Конспект непосредственно образовательной деятельности в логопедической подготовительной к школе группе на тему «Закружилась листва золотая»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Пархаева Лидия Николаевна

Практическое усвоение слов, обозначающих предметы, действия, признаки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности в логопедической подготовительной к школе группе на тему «Закружилась листва золотая»

Образовательные цели:

  • Практическое усвоение слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
  • Уточнение и расширение словаря по теме «Осень. Деревья»

Коррекционно-развивающие цели:

  • Совершенствование умения образовывать в речи относительные прилагательные;
  • Развивать умение составлять монологические высказывания описательного характера;
  • Улучшение общей моторики и координации движений;
  • Развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные цели:

  • Воспитание бережного отношения к лесу, любви к родному краю.

Словарь:

  • Существительные: листопад, клён, ольха, ель и др..
  • Глаголы: желтеть, краснеть, опадать, пожухнуть, облететь, вянуть.
  • Прилагательные: жёлтый, красный, сухой, осенний, лиственный, хвойный, смешанный, золотой, багряный.

Предварительная работа:

  • Работа по обогащению словаря по теме «Осень».
  • Рассматривание картин, иллюстраций В.Д. Поленова «Золотая осень, Е.Е. Волкова «Октябрь».
  • Заучивание стихотворения А.С. Пушкина « Уж небо осенью дышало…», А.К. Толстого «Осень, осыпается весь наш бедный сад»
  • Загадывание загадок.
  • Дидактические игры: «Что нам осень принесла», «Времена года», «От какого дерева лист?», «Узнай дерево по описанию» и др…
  • Беседы на темы: «Осень», «Осенний лес».
  • Туристический поход в лес.
  • Наблюдение на прогулках.

Материал:

Разрезные картинки (деревья), набор демонстрационного материала по теме «Деревья», наборы предметных картинок по теме; репродукции картин И.И Левитана «Золотая осень», Н.И. Осенев «Осень»; модели веточек, вырезанные из бумаги осенние листья; схемы для определения слов-предметов, признаков и действий; флаконы для экспериментирования; аудиокассеты с фонограммами.

Ход занятия.

1. Дети находят в приёмной листья. Из приёмной дети и воспитатель по «следам» из листьев идут по коридору, входят в музыкальный зал под фонограмму шелеста осенних листьев.

2. -Воспитатель: - Осень, как художник,

                              Лес разрисовала.

                              Дерево и кустик –

                              Всё волшебным стало.

(Подходит к «паутинке»)

- Что это? Почему так много листьев на паутинке?   (Ответы детей)

- Освободим паутинку. Выберите листок и объединитесь в компании. (По цвету листьев: жёлтый, красный, оранжевый)

-Воспитатель: Для каждой компании своё задание. Догадайтесь какое? (Сложить картинку)

-Воспитатель:  Сложите картинку и придумайте по ней загадку. Договоритесь, кто будет загадывать загадку и подайте какой-либо знак (потопайте, похлопайте), как будете готовы. (За правильный ответ каждая компания получит картинку с изображением дерева-отгадки)

-Поместите  свои деревья в лес. (На мольберты  прикреплены картинки с изображением лиственных деревьев на одном из них  и хвойных на другом)

- Поясните свой выбор.

- А лес из берёз – это какой лес? ( берёзовый)

- Лес из сосен? (сосновый)

- Лес из осин? (осиновый)

- Лес из клёнов? (кленовый)

4. Динамическая пауза:

- Возьмите каждый по картинке. Назовите её. Выберите себе место (звучит фонограмма Р.Шумана «Осень» из цикла «Времена года»)

- Посмотрите, ребята, все деревья смешались. Какой получился лес?

- Давайте поиграем. Если я покажу лиственное дерево, танцуют деревья лиственные, а хвойное – танцуют деревья хвойные.

- Раз и два, раз и два вот и кончилась игра. Вернём деревья на полянки.

5. Игра «От какого дерева ветки».

- Воспитатель: Я открою вам секрет, у меня деревьев нет, но зато есть веточки. Вот они…(изображение веточек деревьев на столе)

- Это веточки, возьмите  и к деревьям унесите.

- Ветка берёзы, какая? (берёзовая)

- Ветка осины? (осиновая)

- Ветка ольхи? (Ольховая)

6.Экспериментирование.

- Воспитатель: Ребята, у меня есть настоящие веточки. Вы знаете, что деревья пахнут? (Нюхают ветку тополя, осины,…)

- Воспитатель: Я вам приготовила сюрприз. Попробуйте по запаху определить дерево. (экспериментирование по запаху)

7. Воспитатель:

Раз – два, раз – два,

Вот деревья, вот трава.

Вот полянка, вот лужок,

Подходи ко мне дружок.

(Звучит музыка, дети рассматривают картины, выставленные на мольберте)

-Воспитатель:

Осень! Лес, точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный.

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки ёлочки темнеют.

- Какие деревья мы увидели на картинах?   (Берёза, осина, сосна, …)

(Происходит деление детей на компании)

-Воспитатель:  «Берёзки» подойдите к картинке №1, «Осинки» к картинке №2, «Сосны» к картинке №3.

В конвертах приготовлены задания. Откройте и решите, что нужно (в конвертах приготовлены карточки-схемы, обозначающие предмет, действие и признак).

Упражнение «Назови как можно больше слов».

Найдите как можно больше слов по картине, соответствующих вашей схеме. Договоритесь, кто будет отвечать.

8. Упражнение на координацию речи и движений:

Осень в гости к нам пришла,

Дети разводят руки в стороны

Дождь

Постукивают ладошками по ногам

и ветер принесла,
Ветер дует, задувает

Машут из стороны в сторону руками, поднятыми над головой

С веточек листву сдувает

Проводят ладонью левой руки по вытянутой правой и наоборот

Листья по ветру кружатся

Кружатся

И под ноги нам ложатся.

Плавно опускаются на пол

9.Импровизационная игра  «Листья, летайте!»

1, 2, 3, 4, 5 – будем листья собирать. (Берут по одному)

Листочки, летайте!
Листочки, летайте!

Листочки, летайте! ( Дети импровизируют)

А ну-ка, все в пары скорее вставайте! ( Встают в пары. Кленовый с кленовым…)

Вопросы к парам:

- У вас какие листочки? ( Берёзовые)

- Вот вам ветка берёзы.

10. Творческо – продуктивная деятельность детей:

- Воспитатель:  Найди себе удобное место и украсьте веточку листочками (воспитатель предлагает полюбоваться веточками и собрать в осенний букет).

- Осень золотую мы благодарим,

И её подарок в группе сохраним

Литература:

  • Т.М Бондаренко «Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада»
  • С.Н Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду»
  • А.С. Пушкина « Уж небо осенью дышало…»
  •  А.К. Толстого «Осень, осыпается весь наш бедный сад»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы на тему: "Пингвины на льдине"

Разнообразен природный и животный мир нашей планеты! Северный полюс, Южный полюс, пустыня... Любите путешествовать? Тогда  - в  путь!...

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему «Кладовая Земли»

Программное  содержание:1.      Формировать представление у детей о подземных богатствах.   2.      Познакомить детей с поле...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы, на тему: "Ремесла Кубани. Кузнечное ремесло - ковка".

Познакомить дошкольников с кузнечным ремеслом. Развивать творчество,  работая в технике - квиллинг....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Рисуем счастье».

Конспект занятия в подготовительной к школе группе. Направление - эмоционально-личностное развитие....

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы по теме: «Путешествие в мир маминых профессий».

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы по теме: «Путешествие в мир маминых профессий»....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в логопедической подготовительной к школе группе. Тема: «Звезда».

Разработка предназначена для проведения в рамках подготовки ко дню защитника Отечества - подарки для пап....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в логопедической подготовительной к школе группе Тема «Международный день родного языка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в логопедической подготовительной к школе группеТема «Международный день родного языка»...