"Очароватеьная осень". Педагогический проект.
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме

Петрова Зоя Викторовна

Впечатления, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь. Именно они учат не только любоваться красивыми пейзажами, но и наблюдать природу, понимать происходящее в ней явления, влияют на отношения к родному краю, к своей родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_osen.docx26.51 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю Заведующий

МБДОУ детский сад

№ 123 г.о. Самара

__________________

Сорокина О.В.

Методическая разработка

программы проекта

для воспитателей городского округа Самара

«Очаровательная осень»

Подготовила: Петрова Зоя Викторовна

Самара, 2012

Пояснительная записка

Для того, чтобы дети полюбили природу, говоря словами В.Г. Белинского, одушевить для них мир, заставить говорить языком любви и жизни и немой камень, и полевую былинку, и журчащий ручеек, и тихо веющий ветер, и порхающую по цветам бабочку…

Впечатления, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь. Именно они учат не только любоваться красивыми пейзажами, но и наблюдать природу, понимать происходящее в ней явления, влияют на отношения к родному краю, к своей родине. У детей пятого года жизни представления о сезонных явлениях природы крайне неустойчивы, а экологическое мышление только начинает формироваться. Поэтому очень важно систематически и целенаправленно погружать воспитанников в мир природных явлений. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи дошкольного учреждения.

Вид проекта: групповой, исследовательски-творческий, познавательный.

Продолжительность: средне-срочный (сентябрь-ноябрь).

Участники проекта: дети средней группы, педагоги, родители.

Актуальность. Любить природу – это значит хорошо понимать взаимозависимость всего живого на земле, высоко чтить законы природы, ведь ее жизнь тесно переплетается с жизнью людей. Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в первые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. А воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, научатся наблюдать природу, видеть её красоту. Повышению системности в работе по формированию представлений о сезонных явлениях природы способствует организация проектной деятельности "Очаровательная осень". Она даёт возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, так как проходит через все виды детской деятельности: познавательную, наблюдения, труд, игры, речевое развитие детей, продуктивную деятельность, детский дизайн, психологические этюды и задания творческого характера.

Цель проекта: Развить представления детей о сезонных явлениях природы в осенний период времени и творчески выразить свои впечатления в создании декоративных композиций.

Задачи проекта:

  • Сформировать представления о характерных приметах осени, закономерностях в природе;
  • Активизировать словарь по лексическим темам: «Овощи – фрукты», «Ягоды», «Грибы», «Деревья и кустарники», «Перелетные птицы»;
  • Способствовать формированию умения замечать приметы осени;
  • Отразить наблюдения и полученные знания в различных видах деятельности;
  • Способствовать развитию познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков;
  • Развивать интерес к художественной и познавательной литературе;
  • Воспитывать бережное отношение к природе, птицам и животным, желание заботиться о них;
  • Приобщить родителей к совместной творческой деятельности с детьми.

Ожидаемые результаты (продукт проекта):

  • осуществление в группе образовательного процесса по обозначенной проблеме;
  • развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
  • развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов;
  • совершенствование экологической среды группы;
  • вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
  • оформление картотеки наблюдений;
  • развитие детского творчества.

Этапы проекта:

1 этап – подготовительный (подбор методической литературы, дидактических пособий и игр, иллюстраций и репродукций, создание картотеки песен и стихов на тему осени, приобретение материалов для художественного творчества, тетрадей для сезонных наблюдений,  обеспечение наборами игрушек по теме, подбор художественный литературы, образцов, макетов, заготовок, шаблонов по теме «Осень»).

2 этап – основной через интеграцию образовательных областей:

Образовательная область «Познание»:

  1. Наблюдения, беседы.
  2. Прослушивание голосов птиц на СD, наблюдение за перелетами.
  3.   Конкур на знание осенних примет «Природы дивные приметы».
  4. Экспериментирование: «Летающие семена».
  5. Выставка книг о животных.
  6. «Час загадки» - разгадывание загадок по теме «Осень».
  7. Просмотр презентаций по теме: «Осень в природе», «Грибники», «Перелетные птицы», «Богатый урожай».
  8. Проведение НОД с применением мультимедийного дидактического пособия «Приметы осени».

Образовательная область «Художественное творчество»

  1. Конструирование из осенних листьев «Животные», « Грибы в лесу», «Осеннее дерево», «Ежик».
  2. Конкурс «Осенний букет».
  3. Аппликация «Осенняя фантазия».
  4. Конкурс «Дары осени» - конструирование сказочных героев из овощей и фруктов.

Образовательная область «Физическая культура»:

  1. Подвижные игры: «Осенние ласточки», Догони свою пару!», «Ручеёк», «Вороны и собачка!», «Перелёт птиц», «Хитрый лис», «Солнышко и дождь».
  2. Утренняя гимнастика «Собираем урожай на даче».
  3. Физкультминутки: «Листопад», «Клен», «Дождик», «Ветки на ветру», «Ветер дует нам в лицо».
  4. Пальчиковая гимнастика: «Этот пальчик в лес ходил», «Веселые пальчики», «Жили-были зайчики».

Образовательная область «Здоровье»:.

  1. Координация речи с движением «Осень», «Осень, осень в гости просим», «Листья», « Мы идём в осенний лес»,« Ягоды».
  2. Беседа о пользе овощей для человека.
  3. Презентация «Полезная и вредная еда».
  4. Дискуссия «Почему необходимо тщательно мыть овощи перед едой».
  5. Физ. Минутка «Огородники».
  6. Беседы: «Съедобные и несъедобные грибы», «Сезонная одежда».

Образовательная область «Коммуникация»:

  1. Драматизация стихотворения Ю. Тувима «Овощи», сказки  «Репка»(настольный театр), по сказке В. Сутеева « Под грибом»
  2.  Конкурс чтецов на тему «Осень золотая».
  3. Заучивание наизусть  стихотворения И. Бунина «Листопад».
  4. Пословицы на тему осени.
  5. Дидактические игры: « От какого дерева лист?»,  «Что едят в сыром виде, а что в вареном?», «Назови по первому звуку, слогу название… (грибов, цветов, деревьев, животных,  птиц, овощей и т.д.)».
  6.  Творческое рассказывание детей на темы: «Мы гуляли на участке»,   «Осенний лес», «Чем осень хороша?», «Чем осень нам запомнится?», «Как мы ходили по грибы, по ягоды».
  7. Рассматривание сюжетных картин «Прогулка в лесу», «Уборка урожая»,   «Осень в деревне»,  и составление описательных рассказов по ним.
  8. Рассматривание и обсуждение репродукций картин об осенней природе: И.Левитан «Золотая осень», М.Нестеров «Осенний пейзаж».  

Образовательная область «Чтение художественной литературы»:

  1. Сказки: Г. Юдина «Ослиный огород»,  Д. Родари «Чипполино», Д. Радари «Большая морковка»,  В.Сутеева «Яблоко», В. Сутеева « Под грибом».
  2.  Стихотворение Е.Благиной « Золотая осень», А.К. Толстого «Осень».
  3. Загадки, потешки о явлениях природы.
  4. Чтение рассказов: И. Соколова – Микитова « Листопадничек»,  Я. Тайца

« По грибы», Л. Толстого  « Дуб и орешник», С. Маршака « Откуда стол пришёл», К. Ушинского « История одной яблоньки».

  1. Чтение русских народных сказок «Колосок», «Вершки и корешки».
  2.  Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и муравей».                      

Образовательная область «Социализация»:

  1. Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Семья - заготовки на зиму», «Мастерская художника».
  2.  Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Назови по описанию»,  «Детки и ветки»,«Что растет на грядке?»,«Собираем урожай», «Что напутал художник?», «Что не так?», «Подскажи словечко», «Назови ласково», «Поварята», «Назови, какой это сок», «Составь предложение».

Образовательная область «Труд»:

  1. Уборка опавшей листвы.
  2. Пересадка цветущих растений с клумбы в группу (ноготки, маргаритки и др
  3. Сбор природного материала для поделок на прогулке.
  4. Сбор и засушивание листьев для рисования.
  5. Сбор семян цветов.
  6. Дежурство в уголке природы.
  7. Ручной труд: «Красивые букеты» (флористика), изготовление гербария из осенних листьев.

Образовательная область «Безопасность»:

  1. Беседы о вреде и опасности ядовитых растений, ягод и грибов.
  2.  Беседы о правильном поведении  на природе: о бережном отношении к растениям, насекомым, птицам и животным.
  3.  «Вершки-корешки».
  4. «Что едят в сыром виде, а что в вареном».

Образовательная область «Музыка»:

  1. Слушание П.И.Чайковского «Времена года».
  2. Разучивание песен об осени.
  3. Слушание аудиозаписей «Голоса природы», «Пение птиц», «Шум леса».
  4. Игра-хоровод «Кабачок»
  5. Исполнение песни «Антошка» (муз. Шаинского,Сл. Ю. Энтина)

Работа с родителями:

  1. Консультация для родителей: «Блюда из овощей»
  2.  Совместное с детьми сочинение сказки  про грибы или ягоды.

3 этап – заключительный:

  • Выставка детского творчества по теме «Осень»;
  • Презентация альбома «Осенние прогулки»
  • Слайдовая презентация «Как мы знакомились с осенью»
  • Итоговое мероприятие «Осенний бал».

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление проникнуть за пределы увиденного, узнать неведомое. Поспособствовало накапливанию у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их сознания, обогащения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. Дети ближе познакомились с растительным и животным миром, особенностями наступления осени. Работа по проекту помогла развить у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Все свои наблюдения в природе, новые знания и впечатления ребята передавали в рисунках. Сделанная нами подборка игр на развитие двигательных способностей, психологических этюдов, игр - инсценировок дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. У детей значительно улучшилось развитие мелкой моторики рук, они получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, могут самостоятельно решать проблемные задачи, проявляют чувство ответственности за природу, себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы думаем, что нам это удалось.

Использованные ресурсы:

  1. Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию! – СПб.: Детство – Пресс, 2002,
  2. Занятия по развитию речи с детьми 4-5 лет\ В.Гербова. – М.: Просвещение, 1987,
  3. Овсяник, Н.В. Развивающее обучение для дошколят. - Минск: Аверсэв, 2003,
  4. Алябьева, Е.А. «Итоговые дни по лексическим темам». – М.: «Просвещение», 2003,
  5.  Селихова, Л.Г. «Ознакомление с природой и развитие речи». – М.: «Мозаика», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект в первой младшей группе «Осенний калейдоскоп». ( Авторы проекта:воспитатели Ерышова Г.Ю., Рочегова О.Е.)

      Какое замечательное и красивое время года – осень! Какие яркие краски дарит нам эта чудесная пора!         Заметить эту красоту, усп...

Психолого-педагогический проект "Осень, осень в гости просим!"

Проект для старших дошкольников содержит описание деятельности, которую может организовать педагог-психолог ДОО по теме осень....

Презентация педагогического проекта в группе раннего возраста "Осень, осень в гости просим!"

Дети раннего возраста не имеют представления о сезонных изменениях в природе, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности не развит....

Конспект итогового мероприятия по педагогическому проекту «Перелётные птицы осенью» в старшей группе детского сада Тема: «Перелётные птицы осенью».

Образовательные задачи:1. Расширить представление детей о перелетных птицах.2. Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.Развивающие задачи:1.Развивать мы...

Педагогический проект во второй младшей группе на тему: «Осень, осень, в гости просим!»

Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Экологическо...

Педагогический проект воспитательно-образовательной деятельности "Осень. Осенние месяцы. Деревья осенью"

Систематизировать представления детей об осени, об осенних явлениях природы. Познакомить с периодами осени и осенними месяцами. Закрепить представления о сезонных изменениях в природе. Учить детей зам...

Педагогический проект "Осень, осень в гости просим!"

Название проекта: “Осень, осень в гости просим”.Продолжительность проекта: краткосрочный.Участники проекта: воспитанники средней группы, воспитатели группы, родители.Цель:расширять и систе...