патриотическое воспитание на основе регионального компонента
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Конева Алла Викторовна

Конспект  НОД в подготовительной группе детского сада №183   «Жемчужинка».

 

 Тема: «Путешествие по  родным местам».

 

Интеграция образовательных областей:

Познание, коммуникация,  социализация, чтение  художественной литературы, художественное творчество, музыка,  физическая культура.

 

Образовательные:

Расширить представления детей  о России, как о родной стране, нашем общем большом доме.

Систематизировать представление о том, что для каждого человека малая Родина – это место, где родился, где прошло детство.

Закреплять умение объяснять значение предметов, изображённых на гербе города и района.

Закрепить знания детей об историческом прошлом и настоящем города Кемерово.

Продолжать знакомить с достопримечательностями города Кемерово; закрепить умение детей ориентироваться в пространстве.

Совершенствовать умение  детей в художественной деятельности.

Развивающие:

Развивать память, сообразительность, находчивость; творческие,  композиционные способности.

Развивать навыки речевого общения.

Воспитательные:

Воспитывать патриотические чувства,  любовь к  родному городу; формировать интерес к познанию родного края.

 Развивающая среда: волшебная палочка; показ  слайд шоу на мониторе ,интерактивной доске «Виды   города Кемерово»,  карта  России и Кемеровской области; изображения герба и флага России, Герба и эмблемы г. Кемерово; листы бумаги А4, цветные карандаши, записи песен: «С чего начинается Родина?». «Кемерово» Боченков Г.В. (слова) Ермакович А.Л. (музыка) Студия авторской песни «Лестница»Косяков А. (исполнение)

 Предварительная работа: экскурсии по городу с родителями; рассматривание фотографий  и открыток  г. Кемерово,  чтение стихов и рассказов о городе Кемерово. Оформление альбомов «Промышленность города Кемерово», «Люди нашего города»; сбор коллекции семян, камней, гербарий «Растения нашего края»; оформление витрины продукции предприятий нашего города; подбор карты и схемы города, его герб и флаг. Посещение музейно-выставочного зала: «По улицам города»; экспозиции: «Самая земная из профессий», «Жизнь заповедная», краеведческий видеосалон, с просмотром короткометражных фильмов: «Экология района», «Большая история маленького города». Посещение выставки местных художников «Природа родного края»).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  НОД в подготовительной группе детского сада №183   «Жемчужинка».

 Тема: «Путешествие по  родным местам».

Интеграция образовательных областей:

Познание, коммуникация,  социализация, чтение  художественной литературы, художественное творчество, музыка,  физическая культура.

Образовательные:

Расширить представления детей  о России, как о родной стране, нашем общем большом доме.

Систематизировать представление о том, что для каждого человека малая Родина – это место, где родился, где прошло детство.

Закреплять умение объяснять значение предметов, изображённых на гербе города и района.

Закрепить знания детей об историческом прошлом и настоящем города Кемерово.

Продолжать знакомить с достопримечательностями города Кемерово; закрепить умение детей ориентироваться в пространстве.

Совершенствовать умение  детей в художественной деятельности.

Развивающие:

Развивать память, сообразительность, находчивость; творческие,  композиционные способности.

Развивать навыки речевого общения.

Воспитательные:

Воспитывать патриотические чувства,  любовь к  родному городу; формировать интерес к познанию родного края.

 Развивающая среда: волшебная палочка; показ  слайд шоу на мониторе ,интерактивной доске «Виды   города Кемерово»,  карта  России и Кемеровской области; изображения герба и флага России, Герба и эмблемы г. Кемерово; листы бумаги А4, цветные карандаши, записи песен: «С чего начинается Родина?». «Кемерово» Боченков Г.В. (слова) Ермакович А.Л. (музыка) Студия авторской песни «Лестница»Косяков А. (исполнение)

 Предварительная работа: экскурсии по городу с родителями; рассматривание фотографий  и открыток  г. Кемерово,  чтение стихов и рассказов о городе Кемерово. Оформление альбомов «Промышленность города Кемерово», «Люди нашего города»; сбор коллекции семян, камней, гербарий «Растения нашего края»; оформление витрины продукции предприятий нашего города; подбор карты и схемы города, его герб и флаг. Посещение музейно-выставочного зала: «По улицам города»; экспозиции: «Самая земная из профессий», «Жизнь заповедная», краеведческий видеосалон, с просмотром короткометражных фильмов: «Экология района», «Большая история маленького города». Посещение выставки местных художников «Природа родного края»).

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие по родным местам,  по  нашему городу . Поможет нам в этом, волшебная палочка..

 Чтение стихотворения  
Кузбасс, Кузбасс - моя держава,
Мой отчий дом, мой край родной.
Кузбасс былинный, величавый,
Одной мы связаны судьбой.
Кузбасс - России кладовая,
Богат рудою и углем.
В полях пшеница золотая
Пылает бронзовым огнем.
Шумят здесь кедры вековые,
Покрыты снегом шапки гор.
И куполами золотыми Сияет
Знаменский Собор.                  Н. Чимбарова

Воспитатель: А кто из вас скажет, как называется наш город? (ответы детей: Кемерово). Как называют жителей нашего города? (ответы детей: Кемеровчане). Все Кемеровчане любят свой город, потому что это  - место, где мы родились и выросли, где все для нас родное. А  как мы можем говорить  о нашем городе? (ответы детей: Родной город). Вспомните, кого или что мы ещё  можем назвать родным. (ответы детей: мама, папа, брат, сестра, дом, детский сад, город, район.)

Воспитатель: Замечательно, как много слов вы подобрали!

- Вот как по-разному может звучать одно и то же слово.

- «Родная сторона» - как вы думаете, что это?

- «Родная сторона» - это место, где нам все дорого и близко, где мы родились и выросли, где все для нас родное.

- Такое место по-другому еще называют - «Родина».  

Послушайте песню: « С чего начинается Родина?»

Воспитатель:  Кто из вас знает, как называется наша огромная страна, в которой мы живем? (ответы детей: Россия). Да, наша Родина – Россия.                                                                                                                   А как называется главный город в нашей стране? (ответы детей: Москва). Выберите из предложенных вам флагов и гербов, флаг и герб нашей страны. (дети выбирают и выставляют на доске)                                                                                                                Воспитатель: А сейчас посмотрите на карту, как огромна наша страна, как обширны её пределы. Все это наша большая Родина.(показ на карте страну  Россию)                                                                                                    

Воспитатель: Выберите из предложенных вам флагов и гербов, флаг и герб нашей страны, нашего города.                                                                                                                                                 Молодцы! Вы правильно нашли символы нашей страны и города. А теперь немножко отдохнем:

Физкультминутка:

Мы ногами топ-топ,                                                                                                                                                                     Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг.

Мы плечами чик-чик!

Раз-два, раз-два.

Заниматься нам пора!

Раз -сюда, два –туда,

Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два –привстали

Руки кверху все подняли.

Воспитатель: Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина. А кто из вас покажет на карте наш город Кемерово.

Молодцы!  Как же называется город, в котором, мы все с вами живем? (Кемерово).

  История многих городов исчисляется веками и тысячелетиями. В жизни города Кемерово, 95 лет это  незначительный срок. Но именно в этот небольшой отрезок времени, на месте захолустного и мало кому известного села Щеглова воздвигнут современный город, крупный индустриальный и культурный центр нашей земли Кузнецкой.

 На месте современного города была деревня, уходящая своей почти трехсотлетней биографией в историю освоения Сибири. В 1721 году русский рудознатец, казачий сын Михайло Волков, поднимаясь на струге вверх по течению реки Томь, обнаружил у самой кромки воды трехсаженный угольный пласт.

Так был открыт Кузнецкий "Горючий камень". Именно здесь, в районе небольшого села Щеглова на левом берегу и Кемерово – на правом и были заложены первые рудники.

 Уже в 1921 году в Кузбассе начинается подъем добычи угля. Это позволило ему в последующем пятилетии занять ведущее место в создании базы коксохимического производства.

 С развитием промышленного строительства начинает расти и город. возник вопрос о названии города. В обсуждении этого вопроса активное участие приняли горожане. Все единодушно согласились с переименованием Щегловска в город Кемерово.

 27 марта 1932 года переименовали Щегловск в Кемерово.

 

 Герб города Кемерово

Герб города Кемерово представляет собой геральдический щит французской формы. Щит разделен на два поля красного и черного цветов. В центре щита - стилизованное изображение химической реторты, перекрывающей части шестерни и колосьев. В верхней части щита указывается название города - Кемерово. Изображение стилизованной химической реторты, части шестерни символизируют химическую и машиностроительную отрасли промышленности - главные направления промышленного развития города. Колосья хлеба символизируют плодородие земли, связанное с применением минеральных удобрений, вырабатываемых на химических предприятиях города.

 Используемые различные цвета также несут определенную смысловую нагрузку. Красный - мужество, державность, слава (божества), кровь, пролитая за отечество, энергия, сила. Черный - символизирует каменный уголь, основное богатство области, центром которой является город Кемерово.
Желтый (золото) - символ богатства, справедливости, милосердия, великодушия, постоянства, силы, верности.

В мае 2003 года Коллегия городской администрации утвердила эмблему города - изображение памятника Михайле Волкову .

 

Эмблема города Кемерово

Воспитатель:

Посмотрите на герб города, что вы видите на Гербе? Какого цвета герб города? (ответы детей: Красный - мужество, державность, слава (божества), кровь, пролитая за отечество, энергия, сила. Черный - символизирует каменный уголь, основное богатство области, центром которой является город Кемерово. Желтый (золото) - символ богатства, справедливости, милосердия, великодушия, постоянства, силы, верности.) Как вы думаете, почему на гербе изображение  колосьев ? (ответы детей: символизируют плодородие земли, связанное с применением минеральных удобрений, вырабатываемых на химических предприятиях города ). Что вы видите в центре Герба? (ответы детей: химическую реторту, перекрывающей части шестерни ). Что это такое? Что они могут означать? (ответы детей: химическую и машиностроительную отрасли промышленности - главные направления промышленного развития города ).

Физкультминутка:

Раз – согнуться, разогнуться.

Два – нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши  три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть.

Викторина «Знаю ли я свой город?»

1. Что изображено на фотографии?

(ответы детей: Вокзал г.Кемерово)

2. Как называется самая длинная улица нашего города?

 

 (ответы детей: проспект Ленина)

4.Как называется изображение на фотографии?

 

(ответы детей: площадь Советов)

5.На какой реке стоит наш город?

 

(ответы детей: река Томь)

3.Как называется это здание?

 

(ответы детей: Знаменский кафедральный Собор)

6. Кому поставлен  этот памятник?

  

(ответы детей: Михайло Волкову)

7. Кто такой Михайло Волков? (ответы детей: Первооткрыватель Кузнецкого каменного угля)

8. В как называется наш город?( ответы детей: Кемерово)

9. На какой улице находится наш детский сад? (ответы детей: ул.Волгоградская)

Воспитатель: Молодцы! Отлично вы  знаете свой город.

- А сейчас мне очень интересно узнать какие они те улицы, на которых вы живете? (Дети называют улицы, где они проживают)

Молодцы, вы стали настоящими знатоками своего города.

Воспитатель: ребята, а давайте с вами поговорим о том, что можно делать на улицах города и чего делать нельзя. Вы говорите «да» или «нет», будьте внимательны!

Игра «Да -нет»

Дети стоят по кругу, воспитатель бросает мяч, и задает вопрос. Дети отвечают, можно так поступать или нельзя:

1.Переходить улицу на красный свет?

2.Рвать цветы для подружки на клумбе?

3.Сажать деревья и цветы во дворе?

4.Бросать обвертки от конфет, мороженого на тротуар?

5.Переходить дорогу на зеленый  свет светофора?

6.Кататься на роликах на проезжей части?

7.Перебегать улицу, где нет светофора?

8.Идти гулять с незнакомыми людьми?

9. Бросать мусор в урну?

10.Заниматься спортом на стадионе?

Воспитатель: Хорошо! Молодцы! А сейчас мне расскажите ,что вы в будущем хотели бы изменить в нашем городе, что-то построить? (рассказы детей) . А теперь об этом предлагаю вам нарисовать.

Рисование на тему: «Город в будущем». 

Во время  рисования звучит песня:

 Кемерово Боченков Г.В. (слова)Ермакович А.Л. (музыка)Студия авторской

песни«Лестница»Косяков А. (исполнение).

В конце занятия выставка детских работ.

Воспитатель:  вот и закончилось наше путешествие.. Какие вы молодцы, много знаете о нашем   городе. Ребята, наш город Кемерово – это наша малая Родина, самое родное место на Земле. Мы все должны гордиться, что живём в таком чудесном месте. Любите свой город, ухаживайте за ним: не сорите, помогайте благоустраивать наш город.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для средней группы по нравственно - патриотическому воспитанию с учетом регионального компонента "Большая и малая Родина"

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Задачи:- Продолжить формировать у детей представление о России как о родной стране;- формировать уважительное отношение к госуд...

Конспект занятия для средней группы по нравственно - патриотическому воспитанию с учетом регионального компонента "Большая и малая Родина"

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Задачи:- Продолжить формировать у детей представление о России как о родной стране;- формировать уважительное отношение к госуд...

Конспект занятия для старшей группы по нравственно - патриотическому воспитанию с учетом регионального компонента "Большая и малая Родина

Конспект занятия для старшей группы по нравственно - патриотическому воспитанию с учетом регионального компонента "Большая и малая Родина" Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к св...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию с использованием регионального компонента

Конспект занятия представлен игрой-путешествием. Путешествуя по разным станциям, дети побывают на станции "Литературная", которая ппредставлена мини-викториной о жизни и творчестве писателя-земляка И....

Проект по патриотическому воспитанию с использованием регионального компонента «Усть-Лабинск – любимый город».

Воспитывать у ребёнка любовь к родному городу, дому, семье, детскому саду надо с первых лет жизни. В ходе реализации проекта дети приобретают знания об истории города, символике, достопримечательностя...