзают до конца,  и солью посыпают лёд на улице, тогда он не замерзает.

Вывод. 

Жидкости  замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем дольше время замерзания.

Но Стёпа сказал, что вода в океане не замерзает, поэтому мы решили оставить всё на ночь, а утром проверить, замёрзнет солёная вода или нет?

Результат: солёная  вода и утром осталась не замёрзшей. Так подтвердилось Стёпино предположение, что солёная вода может совсем не замерзать.

Послесловие.

После этого исследования у нас возникли новые вопросы -   интересно узнать, как соль мешает   замерзанию воды, но это  - в следующем исследовании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по математике "Измерение объёма жидких веществ."

Цель:показать детям, что в жизни необходимо уметь измерять объём сосудов. Отрабатывать навыки детей сравнивать сосуды по объёму с помощью мерки.Подвести детей к выводу, что объём не зависит от формы п...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) в подготовительной группе детского сада № 91 «Измерение объёма жидких веществ».

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП)в подготовительной группе детского сада № 91«Измерение объёма жидких веществ...

Занятие по ФЭМП в старшей группе: «Измерение объёма жидких веществ»

   Конспект  НОД: «Измерение объёма жидких веществ».Цель:Дидактическая: Показать детям, что в жизни необходимо уметь измерять объём сосудов. Отрабатывать на...

Конспект Исследовательской деятельности «Измерение жидких веществ» для старшего дошкольного возраста

Конспект Исследовательской деятельности «Измерение жидких веществ» для старшего дошкольного возраста...

"ЗНАКОМСТВО С МАЛЕНЬКИМИ ЧЕЛОВЕЧКАМИ ЖИДКОГО ВЕЩЕСТВА"

Моделирование с помощью понятия «маленькие человечки»...

Конспект Организованной деятельности по ФЭМП в подготовительной к школе группе. «Измерение объема жидких веществ»

Конспект Организованной деятельности по ФЭМП в подготовительной к школе группе. «Измерение объема жидких веществ»     Воспитатель: Стёпкина Н.А.Тема: «Каникулы&ra...