Экологическое образование по программе "Радуга"
презентация к уроку по окружающему миру по теме

Антонова  Елена Михайловна

Анализ программы "Радуга" по экологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raduga.pptx624.28 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

О программах экологического образования Анализ современного экологического образования как особого направления дошкольной педагогики позволил выявить, что в нашей стране оно сформировалось на основе нескольких составляющих и в значительной степени отличается от такового в других странах: традиционные для отечественной педагогики подходы, базирующиеся на тесном контакте детей с природой, натуралистических наблюдениях, экскурсиях; народные трад иции: фольклор, народные праздники, приметы, игры, сказки; мировой опыт : зарубежные технологии пока слабо представлены в массовой практике экологического образования дошкольников, наиболее известны разработки специалистов США, Швеции; отечественное экологическое образование школьников .

Слайд 2

Анализ программ Для программ первой группы характерно акцентирование внимания на вопросах классической экологии (ознакомление детей с некоторыми взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами и т.п.). К ним можно отнес ти программы С.Н. Николаевой «Юный эколог» , Н.Н. Кондратьевой «Мы» (Санкт-Петербург), Ж.Л. Васякиной-Новиковой «Паутинка» (Москва) , Н.А . Рыжовой «Наш дом — природа» Для второй группы программ характерен акцент на эстетическом и нравственном воспитании детей, вопросы самой экологии отходят как бы на второй план. Объекты природы рассматриваются с позиций «стихий» (земля, воздух, вода, огонь). К данной группе прежде всего можно отнести программы В.И. Ашикова , С.Г. Ашиковой « Семицветик » (культурно-экологическая); И.Г. Белавиной, Н.Г. Найденской «Планета — наш дом» , Т.И. Поповой «Мир вокруг нас» , программа Т.А. Копцевой «Природа и художник». Третья группа программ выделяется по преобладанию в содержании программ комплекса вопросов социальной направленности (социальной экологии, экономики, граждановедения , валеологии и т.п .): Н.Н . Вересова «Мы — земляне» (г. Мурманск), Т.В. Потаповой «Детский сад XXI века» (второй вариант названия — «Надежда»)

Слайд 3

Основные задачи программы «Радуга» Развивать познавательные процессы. Формировать отношение к окружающему миру. Расширять представления о растениях, животных, планете Земля и строении Солнечной системы. Знакомить детей с «портретом» каждого месяца (сезонные наблюдения), с историей создания часов, календарей, глобуса. Учить детей созерцать природу, эмоционально откликаться на её состояние, осмысливать увиденное. Т.Н. Доронова , Т.Н. Гризик

Слайд 4

Анализ программы «Радуга» Подраздел «Мир природы» программы «Радуга» является составляющей познавательного развития детей, в рамках которого им дают информацию, развивают познавательные процессы, формируют отношение к окружающему миру — все вместе, по замыслу Т.И. Гризик , создает у детей образ мира, целостное представление об окружающем. Дошкольники получают много интересных знаний, но недостаточно — экологических. Они учатся созерцать природу, эмоционально откликаться на ее состояние, но важно и осмысливать увиденное. В программу включены привлекательные в познавательном отношении факты о мире и о природе, но они не могут помочь детям выработать ценностное отношение к ней. Не может способствовать этому и частое использование словесного метода — рассказа воспитателя, объяснения вместо наблюдений.

Слайд 5

предлагает разделить работу по экологическому воспитанию на два раздела: «Живая природа» и «Неживая природа ». В старшем дошкольном возрасте дети только накапливают познавательный багаж, содержащий знания и информацию о неживой природе. Авторы предлагают передавать детям на занятиях конкретные факты и сведения через крупные познавательные темы: «Атмосферные явления» — происхождение облаков, туч, дождя, молнии; «Разнообразие природы» — рассказы о разных климатических зонах; «Времена года» — обобщающие беседы о зиме, весне, лете, осени; «Солнечная система» — познавательные рассказы о планетах и других небесных телах, о зависимости наступления дня, ночи, вечера; утра от положения Земли по отношению к Солнцу; «Удивительное в камне» — познавательные рассказы о различных камнях, их происхождении, роли в жизни людей в разные времена. Дошкольники получают много знаний, но недостаточно экологических. Предполагается частое использование словесного метода: рассказ воспитателя, объяснение вместо наблюдения, совсем не присутствует опытническая работа, мало внимания уделено труду в природе. Детям всё даётся в готовом виде , т.е. всю информацию они черпают из рассказа воспитателя. Эта программа рассчитана в основном на получение готовых знаний , а не на практическую деятельность детей. В программе «Радуга» в арсенал педагогического руководства познавательной активностью детей входят разбор, обсуждение про­блемных ситуаций, но конкретно опытническая работа отсутствует. Программа «Радуга »

Слайд 6

" Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных возможностей. /В.А.Сухомлинский/ Программно-методическое обеспечение экспериментальной работы в образовательном процессе базировалось на интеграции основной образовательной программы МБДОУ №102 и парциальных программ и технологий: 1. «Ребенок в мире поиска» под редакцией О.В. Дыбиной ; 2. «Детское экспериментирование» И. Э.Куликовской; 3.«Наш дом природа » Н.А.Рыжовой; 4.«Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» А.И.Ивановой .

Слайд 7

Программно-методическое обеспечение экспериментальной работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологические развивающие игры в экологическом образовании детей дошкольного возраста.

Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям, как к части природы, к вещам и материалам п...

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников».

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников»....

Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ".

Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ"....

«Современные подходы к экологическому образованию в ДОУ в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

«Эффективные формы и методы   экологического образования и воспитания, развития экологической культуры воспитанников  и обучающихся»...

Экологическое образование детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС дошкольного образования

Формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с ...

Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное образованием в рамках ПМ.03

Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное о...

программа дополнительного образования старших дошкольников по экологическому образованию "Юные эколята"

Программа модульная разноуровневая разработана на основе парциальных программ по экологическому образованию С.Н. Николаевой "Юный эколог", Н.Н. Кондратьевой "Мы", а также методичес...