Главные вкладки

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познанию в подготовительной группе Тема: «Экскурсия на ВДНХ в павильон «Золотой колос»».
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

    Клат Надежда Алексеевна

     

     Задачи

    1.Уточнить и обобщить представления детей о процессе выращивания хлеба;
    расширять знания детей о профессиях, участвующих в выращивании и изготовлении хлеба
     2.Развивать познавательно – исследовательскую деятельность, умение делиться полученными знаниями:
     3.Воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда;
    4. Активизация словаря: ВДНХ, жатва, жнецы, агроном, элеватор, мелькомбинат.
     

    Ход НОД

    Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться на выставку ВДНХ. Что же эта за выставка?

    Где находится самая большая выставка? ( в Москве).

    Чем интересна она?(на ней можно увидеть достижения людей  и самому чему то научиться)

    Давайте отправимся в павильон под названием "Золотой колос".

    Как по вашему, что представлено в нем? ( все, связано с хлебом: техника, зерно, колосья, люди, выращивающие хлеб)

    Давайте разделимся на 2 команды по видам колосков и выстроим маршрут, с помощью которого проследим путь, который проходит хлеб, прежде чем попасть к нам на стол.(Выкладывают алгоритм выращивания хлеба , сверяют с образцом. )

    Почему вы решили, что мы начнем свой путь с поля?( С поля, так как хлеб пекут из муки которую получают из зерен хлебных растений: пшеницы и ржи , а они растут в поле .)

    Итак,  отправляемся на поле. Танец «Поле» на фоне картины «Рожь» .

    Вы увидели, поле дружно колосится.

    Даст нам хлебушек пшеница.

    Черный хлебушек хорош

    Нам его подарит рожь.

    Продолжаем  наш путь согласно выстроенному маршруту.

    Я предлагаю вам , расставить экспонаты (колоски, мука ржаная и пшеничная, изделия из них иллюстрация поля пшеницы и поля ржи).

    по местам. Работать будем в командах

    Задание расставить экспонаты по местам. Определить отвечающего .

    1 команда Колос пшеницы пустой внутри. Когда зерно налилось, он становится тяжелым  и наклоняется к земле. Пшеничные зерна меньше,светло-желтого цвета, округлой формы. они окружены довольно твердой оболочкой, защищающей зерно от высыхания. Мука из них белая.

    2 Ржаной колос прямой жесткий и внутри пустой. Ржаные  зерна темного цвета, продолговатой формы . Мука темного цвета.

    Ребята, можете задать вопросы противоположной группе.

    Как по- вашему, о чем теперь мы будем говорить (как раньше выращивали хлеб).

    Ведь не сразу стали зерна хлебом тем, что на столе. С давних времен люди долго и упорно трудились на Земле, выращивая хлеб. Как назвать людей, которые выращивают хлеб? (Хлеборобы).

    Посмотрите, что происходит на поле? Как сказать по -другому? (Идет жатва) Как же называли людей, которые жали хлеб? (жнецы)

    Вспомнить чем занимались люди во время жатвы, нам поможет песня «Что везешь лошадка на возу».

    Ребята, как раньше готовились люди к севу зерновых (мылись в бане, надевали чистые рубахи, наклонялись к земле и трогали ладонями – нагрелась ли она) .

    Так было давно, а кто сейчас определяет время посадки, нам расскажет Женя (презентация об агрономе).

     Действительно, агроном должен знать технику, которая помогает человеку в выращивании хлеба. Переходим к следующей экспозиции.

    Изобретением человека является удивительная машина, какая, узнаете, отгадав загадку.

    Он идет, волну сечет,

    из трубы зерно течет? ”

    (презентация о комбайне) Кирилл

    Комбайн - важнейшая сельскохозяйственная машина, она не только срезает колоски, но еще и выбивает зерно из них, очищает зёрна струёй воздуха. Едет комбайн по полю и три дела сразу делает: жнёт, молотит и веет. Он срезает колосья, они попадают в середину комбайна, и из длинного рукава высыпается в самосвалы  зерно. Ребята, кто работает на комбайне? (На фоне музыки И. Кишко “Комбайнер”.)

    Как вы думаете, где же храниться собранное зерно?

    Элеватор – здание, где хранят зерно.

    Что еще кроме хранения  делают с зерном  на элеваторе . (очищают , сушат, сортируют).

    Обратите внимание, это элеватор в нашем городе.

    Двигаемся дальше по маршруту.

    Посмотрите, как вы думаете, почему рядом с мельницей лежат камни?

    Как называется современная  мельница?

    Как вы думаете, что закрыто салфеткой? Почему вы так решили?

    (Мелькомбинат. Место, где зерно превращают в муку).

    Ребята, мы много говорили о труде хлеборобов.

    Результатом труда людей , каких профессий, является хлеб и хлебобулочные изделия (пекарь).

    Мы тоже побывали с вами в роли пекарей и пекли булочки.

    Полина хотела бы поделится с вами рецептами ватрушек , которые она печет с мамой.(презентация).

     И конечно же украшением стола является каравай. Каравай дошёл до наших дней с древних времён. Хлебом и солью угощали дорогих гостей (Композиция" Каравай")

    Конец сбора урожая отмечали веселым праздником - ярмаркой .

    Внимание, внимание,

    Открывается весёлое гуляние!

    Торопись, честной народ,

    Тебя ярмарка зовёт!

    Танец "Ярмарка"

    Вот и солнце закатилось-

    Наша ярмарка закрылась!

    Приходите снова к нам,

    Рады мы всегда гостям!

    Приглашаем гостей на чаепитие

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_ekskursiya_na_vdnh.docx43.43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Возрастная группа: дети 6-7 лет

    Тема: « Хлеб – всему голова»

    Тип проекта: информационный, познавательно – исследовательский.

    Продолжительность проекта:  Сентябрь – Октябрь.

    Участники проекта: Воспитатели, дети, родители музыкальный руководитель.

    Актуальность реализации проекта, постановка проблемы:

    Так  как хлеб является основой питания для многих народов и рассматривается как источник жизни и символ труда.

    В давние времена считалось, что от обращения с хлебом зависит сила, здоровье и удача человека.

    Хлебу отведено главное место на столе, без него не обходится ни один приём пищи.

    Дети встречаются с хлебом ежедневно и, возможно, у них теряется значимость этого главного продукта. Проявляется  это в небрежном отношении к хлебу:( играют с хлебом, выбрасывают недоеденным, бросают, крошат, лепят фигуры).

    Данный проект позволит в условиях  воспитательно – образовательного процесса расширить знания детей о пользе хлеба, его ценности, о тяжелом труде людей, выращивающих людей хлеб.

    Цель проекта:

    сформировать целостное представление о процессе выращивания хлеба и профессиях людей, которые участвуют в этом процессе. Воспитывать бережное отношение к хлебу, к труду людей помогающих выращивать хлеб.

    Задачи:

    Уточнить знания детей о том, кто делает хлеб, где и из каких зерновых культур получают муку;

    Пополнить активный словарь детей специальными терминами и названиями;

    Развивать связную речь, коммуникативные навыки :диалогическую и монологическую речь.

    Развивать умения рефлексировать;

    Познакомить детей с литературой разных авторов и жанров на тему «Хлеб».

    Познакомить со старинными обычаями, связанные с хлебом;

    Привлечь родителей к организации проекта;(создание презентаций, изготовление поделок на данную тему).

    Образовательные области проекта: Познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие, социально – личностное развитие, физическое развитие, речевое развитие.

    Формы работы с детьми: Беседа о сборе урожая хлеба; 
    Рассматривание иллюстраций;
    Заучивание пословиц, беседы: « Как хлеб на стол пришел»; «Как испечь хлеб дома»;

    «Берегите хлеб». 

    «Терпенье и труд все перетрут»

    «Из чего делают белый хлеб, а из чего делают черный?»

    Рассматривание колосьев ржи и пшеницы

    Чтение литературных произведений по теме;

    Экспериментирование: Заводим дрожжевое тесто и наблюдаем за дальнейшим процессом, пока не поднимется.

    Практическая  деятельность: стряпаем (готовим ) булочки своими руками.

    Ожидаемые результаты, в т.ч. продукты проекта:

    Сформировать у детей представления о ценности хлеба;

     Получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;

    Воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, Участвующих в производстве хлеба;

    Воспитывать бережное отношение к хлебу.

    Этапы работы по проекту

    I. Подготовительный

     Деятельность педагогов и родителей

    Определение проблемы, постановка цели и задач;

    Определение методов работы;

    Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала;

    Подбор материалов для изобразительной и продуктивной деятельности детей;

    Подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности;

    Подбор презентаций на данную тему;

    Введение детей в проблемную ситуацию, доступную их пониманию и близкую по имеющемуся у них опыту;

    Модель трех вопросов

    Что мы знаем? 

     Хлеб делают из муки. (Никита)

     Муку делают из зерен. (Артём)

     Хлеб покупают в магазине. (Катя)

     Хлеб бывает белый, черный. (Стас)

     Мама дома печет хлеб в хлебопечке.( Семён)

    Что мы хотим узнать?

    Когда появился хлеб? (Полина)

    Как раньше выращивали хлеб? (Арина)

    Как выращивают хлеб в наше время? (Женя)

    Какие машины помогают людям выращивать и изготавливать хлеб? (Кирилл С)

    Какие профессии у людей, которые выращивают и изготавливают хлеб? (Полина Ф)

    Как  сделать тесто? (Даша Р)

    Что можно сделать из муки еще? (Кирилл Е)

    Почему говорят: Хлеб всему голова (Радион).

    Что можно приготовить из черствого хлеба? (Рома Я)

    Смогли бы вы прожить без хлеба?

    Какие пословицы, стихи, песни вы знаете о хлебе?

    Как нам найти ответ?

    Сходить на экскурсию на хлебозавод (Рома П),

    Спросить у родителей (Вика),

    Спросить у воспитателя (Серёжа),

    Провести опыт, получить муку (Дима Ш),

    Посмотреть в книгах, энциклопедиях, в Интернете (Вася)

    II. Основной

    Познание. Речевое развитие.

    Беседа – обсуждение: «Откуда хлеб пришёл».

    Экспериментальная деятельность:

    Рассматривание зёрен (рожь, пшеница).

    Проращивание зёрен.

    Посадка в землю.

    «Как готовить тесто».

    Чтение художественной литературы

    М. Глинская «Хлеб»,

    П. Каганова Хлеб – наше богатство»

    С Погореловский «Вот он – хлебушек душистый»

     В. Воронько «Вот и лето пролетело», «Вешний день пахать пора»

    В Крупин «Отцовское поле»

    М. Пришвин «Лисичкин хлеб».

    Заучивание пословиц о хлебе, стихотворений, поговорок.

    Работа с детьми по реализации поставленной цели и задач через различные виды детской деятельности:

    Социально коммуникативное развитие.

    С/Р игра «Магазин хлебобулочных изделий»

    Д/И «Назови профессии людей работающих на поле».

    Составление схемы «Откуда хлеб пришёл».

    Замешивание и изготовление хлебобулочных изделий из солёного теста.

    Замешивание дрожжевого теста и выпечка булочек.

    Конструктивно-модульная  деятельность: постройка пекарни.

    Игра «Хорошо - плохо», прививать правила обращения с хлебом.

    Игра «Узнай по вкусу» (ржаной хлеб, батон, пряник, сушка, печенье).

    Составление  рассказов о приготовлении своих хлебобулочных изделий. 

    Организация чаепития с домашней выпечкой.

    Худоожественно - эстетическое развитие

    (Художественное творчество).

    Аппликация «Колосья»

    Лепка из соленого теста « Булочки – плюшки».

    конструирование из конструктора, «Мельница»  рисование «Колосья»,  « Батон с баранками».  рассматривание иллюстраций И.Шишкин «Рожь»

    Конструирование из спичечных коробков «Машины для вывоза зерна».

    Физическое развитие.

    Танцевальная композиция: «Ярмарка», «Что везёшь лошадка».

    Пальчиковые игры, физминутки.

    П/И Кто, что делает?», «Где мы были, мы не скажем, а что делали  покажем».

    Работа с родителями:

    Изготовление макета, создание презентаций на темы: «Профессии, связанные с хлебом», «Как растёт рожь», «Как растёт пшеница».

    III. Заключительный

    В результате работы над проектом дети узнали:

    Как  вырастить хлеб, изготовить муку, выпечь хлеб.

    Узнали об истории возникновения хлеба, хлебных профессиях.

    Узнали, что в хлебе содержат необходимые вещества для жизнедеятельности человека.

    Разгадывали загадки, разучивали стихи и песни, узнали пословицы о хлебе.

    Посмотрели презентацию «Как хлеб на стол пришёл».

    Познакомились с историей о девочке, наступившей на хлеб по сказке

    Г.Х. Андерсена.

    Работа над проектом помогла развить  нравственные качества детей, обогатить активный словарь детей специфическими терминами и названиями, познакомить со старинными русскими обычаями, а так же привлекла  родителей к образовательному процессу в детском саду.

    А  главное: мы будем учиться, бережно относиться к хлебу, ведь это труд многих людей!

    План

    День недели

    Этап

    Непосредственно образовательная деятельность

    Совместная образовательная деятельность, в т.ч. в режимных моментах

    Организация самостоятельной деятельности

    Взаимодействие с родителями и социальными партнёрами

    Пт

    I

    Познание. Тема: Знакомство со злаковыми.

    Цель: Познакомить детей со злаковыми культурами, из которых выпекают белый и черный хлеб. 
    Развивать умение различать растение по характерным признакам: строение колоска, цвет, количество зернышек. 
    Познакомить с современной технологией изготовления хлеба и сравнивать с тем, как его изготовляли раньше. 

    Рассматривание картины Шишкина    « Рожь»

    Рассматривание колосьев: предметные картинки, засушенные колосья.

    Развивать умение обследовать и сравнивать колосья разных злаковых культур (рожь, пшеница, овёс).

    Учить различать и называть колосья разных злаковых культур.

    Рассматривание книг, альбомов о хлебе, 

    придумывание рассказов о хлебе, рассматривание колосков, зерен,

    Организовать родителей для изготовления макета на тему «Хлеб».

    Дать установку.

    Пн

    I

    Познание.

    Знакомство с трудом  хлебороба.

    Цель: Расширить представление детей о труде взрослых. Показывать результаты труда и его общественную значимость, учить бережно относиться к тому, что сделано руками человека.

    Речевое развитие.

    Тема:  Составление рассказа «Как хлеб на стол попал».

    Задачи: Воспитывать уважение к труду людей, выращивающих хлеб, бережное отношение к хлебу.

    Активизировать словарный запас детей.

    Чтение стихотворений В.Воронько «Вешний день, пахать пора…».

    Задачи: Поддерживать интерес к литературным произведениям. Расширять представления детей о труде тракториста, хлебороба и комбайнёра.

    Пальчиковая гимнастика «Колосок»

    Игра «Узнай и назови» (хлебобулочные изделия на картинке)

    Игра «Хорошо –плохо»(правила  обращения с хлебом).

    Сюжетно ролевые игры «Булочная»

    Предметы-заместители

    ( набор хлеба), «Семья», «Ярмарка»

    Закреплять правила игры, совершенствовать знания о традициях русского народа, связанных с хлебом.

    Привлечь родителей к изготовлению атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Пекарня»

    Пошив фартуков и колпаков.

    Пополнили дидактическую копилку иллюстрациями по теме «Хлеб».

    Вт

    I

    Музыка. 

    Пение песни: «Живи наша Русь и душа»

    Рисование «Колосья»

    Задачи:

     Развивать умение рисовать натюрморт с натуры, соблюдая пропорции и цветовую гамму. Учить детей рисовать колосья.

    Загадки о хлебе.

    Задачи: Воспитывать уважение к ответам товарищей.

    Развивать умение дослушивать загадку до конца.

    Учить понимать иносказательный смысл загадок.

    Чтение М. Пришвин «Лисичкин хлеб»

    Задачи: продолжать учить детей внимательно слушать, понимать смысл прочитанного, отвечать на вопросы педагога.

    Игра «Угадай на вкус»

    Цель: Учить детей угадывать на вкус и называть виды хлебобулочных изделий (батон, ржаной хлеб, сушки, пряник, пирог и т.п.)

    Хороводная игра «Каравай»

    Заучивание стихотворения П. Каганова «Хлеб – наше богатство!»

    Оформление компьютерных презентаций,

    Изготовление макетов для выставки «ВДНХ» нашей группы. Оформление альбомов  хлебобулочных изделий.

     

    Ср

    II

    Лепка.

    Лепим из солёного теста хлебобулочные изделия(по показу)

    Познакомить с технологией замешивания теста. Учить лепить фигурки из солёного теста по образцам – рисункам. Развивать навыки лепки: скатывание, раскатывание, соединение деталей, сглаживание неровностей, сплющивание, вдавливание. Воспитывать аккуратность при работе с тестом.

    Подвижная игра (Скажи и покажи)  Игра «Кто что делает?» (пекарь – печёт, комбайнёр – водит комбайн, убирает урожай и т.п.)

     Игра на сообразительность и долговременную память «Сядет тот, кто хлебобулочное изделие назовет». Игра «Исключи лишнее»(продукты которые не относятся к хлебу).

    Организация сюжетно ролевых игр: «Семья»(идём в кондитерскую), (выпекаем каравай для гостей).

    Д/И «Узнай по описанию».

    Чт

    II

    Познание. ККонструирование из конструктора «Мельница»

    Задачи: Воспитывать стремление добиваться поставленной цели. Развивать умение работать по схеме и образцу, уметь самостоятельно подбирать детали строителя. Учить детей строить многоэтажное здание. Совершенствовать представления о производстве хлеба. Закреплять умение

    обыгрывать постройку, аккуратно разбирать постройку после занятия.

    Рисование.

    « Колосья»

    рисунок с изображением колосьев.
    Задачи: закреплять знания о строении колоса; упражнять в рисовании гуашью способом примакивания и концом кисти; развивать эстетические чувства, чувство композиции, аккуратность; развивать умение замечать красоту природы.

    Чтение М. Глинская «Хлеб», Н. Самкова «О хлебе». Беседа по прочитанному.

    Задачи: Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к старшим. Развивать умение внимательно слушать литературное произведение, отвечать на вопросы воспитателя по тексту.  Учить понимать главный смысл произведения, выделять поучительный момент.

    Просмотр мультфильма  «История о девочке, наступившей на хлеб» по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена

    Д/и «Что сначала, что потом»

    Цель: Закрепить последовательность действий в процессе выращивания хлеба, развивать умение понимать причинно – следственные связи.

    С/и «Кто больше назовет пословиц о хлебе»

    Цель: Побуждать детей интересоваться смыслом слова, обогащать словарь.

    Консультация на тему: «Как познакомить детей со злаковыми культурами».

    Пт

    II

    Познание.

    «Дрожжи оживают».

    Цель:

    Развить у детей любознательность и познавательную мотивацию.  Дать детям знания об особенностях и свойствах дрожжей в разных состояниях.

    Аппликация

    «Золотой колос».

    продолжать учить детей путем срезания уголков прямоугольника получать овал; учить доводить дело до конца.

    Итоговое мероприятие. «Экскурсия на ВДНХ».

    Д/и «Что нужно для работы хлебороба?»

    Цель: Закреплять знания детей о сельскохозяйственной технике, орудиях труда хлебороба, развивать зрительное восприятие, внимание, память.

    Выставить в художественно-речевой центр книги по теме: «Всё о хлебе»

    С/р игра «Булочная»

    Цель: Формировать умение налаживать и регулировать контакты в совместной игре, договариваться о последовательности совместных действий; совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей, обогащать жизненный опыт, поощрять желание организовывать с-р игры)

    Оформление папки передвижки на тему: «Хлеб наше богатство».

    Список литературы

    1. И.А Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. Издательский дом «Цветноой мир»., Москва – 2013г.

    Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.2001 г.

    2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.1999 г.

    3. Комарова Т.С., Иванова Л.И.И., Милова О.М. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. – М.2000 г.

    4. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.,1999.

    5. Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников (О.С.Ушакова, А.Г.Арушанова, Е.М.Струнина и др. – М., 1999.

    6. Программа воспитания и обучения в детском саду. (Под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой – 2-е изд., испр.и доп.- М.2005.

    7. 365 развивающих игр (сост. Беляков Е.А. – М.1999.

    Т.А Шорыгина «Беседы о хлебе» . Москва – ТЦ «Сфера» - 2012.

    8. Наглядно-дидактическое пособие "Расскажите детям о хлебе".

     Автор: Емельянова Э. Л.

    9. Наглядно-дидактическое пособие "Откуда что берется. Хлеб".

     Автор: Емельянова Э. Л.

    10.  Наглядно-дидактическое пособие "Как наши предки выращивали хлеб".

     Автор: Емельянова Э. Л.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Экскурсия по Петербургу"

    Конспект итогового мероприятия в подготовительной группе. Образовательная область "Познание" (ФЦКМ, ФЭМП)...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группе «Экскурсия на фабрику игрушек»

    Конспект логопедического занятиядля детей подготовительной к школе группе.  Цель: Закреплять произношение звука (Л), автоматизация звука в словах...

    Конспект Непосредственно образовательная деятельность для детей подготовительного к школе возраста Образовательная область Социально-коммуникативное развитие «Экскурсия в библиотеку»

    Что такое библиотека? Для чегот она предназначена? Актуальна ли в современное время профессия -библиотекарь? На эти вопросы дети найдут ответы, став настоящими корреспондентами!...