Конспект непосредственно организованной деятельности с детьми подготовительной группы "Путешествие в музей Петушка"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Болдина Татьяна Федоровна

 

Пояснительная записка.
 
В своей работе использую проектный метод деятельности. Он позволяет сформировать у детей предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития. Работу над проектами осуществляю по этапам:
- непосредственно организованная деятельность с включением проблемных ситуаций и детского экспериментирования;
- непосредственно организованная деятельность с интеграцией образовательных областей.
НОД »Путешествие в музей Петушка» представлено по познавательно-речевому  направлению и являлось итоговым мероприятием  в работе с детьми подготовительной группы по проекту « Домашние птицы». Данный проект являлся краткосрочным и входил в долгосрочный проект «Домашние животные».
Проведению НОД «Путешествие в музей Петушка» предшествовала большая работа:
- беседы о домашних птицах;
- работа в книжном уголке, чтение художественной литературы: р. н. ск. «Петушок и бобовое зернышко», «Кот Петух и Лиса», Б. Бианки « Птичьи разговоры», Ю. Корница  «Лапки», О. Кригер «Вот так куры», М. Пришвин «Ребята и утята» и др.;
- рассматривание картин;
- фотовыставка;
- выставка поделок;
- экскурсии;
- наблюдения;
-  встречи с интересными людьми;
- выставка детских рисунков;
-театрализованная деятельность;
- развлечения: конкурс загадок, драматизация, проведение КВНа, праздник «Вышел Петя погулять», 
- игровая деятельность;
- трудовая деятельность: выращивание злаков для корма птицам;
- ручной труд;
- обучение изображению птиц при ознакомлении с декоративно-прикладным искусством;
- работа с родителями: оформление мини-альбомов «Домашние птицы», родительское собрание, консультации, создание развивающей среды, создание  музея, подбор экспонатов для музея. 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx27.43 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОРГАНИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПОДГ.ГР. «ПУТЕШЕСТВИЕ В МУЗЕЙ ПЕТУШКА».

ЗАДАЧИ:

Уточнить представления детей о  музеях, их назначении. Закрепить знания о петухе как домашней птице, о стадиях развития, истории ее одомашнивания и о других представителях этого вида.

Совершенствовать умение составлять описательный рассказ по опорной схеме, использовать в  речи народные предания, приметы, пословицы, поговорки, загадки, сказки, связанные с образом петуха.

Выявить знания детей о различных народных промыслах, обратить внимание на изображения петуха в декоративно-прикладном искусстве.

Познакомить с новым видом теста – пряничным. Закрепить умение изготавливать простейшие формы из теста.

Воспитывать уважение к труду мастеров и желание выразить себя в самостоятельной трудовой деятельности на основе полученных впечатлений. Формировать уважение к рассказчику, ко всем, кто принимал участие в создании музея. Воспитывать чувство ответственности и сотрудничества.

РУКОВОДСТВО  НОД: ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: круг (Монтессори) «Солнышко встает».

 Сегодня я вас приглашаю на экскурсию в необычный музей. Давайте вспомним, для  чего  нужны музеи и как надо вести себя в музее? (Музеи нужны для того,  чтобы люди любовались необычными, редкими,    старинными предметами. Их нельзя трогать руками, можно только рассматривать и слушать рассказ экскурсовода. В  музее нельзя шуметь,  быстро двигаться,  чтобы не мешать другим посетителям.)

Каждый из вас был в каком-нибудь музее. Какие музеи вы знаете и что там интересного можно увидеть? (Есть музей краеведческий,  музей утюга, музей игрушки, музей кукол-гигантов, музей Великой Отечественной Войны, музеи-заповедники, музей живой природы, Художественный музей, музей истории, музей современного искусства, музей Некрополь (кладбище), музей Крейсер Аврора.)

Действительно, музеев очень много, и каждый по-своему интересен. Есть музеи, где собраны такие предметы, в  которых,  казалось бы, нет ничего необычного, однако тем и интересен музей, что открывает нам тайны, скрытые в обыкновенных вещах.

Сегодня у нас в гостях экспонаты удивительного музея. А какого музея,  вы узнаете, если отгадаете загадку:

Гребешок аленький,

Кафтанчик рябенький,

Двойная бородка,

Важная походка.

Раньше всех встает

Голосисто «ку – ка – ре – ку»  поет.

О том, что солнышко встает!

Вы сегодня будете и посетителями и экскурсоводами. Но вначале  надо заработать билеты в музей, рассказав стихотворение о петушке или его родственниках. ( Приложение № 1). За стихотворение ребенок получает билет.

А пока идем в музей поиграем-посчитаем (физкультминутка):

Раз, два - шли цыплята (топаем на месте).

Три, четыре - шли домой (шагаем на месте).

Вслед  за ними плелся пятый (переваливаясь с боку на бок, идем к музею),

Впереди бежал шестой (бег на месте).

А седьмой от всех отстал,

Испугался, запищал (останавливаемся, разводим руки в стороны):

- Где вы? Где  вы? (повороты головой влево и вправо)

- Не  пищи! (грозим пальчиком)

- Мы тут рядом.  Поищи!  (условно одни – прячутся, другие – ищут)

В музее есть несколько выставочных залов или экспозиций. Вот мы и подошли к  первой, которая называется «историческая».

1 ЭКСКУРСОВОД:

Вы знаете, что петух это домашняя птица. Но не всегда петух был домашним. Родственники тех петухов и кур, которых мы с вами привыкли видеть, обитали в Индии и Китае, жили  в джунглях, с легкостью взлетали на деревья, где любили отдыхать и ночевать. Гнезда эти птицы строили на земле. Хвосты их были довольно длинные, золотисто-желтого цвета, грудь – черно-зеленая, крылья и спинка бурые, ноги черные, а гребешок ярко-красный. Название такой древней птицы – банкивский петух. Этих птиц  даже  изображали на монетах разных стран.

Давным-давно стали разводить домашних кур для получения пищи в Европе (мы тоже живем в Европе – это часть Земли), завезли кур из Индии. В этой стране петуха считали священным животным. Кушать  петуха строго запрещалось. Люди видели в петухе вестника наступления нового дня, помощника Солнца, считали его способность чувствовать и сообщать время суток волшебством. Конечно, многим хотелось иметь такую птицу дома. Но позже люди поняли, что кукарекает петух вовсе не потому, что он волшебный, а просто он метит свою территорию. Такая способность появилась еще у диких петухов. Петух криком сообщает другим птицам, что эта территория занята.

Звучит крик петуха в аудиозаписи.

Перейдем ко второй экспозиции «Родственники».

2 экскурсовод:

Родственниками петуха являются курица и цыплята.

 Есть у петуха родственники, которые живут по всему свету: павлин – турецкий петух. Голос у него не такой красивый, как перья. Славится павлин своим хвостом.

Фазан – лесной петух. Водится в Европе, оперенье у него не хуже, чем у павлина, а голос свой он редко демонстрирует, чтобы его не обнаружили.

Вот представители разных пород домашних кур и петухов (показ фото).

Третья экспозиция называется «Соседи».       

Выберите себе птицу, но не называйте ее, а составьте описательный рассказ по опорной схеме. А мы угадаем, о ком вы рассказываете.

Рассказы детей об утке, гусе, индюке, индоутке по схеме:

1.Где живет?

2.Части тела.

3.Цвет.

4.Величина.

5.Форма тела.

6.Чем питается.

7.Голос.

8.Польза для человека.

9.Птенцы (детеныши).

Послушайте голоса птичьего двора (фонограмма).

Перейдем к следующей экспозиции, называется она «Стадии развития петуха».

3 ЭКСКУРСОВОД:

Из карточек-рисунков (личинка, курица, малек, яйцо, икринка, цыпленок,  куколка, зародыш) составляется схема  развития петуха на магнитной доске: курица – яйцо – цыпленок – петух 

Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Веселый  петушок». (Приложение №2)

Перейдем к пятой экспозиции «Народно-прикладное искусство».

В старину на Руси петуха уважали как вещую птицу – предсказательницу. На свадьбе жениху и невесте дарили петуха и курочку, которые считались символами богатства и плодородия. Потом птиц пускали в дом и наблюдали за ними: как птицы будут себя вести, такой и  семья будет. Существовали разные поверья, связанные с петухом: если петух пропоет на вечерней заре или в полдень, то погода изменится; если петух кричит на пороге дома, значит, гость придет; петух запел не вовремя – к новостям; если петух кричит и бьется в окно – быть пожару. Пожар сравнивался с красным петухом, а вернее с красным гребнем петуха. Пожаров боялись и оберегали дома с помощью оберегов.    

4 ЭКСКУРСОВОД:

Рушники, полотенца, скатерти вышитые петухами, сувениры, игрушки, украшения использовались как обереги (демонстрация экспонатов мини-музея). Так задабривали петуха, чтобы дурных новостей не приносил, от пожаров охранял, от болезней оберегал, изгонял нечистую силу. Изображение петуха часто украшало посуду, мебель, одежду в хохломской, городецкой, гжельской росписи. Петушки делали не только из дерева, но и из глины – филимоновские, дымковские игрушки. Изображение петуха на крыше, ставнях, дверях дома символизировало гостеприимство, достаток.

Шестая экспозиция «Художественная литература». 

Да, где мы только петуха сегодня не встретили. А как можно обо всем этом узнать? В каких книгах встречается петушок, назовите сказки, рассказы.

А поговорок и пословиц о петухах и курах не счесть. Приведите примеры. (Приложение №3)

Физкультминутка: подвижная игра «Боевые петухи». (Приложение №2)

И завершает нашу экскурсию экспозиция «Угощения».

В нашем музее вы видите и конфеты, и петушки – леденцы на палочках, и, конечно, пряники - русское лакомство. Пряники от слова «пряности». Пряности - это специальные добавки, которые используют при приготовлении теста: перец, гвоздика, имбирь, корица, тмин. На Руси пряники дарили близким людям на праздники. Чем больше уважали человека, тем больше по размеру был пряник. Города Тула, Покров, Суздаль были знамениты мастерами – пряничниками. Пряники бывают вырезные – вырезают с помощью форм, лепные –  лепят в виде фигурок животных «козули», печатные – изготавливают при помощи штампа – резной деревянной доски. Но эти пряники есть нельзя. Почему? (Музейный экспонат.)  Может сами прянички испечем? Мойте руки и одевайте фартуки.

Я принесла сдобное тесто, а бывает разное: пресное, соленое, слоенное, дрожжевое, заварное.  Раскатайте  тесто, вырежьте фигурку петушка и украсьте корицей. (Дети работают парами: 2-раскатывают, 2-вырезают, 2-украшают.) Пока пряники будут печься на кухне, хотите посмотреть фрагмент  мультфильма «Петух и краски»? (Показ по ноутбуку.)

Рефлексия:

А вот еще сюрприз – нам посылка пришла. (Дети по очереди разворачивают игрушку петуха, завернутую в несколько слоев бумаги по количеству детей, и проговаривают, что им понравилось и запомнилось на занятии.)

Это  новый экспонат нашего музея Петушка. Пусть  этот петух оберегает нас от невзгод. Вы все сегодня молодцы, многое рассказали. Много узнали. А вот и пряники – угощайтесь.      

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Гребешок на голове,

Две ноги и шпоры две.

Он в один и тот же час

Рано утром будит нас.

***

Петя – Петушок,

Золотой гребешок,

Шелкова головушка,

Маслена бородушка.

Что ты рано встаешь,

Детям спать не даешь?

***

Не  княжеской породы,

А ходит он в короне.

Сторожем не состоит,

А всех будит рано.

***

Всех я вовремя бужу,

Хоть часов не завожу.

***

Должностью гордится

И кричит будильник – птица.

Спозаранку, в шесть утра:

«Эй, пастух, вставать пора!

Выводи, ку – ка – ре – ку,

Стадо к сочному лужку!»

***

Я обычная наседка,

Уточка – моя соседка.

Жаль взлететь мне нелегко,

Куд – кудах, ко – ко – ко!

***

Наша добрая подружка

Даст нам перьев на подушку,

Даст яичек  для блинов,

Куличей и пирогов.

***

Был белый дом,

Чудесный дом.

И что-то застучало в нем.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо –

Такое теплое, живое,

Пушистое и золотое.

***

Узнаете молодца?

Только вышел из яйца,

Сразу ножками пошел,

Крошку хлебную нашел.

Осмотрелся внимательно,

Съел самостоятельно.

***

Он в мундире ярком.

Шпоры для красы.

Днем он -  забияка,

Поутру – часы.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

«Веселый петушок»

Дети встают в круг и выбирают при помощи считалки веселого петушка. Ему завязывают глаза и ставят в центре круга. Дети водят хоровод, сужая и расширяя круг.

Уж ты, курочка, не пой,

Конопаточка, не пой!

А ты пой, петушок,

Золотой гребешок.

Уж ты Петя – петушок,

Золотой гребешок!

Пару среди нас найди

И на пляску выходи.

Вместе попляшите,

Деток рассмешите.

Петушок и выбранный ребенок придумывают и выполняют движения, пытаясь рассмешить окружающих детей. Водящим становится выбранный петушком ребенок.

«Боевые петухи»

Петушки распетушились,

Но подраться не решились.

Если перышек лишится,

Нечем будет петушиться.

Выбираются два петуха по желанию. Они встают в середину обруча и, прыгая на одной ноге, пытаются вытолкнуть соперника из круга.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

  1. Дама петух, а на улице цыпленок.
  2. Петухи зари не проспят.
  3. Хорошая хозяйка из петуха уху сварит.
  4. Курица по зернышку клюет, досыта живет.
  5. Дай курице грядку – изроет весь огород.
  6. В марте курица напьется из лужицы.
  7. Яйца курицу не учат.
  8. Петух прокукарекал, а там хоть не рассветай.
  9. У драчливого петуха гребень всегда в крови.
  10. Заря занимается и без пения петуха.
  11. Петух храбр на своей навозной куче.
  12. У богатого и петух несется.
  13. Черная курица, а несет белое яичко.

   

 

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной организованной деятельности с детьми по русской народной сказке «Репка» Образовательная область: Художественная литература.

Конспект непосредственной организованной деятельности с детьми  по русской народной сказке «Репка» Образовательная область: Художественная литература. Цели занятия.ВоспитательныеØвыраб...

Конспект непосредственно организованной деятельности с детьми среднего возраста по ознакомлению с окружающим миром и социальной действительностью. Тема: «Кто работает в детском саду»

Дети всегда проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся им подражать и желают сами что-то сделать.  Они легко овладевают несложными трудовыми умениями по самообслужива...

Конспект непосредственно организованной деятельности с детьми старшего возраста по изобразительной деятельности «Рыбки-мобили»

Образовательная область: «Художественное творчество».Виды детской деятельности: игровая , коммуникативная.Интеграция областей: « Познание», « Коммуникация», « Художественное творчество».Цель:Обобщить ...

Интегрированная непосредственно организованная деятельность с детьми подготовительной к школе группы по ознакомлению с животным миром морей и океанов.

Океаны и моря покрывают почти три четверти нашей планеты. В этой огромной массе воды вольготно себя чувствуют и мелкие, и крупные животные. На этом занятии дети знакомятся с этими морскими обитателями...

Конспект непосредственно организованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Труд взрослых в родном городе».

Продолжать расширять представления детей о разнообразных профессиях, их названиях и роде деятельности. Воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию и потребность трудиться....