Ребенок и окружающий мир
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Методическая разработка "Ребенок и окружающий мир" представляет экспериментальную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. В процессе совместной деятельности воспитателя с детьми ребенок знакомится с "Живой природой", "Неживой природой" и с "Рукотворным миром" . Каждому разделу отводиться по 12 часов деятельности. В разработке предложены занятия -эксперименты воспитателя с детьми. В процессе экспериментальной деятельности развиваются интегративные качества: любознательность, самостоятельность, инициативность и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №55 «Богатырь» комбинированного вида города Белово,

 Кемеровской области, РФ, 652645 

«Ребенок и окружающий мир»

Методическая разработка

по экспериментальной деятельности с детьми

старшего дошкольного возраста

Автор – составитель:

старший воспитатель МБДОУ

детский сад №55 –

Кандакова Ирина Алексеевна,

высшая квалификационная категория

Введение

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметов.

При формировании основ естественно-научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагоги, как Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, К.Д.Ушинский и многие другие. По мнению академика Н.Н.Подьякова, «...в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Процесс познания творческий процесс, и наша задача - поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон.

Экспериментальная деятельность является наряду с игровой – ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Быть может, в недалеком будущем «на пыльных тропинках далеких планет» останутся следы наших ребят – любознаек и почемучек.

Пояснительная записка

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Дети дошкольного возраста — пытливые исследователи окружающего мира. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.

Основная цель деятельности - создать условия для развития поисковой деятельности детей старшего дошкольного возраста, для самостоятельного нахождения ответов на вопросы «почему» и «как». Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

 •   Формировать у детей способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимости;

•   Развивать собственные познавательные опыты с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);

•   Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

•   Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

Данная методическая разработка состоит из трёх основных разделов:

  • «Живая природа»,
  • «Неживая природа»,
  • «Человек. Рукотворный мир».

I раздел:  «Живая природа»

 Цель: закреплять и обогащать знания детей о росте растений; устанавливать взаимосвязь строения и функции растения. Активизировать речь и обогащать словарь детей. Стимулировать самостоятельное формирование выводов детьми.

Предполагает решение следующих задач: познакомить детей с характерными особенностями сезонов в разных природно-климатических зонах; с многообразием живых организмов как приспособление к окружающей среде. Растения и животные как живые организмы: рост, потребность, размножение, дыхание, питание.

II раздел:  «Неживая природа» - поможет познакомить детей с водой, песком, глиной, глиной, магнитами.

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; помочь детям получить отчётливые представления о предметах ближнего окружения; учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства; развивать способность детей к простейшему сенсорному анализу.

III  раздел:  «Человек. Рукотворный мир» - предполагает знакомство детей с функционированием организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов.

Цель: расширять представления детей о предметах и явлениях природы и рукотворного мира, выявлять их взаимосвязи и взаимозависимости; учить различать широко распространенные в быту материалы на основе существенных признаков и рассказывать об этом. При более подробном знакомстве с программой можно заметить, что обозначенные три раздела, не только тесно связаны между собой, но их содержание постоянно перекликается. Поэтому воспитатель вправе варьировать программное содержание и его последовательность.

Программа рассчитана на детей старшего возраста.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учётом актуального развития дошкольников. Эксперименты могут быть запланированными и не запланированными. Совместная деятельность воспитателя с детьми старшей группы в лаборатории организуется раз в неделю по 25-30 минут небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.

Методическая разработка «Ребенок и окружающий мир» предлагает примерное планирование на учебный год каждой игры-экспериментирования. Во время одной игры можно проводить с детьми по два-три (в зависимости от сложности) эксперимента, объединяя их одной тематикой. Программа рассчитана на 36, каждый блок по 12 часов. Незапланированные эксперименты проводятся по мере поступления детских вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив.

Ожидаемые результаты.

Реализация программы в процессе детского экспериментирования научит детей:

•   Увидеть и выделять проблему;

•   Принимать и ставить цель;

•   Выдвигать гипотезы, предположения;

•   Решать проблемы

•   Анализировать объект или явление;

•   Выделять    существенные    признаки    и    свойства,    устанавливать причинно-следственные связи;

•   Сопоставлять различные факты;

•   Сделать выводы

В результате работы по данной программе видно, что игра-экспериментирование способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

Работа в этом направлении помогает сделать мир детей ярким, насыщенным, каждый из них может сказать: «Я сам!»

Учебно - тематический план

Раздел

Кол-во занятий

Формы работы

I раздел: Живая природа

12

Опыт

Эксперимент наблюдения

II раздел: Неживая природа

12

Игра

 Занятие

Эксперимент Наблюдения

III раздел: Человек. Рукотворный мир

 

12

Беседы с элементами наблюдения

 Опыт

Эксперимент

Игр

всего

36

Тематический план

1 раздел: Живая природа

Растения и животные как живые организмы: дыхание, питание, размножение

1.1. Нужен ли корешкам воздух.

1.2. Во всех ли листьях есть питание.

1.3. С водой и без воды.

1.4. На свету и в темноте.

1.5. Кому лучше.

1.6. Почему цветы осенью вянут.

1.7. Что нужно для питания растений. Многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде

1.8. Почему птицы умеют летать.

1.9. Почему говорят «как с гуся вода». Как устроенные перья у птиц.

1.10. Почему у водоплавающих птиц такой клюв?

1.11. Кто чистит аквариум?

1.12. Кто живёт в воде?

2 раздел: Неживая природа

Вода

2.1. Помощница вода.

2.2. Умная галка.

2.3. Какие свойства. Куда делась вода.

2.4. Поможем воде стать чистой.

Песок и глина

2.5. Песок рыхлый, в отличие от глины.

2.6. Ветер. Подуй на песок и глину.

2.7. Попробуем садить.

Магнит

2.8. Мы - фокусники!

2.9. Притягиваются - не притягиваются.

2.10. Магнитные силы.

2.11. Испытание магнита.

2.12. Лебединое озеро /необычная скрепка/

3 раздел: Человек. Рукотворный мир

Свойства материалов

3.1. Родственники стекла.

3.2. Мир бумаги.

3.3. Путешествие по реке

3.4. Волшебная бумага

3.5. Сильная газета

3.6. Мир ткани

3.7. Фартук для Почемучки

Человек

3.8. Чем люди отличаются друг от друга

3.9. Как кожа помогает человеку ЗЛО. Сколько ушей.

3.11. Наши помощники - глаза.

3.12. Большие - маленькие. Свойства материалов

Программное содержание по развитию детского экспериментирования

I раздел: Живая природа

Растения    и   животные   как   живые   организмы:    дыхание,   питание, размножение

1.1.    «Нужен ли корешкам воздух». /эксперимент/

Цель:  Выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать,  что

растение дышит всеми частями.

1.2.    «Во всех ли листьях есть питание», /эксперимент/

Цель: Установить наличие в листьях питания для растений.

1.3. «С водой и без воды», /опыт/

Цель: Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло).

1.4.    «На свету и в темноте», /опыт/

Цель: Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития

растений.

1.5.    «Кому лучше», /эксперимент/

Цель:   Выделить   благоприятные  условия  для  роста  и  развития  растений,

обосновать зависимость растений от почвы.

1.6. « Почему цветы осенью вянут», /эксперимент/

Цель: Установить зависимость роста растений от температуры поступаемой

влаги.

1.7. «Что нужно для питания растениям?» /опыт/

Цель: установить, как растение ищет свет.

Многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде

1.8.    «Почему птицы могут летать», /наблюдение/

Цель:   Найти   особенности   внешнего   вида  некоторых   птиц,   позволяющие

приспособиться к жизни в окружающей среде.

1.9.    «Почему говорят «как с гуся вода». Как устроенные перья у птиц».

/эксперимент/

Цель: Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

1.10. «Почему у водоплавающих птиц такой клюв?» /эксперимент/

Цель: Определить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

1.11.  «Кто чистит аквариум?» /наблюдение/

Цель: Выявить взаимосвязи в живой природе экосистемы «пруд».

  1. «Кто живёт в воде?» /эксперимент/

Цель: Найти особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.

II раздел: Неживая природа

Вода

2.1. « Помощница вода»./эксперимент/

Цель:   Использовать   знания   о   повышении   уровня   воды   для   решения

познавательной задачи.

2.2. «Умная галка». / игра-опыт/

Цель: Познакомить с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть

предмет.

2.3. «Какие свойства вода», /эксперимент/

Цель:   Сравнить   свойства   воды,   льда,   снега,   выявить   особенности   их

взаимодействия.

2.4. «Поможем воде стать чистой»./занятие-опыт/

Цель: Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу.

Развивать логическое мышление путём моделирования проблемных ситуаций

(педагогом)  и  их  решения.   Создать  условия  для  выявления  и  проверки

различных способов очистки воды. Развивать умение схематично изображать

проделанные действия. Закреплять в речи слова: фильтр, водопровод, воронка,

авария.

Песок и глина

2.5. « Песок рыхлый в отличие от глины», /опыт/

Цель: сравнить свойства песка и глины.

2.6. «Ветер. Подуй на песок и глину», /опыт/

Цель: определить свойства песка и глины: сыпучесть и рыхлость.

2.7. « Попробуем садить», /игра-опыт/

Цель: Определить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

Магнит

2.8. « Мы — фокусники!» /игра-эксперимент/

Цель: Выявить материалы, взаимодействующие с магнитами.

2.9. « Притягиваются - не притягиваются». / эксперимент/

Цель: Найти предметы, взаимодействующие с магнитом; определить материалы,

не притягивающиеся к магниту.

2.10. «Магнитные силы», /эксперимент/ Цель: Выявить свойства магнита: прохождение магнитных сил через различные материалы и вещества.

2.11. «Испытание магнита». /Занятие-эксперимент/

Цель: Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать

выводы, активизировать словарь детей. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических используя магнит. Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков.

 2.12. «Лебединое озеро», /магнитный театр/

Цель: вызвать у детей интеллектуальные эмоции: удивление по поводу поведения магнита и металлических предметов, интерес к происходящему, желание поэкспериментировать, а попытка понять, что за этим стоит.

III раздел: Человек. Рукотворный мир.

Свойства материалов

3.1. «Родственники стекла»./эксперимент/

Цель: Узнать предметы, изготовленные из стекла, фаянса, фарфора. Сравнить их качественные характеристики и свойства.

3.2. «Мир бумаги», /эксперимент/

Цель: Узнать различные виды бумаги, сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обуславливают способ его использования.

3.3. «Путешествие по реке ». /занятие-эксперимент/

Цель: Формировать представления у детей о свойстве бумаги размокать в воде. Продолжать развивать познавательную активность дошкольников в процессе экспериментирования. Поощрять выдвижение детьми гипотез. Развивать умение понятно для окружающих выражать свои мысли, обогащать словарь детей. Воспитывать умение договариваться друг с другом для решения общей задачи.

3.4. «Волшебная бумага», /занятие/

Цель: Способствовать освоению детьми представлений о свойствах копировальной бумаги - точное копирование рисунка. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявить зависимости. Развивать умение организовывать свою деятельность: подбирать материал, придумывать ход деятельности для получения результата. Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации. Воспитывать чувство взаимопомощи.

3.5. «Сильная газета», /занятие/

Цель: познакомить с новыми свойствами бумаги: на большую площадь действует сильное давление. Развивать у детей умение рассуждать, сравнивать результаты проверок, наблюдательность. Воспитывать умение прислушиваться к мнению сверстников.

3.6. «Мир ткани», /эксперимент/

Цель: Узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять,

что свойства материала обусловливают способ его употребления.

3.7. «Фартук для Почемучки», /занятие/

Цель: Способствовать уточнению и закреплению представлений детей о видах и свойствах тканей: болоньи, капрона, ситца, мешковины. Поощрять выдвижение гипотез детьми, развивать умение сравнивать, делать выводы. Расширять запас детей, обогащая словами (болонья. капрон, ситец, мешковина). Развивать умение договариваться друг с другом для решения задачи. Воспитывать аккуратность при работе с водой.

Человек

3.8. «Чем люди отличаются друг от друга», /конспект беседы с элементами

наблюдения/

Цель: уточнить представления детей о том, что все люди разные, не похожи

друг на друга. Учить детей сравнивать выделяя признаки отличия и сходства.

Развивать интерес детей к узнаванию своеобразных людей.

3.9. «Как кожа помогает человеку», /конспект беседы-наблюдения/

Цель: Развивать представление о коже;  её основных функциях.  Развивать познавательную деятельность детей: умение принимать проблемную задачу. Использовать обследовательские действия для её решения, устанавливать связи. Сравнивать. Желание узнать о себе, стремление содержать своё тело в чистоте.

3.10. «Сколько ушей», /опыт/

Цель: Определить значимость расположения ушей по обеим сторонам головы

человека,   познакомить   со   строением   уха,   его   ролью   ориентировки   в

пространстве.

3.11. «Наши помощники — глаза», /опыт/

Цель: Познакомить со строением глаза, функцией его частей.

3.12. «Большие - маленькие», /эксперимент/

Цель: Посмотреть, как зрачок глаза меняет размер в зависимости от освещения.

Список литературы

1. Генри А. Что внутри растений? М.,1994. ,

2. Дошкольное образование № 9, 2003.

3. Дитрих А., Росни К. Наука энциклопедия. М., 1994.

4. Крейг А., Росни К. Наука энциклопедия. М.,1994.

5. Коллекция увлечений, приложение к обручу, 2004.

6. Козлова С.А. Я человек. М., 1997.

Т.Николаева С.Н.  Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995.

8. Рыжова Н. Игры с водой и песком //Обруч, 1997. - № 2.

9. Рыжова Н. Опыты с песком и глиной //Обруч, 1998. - №2.

10. Рыжова Н. Как воспитать Эйнштейна //Обруч, 2004. - № 5.

11. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. //Екатеринбург, 1995.

12.    Поддъяков    Н.    Сенсация:    открытие    новой    ведущей    деятельности //Педагогический вестник 1997. № 1. С.6.

13. Сикорук Л.Л. Физика для малышей. М., 1983.

14. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Ирга -экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста //Дошкольная педагогика, 2001. - № 1

15. Философский словарь. /Под ред. И.Т.Фролова. - 6-е изд., М., 1991.

         

        

Приложения

        

                        Приложение1

Конспекты

I раздел:   Живая природа.

1.1. «Нужен ли корешкам воздух» /эксперимент/

Цель: выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями.

Материал: ёмкость с водой, почва уплотненная и рыхлая, две прозрачные ёмкости с проростками фасоли, пульверизатор, растительное масло, два одинаковых растения в горшочках.

Ход:

Дети выясняют, почему одно растение лучше другого. Рассматривают, определяют, что в одном горшочке почва плотная, в другом - рыхлая. Почему плотная почва хуже? Доказывают, погружая одинаковые комочки в воду (хуже проходит вода, так как из плотной земли меньше выделяется пузырьков воздуха). Уточняют, нужен ли воздух корешкам: для этого три одинаковых проростка фасоли помещают в прозрачные ёмкости с водой. В одну ёмкость с помощью пульверизатора нагнетают воздух к корешкам, вторую оставляют без изменений, в третью - на поверхность воды наливают тонкий слой растительного масла, который препятствует прохождению воздуха к корням. Наблюдают за изменением проростков (хорошо растет в первой ёмкости, хуже во второй, в третьей - растение гибнет), делают выводы о необходимости воздуха для корешков, зарисовывают результат. Растениям для роста необходима рыхлая почва, чтобы к корешкам был доступ воздуха.

1.2. Во всех ли листьях есть питание» /эксперимент/ Цель: установить наличие в листьях питания для растений. Материал: кипяток, лист бегонии (обратная сторона окрашена в бордовый цвет), ёмкость белого цвета. Ход:

Взрослый предлагает выяснить, есть ли питание в листьях, окрашенных не в зелёный цвет (у бегонии обратная сторона листа окрашена в бордовый цвет). Дети предполагают, что в этом листе нет питания. Взрослый предлагает детям поместить лист в кипящую воду, через 5-7 минут его рассмотреть, зарисовать результат. Лист становится зелёным, а вода изменяет окраску. Делают вывод, что питание в листе есть.

1.3. «С водой и без воды» /опыт/

Цель: Выделить факторы внешней среды, необходимые дом роста и развития растений (вода, свет, тепло).

Материал: два одинаковых растения (бальзамин), вода.

Ход: Взрослый предлагает выяснить, почему растения не могут жить без воды (растение завянет, листья высохнут, в листьях есть вода); что будет, если

одно растение полить, а другое нет (без полива растение засохнет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость т.д.). Результаты наблюдения за состоянием растений в зависимости полива зарисовывают в течение недели. Составляют модель зависимости растения от воды. Дети делают вывод, что растения без воды жить не могут.

1.4. «На свету и в темноте»

Цель:  определить факторы внешней среды, необходимые для роста     и

развития растений.

Материал: лук, коробка из прочного картона, две ёмкости с землёй.

Ход:

Взрослый предлагает выяснить с помощью выращивания лука, нужен ли свет

для жизни растений. Закрывают часть лука колпаком из плотного тёмного

картона. Зарисовывают результат опыта через 7 дней (лук под колпаком стал

светлым). Убирают колпак. Через 7 дней вновь зарисовывают результат (лук

на свету позеленел - значит, в нем образовалось питание).

1.5. «Кому лучше?»

Цель: Выделить благоприятные условия для роста и развития растений,

обосновать зависимость растений от почвы.

Материал: два одинаковых черенка, ёмкость с водой, горшок с почвой,

предметы ухода за растениями.

Ход:

Взрослый предлагает определить, могут ли растения долго жить без почвы

(не могут); где они лучше растут - в воде или в почве. Дети помещают

черенки герани в разные ёмкости - с водой, землёй. Наблюдают за ними до

появления   первого   нового   листочка,   Оформляют   результаты   опыта   в дневнике наблюдений и в виде модели зависимости растения от почвы (у

растения в почве первый лист появляется быстрее, развитие лучше набирает силу; в воде растение слабее).

II раздел: Неживая природа.

2.1. «Помощница вода».

Цель: использовать знания о повышении воды для решения познавательной

задачи.

Материал: банка с мелкими лёгкими предметами на поверхности, ёмкость с

водой, стаканчики.

Ход: Перед детьми ставится задача: достать из банки предметы, не касаясь к

ним руками (вливать   воду, пока она не польётся через край). Взрослый

предлагает проделать эти действия. Дети делают вывод: вода, заполняя

ёмкость, выталкивает находящиеся в ней предметы.

2.2. «Умная галка».

Цель: познакомить с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть

предметы.

Материал: мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.

Ход:

Перед детьми ставится задача: достать предмет, не опуская руку в воду. Дети

предлагают вариант (например, класть камешки в сосуд до тех пор, пока

уровень воды не дойдёт до краёв), выполняют его. Делают вывод: камешки,

заполняя ёмкость, выталкивают из неё воду.

2.3. «Какие свойства воды».

Цель:   сравнить   свойства   воды,   льда,   снега,   выявить   особенности   их

взаимодействия.

Материал: ёмкость со снегом, водой, льдом.

Ход:

Взрослый предлагает рассмотреть внимательно воду, лёд, снег и рассказать,

чем они схожи и чем отличаются; сравнить, что тяжелее (вода или лёд, вода

или снег, снег или лёд); что произойдёт, если их соединить (снег и лёд

растают); сравнить, как изменяются в соединении свойства: вода и лёд (вода

остаётся прозрачной, становится холоднее, её объём увеличивается, так как

лёд тает), воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, её

объём    увеличивается,     снег    изменяет    цвет),     снега    и    льда    (не

взаимодействуют).   Дети   рассуждают,   как   сделать   лёд   не   прозрачным

(измельчить его).

2.4. «Поможем воде стать чистой», /конспект занятия/

Цель: развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу; Развивать логическое мышление путём моделирования проблемных ситуаций (педагогом) и их решения. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды. Развивать умение схематично изображать проделанные действия. Закреплять в речи слова: фильтр, водопровод, воронка, авария.

Материал:   грязная  вода  в  тазике,   ёмкость  для  воды,  воронка,  ткань,

бумажные салфетки, марля, вата, тряпочка, клеёнки.

Предварительная работа: чтение книги Н.Носова «Приключения Незнайки и

его друзей», свободное экспериментирование, закрепление правил работы с водой.

Ход занятия:

Ребятам пришло письмо. По обратному адресу они определяют, что оно от

Медуницы из Цветочного города.

Текст письма: «Здравствуйте, дорогие ребята! В Цветочном городе случилась

беда: сломался водопровод, и мы берём воду из реки. Но она там грязная, и мы не знаем, что делать».

Дети предлагают помочь.

- В чём может заключаться наша помощь малышам-коротышам?

- Можно отремонтировать водопровод.

- Привезти чистой воды.

- Попробовать очистить воду.

Воспитатель акцентирует внимание на последнем предложении детей и

спрашивает: «А с помощью чего мы можем это сделать?»

Ребята предлагают взять различные фильтры: вату, бумагу, марлю, ткань.

Они самостоятельно берут всё необходимое для очистки воды: ёмкость,

воронки, фильтры, баночки с грязной водой, тряпочки и клеёнки, уточняют

последовательность выполнения работы и приступают к очистке.

По окончании работы делают вывод, что грязь остаётся на фильтре, а вода

стала чистой. Но её можно использовать для мытья рук и посуды, стирки

белья, а пить можно только кипячёную воду.

Дети зарисовывают схему очистки воды и отправляют её Медуницы в

Цветочный  город.  Воспитатель  выясняет,  какое  настроение у детей  от

проделанной работы и почему.

- Радостное, потому, что я сам очистил воду.

- Гордое, потому что я помогла жителям Цветочного города.

- Мы рады, потому что помогли малышам-коротышам.

2.5. «Песок рыхлый, в отличие от глины».

Цель: выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость. Материал: ёмкость с песком и глиной; ёмкости для пересыпания; лупа, ширма, сито. Ход:

Взрослый предлагает детям наполнить стаканчики песком, глиной, рассмотреть и угадать их по звуку пересыпаемых веществ. Выясняют, что лучше всего сыпалось(песок), и проверяют, пересыпая вещества из стакана в стакан. Затем высыпают песок в большую ёмкость горкой и смотрят, что происходит (песок остаётся в виде горки с ровными краями). Таким же образом высыпают глину и определяют, одинаковые ли получились горки  

(горка из глины неровная). Дети с помощью лупы рассматривают, из чего состоит песок, как выглядят песчинки; как выглядят частички глины; сравнивают их (песчинки мелкие, полупрозрачные, круглые не прилипают друг к другу; частички глины мелкие, очень тесно прижаты друг к другу). Дети просеивают песок и глину через сито и выясняют, одинаково ли хорошо через него проходят частички песка и глины и почему. Рассматривают песочные часы и уточняют, можно ли сделать глиняные часы (нет, частички глины плохо сыпятся, прилипают друг к другу).

  III раздел: Человек. Рукотворный мир.

3.1. «Родственники стекла».

Цель: узнать предметы, изготовленные из стекла, фаянса, фарфора. Сравнить их качественные характеристики и свойства.

Материал.: стеклянные стаканчики, фаянсовые бокалы, фарфоровые чашки, вода, краски. Деревянные палочки. Алгоритм деятельности. Ход:

Дети вспоминают о свойствах стекла, перечисляют его качественные характеристики (прозрачность, твёрдость, хрупкость, водонепроницаемость, теплопроводность). Взрослый рассказывает о том, что и стеклянные стаканы, и фарфоровые чашки являются «близкими родственниками». Предлагает сравнить качества и свойства этих материалов, определив алгоритм проведения опыта: налить в три ёмкости подкрашенную воду (степень прозрачности), поставить их на солнечное место (теплопроводность), деревянные палочками поступать по чашкам («звенящий фарфор»). Обобщить выявленные сходства и различия.

3.2. «Мир бумаги».

Цель: узнать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, обёрточная, чертёжная), сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обуславливают способ его использования. Материал: квадраты, вырезанные из разных видов бумаги, ёмкости с водой, ножницы.

Ход:Дети рассматривают разные виды бумаги. Выявляют общие качества и свойства, актуализируя прошлый опыт (горит, намокает, мнётся, рвётся, режется). Взрослый выясняет у детей, чем же тогда будет отличаться свойства разных видов бумаги. Дети высказывают свои предположения. Все вместе определяют алгоритм деятельности: смять четыре разных кусочка бумаги - разорвать пополам - разрезать на две части - опустить в ёмкость с водой. Выявляют, какой вид бумаги быстрее снимается, намокает и т.д., а какой медленнее.

3.3. «Путешествие по реке » /конспект занятия/

Цель: формировать представления у детей о свойстве бумаги размокать в воде. Продолжать развивать познавательную активность дошкольников в процессе экспериментирования. Поощрять выдвижение детьми гипотез. Развивать умение понятно для окружающих выражать свои мысли, обогащать словарь детей. Воспитывать умение договариваться друг с другом для решения общей задачи.

Материал: тазики для воды (по одному на подгруппу из 3-4 детей), тряпочки для вытирания воды, письмо от Почемучки, бумажный кораблик.

Предварительная работа: конструирование из бумаги корабликов; чтение:

В.Сутеев «Кораблик», С.Маршак «Плывёт, плывёт кораблик»; дид. игра

«Подбери слова»; разработка детьми правил работы с водой и составление

памятки.

Ход занятия:

Дети читают письмо от Почемучки: «Дорогие ребята, я приглашаю вас в

путешествие по реке Клязьма на моём кораблике».

Ребята   вместе   с   воспитателем   рассматривают   бумажный   кораблик   и

высказывают предположения о том, что на нём невозможно путешествовать

(выделяют проблему):

- Нельзя: он маленький; он утонит; он быстро промокнет; он ненадёжный. Почемучка высказывает недоверие к их предположениям. Педагог подводит детей к необходимости обратить внимание на то, как дети приняли  и поставили перед собой цель эксперимента, опросить как можно большее количество детей. (А твоя цель? А что ты хочешь узнать?) Дети планируют деятельность, самостоятельно готовят необходимые для эксперимента материалы: берут бумажные кораблики, тазы, наливают в них воду и делятся на подгруппы (по желанию).

Затем   проверяют,   тонет   или   нет   бумажный   кораблик,   степень   его надёжности. Они наблюдают, как постепенно бумага намокает в воде, рвётся, становится непрочной. Выводы:

У меня намок и стал мягкий.

Я бы не хотел на таком путешествовать - он же утонет.

Мой упал набок, и его залила вода.

Нужно сообщить Почемучке, что на бумажном кораблике путешествовать нельзя: он непрочный, размокает в воде.

Воспитатель    ставит    проблемный    вопрос:    «Как    об    этом    сообщить Почемучке?»

Дети решают схематично отобразить результаты экспериментирования и отправить письмо Почемучке.

3.4. «Волшебная бумага» /конспект занятия/

Цель:    Способствовать   освоению   детьми   представлений   о   свойствах

копировальной бумаги - точное копирование рисунка. Развивать умение

обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.

Развивать умение организовывать свою деятельность: подбирать материал,

придумывать ход деятельности для получаемого результата. Стимулировать

активность   детей   для   разрешения   проблемной   ситуации.   Воспитывать

чувство взаимопомощи.

Материал:   лист  белой  и  копировальной  бумаги  для  каждого  ребёнка,

карандаши.

Ход занятия:

Воспитатель: У меня есть маленький друг, у которого скоро день рождения.

Он хотел пригласить много друзей, а для этого им надо послать приглашения. Писать он не умеет, а нужно сделать много приглашений и быстро. Как быть?

Дети: Можно нарисовать, мы поможем.

Воспитатель: Сколько мы все вместе можно сделать приглашений? Дети: Столько, сколько нас.

Дети предлагают, чтобы каждый из них сделал несколько приглашений, но на это уйдёт больше времени.

- А что нам помогло бы сделать это быстрее?

Если кто-то  из детей  имеет  представления  о  копировальной  бумаге  и высказывает предположение использовать её для решения проблемы, то воспитатель уточняет представления остальных детей с её свойствами. Воспитатель:    Кто-то с ней встречался раньше? (есть дома; у мамы на работе; видели в группе.)

-А для 'чего же она нужна? (Чтобы получить копию; повторить рисунок; перевести что-нибудь; можно сделать больше копий.)

- Хотелось бы вам воспользоваться копировальной бумагой? Что нам необходимо взять, чтобы сделать копии? (два белых листа бумаги, лист копирки, карандаш.)

Ребята пробуют получить копии. У одних получилось два приглашения на разных листах, а у других - на обеих сторонах одного листа. (Входе предметной деятельности дети сталкиваются с затруднениями, что вызывает у них удивление, недоумение: почему так вышло?)

Воспитатель предлагает им обследовать копирку. Дети выясняют, что одна сторона у них - «жирная», с краской, а другая - матовая.

-Как вы думаете, какой стороной нужно положить копирку на тот лист, на который переводится рисунок? Почему?

После обсуждения и анализа дети вновь готовят приглашения. В конце занятия они обмениваются впечатлениями:

- Я рада, что удалось помочь и сделать приглашения.

- Я был удивлён, что получилась копия. - Мне было очень интересно.

Воспитатель     оставляет     набор     копировальной     бумаги     в     Уголке

экспериментирования для свободного использования.

Варианты занятия

Воспитатель вместе с детьми вспоминает, как делали копии при помощи

карандаша. А можно ли получить такую копию чем-то ещё? (фломастером,

ручкой.)

Выводы:

- Ручкой хорошо, яркая. Она твёрдая, и получится чёткая копия.

                             Приложение 2

Темы выставок

   Сентябрь восхищает нас яркостью красок, одаривает щедрым урожаем, поэтому первая выставка посвящается дарам природы. Дети рассматривают овощи, изучают их строение, классифицируют и, конечно используют по прямому назначению: пробуют на вкус и готовят разные блюда. Через неделю к изучаемым объектам добавляются фрукты и ягоды. Третья неделя зерновые и бобовые: обмолачиваем и мелем зёрна, замешиваем тесто, стряпаем, угощаем. Разнообразие экземпляров овощей, фруктов, ягод позволяет объяснить значение и необходимость селекционной работы. Заканчивать можно  выставку итоговой беседой «Растения, которые нас кормят» и праздником урожая.

 

В октябре хорошо видны изменения в растительном мире, поэтому следующая выставка носит название «Дерево-растение - дерево-материал». Рассматриваем и классифицируем породы деревьев, особенности их строения. Раскрываем взаимосвязи, способы приспособления к факторам внешней среды, уточняем преставления о биоценозе.

В мини – уголках, лабораториях продолжается исследовательская деятельность свойств дерева-материала:

  • горит - даёт тепло;
  • лёгкое - не тонет; мягкое - режется, колется, ломается.

  Дети делают выводы по применению его в быту, народном хозяйстве, архитектуре. Знания сопровождаются чтением книги Н.А.Рыжовой «Не просто сказки» и «Лесной мозаики» В.В.Зотова.

 

 Ноябрь начинает знакомство с богатством подземных кладовых. Первые полезные ископаемые, с которыми знакомят детей, - песок и глина. Большую помощь здесь оказывает книга Е.Каменской «Волшебная глина», на страницах которой прослеживается путь использования человеком глины с древнейших времён до наших дней. Выставка может пополняться керамикой, фарфором, фаянсом. Огромный интерес у ребят вызывает экспериментальная работа по изучению свойств песка и глины. Заканчивается выставка детских изделий из глины.

Декабрь - месяц, предшествующей волшебному сказочному празднику - Новому году, можно посветить знакомству с  уральскими самоцветамами. Во время проведения опытов дети знакомятся со строением и свойствами различных пород, которые используются человеком: соль — для пищевых и медицинских целей; руду - для производства металлов; кристаллы - для изготовления приборов, машин; строительные декоративные камни - для строительства, украшения.

В январе - месяц сказок и волшебства - в выставочном уголке дошкольники знакомятся с творчеством П.П.Бажова (чтение сказок, просмотр мультфильмов, рассказ о жизни и творчестве писателя).

В феврале Россия отмечает День защитника Отечества, поэтому экспозиция посвящается металлам и развитию металлической промышленности. В лаборатории дети знакомятся с различными рудами, их свойствами. На выставке любуются чугунным чудом, великолепием железных подносов, узнают о вкладе оружейников в военные победы нашей страны.

Март - «Наш город». В группе появляются карты, дети находят на них ближайшие горы, реки. В лаборатории знакомятся с углём. В экспозиции выставляются фотографии, открытки, альбомы из семейных архивов. Папы и мамы помогают организовать большое путешествие по городу.

Апрель - месяц звенящих сосулек и журчащих ручейков. Самое время поговорить о стекле и воде. Ребята знакомятся с их свойствами. Изучая свойства воды, дошкольники делают выводы о значении её в природе и жизни человека.

Май - время бурного пробуждения природы, время посадки цветов и овощей. В лаборатории дошкольники создают макет почвы, проводят эксперименты с землёй. На выставке появляются иллюстрации и фотографии первоцветов, перелётных птиц, детёнышей разных зверей. В окрестностях детского сада отыскиваем молодые деревца и кустики, выросшие из опавших семян, наблюдаем за насекомыми.

        Приложение 3

        

        Оформление и содержание уголка экспериментирования

1. Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования, распределяются по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Бумага», «Магниты», «свет», «Стекло», «Резина», которые расположены в доступном для экспериментирования месте и в доступном количестве.

2. В уголке экспериментирования нужно иметь:

•   Приборы-помощники:       увеличительные      стёкла,       весы (безмен),песочные часы, компас, магниты;

•   Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, метал) разного объёма и формы;

•   Природный   материал:   камешки,   глина,   песок,   ракушки, птичьи перья, шишки, мох, семена и т.д.;

•   Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, ткани, дерева, пробки и т.д.;

•   Технические   материалы:   гайки,   скрепки,   болты,   гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;

•   Разные     виды     бумаги:     обычная,     картон,     наждачная копировальная и др.;

•   Красители:   пищевые   и   непищевые   (гуашь,   акварельные краски и др.;

•   Медицинские    материалы:    пипетки,    колбы,    деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и

др.;

•   Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, пилка для ногтей, сито, свечи и др. Дополнительное оборудование:

Детские халаты, клеёнчатые фартуки, полотенце, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

3. карточки-схемы проведения экспериментов оформляют на плотной бумаге и ламинируют; на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента.

4. в индивидуальных дневниках экспериментов ставится дата их проведения, название и помечается самостоятельно или совместно с воспитателем проведён эксперимент.

5. материал, находящийся в уголке экспериментирования, должен соответствовать среднему уровню развития ребёнка

        

Приложение 4

 

Материалы для организации детского экспериментирования

в группах

Младший и средний дошкольный возраст

* Бусины и пуговицы крупного размера.

» Семена бобов, фасоли, гороха, косточки и скорлупа орехов.

« Спилы деревьев.

» Пластиковые бутылочки разного размера.

* Разноцветные прищепки. » Камешки разного размера. » Веревки, шнурки, тесьма, нитки. » Пробки.

* Пух и перья.

* Разноцветные резинки. » Фотопленка. » Полиэтиленовые пакеты. » Вата, ватин, синтепон.

* Деревянные катушки, упаковки от киндер-сюрпризов.

* Глина, песок.

* Вода и пищевые красители. » Бумага разного сорта.

Старший дошкольный возраст

«Прозрачные и непрозрачные сосуды разной формы и разного объема (стаканы, ковшики, миски, бутылки, мерные ложки).

» Сита и воронки разного объема из разного материала.

» Резиновые груши разного объема.

» Половинки мыльниц, формы для изготовления льда, контейнер для яиц, пластиковые упаковки от конфет.

» Резиновые и пластиковые перчатки.

» Пипетки с закругленными концами, пластиковые шприцы без игл.

* Резиновые пластиковые трубочки, соломки для коктейля.

* Пищевые красители, растворимые продукты (соль, сахар).

» Взбивалка, деревянная лопатка, шпатели, палочки от мороженого.

» Бросовый материал (кожа, поролон, пенопласт, коробки).

»Технические материалы (гайки, болты) в контейнерах.

* Прихватки, пинцеты с закругленными концами.

* Увеличительные стекла, микроскоп, спиртовки, пробирки.

» Рулетка, портновский метр, линейка, треугольник.

» Часы механические, песочные.

» Свеча в подсвечнике.

» Календари.

» Бумага для записей, зарисовок, карандаши, фломастеры.

* Клеенчатые фартуки, нарукавники, щетка, совок.

« Тальк, детский крем.

» Тематические материалы.

Практическая работа с детьми при проведении опытов, экспериментов показала, что дошкольники в силу возрастных особенностей еще не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. Увлекаясь своей работой, они забывают об этом, и обязанность следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге.

Приложение 5

Примерный алгоритм подготовки и проведения

занятия-эксперимента

1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса.

Определение типа, вида и тематики занятия-эксперимента.

2. Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи).

3. Игровой тренинг на развитие внимания, восприятия, памяти, логики мышления.

4. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в «мини-лаборатории» и «центре науки»).

5. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы.

6. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и пр.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

Структура занятия-эксперимента (примерная):

1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления (может быть организован до занятия).

3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности.

4. Уточнение плана исследования.

5. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

6. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (лидеров группы), помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.

7. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментов.

Экспериментирование можно включать в разные формы работы с детьми: экскурсии, прогулки, трудовую деятельность, наблюдения, проведение опытов, организованных как самостоятельная или совместная деятельность.

В проведении экспериментально-исследовательской работы выделяются следующие этапы:

— определение   и   постановка проблемы;

— поиск и предложение возможных вариантов решения;

— непосредственное проведение эксперимента;

— обобщение полученных данных, вывод;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе по разделу «Ребенок и окружающий мир. Явления общественной жизни» на тему« Мой любимый детский сад»

Программное содержание:Продолжать знакомитьДетей с детским садом и его сотрудниками,Совершенствовать умение свободноОриентироваться в помещении детского сада;Развивать слуховое внимание - умение...

Перспективный план работы по разделу "Ребенок и окружающий мир" (2-я младшая группа)

Перспективное планирование разработанно и составленно с учетом специфики работы нашего коррекционного детского сада, строится с  учетом планирования лексических тем учителей логопедов. Тематика з...

конспект занятия по разделу "Ребенок и окружающий мир" с использованием дидактических игр.

На занятии дети уточняют предметы посуды, её свойства и качесства, классифицируют по назначению. Занятие начинается с игрового приема: приходит в  группу письмо и  посылка, а затем появляетс...

Конспект занятия ребенок и окружающий мир"Вежливые слова в школе игрушек"

-формировать у детей доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим; - развивать способность оценивать свое отношение к  поступкам других; - формировать положительное отношение к скромно...

Презентация Использование информационно – коммуникационных технологий в коррекционно–развивающей работе с детьми как способ оптимизации процесса коррекции устной речи и ознакомления ребенка с окружающим миром.

Компьютер может помочь интеллектуальному росту ребенка. Ученые уже доказали это. На экране дисплея оживают любые фантазии ребенка, герои книг и сказок и даже предметы окружающего мира, цифры и буквы. ...

Ребенок и окружающий мир

Дошкольники воспринимают окружающий их мир не так, как взрослые в силу малого жизненного опыта, особенностей развития психических процессов, высокой эмоциональности. Разнообразие представлений о явлен...

Ребенок и окружающий мир

Ребёнок и окружающий мир: дидактические игры и упражнения, опыты...