Непосредственная образовательная деятельность:" Познание.Познавательно-исследовательская деятельность" Тема: «Маленькие человечки»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Власенко Наталья Алексеевна

Программные задачи;

 

  1. Учить детей моделировать с помощью понятия «маленькие
    человечки».
  2. Познакомить детей с молекулярной теорией на основе «маленьких
    человечков».

3.  Познакомить с переходом вещества из одного агрегатного состояния в
     другое.

4.  Продолжать развивать навыки учебной деятельности,
  5. Развивать экспериментальную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neposredstvennaya_obrazovatelnaya_deyatelnost.docx19.81 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственная образовательная деятельность

Познание


Познавательно-исследовательская деятельность


Выполнила Власенко Наталья Алексеевна воспитатель МБДОУ д/с к/в №1

г.Славянск на Кубани

Тема: «Маленькие человечки»

Программные задачи;

  1. Учить детей моделировать с помощью понятия «маленькие
    человечки».
  2. Познакомить детей с молекулярной теорией на основе «маленьких
    человечков».

3.        Познакомить с переходом вещества из одного агрегатного состояния в
    другое.

4.        Продолжать развивать навыки учебной деятельности,
 5. Развивать экспериментальную деятельность.

Материалы:

карточки с «маленькими человечками», стакан с водой, коробка, лед, спиртовка, колба.

 Раздаточный материал:

Мерный стакан с водой 1 шт., маленький стаканчик 1шт., чашка 1 шт.

Этой работой мы начали заниматься в этом учебном году. Мы уже знакомились с понятием «маленькие человечки». Читали литературу.

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, знают ли кошки, что они кошки? Но вот многие мышки уж точно знают, что они мышки. И собаки никогда не ошибаются при встрече с кошками. Никто не путает кошку с мышкой, зайца с собакой. А ведь у всех этих животных по четыре лапы, одному хвосту, пушистая шерстка и усы. И не путаем мы их потому, что у каждого из них есть свои признаки, присущие только ему. Если мы будем сравнивать хвосты, лапы, шерсть и усы, то сразу убедимся, что это разные животные.

Так и вещества. Среди них есть похожие, а есть совсем не похожие. Но каждое вещество имеет свои собственные свойства. Одни свойства веществ легко определить на глаз.

- Какие свойства веществ вы можете определить, только посмотрев на него?

Дети: - Цвет, форму, запах, размер.

Воспитатель: Правильно. Каждый человек без труда различает окружающие его вещества по цвету, вкусу, запаху, прозрачности и некоторым другим признакам.

-        Ребята у нас сегодня гости. Но гости какие-то необычные. Они похожи
на человека. Но как-то странно они себя ведут. Может быть вы знаете, что
это?

Дети: - Это «маленькие человечки».

Воспитатель: - Правильно, это действительно «маленькие человечки». Их так назвали потому, что они живут во всех веществах, которые нас окружают. Вещества бывают твердыми, жидкими и газообразными. Эти человечки такие маленькие, что их трудно рассмотреть невооруженным взглядом. Ученые рассмотрели этих человечков в микроскоп и назвали молекулами. Мы с вами их будем называть просто «маленькими человечками». Эти человечки ведут себя по-разному.

-        Скажите, как себя ведут «маленькие человечки» в твердых веществах?

Дети: - Они крепко держаться за руки.

Воспитатель: - А как себя ведут «человечки» в жидкостях?

Дети: - Они просто стоят рядом.

Воспитатель: - А как себя ведут «человечки» в газообразных веществах?

Дети: В газах «человечки» не стоят на одном месте, они бегают.

Воспитатель; - Какие твердые вещества вы знаете?

Дети: Твердые вещества - это камень, металл, дерево, пластмасса, стекло, лед, земля.

Воспитатель» - Скажите, а где «человечки» крепче держатся за руки? В

железе или в дереве?

Дети: В железе «человечки» крепче держаться за руки чем в дереве, потому что железо прочнее, чем дерево. Дерево можно разрезать ножом, а железо режут специальными ножницами.

Воспитатель: - Какие жидкости вы знаете?

Дети: Вода, молоко, бензин, нефть.

Воспитатель: - Какие газообразные вещества вы знаете?

Дети: Воздух, газ.

Воспитатель: - У меня на столе лежат разные материалы. Выберете из них твердые вещества и газы. Что вы можете сказать о них?

-        Света покажи нам твердые вещества?
 (дерево, пластмасса, земля, камень)

  • Никита покажи нам жидкие вещества
    (вода, молоко, сок)
  • А Максим нам покажет газообразные вещества
    (духи, баночка с газом)
  • Газ это не жидкость, а то что мы слышим и вдыхаем носом.

Воспитатель: - Правильно твердые тела сохраняют свою форму и бывают твердыми и мягкими, жидкости принимают форму сосуда, в котором они находятся, а газы не могут остаться даже в своем сосуде: если его открыть, они улетучиваются и распространяются по всему помещению.

-        Скажите, каких веществ на земле больше - твердых, твердых или
газообразных?

Ответы детей.

Воспитатель: - Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить, как называют нашу планету. Какого она цвета из космоса?

Дети: Она голубого цвета.

Воспитатель: - Почему она нам кажется голубого цвета?

Дети: Потому что на земле много воды.

 Воспитатель: - Вот вы и ответили на вопрос, какого вещества на земле  больше. Конечно жидкости. Хотя и воздуха очень много. А воздух - это газ. А вот твердых веществ гораздо меньше.

- Вот вы уже знаете, что многие материалы изменяются, если они нагреваются или охлаждаются.

- Поговорим о воде. Вода из крана, какая она?

Дети: Жидкая.

Воспитатель: - А чтобы в этом убедиться проведем опыт. Предлагаю вам пройти в нашу лабораторию.

Из мерного стакана мы наполним водой разные емкости и увидим, что

вода принимает форму сосуда, в который ее наливают.

Давайте проверим.

Наливаем воду из мерного стакана в стаканчик, а из стаканчика в чашку.
Вы видите, что в какую бы емкость вы не наливали воду, она принимает

ее форму.

- Ребята, вы наверное устали? Предлагаю немного поиграть.
Встаньте в круг.

- Дети я вам буду называть слова, а вы будете выполнять движения, которым они соответствуют.

Представьте себе что вы «маленькие человечки» и я превращаю вас в камень и т.д.

- Ребята давайте с вами вернемся в нашу лабораторию.

- Как вы думаете, может ли одно и тоже вещество быть и твердым и
жидким и газообразным.

Дети: ответы.

Воспитатель: - Посмотрите, что у меня в стакане?

Дети: В стакане вода.

Воспитатель: - Какие «человечки» живут в воде?

Дети: В воде живут «человечки», которые просто стоят на месте.

Воспитатель: - Значит вода это жидкость, Скажите, а можно воду превратить в твердое вещество?

Дети: Да.

Воспитатель; - Хотите я покажу вам фокус. (Ставит стакан с водой в

коробку, достает из нее лед)

Что это? Какое вещество? (твердое)

Что я поставила в коробку?

Какое это было вещество? (жидкое)

Дети: Жидкое

Воспитатель; - Как вода превратилась в лед?

Дети; Вода замерзла.

Воспитатель; - Значит если воду охладить до определенной температуры то «человечки» возьмутся за руки и вода станет твердым льдом. - Хотите стать тоже волшебниками?

Дети берут в руки кусочки льда. Сжимают его в ладошках, и лед тает. Воду собираем в тарелочки. Из тарелочек воду переливаем в колбу. Ставим колбу на спиртовку. Вода закипает, над колбой появляется пар. Ставим над паром тарелку и превращаем пар в воду.

1. Что мы взяли в руки?

2. Каким веществом является лед?

3. Что получилось, когда лед растаял?

4. Что мы налили в колбу?

  1. Что стало с водой, после того как под колбой зажгли огонь?
  2. Что мы видим над колбой?

7. Какие «человечки» живут в паре? (газооб)

  1. Во что превратился пар?
  2. Что будет если мы поставим воду которая получалась из пара, в
    холодильник?
  3.   - И так ребята давайте сделаем вывод:

- Что вещество может переходить из одного состояния в другое под

воздействием температуры: если температура высокая, то вещество

превращается из твердого в жидкое или газообразное. Если температура
низкая (холод), то жидкость или газ могут превратиться в твердое
вещество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия Непосредственно образовательной деятельности «Познание» - познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность (конструирование) Тема: « Волшебница вода»

Образовательная деятельность направлена развивать и обобщать знания детей о значении  воды для живых существ; о круговороте воды в природе; о свойствах воды. Через практическую деятельность...

Конспект занятия в средней группе, непосредственно образовательной деятельности «Познание» - познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность

МКДОУ детский сад комбинированного вида «имени Н.К.Крупской»            Конспект занятия в средней группе, непосредственно образовател...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Снежные комочки:большие и маленькие»

В данном конспекте непосредственно-образовательной деятельности идёт  знакомство  детей с    приемами  правильного закрашивания красками; каждому ребёнку дается право выбора м...

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности в младшей группе "Большой-маленький. Один, много, ни одного. Группировка по цвету"

Цель:1. Учить детей объединять одинаковые (пот цвету, величине) предметы в предметные множества по словесному заданию.2. Продолжать учить выделять один предмет из множества, отвечать на вопросы «...

«План-конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Моя маленькая Русь» в средней группе»

laquo;Методика работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с историей и  культурой родного края»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Познание» (познавательно-исследовательская деятельность) на тему: «Подарок для Мишки» во II младшей группе

Программное содержание Познакомить детей с тем, что внутри надувных шариков и внутри человека есть воздух, обнаружить его.Продолжать формировать у детей способы обследования разных материал...