Проект "Государыня - соль!"
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Разакова Ольга Анатольевна

Конспект непосредственной образовательной деятельности по нетрадиционному рисованию и опытно-экспериментальной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

987344.png                      Проект «Эта удивительная соль»

 Дошкольное детство – очень любознательный возраст. Доказательством тому служат нескончаемые вопросы. Вот и мы с детьми решили всё узнать о соли, мы её едим , а не чего о ней не знаем.

Цель проекта:

 Формирование представлений детей о соли как необходимом для человека продукте. Изучение свойства поваренной соли, выращивание ее кристаллов.

Исходя из цели, были поставлены задачи:

·          Выяснить, что такое соль, какая бывает соль, откуда она берётся?

·          Узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без неё? Почему соль разная?

.         Расширить представления о добыче соли в Коми республике.

·          Исследовать свойства соли опытным путём.

·          Стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей.

.            Побуждать детей ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, определять последовательность действий, прогнозировать результат, оценивать и корректировать действия, радоваться процессу и результату.

·          Развивать творческие способности, воображение, любознательность.

·          Развивать коммуникативные навыки детей.

.         Вырастить кристалл поваренной соли.

·          Найти сведения о соли в разных художественных произведениях. Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, поговорок, образных выражений.

Проблема:

 Каждый день мы употребляем в пищу соль и не знаем чем она полезна.

Гипотеза:

Содействие воспитанию личности ребенка с развитым познавательным интересом и сформированным осознано–правильным отношением к природе, способного видеть и чувствовать красоту окружающего мира, будет эффективно, если проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста стимулирует внутреннее развитие и обеспечивает удовлетворение детских потребностей, запросов, инициативы и желаний.

Если мы проведем исследование, опыты и эксперименты с солью, изучим познавательную литературу, то мы расширим свои знания о соли как полезном ископаемом и выявим вредные качества соли для здоровья человека и окружающей природы.

Актуальность:

Во всех дошкольных учреждениях, в том числе и в нашем детском саду, педагоги занимаются экологическим образованием детей, стараясь направить детские желания к исследованиям в нужное русло. К сожалению, в моей практике возникали случаи, когда слово «занятие» вызывало у дошкольников отрицательные эмоции. Это свидетельствует о том, что у детей снижается мотивация к приобретению знаний из-за недостаточной возможности применения разнообразных методов и приемов познавательной активности на занятиях. Данный факт подчеркивает актуальность включения тех образовательных методик и технологий, которые обеспечивают высокую исследовательскую активность дошкольников.

Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятельности. Считаю одним из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – метод проектирования. На мой взгляд, главное достоинство метода проектирования (это проявилось и в реализации детьми проекта «Эта удивительная соль») заключается в том, что детям предоставляется возможность самостоятельно или с небольшой помощью взрослых:

принять и освоить цель, актуальную для них;

выявить, установить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта;

 решать творческие споры, достигать договоренности;

 оказывать помощь участникам деятельности, делиться собственным опытом со сверстниками;

Соль – незаменимый продукт питания о которой мы ничего не знаем.

По доминирующему методу проект носит исследовательский, творческий характер.

По характеру содержания – ребенок – взрослый.

По количеству участников – групповой.

По продолжительности – среднесрочный.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении разнообразных способов получения информации (у взрослых, из книг и Интернета).

Принцип «спирали», когда дети возвращаются к изучаемой проблеме несколько раз: наблюдений и экскурсий, в свободной игровой и творческой деятельности, при проведении опытов и экспериментов, (при этом расширяется не только круг знаний, представлений, понятий, но и усложняются методы и приемы исследования).

Интеграция программных областей знаний, которая позволяет формировать у ребенка целостное представление о мире.

Рациональное сочетание разных видов детской деятельности.

Сотрудничество между детьми, педагогами, родителями.

вводный этап

1.Беседа с детьми «Что мы знаем о соли?»  Цель: Содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности.        

2.Формирование творческой проектной группы детей и родителей «Юные исследователи».        

3.Подбор познавательной, научной и методической литературы. Собрать как можно больше сведений о соли из разных источников информации.Цель: Анализ литературы для организации осуществления исследования.        

основной этап

1.Беседа с детьми «Где в Коми республике добывают соль».  Цель: Дать детям знания о добычи поваренной солее в Коми республике.

2.Изучение с детьми познавательной и научной литературы. Цель:         Стимулировать желание детей использовать самые разнообразные источники информации для получения значимого результата.

3.    Познакомиться с художественными произведениями, где речь идет о соли (Сказки, рассказы, пословицы, поговорки, загадки и т.п.)

4.Опытно-экспериментальная деятельность «Изучение свойств и качеств соли». Цель: Пробудить у детей интерес к естественно - научным экспериментам по изучению полезного ископаемого – соли и определению ее основных свойств.         

5.Творческая мастерская. Рисуем с помощью соли. Цель: Стимулировать интерес к созданию творческих работ с использованием соли как материала.        

6.Творческая мастерская. Лепка из соленого теста «Подсвечник». Цель: Содействовать развитию творческих способностей детей при изготовлении поделок из соленого теста.         

7. Игра-путешествие «Есть ли соль в Коми крае». Цель: Побуждать детей интересоваться местами добычи соли Коми крае.        

8.Опытно-экспериментальная деятельность «Как из соленой воды добыть питьевую воду?» Цель: Способствовать формированию умений проводить опытно-экспериментальную деятельность, добиваться результатов, делать выводы. Расширять знания о свойствах и качествах соли.        

9.Опытно-экспериментальная деятельность «Кристаллизация соли». Цель:  Способствовать формированию умений проводить опытно-экспериментальную деятельность, добиваться результатов, делать выводы. Расширить представления о свойстве соли – кристаллизация.        

10.Творческая игра «Добыча соли». Цель: Поддержать желания детей придумывать и разворачивать сюжет игры на основе накопленных знаний о добыче соли.

 итоговый этап

1.Создание паспорта «Полезное ископаемое – соль». Цель:        Обобщить знания и элементарные представления о полезном ископаемом.        

2.Презентация проекта «Эта удивительная соль». Цель: Прививать детям стремление делиться собственным опытом исследовательской деятельности со сверстниками.        

ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА БЫЛИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:

анализ познавательной литературы

опытно-экспериментальная деятельность,

исследовательская деятельность,

наблюдения,

творческая деятельность,

игровая деятельность.

ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

 Совместно с детьми мы разработали и обсудили подробный план деятельности. Поставили перед собой цель: изучить свойства соли, полезные и вредные качества соли для здоровья человека, нахождение в природе и способы добычи соли. Ребята решили, что без помощи взрослых реализовать этот проект будет трудно. Мы обратились за помощью к родителям, они нас поддержали, и тогда была сформирована творческая группа детей и родителей, которая стала ответственной за реализацию проекта.

С помощью взрослых мы подобрали познавательную, научную литературу и организовали книжную выставку «Эта удивительная соль». Работая на выставке, ребята с большим увлечением рассматривали иллюстрации, фотографии мест добычи соли; разновидность соли: (мелкая, крупная, каменная, поваренная, морская); просили прочитать статьи, которые их заинтересовали.

Интерес к этой теме у ребят возрос. Им захотелось провести эксперименты и опыты с солью. Была организована творческая группа «Юный исследователь». Для поднятия командного духа, для сплоченности мы придумали девиз:

Край родной – наш общий дом,

Чистоту храните в нем.

Мир природы – мир прекрасный

Не губи его напрасно.

Вместе с детьми мы разработали заповеди:

исследователь любит родной край, бережет его, активно участвует во всех экологических мероприятиях;

исследователь – друг живой и неживой природы;

настоящий исследователь постоянно наблюдает за природой, проводит опыты и эксперименты;

исследователь – настоящий коллекционер познавательной литературы;

исследователь ведет большую разъяснительную работу по пропаганде экологических знаний;

исследователь – активный участник походов в лес;

С чего начались наши исследования? Сначала мы изучили свойства и качества соли. Выяснили, что соль на вкус соленая, белого цвета, не имеет запаха, растворяется в жидкостях.

 Но самым интересным для детей стало проведение эксперимента «выращивание кристалла». Юные исследователи внимательно слушали инструкции и самостоятельно проводили опыт под наблюдением взрослых. Самостоятельная экспериментальная деятельность придала детям уверенность в своих возможностях, и усилила познавательный интерес. В процессе исследовательской, познавательной деятельности ребята смело высказывали свои мысли, предположения, доказывали, самостоятельно делали выводы.

Следующим нашим шагом была подбор литературы. Дети познакомились с самыми разными энциклопедиями. Родители помогли детям выйти в Интернет и найти нужную информацию о соли.

Событием стало создание в группе творческой мастерской. Дети самостоятельно приготовили соленое тесто для лепки и вылепили замечательные работы  «Подсвечник», занимались декорированием соли, из которой сделали необыкновенные поделки.

Дети наглядно увидели, как добывают соль, какая техника участвует в этом процессе, познакомились с трудом соледобытчиков. В дальнейшем ребята использовали в творческой игре «Добыча соли», фантазировали и разворачивали сюжеты, придумывали необычайные истории о соли и ее путешествиях.

В ходе реализации проекта дети творческой группы пришли к следующим выводам:

Соль вредный продукт, который может нанести вред здоровью человека.

Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в быту и на производстве.

Соль добывают в России, в том числе и в Коми крае.

Широко распространяется соль в медицине.

Заключительный этап проекта – грамотный и интересный рассказ о проведенном исследовании всем интересующимся людям (детям, родителям, воспитателям).

987344.png                                         МБДОУ- детский сад №501

 Разакова Ольга Анатольевна

НОД по опытно -экспериментальной деятельности

Тема: «Государыня-соль!»

Цель: вызвать интерес к изучению свойств соли.

Задачи:

  1. Расширять знания детей о свойствах соли: соль растворяется легко в воде.
  2. Учить детей самостоятельно делать опыты.
  3. Воспитывать бережное отношение к соли.

Материал демонстрационный: дневник наблюдения. Лист бумаги А3, клей, карандаш.

Материал раздаточный: 2 сырых яйца, 2 стакана с водой, стаканчики с солью 2 ст.столовых ложек соли; пипетки, подносы с солью, ложечки для размешивания, вырезанные из бумаги для акварели круглые заготовки, краски, салфетки на каждого ребёнка, кисточки, баночки с водой, соль.

 Ход занятия:

Дети сидят за столами.

Воспитатель: Всем добро пожаловать в нашу лабораторию. Сегодня мы все представим себя учеными, будем  опять экспериментировать, делать опыты.

Я загадаю загадку:

В воде родится,

А воды не боится? (соль)

Правильно, это соль.

- Откуда берется соль? (на прошлом опыте, воспитатель рассказывала откуда берётся соль, как её добывают)

- Зачем она нужна?

______________________________

Перед Вами тарелочки с солью. (дети исследуют, воспитатель отмечает в дневнике условными обозначениями свойства соли):

1. Попробуем на вкус (соленый)

2. Посмотрим через увеличительное стекло. (похожи на зернышки, кристаллики)

3. Сделаем игрушечный ветер (разлетаются, соль сыпучая)

4. В баночку с солью налить немного воды. Куда делась вода? (Она впиталась, уютно устроилась между зернышками.)

5. Налить много воды. (Соль растворяется)

Проводим  опыт.

Для проведения опыта нам понадобиться: 2 сырых яйца, 2 стакана с водой, несколько столовых ложек соли. Обратим внимание на календарь экспериментирования (нарисовано 2 стакана, обозначим, что стаканы у нас с водой – условное обозначение). Положим одно сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой.(в календаре обозначили – условное обозначение). Что с ним произошло? Яйцо опустилось на дно стакана (обозначим в календаре – условное обозначение). Растворим во втором стакане соль, и опустим яйцо в солёную воду. Яйцо осталось плавать (всё аналогично обозначаем в календаре – условными знаками).

…………оказывается соль, повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.

Вывод: В соленой воде предметы не тонут. Не тонут и люди, когда купаются.

Воспитатель: Мы много узнали о соли. Давайте сделаем выводы: (на доске

1. Соль белая, соленая.

2. Сыпучая.

3. Впитывает в себя воду, растворяется в воде.

4. В соленой воде предметы не тонут.

Физ. Минутка: « Море волнуется раз, море волнуется два…..» - дети замирают в разные фигуры, кто не шевелится у того воспитатель спрашивает: «какая у тебя фигура?»

Ребята, знаете ли вы что солью можно рисовать! Рисунки получаются просто сказочными! Соль впитывает жидкость с бумаги и прилипает к ней. Из-за этого поверхность рисунка становиться похожа на бугристую поверхность планеты. (на столах всё заранее подготовлено для рисования).

Слушаем внимательно! Берём кисточки и наносим на всю поверхность круглой заготовки воду, равномерно распределяя краску по окружности. Не дожидаясь высыхания сыпем соль на всю поверхность заготовки. И наблюдаем, какие необычные узоры получаются.

Дети выполняют творческую работу.

Затем мы с ребятами раскладываем планеты на лист чёрного картона (А3) и приклеиваем заранее вырезанную летающую тарелку.

Посмотрите, какую карту мы с вами сделали!

Молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе "Соль друг-соль враг."

Занятие в подготовительной группе детского сада«СОЛЬ ДРУГ – СОЛЬ ВРАГ»...

Проект на тему: "Тайнам нет конца. Соль - друг, соль - враг" ( вторая младшая группа).

С помощью этого проекта создать условия для формирования у детей младшего дошкольного возраста готовности изучать окружающий мир, учить решать задачи взаимодействия с при...

Проект познавательно-исследовательской деятельности «Эта удивительная соль» Занимательные опыты с солью

Мир, окружающий ребенка, не дает ему покоя. Он хочет покорить и удивить малыша своими необъятными просторами, разнообразием, изменчивостью и красотой. На каждом шагу, каждую минуту ребенка ожидают &la...

Конспект в подготовительной группе "Соль -друг или соль - враг?"

Конспект занятия по познавательному развитию...

НОД "Волшебная соль,свойства соли"

НОД проводится в детской экспериментальной лаборатории.Образовательная область- Познание...

проект "Соль-друг, соль-враг"

Проект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группеТема: «Соль – друг, соль – враг »...

«Соль и его свойства. Рисуем солью»

laquo;Соль и его свойства. Рисуем солью»...