Конспект НОД "Важные дела"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Труфанова Тамара

Конспект НОД "Важные дела" (средняя группа), с использованием элементов ТРИЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_potriz_sr.gr_.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Старооскольского городского округа Белгородской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №52 «Ласточка»

Конспект

непосредственно образовательной     деятельности

средняя группа «Важные дела»

Старый Оскол, 2011г

Цель: формировать представления у детей о труде, как основе жизни человека.

Задачи:

образовательные: совершенствовать знания о необходимости и важности разных профессий;

обучающие: развивать умение рассказывать о благородном и труде помощника воспитателя;

учить детей использовать в речи грамматически правильные распространенные предложения;

развивать у детей воображение, ассоциативное мышление при использовании схематических моделей;

воспитательные: воспитывать в детях чувство уважения к нелегкому труду помощника воспитателя,

желание облегчить ее труд.

Активизация словаря: трудолюбие, лентяй, лодырничать, славить Родину трудом, не покладая рук, хлопоты, не тужить, разбивать огород, за станком, план, схема.

Материал: кукла Лёша на кровати, иллюстрация к рассказу Е.Пермяка «Для чего руки нужны», иллюстрации о профессиях (учитель, повар, плотник, музыкант, портной, врач, продавец, художник, пожарник, милиционер), картинки (предметы по профессиям), схемы деятельности помощника воспитателя, стенд с изображением объектов деятельности помощника воспитателя, фонограмма песни «Будем мы белье стирать», элементы костюмов и предметы для драматизации (утюг, посуда, фартук, лекарства, ведро, грабли, корм цыплятам, корзина, грибы), жетончики-пословицы, заготовки открытки-приглашения.

Предварительная работа: беседы о необходимости труда в жизни человека, о трудолюбии; беседа о профессиях; дидактическая игра «Профессии»; чтение рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»;

наблюдение за работой помощника воспитателя; ТРИЗ (работа со схемами); работа со стендом «Труд с нами рядом» (объекты деятельности помощника воспитателя); разучивание песни «Будем мы белье стирать»; заучивание стихотворения С.Михалкова «Важные дела»; знакомство с пословицам

3. Чтение отрывка из стихотворения В.Лебедева-Кумача «Мы Родину славим трудом».

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пожаловал (на кукольной кровати находится кукла). Это Лёша .Он пришел в группу, улегся набок и сказал, что он ничего не хочет и не любит делать. Лёша только обещает стать трудолюбивым, а на самом деле у него это никак не получается.

Воспитатель читает стихотворение «Кающийся лентяй»:

Каждый год он на лень свою злится:

Через год перестану лениться!

Каждый месяц себе он клянется:

Через месяц работа начнется!

Каждый день он себе заклинает:

Завтра новую жизнь начинаю!

Каждый час говорит он, вздыхая:

Все, последний часок отдыхаю!

Исправляется с каждой минутой,

Но работа стоит почему-то.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что каждому человеку необходимо трудиться, ведь именно труд приносит пользу и делает человека красивым. Как вы думаете, без чего человек не может жить?

Дети: Человек не может жить без воздуха, без воды, без хлеба.

Воспитатель: А еще человек не может жить без труда. Давайте поможем это понять нашему Лёше.

В лесах на горах, у морей и у рек –

Повсюду мы братьев найдем.

Везде, где русский живет человек,

Он Родину славит трудом…

II. Основная часть

Воспитатель (обращая внимание на иллюстрацию, расположенную на мольберте): Ребята, из какого

рассказа эта иллюстрация?

Дети: Эта иллюстрация из рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны».

Воспитатель: По мнению героя рассказа Пети, для чего людям руки нужны?

Дети: Петя отвечал деду что руки нужны для того, чтобы в мячик играть, ложку держать, кошку гладить, камешки в речку бросать.

Воспитатель: А вы, ребята, как думаете: для чего нужны руки человеку?

Дети: Руками можно строить дом, рисовать картины, готовить вкусные блюда, управлять машиной, шить одежду, чинить кран, ремонтировать мебель, лечить людям зубы и т.д.

Воспитатель: Да, руки нужны человеку для того, чтобы трудиться. Руки должны быть трудовыми, рабочими, «которыми вся жизнь, весь большой свет держится».

Воспитатель (обращая внимание детей на подборку иллюстраций с изображением разных профессий):

Ребята, давайте посмотрим на эти иллюстрации и расскажем Кеше, какую пользу приносят люди разных профессий.

Дети поочередно называют профессии и говорят о назначении данного труда:

Учитель

Повар

Плотник

Музыкант

Портной

Врач

Продавец

Художник

Пожарник

Милиционер

Воспитатель: Ребята, для каждой профессии нужны специальные предметы. Давайте проверим, все ли здесь правильно?

Дети перечисляют необходимые предметы для каждой профессии, находят ошибки.

Воспитатель: Знаете ли вы, кем работают ваши родители?

Дети называют профессии своих родителей.

Воспитатель: Ребята, каждая работа важна. Вы ходите в детский сад, где вас окружают заботой разные люди. Кто трудится в детском саду?

Дети перечисляют профессии детского сада.

Воспитатель: Рядом с вами всегда находится Елена Николаевна, помощник воспитателя. С утра и до вечера, не покладая рук, она старается для вас.

Давайте об этом поговорим У помощника воспитателя есть план для работы. Заглянем туда и расскажем, чем занята весь день Елена

Николаевна.

(Детям предлагается рассмотреть карточки-схемы, обозначающие различную деятельность помощника воспитателя, выбрать и отгадать значение каждой):

Дети берут поочередно карточки, перечисляя процессы труда:

  • поливает комнатные растения;
  • протирает пыль на шкафах;
  • помогает детям одеваться;
  • моет чашки;
  • заправляет кровати;
  • моет полы;
  • пылесосит ковры;
  • поливает растения на участке;
  • моет посуду;
  • Это две чашки. Одна чашка большая, а другая маленькая. Большая чашка сиреневого цвета в белый горошек, а маленькая чашка – желтая с красным орнаментом. Маленькая чашка с блюдцем, а большая – без блюдца.
  • Это две кровати. Одна кровать большая, а другая – маленькая. На большой кровати полосатое покрывало, а на маленькой – клетчатое. На большой кровати высокая цветастая подушка, а на маленькой – низкая однотонная.

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо знаете свою группу. А помогаете ли вы Елене

Николаевне?

Дети перечисляют виды своей помощи по группе.

Физкультминутка

Воспитатель: Конечно, вы любите трудиться. Предлагаю вам показать Лёше, как вы стираете кукольное белье,а музыка нам поможет.

Дети поют песню «Будем мы белье стирать», изображая ее содержание:

1. Будем мы белье стирать,

Крепко пальчики сжимать.

Чистым станет все белье:

И мое, и твое.

Припев: Влево – вправо, влево – вправо,

Вверх и вниз, вверх и вниз.

Влево – вправо, влево – вправо.

Чистота – вот наш девиз!

2. А теперь пора отжать,

Крепче пальчики сжимать.

Чистым станет все белье:

И мое, и твое.

3. Чтоб повесить – все встряхну,

И прищепкой защипну.

Дует ветер на белье,

На мое, и твое.

Воспитатель: Вот какие помощники в группе! Ребята, но ведь вы помогаете не только взрослым в детском садике, но и дома родителям. Давайте расскажем об этом Кеше, а он послушает и поучится трудолюбию.

Дети выбирают элементы костюмов для драматизации по мотивам стихотворения

С.Михалкова «Важные дела»:

- Я без работы не сижу –

Сама в руках утюг держу.

- Я тоже дома, чем могу,

На кухне маме помогу!

- Сегодня бабушка больна,

Я дать лекарство ей должна.

- Мы разбиваем огород.

У нас немало с ним хлопот.

- Цыплята наши есть хотят,

Мы накормить должны цыплят.

- Я собираю семена,

Корзинка, кажется, полна.

- В лесу мы бродим целый день,

И нагибаться нам не лень.

- Немало дела детворе!

В труде живем, не тужим мы.

Дела есть дома, во дворе,

А, главное – вот здесь, в «Жемчужинке».

III. Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, посмотрите, Лёша встал с постели, заинтересовался тем, о чем мы с вами говорили. Он, наверное, больше не будет лодырничать, а станет трудиться, ведь труд приносит пользу всем окружающим. Давайте поделимся с Лёшей народной мудростью, ведь мы знаем много пословиц о труде. Они спрятаны в эти маленькие жетончики (воспитатель показывает детям условные цветовые модели, обозначающие пословицы). Давайте наполним сумочку Лёши этими пословицами – подсказками, чтобы он не забывал о необходимости труда в жизни человека.

Дети поочередно преподносят Лёше условные жетончики и произносят пословицы:

  • Хорошо трудиться – каждому пригодится.
  • Терпенье и труд все перетрут.
  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • Землю красит солнце, а человека – труд.
  •  Не спеши языком, торопись делом.
  • Только то и крепко, что трудом добыто.
  • Что с трудом дается, то люди и берегут.
  • Работа сердце веселит.
  • Труд горы сравнивает.
  • В труде счастье.
  • Счастье без труда не дается.
  • Дело мастера боится.
  • Труд кормит, а лень портит
  • Труд кормит и одевает.
  • Кто любит трудиться – тому без дела не сидится.
  • Труд красит человека, а лень портит.
  • Любишь кататься – люби и саночки возить.

Воспитатель: Хорошие пословицы! Они пригодятся Лёше в жизни, как и полезное стихотворение-напутствие.

Ребенок читает стихотворение В.Брюсова «Работа»:

Великая радость – работа

В полях, за станком, за столом!

Работай до жаркого пота,

Работай без лишнего счета, -

Все счастье земли – за трудом.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами рассказали Лёше о важном труде помощника воспитателя, о вашей помощи ей. Наверное, мы исправили Лёшу, и теперь он станет трудолюбивым. Наверное, он захочет придти к нам в гости еще. Давайте сделаем Лёше приглашение в виде открытки, где дорисуем и раскрасим фигуру нашей хозяюшки Елены Николаевны, а еще вы нарисуете те предметы, которые она облагораживает, за которыми она ухаживает.

Воспитатель раздает детям заготовки открытки-приглашения с контурным изображением фигуры помощника воспитателя.

Приложение к конспекту.

Рассказ Е.Пермяка «Для чего руки нужны»

Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всем разговаривали.

Спросил как-то дедушка внука:

- А для чего, Петенька, людям руки нужны?

- Чтобы в мячик играть,- ответил Петя.

- А еще для чего?- спросил дед.

- Чтобы ложку держать.

- А еще?

- Чтобы кошку гладить.

- А еще?

- Чтобы камешки в речку бросать…

Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только он маленький был и по своим рукам обо всех других судил, а не по трудовым, рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь большой свет держится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Делать добро спеши"

Формирование представлений детей о значении добра для гармонии и счастья....

Конспект занимательного дела «В гостях у матушки Сибири» (старший дошкольный возраст)

Конспект занимательного  дела   «В гостях у матушки Сибири»   (старший дошкольный возраст)Цель: Создание условий для развития познавательных и творческих способностей де...

Конспект занимательного дела «Уроки Мойдодыра» (средний дошкольный возраст)

Цель: Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, мышления, воображения, связной речи, мелкой моторики  пальцев рук, воспитание бережного отноше...

Конспект занимательного дела «В поисках необычного рецепта» (старший дошкольный возраст)

Цель: Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, мышления, воображения, связной речи, мелкой моторики  пальцев рук, воспитание бережного отношения к труду...

Конспект занимательного дела "Русские посиделки"

Интегрированное занятие по художественному труду...

Конспект занимательного дела "Вот моя деревня..."

Конспект художественно-творческого дела с использованием природного материала "Вот моя деревня..."...

Конспект занимательного дела "Аты-баты, шли солдаты!"

Конспект художественно-творческого дела с использованием природного материала...