Образовательные путешествия, как форма работы с детьми по ознакомлению с городом
статья по окружающему миру по теме

Романова Елена Анатольевна

Отправиться в путешествие дети согласны всегда. Путешествие - это что-то новое, интересное, неожиданное, может быть, даже трудное, главное - оно желанно. И не важно куда, на сколько и зачем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Образовательное путешествие – это, прежде всего, путь к новому, неизведанному, тому, что лежит за порогом детского сада и дома. Оно предполагает активную работу детей по осмыслению различных понятий и явлений культуры, а не просто передвижению в пространстве. Объекты внешнего мира выступают как знаки (тексты) культуры, исследования которых не ограничивается констатацией года постройки, имени архитектора, перечислением деталей.

        Задачи путешествия – установить взаимосвязь между объектами материального мира и воплощёнными в них идеями. Его главный результат – личностное освоение тех культурных ценностей, которое мы проповедуем, но которое сложно передать на словах в процессе традиционного обучения.

        Основу образовательного путешествия составляет активное, творческое, и во многом самостоятельная деятельность детей, связанная с изучением и исследованием разнообразных объектов реальной городской среды. В процессе этой работы ребёнку представляется возможность использовать те средства и способы, которые ему по силам; на основе собственных исследовательских действий и наблюдений делать предположения, выдвигать гипотезы, открывать заново и впервые уже хорошо знакомые нам взрослые истины.

        Образовательное путешествие проектируется каждый раз заново с учётом выдвигаемых целей и задач, подготовленности детей, особенностей исследуемого района. Оно начинается с определения темы, которая должна быть понятна и близка ребёнку.

        Идея путешествия заключается в выявлении того культурного текста, который предлагается освоить ребёнку в результате путешествия: с какими понятиями и явлениями культуры он познакомиться, какие новые представления о человеке в истории и культуре приобретёт, какие взаимосвязи между объектами культурной среды может выявить, что нового узнает о людях, населяющих этот город. Кроме того, стоит задуматься и о том, какие навыки существования в культурном пространстве получит ребёнок, чему конкретно он научиться в этом путешествии – работать с планом, рассматривать памятники, исследовать здания, наблюдать за городскими событиями и т.п. Идея путешествия должна формулироваться так, чтобы отвечать на интересующие ребёнка вопросы и разъяснять смысл происходящих вокруг него событий: где заканчивается улица? откуда она начинается и т.д.

        В качестве объектов ОП могут выступать разнообразные элементы города – памятники и здания, улицы и площади, вывески и витрины, транспортные средства и мосты, магазины и школы, скверы и парки.

        В совокупности идея путешествия позволяют выбрать объекты для предстоящего путешествия и соединить их в образовательный маршрут. При выборе предметов исследования в городской среде рекомендуется учитывать, что объекты, составляющие маршрут, должны:

        -) быть доступны для осмотра детьми, т.е. находиться на расстоянии, позволяющим их исследовать и рассматривать;

        -) давать возможность ребёнку развивать различные каналы восприятия мира: визуальные, тактильные, слуховые, вербальные;

        -) обладать информационным потенциалом, т.е. способностью невербальными средствами рассказывать о себе при внимательном осмотре, находиться друг от друга на небольшом расстоянии;

        -) обладать привлекательностью, быть безопасным для ребёнка.

        Важно отметить, что путешествие, как правило, не предполагает изучение каждого объекта по всем возможным направлениям, мы можем остановить внимание детей только на тех аспектах, которые важны для нас в контексте выбранной идеи путешествия. Важно понимать, что исследовательская работа детей разворачивается в ситуации непредсказуемости. В ходе путешествия ребёнок менее всего слушает педагога, обычно он что-то делает сам – рассматривает, изучает, наблюдает, размышляет, обсуждает. Взрослые не могут точно предугадать ответы детей, выставить подробный алгоритм вопросов и ответов. Вместе с детьми педагог всматривается в изучаемый объект, выдвигает идеи, обсуждает различные мнения. Педагогу необходимо поддерживать желания детей говорить о том, что они видят и переживают. Подробная информация об объекте исследования предоставляется педагогом только в том случае, если об этом просят дети.

        Таким образом, образовательное путешествие - это особый метод, позволяющий организовать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся непосредственно в городском пространстве. Его цель заключается не столько в приобретении фактологических знаний о конкретном городе (в данном случае о Санкт-Петербурге), сколько в освоении определенных закономерностей культуры, в постижении того историко-культурного, социального опыта цивилизации, хранителем которого является мегаполис.

В логике образовательного путешествия город рассматривается как наиболее целостное и доступное для исследовательской деятельности детей пространство культуры. Их изучение связывается единым маршрутом, который диктует «идея» путешествия - то или иное понятие или явление культуры.

Образовательное путешествие кардинально отличается от традиционной экскурсии:

-) оно предполагает непосредственное взаимодействие дошкольников с объектами природного и культурного наследия (в данном случае, педагог ничего сам об изучаемом объекте не рассказывает и не дает никакой информации, другими словами, «не встает» между ребенком и объектом);

-)в качестве источников информации об окружающем мире выступают имеющийся у ребенка личный опыт и объекты природного и культурного наследия микрорайона;

-)в ходе путешествия детям предстоит «добыть» необходимую информацию различными способами; в этом случае образовательный процесс идет не от изложения готовых истин к их иллюстрации («раскрываем идею - ищем ее подтверждение в объекте культурного наследия»), а, наоборот, - от личных ощущений и наблюдений детей к обобщению и формированию новых представлений («через материальные объекты и вещи - к идеям»);

-)путешествие предполагает соединение разных видов деятельности в процессе исследования: визуальное наблюдение, тактильное и моторное восприятие, поиск и анализ информации, постановку опытов и экспериментов;

-)оно позволяет каждому ребенку выдвигать собственные версии, и корректировать их на основе группового обсуждения.

Ресурсное обеспечение модели.

Реализация данной модели развития исследовательских способностей старших дошкольников не требует специального ресурсного обеспечения (финансового, кадрового, материально-технического):

-) она осуществляется силами воспитателей ДОУ, работающими в старшей или подготовительной группах, хорошо знающими познавательные и креативные особенности своих подопечных;

-) не влияет на режим дня дошкольников и не увеличивает их «учебную» нагрузку, так как исследовательская деятельность организуется в рамках ежедневных прогулок дошкольников на свежем воздухе;

-) не требует привлечения специальной наглядности и обучающей техники, так как источниками информации становятся самые разнообразные объекты окружающего ребенка мира.

Образовательное путешествие: «Транспорт нашего района».

        

Программное содержание:

-) помочь детям приобрести опыт ориентирования близ лежащих к детскому саду улиц (Б. Разночинная, Чкаловский пр.);

        -) научить детей самостоятельно добывать информацию в городской среде, дорожные знаки, остановки транспорта, карты метрополитена, указатели в метро.

        Предварительная работа:

        -) беседа о видах транспорта;

        -) беседа о дорожных знаках, указателях, обозначениях и других ориентирах, встречающихся на улицах города.

        -) работа с картой района, с помощью которой разрабатывается маршрут путешествия от детского сада до ближайшей станции метро;

        -) знакомство с картой метрополитена, жетонами, магнитными картами, условными обозначениями, которые встречаются в метро.

        Маршрут путешествия:

        -) при выходе из д/сада предлагаем детям проблемную ситуацию: как найти станцию метро «Чкаловская», обсуждаем возможные варианты решения: спросить у прохожих, найти по плану или карте;

        -) по пути следования к метро детям даётся задание, какие виды транспорта они видят;

        -) по ходу движения к метро детям даётся задание – обратить внимание на знакомые дорожные знаки, указатели, и рассказать, что они означают (пешеходный переход, автобусная остановка, осторожно дети), при этом необходимо уточнить, как дети догадались о содержании знака, какую дополнительную информацию несёт указатель (номер автобуса);

        -) на перекрёстке с детьми обсуждается, что такое перекрёсток, как на нём регулируется движение, для чего необходим светофор и пешеходный переход, как пользуются переходом люди.

        На площади перед метро детям предлагается найти станцию, используя знаки визуальной коммуникации (букву «М»), надписи, обилие входящих и выходящих людей. Детям предлагается разобраться, где вход и выход станции.

        В вестибюле станции метро «Чкаловская» дети обсуждают, как попасть в метро, высказывают версии о том, для чего необходим турникет. Наблюдаем, как работает турникет, куда надо опускать жетон, как узнать, можно ли проходить через турникет или нет, где проходят дети. Смотрим, где можно купить жетоны.

        Спрашиваем у детей, кто уже ездил на метро и куда.

        После завершения путешествия обсуждаем с детьми, что им запомнилось и, по желанию, просим зарисовать свои впечатления, или сделать поделки, и рассказать о путешествии родителям.



Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НЕВСКИМ БЕРЕГАМ.

ЦЕЛЬ: познакомить с рекой, малой Невкой, протекающей недалеко от детского сада.

ЗАДАЧИ:

  1. Уточнить и систематизировать имеющиеся знания.
  2. Дать представление о роле реки в жизни людей.
  3. Активизировать и обогатить словарь за счет слов: набережная, судоходная, встала, замерзла, вскрылась, гранит и пр.

4.побуждение детей к поиску информации в городской среде

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: беседа. Выясняем, как называется самая большая река в нашем городе, сколько у неё рукавов.

Есть в нашем городе река.

Её зовут Нева.

И широка, и глубока

речная синева.

Нева волной о берег бьёт,

Нева к заливу лёд несёт.

Что знаем мы об этой реке? Какие еще есть реки в нашем городе? Рассуждаем, почему люди строят всегда дома вблизи рек или озёр?

Когда-то вдоль берега Невы стоял густой лес и маленькие деревеньки. А как выглядят берега Невы сегодня?

Отправляемся в путешествие к малой Невке, чтобы увидеть, как выглядят берега реки в настоящее время.

ХОД путешествия.

Проблемная ситуация: как дойти до Невы?

Обсуждаем варианты: спросить у прохожих, найти по плану, выбрать проводника (кто такой проводник).

По пути дети рассматривают улицу, по которой идут, как узнать название улицы (обсуждаем).

        По ходу движения к Неве детям даётся задание: обратить внимание на знакомые дорожные знаки, указатели, рассказать, что они означают.

        Останавливаемся на перекрёстке и выясняем, как перейти дорогу.

        

Остановка 1. Набережная Лазарева.

Обратите внимание, как красиво сегодня на улице. Ярко светит солнце, на деревьях появляются первые листочки. А как выглядит малая Невка? Выходим на берег и осматриваемся.

Что можно сказать сегодня о реке?

А всегда ли она такая бывает?

Как Вы думаете, как выглядит малая Невка в пасмурную (солнечную) погоду?

А кто видел реку в ветреную погоду?

Что происходит на реке весной?

Кто из вас катался по реке летом? На чём?

Если по реке ходят суда, как можно назвать такую реку?

А по любой ли реке могут ходить суда? Почему?

Остановка 2. У Невского спуска.

Во время спуска к Неве обсуждаем: как выглядят берега малой Невки; чем они отличаются от берегов лесных речушек, деревенских речек?

Из чего сделаны берега малой Невки?

Зачем нужны такие крепкие, гранитные оковы?

Для чего необходимы спуски к воде?

Посмотрите, что стоит вдоль малой Невки?

Посмотрите на другой берег малой Невки. Что можно сказать о ширине этой реки? Как же люди перебирались с одного берега на другой?

        Как можно определить, в какую сторону течёт река (делаем кораблик из бумаги и пускаем на воду).

Остановка 3. Крестовский мост.

Как можно узнать название моста? Рассмотрите мост. Как вы думаете, он старый или новый? Что можно сказать о ширине моста, сколько рядов машин на нём помещается?

Обратите внимание на решётку. Какая она?

Завершая путешествие, педагог предлагает поиграть в игру «Фотограф». Дети с помощью рук (фотоаппарата) снимают на память то, что им больше всего понравилось в путешествии. Вернувшись с прогулки детям предстоит «проявить» плёнку и «напечатать» фотографию - нарисовать свои впечатления от увиденного.


Образовательное путешествие  «В магазин за хлебом»

        Цели и задачи:

        - расширить знания детей по теме «Хлеб»;

        - познакомить с разнообразием хлебобулочных изделий в магазине;

        - познакомить с разнообразием кондитерских изделий;

        - закрепить полученные ранее знания;

        - развивать обоняние и вкусовые ощущения;

        - воспитывать бережное отношение к хлебу;

        - познакомить с работой продавца.

        Ход путешествия:

        - задаём детям вопрос: «Где можно взять хлеб?»;

        - как называется магазин, где можно купить хлеб;

        - кто знает, где у нас есть булочная;

        - кто нам может помочь найти магазин;

        - как можно узнать, что это булочная – кондитерская (смотрим витрину, вывески);

        - заходим в магазин, что вы видите;

        - из чего выпекают хлеб;

        - из чего получают муку;

        - кто печёт хлеб;

        - какой формы батон, хлеб, печенье, торт и т.д.;

        - как вы думаете, как можно узнать, сколько стоит хлеб;

        - кто может нам продать хлеб;

        - на что мы можем купить хлеб;

        Покупаем разные сорта хлеба и булки, и несколько видов кондитерских изделий. Всё это пробуем в д/саду

Образовательное путешествие «Что растёт на участке д/сада?».

Цель: создать условия для развития у дошкольников произвольного внимания – основы визуальной исследовательской деятельности, для осознания роли наблюдения как источника информации о мире вокруг.

Объекты исследовательской деятельности: деревья и кустарники, произрастающие на территории ДОУ.

Расширить представления дошкольников об особенностях городской природы.

Ход образовательного путешествия:

1. Демонстрируем детям необычную коллекцию – собрание листьев деревьев и кустарников. Предлагаем каждому ребенку вытянуть из мешочка листочек дерева, которое произрастает рядом с детским садом. Обращаем внимание детей на то, что все листья представлены в двух экземплярах. Просим детей найти среди своих друзей того человека, у которого оказался аналогичный лист, создавая, таким образом, пары постоянного состава.

2. Отправляемся в путешествие по территории ДОУ (обходим здание детского сада вокруг). При этом каждая пара должна по дороге отыскивать «свое дерево», листик которого ей достался по жребию, и пометить его ленточкой определенного цвета.

3. Оцениваем результаты работы: пытаемся выяснить: какие деревья растут на участке д/сада.

4. Подводим итоги работы: обсуждаем, что нового мы узнали о городе и как нам (с помощью каких средств, способов) удалось это сделать?

5. Собранный и использованный в ходе образовательного путешествия природный материал относим в группу ДОУ и создаем коллективную творческую работу (тема определяется педагогом или детьми).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАДАНИЯ РОДИТЕЛЯМ КАК ВИД РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ГОРОДОМ БЕЛГОРОДОМ

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия дошкольных учреждений с родителями. Автор отмечает важность такой работы в контексте формирования правильной речи у детей дошкольного возраста. Представ...

Традиционные и нетрадиционные формы работы с детьми при ознакомлении с окружающим миром.

Расширять и углублять знания и представления ребенка об окружающем мире, в том числе о воде. Развивать познавательные умения через экспериментальную деятельность. Учить накапливать опыт гуманного отно...

Виртуальная экскурсия, как форма работы с детьми старшей группы по ознакомлению с родным краем

ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ,  КАК ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ  СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С РОДНЫМ КРАЕМ...

«Инновационные формы работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях работы консультативного пункта (обобщение опыта педагогической работы консультативного пункта «Лекотека»)»

Внедрение новых форм дошкольного образования предполагает не только право каждого ребенка на качественное и доступное образование, предусматривающее разный режим пребывания детей, как с нормой в разви...

Доклад "Формы работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой"

              С шедеврами мировой литературы ребенок , как правило , знакомится ,еще не умея читать - хорошие и сердечные сказки ему рассказывают родители, во...