Конспект открытого комплексного занятия "В гостях у бабушки Забавушки" (старший дошкольный возраст).
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме
Данный материал является объединением работы по нескольким направлениям образовательной деятельности дошкольников: экспериментальной деятельности, ознакомлении с народной культурой, художественным трудом. Разрабатывался для курсов повышения квалификации для малоопытных воспитателей ОМЦ ЮАО г.Москвы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
babushka_zabavushka.docx | 20.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Степановская Ольга Васильевна, воспитатель, ГБОУ детский сад № 752, г. Москва.
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ «В ГОСТЯХ У БАБУШКИ ЗАБАВУШКИ» СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.
ЦЕЛЬ: продолжать знакомить детей с культурой быта русского народа.
ЗАДАЧИ: познакомить детей с процессом производства тканей, их назначением и свойствами; закреплять знания детей о назначении некоторых сельскохозяйственных культур и домашних животных; познакомить детей с народной куклой из текстильных материалов; развивать любознательность, творчество, мелкую моторику; воспитывать интерес к культурному наследию своего народа.
МАТЕРИАЛЫ:
1.Костюм Бабушки Забавушки.
2. Видеоряд «Сказки».
3.Видеоряд «Древние люди».
4.Корзина с мотками, катушками и веретеном.
5.Видеоряд «Прядение»
6. Д/и «Что из чего».
7.Видеоряд «Ткачество».
8. Коллекции ткани на всех детей.
9.Видеоряд «Использование ткани».
10. Наборы «Кукла-пеленашка» на всех детей.
11.Угощение для детей.
СОДЕРЖАНИЕ:
Б.З.:- Здравствуйте, ребятушки! Зачем ко мне пожаловали? Сказку послушать или пирожков покушать? А может и в игры поиграть?
В: - Здравствуй, бабушка Забавушка! Пришли мы к тебе в гости и сказочку послушать, и пирожков покушать! И в игры с тобой мы с удовольствием поиграем!
Б.З.: - Ну, тогда присаживайтесь, мои хорошие! Какой же сказкой вас побаловать, о чем же поведать?
Сдобный, пышный, круглолиций,
У него румяный бок.
Убегает по дорожке
И зовется…
Дети: - Колобок!
Б.З.: Унесла его лиса
Аж за темные леса.
Слышен тонкий голосок
Кто же это?
Д: - Петушок
Б.З.: Хитрая плутовка,
Рыжая воровка.
В лесу первая краса
Догадались кто?
Дети: - Лиса!
Б.З.: Он герой нам всем известный
И с волшебным словом вместе
Может целую неделю
На печи лежать..
Дети: - Емеля.
Б.З.: Скрипит зубами, водит носом
И русский дух не переносит.
Старуха с костяной ногой
Зовется…
Дети: - Бабою Ягой.
Б.З.: Он гремит костями страшно.
Злобный, жадный и ужасный.
Ходит в черном он плаще
И зовется царь…
Дети:- Кащей.
Б.З.: Кащеем заколдована,
Иваном очарована,
Зеленая подружка –
Царевна - …
Дети: Лягушка.
Воспитатель: - Все сказки мы твои знаем наизусть, бабушка. Нет ли у тебя новой сказки?
Б.З.: - Ну как не быть!
Физминутка: Дети встают вокруг Б.З.
Вот я старину скажу стародавнюю
Стародавнюю да небывалую.
По поднебесью медведь летит: руки в стороны
Медведь летит, головой вертит, поворот рук и головы в разные стороны
Уж он хвостиком коротким поправливает. поворот бедер влево-вправо
Свинья на ели гнездо свила, округлые движения руками перед собой
Гнездо свила, деток вывела,
Малых деточек, поросяточек. движения укачивания ребенка
Поросяточки по сучкам висят, показать как висят
По сучкам висят полететь хотят. Руки в стороны, показываем полет.
То не сказка, то небывальщина,
А бывальщина следом пойдет.
Дети садятся на ковер вокруг Бабушки Забавушки.
Б.З.: - Расскажу я вам сказку не простую…
Это случилось в давние-предавние времена, в далекие-предалекие годы. Тогда для людей многое было тайной. Даже то, что теперь известно и детям, которые еще не науч ились читать.
Но все же и в те давние-предавние времена, далекие-предалекие годы древние-предревние люди уже кое-что знали и кое-что могли делать своими руками. Например, каменные топоры, копья с каменными наконечниками. Они уже научились приручать диких животных, сушить и вялить плоды, ловить рыбу. Они подчинили себе огонь, который обогревал жилище и варил пищу. Они научились обжигать горшки и одеваться в шкуры животных.
В одном племени, где люди отличались пытливостью, стремлением к поиску, смелостью, умом, подрастала девушка, удивлявшая своей пытливостью и настойчивостью всех, от мала до велика. Она была недовольна одеждой из грубых шкур животных и , после долгих поисков, прославила свое племя открытием. Даже двумя.
Первое из них состояло в том, что из шерсти некоторых животных девушка научилась скручивать нити. Тонкие крепкие нити. На это в племени вначале никто не обратил внимания. Потому, что нити скручивали и раньше из волокон растений и жил зверей. Правда это были не нити, а скорее жгуты, получившие впоследствии название веревок и канатов.
Бабушка Забавушка достает корзинку с разными моточками и катушками.
- Посмотрите, ребятки, что это у меня в карзинке?
Дети называют то, что видят.
-А из чего еще мы может получить нитки?
Д: - Из растений: хлопка и льна.
Бабушка Забавушка рассказывает детям как делались нитки вручную, раздает детям чесаную пряжу и предлагает попробовать самим сделать ниточку. Из корзинки появляется веретено. На экране изображение прядильщицы за работой. Следующее изображение: современное прядильное оборудование.
Д\и «Что из чего» : сложить последовательность «животные – шерсть – шерстяные нитки»,
«хлопок – вата – хлопчатобумажные нитки», «лен – льняное сырье – льняные нитки».
ПОДВИЖНАЯ ИГРА «Ниточка».
Бабушка продолжает сказку:
- Тонкие нити обратили на себя внимание тотчас же, как искусные пальцы девушек научились их переплетать между собой так, что получалась ткань.
И когда на свете появился первый кусок ткани, то старейшие из старейшин племени увидели в этом куске будущую одежду. И ловкие из самых ловких рук, настойчивые из самых настойчивых умов, пытливые из самых пытливых людей племени стали искать помощников умелым пальцам девушки, чтобы скорее и лучше превращать тонкие нитки в плотную ткань.
На экране изображение древнего ткацкого станка. Бабушка объясняет принцип действия. Показ современных ткацких станков.
ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ТКАЧИ».
Продолжение сказки:
- И вот многое было сделано, и появилось ткани столько, что из нее уже было можно сшить первое платье. И конечно, это первое в мире платье должна была надеть девушка, открывшая людям величайшее искусство превращения ниток в ткань. И она, как решило племя, наденет новый, невиданный до этого наряд в день своей свадьбы.
- Давайте с вами вспомним, из каких ниток мы можем делать ткань? Как мы такую ткань назовем?
Бабушка Забавушка предлагает детям посмотреть лоскутки, которые она для них приготовила. Проводим анализ ткани : легкая – тяжелая, мягкая – грубая. Дети пробуют определить, из каких ниток она сделана.
Б.З.:- Как сегодня мы используем ткани?
Дети: Шьем одежду, украшаем свой дом.
Б.З.: - А я знаю еще один способ применения ткани. Вы играть любите? Кто из вас помнит, какими игрушками играли дети в далекие времена?
Дети: - Деревянные и глиняные игрушки.
Б.З.: - Сегодня я познакомлю вас еще с одним видом игрушек, в которые играли наши предки. Это тряпичные куклы.
Рассказ о традиционных тряпичных куклах с показом видеоряда «Народная кукла».
Б.З. подводит детей к столикам и предлагает посмотреть, что она сегодня для них приготовила. В корзиночках лежит материал для изготовления «куклы – пеленашки».
Материал: 3 квадрата 15х15, 1 квадрат 8х8, толстые нитки и тесьма.
Б.З. объясняет технологию изготовления куклы:
1. Квадрат 15х15 складывает пополам и сворачиваем валик.
2. Перевязываем нитками, выделяя голову.
3. Надеваем яркий платок из квадрата 8х8.
4. Кукла заворачивается в пеленку и одеяльце, перевязывается ленточкой.
Дети под руководством Бабушки Забавушки и воспитателя делают пеленашку.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:
Б.З.: - Ну, милые мои, хорошие! Понравилась моя сказка? О чем она нам рассказала?
Дети: - О том как появились нитки, как их делают, как они называются.
Б.З.: - Что еще вы узнали нового , интересного?
Дети: - Познакомились с тряпичными куклами, научились делать куклу пеленашку.
Воспитатель: - Спасибо тебе, Бабушка Забавушка, за сказку и за ласку. Хорошо нам у тебя в гостях, да домой пора.
Б.З.: - Приходите , милые, мои сказки слушать . А вот вам и угощение на дорожку.
Дети: - До свидания!
ЛИТЕРАТУРА:
Комплексная программа «Истоки».
Князев О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», СПб., «Детство-Пресс», 1998.
«Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду», ред. Л.А. Кондрыкинский, «Творческий центр», М., 2010.
«Познание мира животных: занятия с детьми 3-7 лет» ,М.Н.Сигимова. -Волгоград, Учитель, 2009.
Л.В.Кокуева . «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа:методическое пособие.»- М.,2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого комплексного занятия для детей среднего дошкольного возраста «Путешествие в город мастеров»
Цель занятия: Знакомство с предметами русского народного быта....
Конспект открытого комплексного занятия "В гостях у сказки"
Цель: познакомить с величайшим богатством русской народной культуры - сказками....
Конспект открытого комплексного занятия «В гостях у хозяйки медной горы» для детей подготовительной группы с ЗПР
Конспект открытого комплексного занятия «В гостях у хозяйки медной горы» для детей подготовительной группы с ЗПР ...
Конспект интегрированного занятия с элементами ТРИЗ-РТВ «В гости к бабушке Арине» (младший дошкольный возраст)
Занятия интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности. Дети продолжают зна...
Конспект открытого музыкального занятия "Потерянное время года" для старшего дошкольного возраста
Разработка конспекта открытого музыкального занятия "Потерянное время года" для старшего дошкольного возраста....
Конспект открытого сюжетного занятия по обучению плаванию детей старшего дошкольного возраста , с элементами прикладного плавания
Конспект открытого сюжетного занятия по обучению плаванию детей старшего дошкольного возраста "В поисках сокровищ", с использованием элементов прикладного плавания...
Конспект открытого подгруппового занятия учителя - логопеда с детьми старшего дошкольного возраста. Тема "Автоматизация звука Ш в словах и предложениях"
Цель: Формирование звуковой стороны речи.Коррекционно-образовательная задачи:- Обучать выполнению артикуляционных упражнений в полном объеме; - Автоматизировать звук [Ш] в словах;- Формировать фо...