Конспект непосредственной образовательной деятельности по познанию в подготовительной группе. « Первобытное общество»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Иванова Елена Александровна

 

Цель:  Закрепить знания детей о первобытном человеке.

Задачи:

  1. Формировать у детей познавательный интерес к истории человечества. (Познание)
  2. Знакомить детей с историей жизни и быта древнего человека.
  3. Учить детей сравнивать жизнь и быт древнего человека и современного человека. (Социализация, безопасность)
  4. Пополнить словарь детей словами: первобытный, мамонт, археолог. (Коммуникация)
  5. Развивать речевую активность детей.
  6. Развивать тактильную чувствительность, расслабление, активизировать интерес, зрительное восприятие, образное мышление.

 (Социализация)

  1. Развивать эмоциональную отзывчивость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx28.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

 по развитию детей по познавательно-речевому направлению № 2 города Можги

(МБДОУ детский сад № 2 города Можги).

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по познанию в подготовительной группе.

« Первобытное общество»

Подготовила:

воспитатель

Иванова Елена Александровна

Цель:  Закрепить знания детей о первобытном человеке.

Задачи:

  1. Формировать у детей познавательный интерес к истории человечества. (Познание)
  2. Знакомить детей с историей жизни и быта древнего человека.
  3. Учить детей сравнивать жизнь и быт древнего человека и современного человека. (Социализация, безопасность)
  4. Пополнить словарь детей словами: первобытный, мамонт, археолог. (Коммуникация)
  5. Развивать речевую активность детей.
  6. Развивать тактильную чувствительность, расслабление, активизировать интерес, зрительное восприятие, образное мышление.

 (Социализация)

  1. Развивать эмоциональную отзывчивость.

Материалы:

Слайд «Первобытная природа», слайд «Первобытный человек», слайд «Орудия труда», слайд «Жилище древнего человека», слайд «Наскальные рисунки», слайд «Человеческое стадо», слайд «Одежда древних людей».

Музыка-relax для занятия.

Подносы с песком, палочки.

Палочки и досочки для добычи огня.

Дид.игра «Современное и первобытное питание»

Ворота гимн.

Воздушные шары, корзина.

Следы с цифрами.

Игрушка – мамонт.

Конверт с заданиями.

Песочница и кисти.

Этап

Ход НОД

Материалы

  1. Орг

момент

  1. Осн

Часть

Физ/

мин

Закрепление.

3. Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? ( Да!)

Воспитатель: А хотите, мы сегодня совершим путешествие во времени? (…) Вы знаете, что такое путешествие во времени?

Дети: Это путешествие, в котором можно вернуться назад или наоборот оказаться на несколько лет вперед во времени.

Воспитатель: Совершенно верно. А чтобы совершить путешествие, нам нужно встать в круг, взяться за руки, закрыть глаза и сказать волшебные слова: «Раз, два, три – в другую эпоху попади!».

(Дети открывают глаза).

Посмотрите на экран. Как вы думаете, в каком времени мы очутились? (…) О чём мы сегодня будем говорить? (…)

Давным-давно это было. На нашей зелёной и цветущей планете, где жили разные животные и птицы, появился человек. Откуда он взялся? Произошёл ли от обезьян, прилетел ли из космоса – мы не знаем. Предлагаю вам посмотреть, какой он был - наш далёкий предок.

У человека не было ни острых зубов, ни когтей, он не умел летать. Правда, он был быстр, ловок и сообразителен.

На кого похожи древние люди? (на крупную обезьяну). Опишите лицо древнего человека. Какое оно? (описывают дети: лоб, нос, челюсть).

Они ходили на двух ногах, а не на 4-х, как животные, но, при этом, они сильно наклонялись и походка была прыгающая. Руками они могли хватать, ударять, копать. Жили они не по – одиночке, а человеческими стадами.

- Древние люди не умели разговаривать, а издавали отрывистые звуки, как и животные. С помощью этих звуков они выражали гнев и страх, звали на помощь, предупреждали друг друга об опасностях. Помогали друг другу, т.к. вместе им легче было выжить и не умереть, легче защищаться от хищников и добывать пищу.

- Чем первобытные люди отличались от хищных животных? (Ответы).

Воспитатель: Ребята, посмотрите на эту иллюстрацию. Во что одеты первобытные люди? (…) Почему они носили такую одежду? (…) Из чего она сделана? (…)

Дети: Одежда сделана из шкур животных.

Воспитатель: Правильно, в то время люди еще не знали, как выращивать лен, хлопок и поэтому носили шкуры убитых животных и перья птиц. Как вы думаете почему у человека нет обуви? (…) Нужна ли была обувь древнему человеку? (…) Правильно, они также не знали о существовании обуви, так как древние люди жили в жарких странах, где не бывает морозов и холодных зим, поэтому они и ходили босиком.

Воспитатель: Ребята, что изображено на этой иллюстрации? (Это орудия труда.)

Воспитатель: Для чего они служили?

Дети: Первобытный человек добывал с их помощью пищу.

Воспитатель: Правильно, древние люди пользовались вот такими примитивными орудиями труда. Это заостренные палки, дубинки, заостренные камни, копья с каменными наконечниками и др. При помощи этих орудий труда древние люди добывали себе пищу, охотились на животных и птиц.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, куда бы они могли укрыться от дождя? (ответы детей). Раньше люди жили в пещерах и украшали их наскальной живописью, древние люди пользовались только природными красками.

Предлагаю попробовать изобразить наскальный рисунок. (Дети рисуют на песке)

      (Звучит музыка)

Расскажите, что вы нарисовали? (…) Мог ли древний человек украсить вашими рисунками стены пещеры? (…)

Приглашаю вас в пещеру. В пещерах было темно и холодно. Люди сидели около костра. Давайте тоже сядем к костру. (дети садятся вокруг костра).

Воспитатель: В сказке про Маугли рассказывается о том, как этот мальчик с помощью «красного цветка» победил коварного и злого тигра Шерхана. Как вы думаете, что это был за «красный цветок»? (ответы – огонь). Его боятся все дикие звери. Для чего нужен человеку огонь? (Согреться, варить, осветить и обогреть жилище).

А как вы думаете, как древние люди добывали огонь? (…) А как современные люди добывают огонь? (…) Можно ли детям брать спички и зажигалки? (…) А почему? (…)

Дети, а вы хотите как древние люди попробовать добыть огонь? Вот один из способов:

Когда-то чтобы добыть огонь, люди брали острую деревянную палочку, упирали её в деревянный брусок и быстро вращали. При достаточном упорстве через некоторое время в месте трения появлялся дым, начиналось тление и возгорание образовавшихся опилок и подложенного, например, сухого мха..

Вы хотите сами попробовать? (…)

Получилось добыть огонь? (Нет) Вот и первобытные люди применяли много сил, чтобы добыть огонь.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что древние люди употребляли в пищу?

Дети: Мясо животных, растения.

Давайте с вами поиграем в игру «Современное и первобытное питание»!

(Все подходят к столу с картинками)

Воспитатель: Выберите те картинки, на которых нарисовано то, чем мы с вами питаемся. А теперь посмотрите, чем питались древние люди. (змеи, улитки, корешки, семена, плоды деревьев и др.).  Змей сворачивали колечком и жарили на углях, питались насекомыми, корнями растений, плодами, ягодами деревьев и яйцами птиц. Корешки и зерна перетирали на каменной терке, которая называется зернотёрка. И женщины заметили, что на этом месте стали вырастать колоски. Они догадались, что это проросли случайно рассыпанные зернышки. Так они начали заниматься земледелием и стали выращивать хлеб.

Воспитатель: Как вы думаете, чем ещё питались древние люди?(Мясом) Правильно, они стали охотиться на диких животных. Употребляли в пищу сначала сырое мясо, но когда научились добывать огонь, стали его готовить на огне, и оно оказалось вкуснее и питательнее сырого.

Чтобы добыть мясо, люди ходили на охоту. На охоте может поджидать столько непредвиденных опасностей! Поэтому необходимо быть в хорошей форме. Предлагаю вам потренироваться:

  1. Подлезание под воротиками.
  2. Кидание воздушных шариков в корзину.

Теперь мы в хорошей физической форме, можно отправляться на охоту! Вы знаете, я против охоты, потому что не хочу никого обижать. Давайте пойдём охотиться за друзьями, то есть найдём кого-нибудь и попробуем подружиться. Вы согласны?

Смотрите вот какие-то следы, чтобы выследить добычу по этим следам, необходимо пройти по ним правильно, соблюдая порядковый счёт.

(Дети находят мамонтёнка)

А вот и долгожданная добыча! Или новый друг!

Раз первобытные дети

Пошли в первобытный лес.

И первобытное солнце

Глядело на них с небес.

И встретили дети в чаще

Неведомого зверька,

Какого еще ни разу

Не видывали пока.

Кто это? (Ответы детей) Будем с ним дружить?

У мамонтёнка для вас задание.

Д/И «Закончи предложение»

  1. Мы едим колбасу, сыр, а древние люди ели…
  2. Мы живём дома, а древние люди жили…
  3. Мы обрабатываем землю лопатами, тракторами, а древние люди…
  4. Мы надеваем платья, рубашки, а древние люди…

Вы выполнили задание мамонтёнка. Он хотел подарить вам открытки, но потерял их и предлагает побыть археологами. Вы знаете кто это? Это учёные, которые исследуют прошлое, проводят раскопки. Труд археолога очень труден и кропотлив. С помощью лопатки раскапывают слои земли, а потом кисточкой обметают найденный предмет. Им приходится работать очень осторожно, так предметы старинные и любое неосторожное движение им может навредить. Археологи постоянно находят и рассказывают нам о новых открытиях, иногда эти открытия очень удивляют и восхищают. А мы с вами можем все эти найденные вещи можем увидеть в музеях археологических раскопок.

Хотите ненадолго побыть археологами? (…) Под слоем песка спрятаны открытки с мамонтёнком: весёлым и не очень. Если у вас сегодня всё получалось, то найдите весёлого мамонтёнка. Если не всё прошло удачно, то – печального.

(Дети ищут открытки)

Вот так жили наши предки. Им предстоял долгий путь развития, прежде чем стать современными людьми. Человечество не стояло на месте, постоянно развивалось.

Чтобы вернуться в наш мир нам нужно встать в круг, взяться за руки, закрыть глаза и сказать волшебные слова: «Раз, два, три – в нашу эпоху попади!».

Вот мы и вернулись в наш мир, в нашу группу.

Слайд «Первобытная природа»

Слайд «Первобытный человек»

Слайд «Человеческое стадо»

Слайд «Одежда древних людей»

Слайд «Орудия труда»

Слайд «Жилище древнего человека»

Слайд «Наскальные рисунки»

Подносы с песком, палочки.

Палочки и досочки для добычи огня.

Дид.игра «Современное и первобытное питание»

Ворота гимн.

Воздушные шары, корзина.

Следы с цифрами.

Игрушка – мамонт.

Конверт с заданиями.

Фото археолога, работа археолога.

Песочница и кисти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА. Тема. Моя семья.

Цель. Развитие познавательно – речевой активности детей старшего дошкольного возраста....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы по реализации образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка.

дошкольный возраст - яркая и неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте начинается процесс самореализации, устанавливается связь с ведущими сферами бытия, миром людей, прир...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе оздоровительной направленности в рамках образовательной области «Познание» Тема: «Путешествие в зоопарк»

Систематизация и углубление представлений детей о животном мире жарких стран и Севера  (внешних особенностях, образе жизни, особенностях обитания, питания) и их детёнышах....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познанию в подготовительной группе: «Моя малая Родина»

Цель:Продолжать  формировать элементарные  представление детей о малой Родине - Козловка на основе ознакомления с ближайшим окружением и достопримечательностями городаЗадачи:-дать представле...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по познанию в подготовительной группе "Где прячется здоровье?"

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по познанию в подготовительной группе "Где прячется здоровье?"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познанию в подготовительной группе Тема: «Опасные предметы, которые встречаются в быту»

Закрепить у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познанию в подготовительной группе Тема: «Экскурсия на ВДНХ в павильон «Золотой колос»».

Задачи1.Уточнить и обобщить представления детей о процессе выращивания хлеба;расширять знания детей о профессиях, участвующих в выращивании и изготовлении хлеба 2.Развивать познавател...