Экологическое образование по программе "Радуга"
презентация к уроку по окружающему миру по теме

Антонова  Елена Михайловна

Анализ программы "Радуга" по экологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raduga.pptx624.28 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

О программах экологического образования Анализ современного экологического образования как особого направления дошкольной педагогики позволил выявить, что в нашей стране оно сформировалось на основе нескольких составляющих и в значительной степени отличается от такового в других странах: традиционные для отечественной педагогики подходы, базирующиеся на тесном контакте детей с природой, натуралистических наблюдениях, экскурсиях; народные трад иции: фольклор, народные праздники, приметы, игры, сказки; мировой опыт : зарубежные технологии пока слабо представлены в массовой практике экологического образования дошкольников, наиболее известны разработки специалистов США, Швеции; отечественное экологическое образование школьников .

Слайд 2

Анализ программ Для программ первой группы характерно акцентирование внимания на вопросах классической экологии (ознакомление детей с некоторыми взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами и т.п.). К ним можно отнес ти программы С.Н. Николаевой «Юный эколог» , Н.Н. Кондратьевой «Мы» (Санкт-Петербург), Ж.Л. Васякиной-Новиковой «Паутинка» (Москва) , Н.А . Рыжовой «Наш дом — природа» Для второй группы программ характерен акцент на эстетическом и нравственном воспитании детей, вопросы самой экологии отходят как бы на второй план. Объекты природы рассматриваются с позиций «стихий» (земля, воздух, вода, огонь). К данной группе прежде всего можно отнести программы В.И. Ашикова , С.Г. Ашиковой « Семицветик » (культурно-экологическая); И.Г. Белавиной, Н.Г. Найденской «Планета — наш дом» , Т.И. Поповой «Мир вокруг нас» , программа Т.А. Копцевой «Природа и художник». Третья группа программ выделяется по преобладанию в содержании программ комплекса вопросов социальной направленности (социальной экологии, экономики, граждановедения , валеологии и т.п .): Н.Н . Вересова «Мы — земляне» (г. Мурманск), Т.В. Потаповой «Детский сад XXI века» (второй вариант названия — «Надежда»)

Слайд 3

Основные задачи программы «Радуга» Развивать познавательные процессы. Формировать отношение к окружающему миру. Расширять представления о растениях, животных, планете Земля и строении Солнечной системы. Знакомить детей с «портретом» каждого месяца (сезонные наблюдения), с историей создания часов, календарей, глобуса. Учить детей созерцать природу, эмоционально откликаться на её состояние, осмысливать увиденное. Т.Н. Доронова , Т.Н. Гризик

Слайд 4

Анализ программы «Радуга» Подраздел «Мир природы» программы «Радуга» является составляющей познавательного развития детей, в рамках которого им дают информацию, развивают познавательные процессы, формируют отношение к окружающему миру — все вместе, по замыслу Т.И. Гризик , создает у детей образ мира, целостное представление об окружающем. Дошкольники получают много интересных знаний, но недостаточно — экологических. Они учатся созерцать природу, эмоционально откликаться на ее состояние, но важно и осмысливать увиденное. В программу включены привлекательные в познавательном отношении факты о мире и о природе, но они не могут помочь детям выработать ценностное отношение к ней. Не может способствовать этому и частое использование словесного метода — рассказа воспитателя, объяснения вместо наблюдений.

Слайд 5

предлагает разделить работу по экологическому воспитанию на два раздела: «Живая природа» и «Неживая природа ». В старшем дошкольном возрасте дети только накапливают познавательный багаж, содержащий знания и информацию о неживой природе. Авторы предлагают передавать детям на занятиях конкретные факты и сведения через крупные познавательные темы: «Атмосферные явления» — происхождение облаков, туч, дождя, молнии; «Разнообразие природы» — рассказы о разных климатических зонах; «Времена года» — обобщающие беседы о зиме, весне, лете, осени; «Солнечная система» — познавательные рассказы о планетах и других небесных телах, о зависимости наступления дня, ночи, вечера; утра от положения Земли по отношению к Солнцу; «Удивительное в камне» — познавательные рассказы о различных камнях, их происхождении, роли в жизни людей в разные времена. Дошкольники получают много знаний, но недостаточно экологических. Предполагается частое использование словесного метода: рассказ воспитателя, объяснение вместо наблюдения, совсем не присутствует опытническая работа, мало внимания уделено труду в природе. Детям всё даётся в готовом виде , т.е. всю информацию они черпают из рассказа воспитателя. Эта программа рассчитана в основном на получение готовых знаний , а не на практическую деятельность детей. В программе «Радуга» в арсенал педагогического руководства познавательной активностью детей входят разбор, обсуждение про­блемных ситуаций, но конкретно опытническая работа отсутствует. Программа «Радуга »

Слайд 6

" Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных возможностей. /В.А.Сухомлинский/ Программно-методическое обеспечение экспериментальной работы в образовательном процессе базировалось на интеграции основной образовательной программы МБДОУ №102 и парциальных программ и технологий: 1. «Ребенок в мире поиска» под редакцией О.В. Дыбиной ; 2. «Детское экспериментирование» И. Э.Куликовской; 3.«Наш дом природа » Н.А.Рыжовой; 4.«Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» А.И.Ивановой .

Слайд 7

Программно-методическое обеспечение экспериментальной работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологические развивающие игры в экологическом образовании детей дошкольного возраста.

Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям, как к части природы, к вещам и материалам п...

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников».

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников»....

Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ".

Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ"....

«Современные подходы к экологическому образованию в ДОУ в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

«Эффективные формы и методы   экологического образования и воспитания, развития экологической культуры воспитанников  и обучающихся»...

Экологическое образование детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС дошкольного образования

Формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с ...

Рабочая программа дошкольного образования детей дошкольного возраста (4-7 лет) в соответствии с ФГОС по экологическому образованию "КАПИТОШКА"

В программе «Капитошка» выстроена эффективная система взаимодействия и преемственности в работе с родителями и другими специалистами по данной проблеме. Даны рекомендации по созданию и осн...

Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное образованием в рамках ПМ.03

Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное о...