конспект НОД по ФЦКМ "Кенгуру"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Тверитина Наталия Николаевна

Конспект НОД с использованием поисково-экспериментальной деятельности дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kenguru_avtosokhranennyy.docx24.62 КБ

Предварительный просмотр:

                 Конспект  интегрированного занятия «Кенгуру»

  Цель: активизация умений детей самостоятельно добывать информацию на заданную тему из разных источников и составлять связный рассказ на основе этой информации.

   Задачи: 

- Актуализировать знакомые способы добывания информации.

- Формировать умение задавать вопросы на интересующую тему, делать выводы из полученной информации, совершенствовать навыки речевого общения.

- Закреплять умение фиксировать информацию с помощью символических изображений.

- Способствовать составлению связного рассказа на основе полученной информации.

- Совершенствовать навыки взаимодействия со сверстниками. 

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация. социализация, физкультура.

   Оборудование

- ноутбук,

- цифровая видеокамера,

- символы, обозначающие методы исследования,

- книга « Окружающий мир»,

-  интернет – ресурсы,

- видеофильм «Карусель. Жизнь замечательных зверей»,

- планшеты по количеству детей, карандаши, бумага,

- картинки  с изображением Кенгуру,

- массажный  мячик.

   Предварительная работа: занятие по формированию целостной картины мира «Животные жарких стран», занятие по коммуникации « Сказка Колобок на новый лад», тренировочные занятия по подготовке к исследовательской деятельгости.

   Прогнозируемый результат (формируемые компетентности):

- дети принимают познавательную задачу, выдвинутую взрослым,

- понимают условные обозначения,

- создают собственные знаки для фиксирования информации

- формулируют вопросы к взрослому,

- понимают смысл прочитанного текста,

- слушают сверстника,

- составляют связный рассказ,

- обобщают полученную информацию,

- приглашают сверстника к взаимодействию, дожидаясь его согласия

- распределяют функции,

- планируют предстоящую деятельность

- действуют, ориентируясь на желания и возможности партнера.

Ход занятия.

1.Организационный момент. Игра с мячом « Мяч передавай, животных жарких стран называй»

   2. Выбор темы исследования.

    К детям в гости приходит Колобок (ребенок подготовительной группы)

Колобок:  Здравствуйте, ребята. Я опять к вам в гости.  Помогите, мне, пожалуйста, разобраться в одном вопросе. По вашему совету последнее время я  очень много путешествовал, побывал в Африке, Америке, даже на Северном полюсе,  познакомился со многими  птицами и животными, узнал,  как  они называются, что едят, как воспитывают своих детенышей. Но вот вчера  в книжке увидел картинку незнакомого мне животного.  Я его ни  разу не встречал, но очень бы хотел познакомиться. Может вы мне поможете узнать это сделать. Узнайте и расскажите: кто это?, где он живет?, чем питается? как заботится о своих малышах? Ведь вы же такие умные и сможете найти ответы на любые вопросы.

Воспитатель:  Колобок, а ты не принес картинку этого животного?

Колобок: Нет, но я помню, что он стоит на длинных задних лапах, опирается на длинный хвост, передние лапы короткие,  а на животе у него сумка, а там кто-то сидит.

Воспитатель:Ребята, вы догадались, о ком говорит Колобок? ( Да, о кенгуру)

  Выставляется картинка Кенгуру.

- Колобок, об этом животном ты хочешь узнать поподробнее?

Колобок: Да. Ребята, только мне уже пора домой, меня бабушка с дедушкой ждут, а вы пришлите мне ответ по почте.                               Колобок уходит.

Воспитатель: Ребята, сможем ли мы помочь Колобку? Что Колобок хочет узнать о кенгуру? (он хочет узнать, где живет кенгуру, чем питается, как ухаживает за своими детенышами)?

 2. Активизация способов получения информации.

Воспитатель: Хорошо, значит,  сегодня нам надо провести исследование и составить сообщение о кенгуру. Давайте подумаем,  где и как можно найти информацию о кенгуру? (дети  называют знакомые методы исследования: подумать, спросить у взрослого, прочитать в книге, найти информацию на сайте в Интернете, посмотреть познавательный фильм).

Символические обозначения способов исследования помещаются на фланелегрф. 

- Мы будем искать информацию и  фиксировать ее с помощью условных обозначений на бумаге.  У вас естьпапки исследователей, бумага для записей и карандаши. Собрав всю информацию вместе, мы сможем написать  письмо, из которого Колобок  узнает все о кенгуру.

Я предлагаю вам первый способ исследования – «подумать и вспомнить», что вы знаете о Кенгуру.

Кенгуру- это дикое животное. Кенгуру живет в Австралии.  У кенгуру есть сумка, там находится детеныш кенгуренок. У кенгуру сильные задние лапы.

Давайте все это зарисуем в виде символов на листочках

- Как вы думаете, достаточно ли информации о кенгуру  для письма Колобку? (нет, информации мало, мы не знаем, чем питается кенгуру, какие у него детеныши)

- Сможем ли мы воспользоваться другими способами исследования сейчас в группе?

    Дети предлагают воспользоваться книгами, посмотреть видеофильм, задать вопрос взрослым.

Вопросов для исследования много, поэтому предлагаю объединиться в пары. Каждая пара будет искать информацию в разных источниках.

3. Физкультминутка

 А разделимся на пары мы следующим образом.

 Сначала поиграем в игру: «Чудесные превращения»

               Дилы-дилы-дилы –появились крокодилы.      Дети изображают дремлющего

                                                                                           крокодила

               Моты-моты-моты – появились бегемоты.   Показывают, как шагают

                                                                                          бегемоты, как широко они   

                                                                                          открывают рты

               Афы-афы-афы – жуют листики жирафы.    Тянутся вверх, изображая жирафа,

                                                                                       пальцами как будто рвут листья

               Ны-ны-ны – водой брызгают слоны.    Надувают щеки, как бы набирая воду

                                                                                   затем, брызгают

                                                                         

               Яны-яны-яны – по веткам скачут обезьяны.      Изображают скачущих обезьян

               Ата-ата –ата  - вы опять ребята.

- Сейчас я раздам вам картинки с изображением животных,  ищите свою пару.

Дети делятся на пары. Каждая пара выбирает карточку с символическим изображением метода исследования.

4. Сбор информации.

Воспитатель:  Вам нужно найти информацию о внешнем виде кенгуру, о том, как кенгуру заботятся о своих малышах, и чем питаются.

Дети получают задания в соответствии с выбранным методом исследования.

1-я пара детей - посмотрите видеофильм «Карусель. Жизнь замечательных зверей» (рассказ дресировщика о кенгуру)  

             Дети смотрят фильм по телевизору в группе

2-я пара детей -У кого из взрослых можно спросить про кенгуру? ( у логопеда) 

-Как вы обратитесь к взрослому?

- Как зададите вопрос?  

            Дети беседуют с логопедом в логопедическом кабинете

Рассказ взрослого: Кенгуру –  относится к виду сумчатых животных. Как вы, думаете почему их называют сумчатыми?. У кенгуру есть на животе сумка, такой кожанный карман, в котором очень тепло и в котором находятся соски для кормления детенышей. Кенгуренок рождается слепым, голым очень-очень маленьким всего 2-3 см, но передние лапки у него уже развиты. На них есть коготочки и с помощью  которых он держится за шерсть матери и опускается в сумку. Там он сразу начинает сосать молоко. Он растет, покрывается шерстью, открывает глаза, у него формируются уши. Наконец, он отрывается от сосков и выпрыгивает из сумки. Но если ему в это время угрожает опасность, он может тут же снова забраться туда. Но к шестимесячному возрасту, он достигает таких размеров, что не помещается в сумку. Кенгуренок начинает питаться травой, овощами, как и мать.

Все кенгуру травоядные. А вот воды им нужно очень мало. Кенгуру могут обходиться без воды месяцами.

3-я пара детей: - Вам нужно найти информацию о внешнем виде кенгуру в книге «Окружающий мир». Как это можно  сделать? (попросить прочитать младшего воспитателя)

Информация из книги: Внешний вид этого животного таков, что его ни с кем не спутаешь: передние лапы короткие, что придает ему некоторое сходство с человеком, а задние, напротив, длинные и приспособлены для прыжков. Хвост длинный и сильный может достигать одного метра в длину. Кенгуру не опирается на передние лапы, когда стоит на земле. Они служат животному для хватания предметов - пальцы очень хорошо приспособлены для этой цели. У кенгуру длинные и довольно большие уши. Они могут двигаться независимо одно от другого - это помогает животным улавливать самые слабые звуки. И действительно, кенгуру имеет сильно развитый слух. Еще одна удивительная особенность – наличие сумки для вынашивания детенышей, которая представляет собой карман из кожи, расположенный на животе самочек.  Именно туда заползают новорожденные детеныши и остаются в сумке до тех пор, пока не становятся слишком велики для нее. У самцов кенгуру такой сумки нет.

4-я пара детей: - А мы с вами посмотрим информацию о кенгуру в интернете.   Дети смотрят по ноутбуку в спальне.

Информация из интернета: Кенгуру – официальный символ Австралии, потому что больше нигде в мире кенгуру не обитают. Причём в Австралии так много кенгуру, что существует даже специальный дорожный знак, устанавливаемый на участках, где кенгуру особенно мешают движению. Кенгуру бывают  маленькие (40 см), средние  и большие - почти трехметровые гиганты! У всех кенгуру недоразвиты передние ноги и сильно развиты задние.  Все они держатся почти вертикально, стоят, опираясь, на две задние ноги и могучий хвост. Передвигаются кенгуру скачками, прыгая на задних ногах и удерживая равновесие хвостом. Все кенгуру травоядные. Кенгуру – одно из немногих сумчатых, которое можно увидеть почти в каждом зоопарке мира.      А в зоопарке в Австрии живут кенгуру-альбиносы, т.е. совсем белые кенгуру. Основные враги кенгуру – люди и собаки.

 Все крупные кенгуру при опасности вступают в бой, используя и определенные приемы борьбы, и физическую силу, и могучее оружие – ноги и когти. Но сами они не нападают и при любой возможности стараются удрать.  

4. Обобщение полученных данных.

     Дети, изучив всю информацию в разных источниках и зафиксировав ее символами, собираются за одним столом и обмениваются информацией друг с другом. Каждая пара рассказывает, опираясь на свои записи, сделанные с помощью символов.

Воспитатель: Кто из вас нашел информацию о том, как выглядят кенгуру?

- Где вы искали информацию?

- Что можно рассказать Колобку о кенгуру?

- Что нового о кенгуру вы узнали из фильма? (кенгуру можно дрессировать, они любят боксировать)

- Что интересного вам рассказал взрослый?

- Как заботятся  кенгуру о потомстве?

- Мы узнали все, что хотели?

- Для кого мы собирали эту информацию?

- Как нам передать эту информацию Колобку? (предложения детей)

- Я предлагаю записать видео письмо.

- Договоритесь в паре, кто сможет рассказать все, что мы сейчас узнали о кенгуру громко и последовательно. Вам помогут наши символы.

               Запись мини-рассказов  детей на видеокамеру.

5. Презентация доклада.

- Посмотрим, какое видео письмо у нас получилось (просмотр видео на

ноутбуке)

- Наше видео письмо можно отправить Колобку?

6. Итог занятия.

- О чем мы искали сегодня информацию?

- Что сегодня узнали нового?

- Кому расскажите о том, что вы узнали?

- Что было трудно?

- Как справились с трудностями?

- Кто помог?

- Как лучше работать: по одному или вместе? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОДпо обучению грамоте "Буква "Ы" и звук "Ы"

НОД по подготовке и обучению детей подготовительной группы грамоте. Знакомство со звуком "Ы"  и буквой "Ы"....

КОНСПЕКТ НОДпо познавательному развитию на тему "ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ"

Конспект в первой младшей группе по познанию...

конспект НОДпо математическому развитию в подготовительной группе

это аттестационное занятие по математике в подготовительной группе...

Конспект НОДпо лепке для детей первой младшей группы.тема «Карандаши»

учить детей лепить знакомые им предметы, закреплять умение делить ком пластилина на части, воспитывать аккуратность....

Конспект НОДпо познавательному развитию:«Приобщение к народным истокам» для детей старшего дошкольного возраста..

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие", "Художественно-Эстетическое развитие", "Социальгно-коммуникативное развитие"....

Конспект НОДпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Красота зимнего леса» на примере сказки Г.Скребицкого для детей старшей группы

Конспект НОДпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Красота зимнего леса» на примере сказки Г.Скребицкогодля детей с...