Конспект интегрированной НОД по реализации образовательной области «Познание» Тема: « Неделя Светлой Пасхи»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Ванькова Вера Юрьевна

Конспект НОД по познавательно - речевому развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannnnaya_paskha_nod.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад комбинированного вида №117 « Рябинка»

                

Конспект  интегрированной НОД по реализации образовательной области «Познание»

                                        

                                

Тема:  « Неделя Светлой Пасхи»

 заказчик :   « МБДОУ Детский сад комбинированного вида №117 «Рябинка»

 исполнитель:  воспитатель  Ванькова В.Ю.

Курган, 2013

Тема: « Неделя Светлой Пасхи»

Цель: познакомить детей с Праздником  Пасхи — это праздник прославления         Иисуса Христа;

Познание: объяснить содержание праздника православной Пасхи;

рассказать о праздничных традиционных приготовлениях христиан Зауралья  и о праздновании Пасхальной недели;

  • Коммуникация: способствовать  развитию монологической формы речи;
  • Чтение художественной литературы: совершенствовать развитие художественного восприятия;
  • Художественное творчество: способствовать развитию детского творчества, расписывая яйца красками и украшая наклейками;
  • Музыка: приобщение к искусству музыки через прослушивание: « Пасхальный колокольный звон», «Хоровые песнопения»;
  • Социализация: приобщение к традициям русского народа.

Воспитательная: воспитывать интерес к русским обычаям.

Словарная работа: христиане, «писанки» - обогащение словаря         существительных;

        пасхальная, светлая, святая — обогащение словаря         прилагательных;

Предварительная работа: окрашивание яиц в красный цвет луковой шелухой -         традиция на Урале, прослушивание хорового         исполнения, ознакомление         с Пасхальным колокольным звоном (прослушивание в записи),         разучивание хороводов, игр.

Совместная деятельность с родителями: помочь ребёнку проникнуться                  ролью соответствующего героя в «Сказке о Пасхальном  Яйце»;

  • помочь в изготовлении костюмов, вместе с ребёнком - вызывание радости, эмоционального благополучия  от совместного участия

 родитель          - ребёнок;

Музыкальный ряд: Пасхальный колокольный звон, хоровые песнопения.

Индивидуальная работа: Катя Р. - интонационная сторона речи; Серёжа Б. -         украшение  пасхального яйца - формироваиие уверенности в творческих способностях.

Ход НОД

Вид деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

1. Вводная часть. Эмоциональное приветствие педагогом детей и взрослых -гостей, сообщение темы занятия, обоснованное праздничными историческими событиями социальной действительности

Называю тему занятия с кратким пояснением выбранной темы и привлекаю внимание на детей на инсценирование Пасхальной сказки

Дети готовы к инсценированию Пасхальной сказки « О Красном Яйце»

2. Инсценирование сказки « О Красном яйце» - умение проникнуться, вжиться в роль ( приложение 1)

Воспитатель - наблюдатель

Исполнение детьми соответствующих ролей — героев сказки, с применением костюмов

3. Совместное  исполнение  стихотворения: ребёнок- воспитатель «  Колокольный звон церквей...» Е.Шаламонова с.48 журнал Музыкальный руководитель №2,2007(приложение 2)

Чтение воспитателем — просодическая сторона речи на фоне музыкального сопровождения торжественного звона колоколов

Эмоциональное чтение стихотворения с использованием невербальных средств речи: жесты, мимика

4. Беседа воспитателя о празднике Весны — Святой Пасхе —познакомить детей с праздником прославления Иисуса Христа

Мы прослушали торжественный звон колоколов, во всех церквях звучали радостные праздничные хоры

  Христос воскрес из мёртвых,

 Смертию смерть поправ...

- ребята, быть может кому-то знакомо это имя — Иисус Христос?

- русских верующих людей называют как?

- почему мы верим в Бога, он  какой?




- почему мы можем назвать его добрым? Какие добрые дела он совершает?













- это наш Бог


- Христиане — обогащение словаря

- добрый, заботливый. ласковый, хороший — подбор слов — определений



- исцеляет людей — целитель — обогащение словаря,

- прощает за плохие поступки,

- учит как надо правильно поступать

- учит как надо любить Бога и любить своих  близких людей

5. Гибель Иисуса Христа

Мы с вами выяснили, когда Иисус Христос жил на Земле, Он делал много хорошего для людей. Народ любил Иисуса Христа и был ему за всё благодарен.

 Но нашлись злые , завистливые люди, обманывающие народ, и решили погубить Его

 Когда Иисус Христос молился ночью в саду, они явились со стражей и схватили Его. На суде злые люди ложно обвиняли Иисуса Христа и настроили против него народ. Христос был распят на кресте. А когда он умер, то произошло землетрясение, все испугались и поняли, что совершили большую ошибку — ведь они предали Того, Который их так любил.  Иисуса Христа похоронили в пещере, но прошло три дня и Он воскрес. Христа видели Его ученики, Его мать — Дева Мария. Это было настоящее чудо, люди были очень рады, ведь к ним вернулся тот, который был для них опорой в жизни, поэтому — ПАСХА — это праздник в честь воскрешения Иисуса Христа, в честь его возвращения к людям

Дети слушают

6. О Пасхе — праздник, который празднуется весной — как о  воскрешении Иисуса Христа, так и о пробуждении всего живого весной

Как Бог вернулся к людям, к жизни, так и весной возрождается всё живое: зеленеет трава, распускаются листья, появляются весенние первоцветы

Чтение стихотворения. Журнал Музыкальный руководитель03.04.2004г.,с. 40.(Смотри приложение)

7. Подготовка к Пасхе — уборка и украшение дома

Все христиане наводят в доме порядок к празднику светлой Пасхи, украшают дома вербами — Вербное воскресение ( праздновалось перед Пасхой)

Чтение стихотворения « В лужах солнышко искрится...», (смотри приложение)

8. Динамическая пауза — снятие усталости детей, дальнейшая концентрация внимания

п.и. « С вербой» - празднично украшенная верба, с сувенирами — загадками - фанты, о весне

Выполнение соответствующих движений, забирают фанты и разгадывают загадки — эмоциональное благополучие детей.

9. О продолжении Пасхальной недели

Пасхальная неделя — от слова Пасха;

Светлая неделя — от слова свет;

Святая неделя — от слова Святой;

 цель: упражнять в образовании слов — прилагательных,

- обогащение словаря детей;

 к празднику готовят праздничные угощения












Пасхальный кулич, сладкую  Пасху с творогом и изюмом, и ходят друг к другу в гости- прославляют хозяев как и на Рождество Христово, играют в игры, водят хороводы.

10.Игра « Хороводная»

Цель: познакомить с христианской традицией - христосоваться — значит, приветствовать друг -друга, поздравлять с праздником Светлой Пасхи

Воспитатель - участник хороводной

Проговаривая текст игры,и, выполняя соответствующие движения,- координация слова с движением. дети останавливаются и проговаривают такие слова: « Христос воскрес»! « Воистину воскрес»! И троекратный поцелуй — христосование.

11.Крашеные яйца- главное пасхальное угощение

 цель: познакомить детей с давней традицией Зауральцев — красить яйца в красный цвет луковой шелухой

Сообщение воспитателя о покраске яиц в Зауралье в красный цвет луковой шелухой

Предварительная работа: закладывание «перинки» из луковой шелухи в кастрюлю, закладка яиц, заливание холодной водой для получения красного цвета и «напаривание» на электрической плите.

- чтение стихотворения

« Как люблю я праздник Пасхи..», (смотри приложение)

12. Роспись крашеного яйца — формирование уверенности в творческих способностях детей

«Писанки»- обогащение словаря

- чтение стихотворения

« Как люблю я праздник Пасхи..», (смотри приложение), дети расписывают яйца красками, проявляя своё творчество, дополняют наклейками на фоне музыкального сопровождения соответствующей тематики — нравственно-эстетическое направление

13.Итог НОД презентация детских работ

Воспитатель выкладывает на красивом рушнике первую проросшую весеннюю зелень — символ пробуждения и продолжения жизни на земле

Красивые « писанки » дети укладывают на зелёную травку и дарят гостям- друзьям, с поклоном, с добром , с поздравлением в честь Светлой, Пасхальной недели.  

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

СКАЗКА О ПАСХАЛЬНОМ ЯЙЦЕ.

ЯЙЦО (просыпается, оглядываете вокруг):

Как же хорошо кругом!

Кто же я? И где мой дом?

(Идет, смотрит по сторонам.)

Вот ручей веселый льется,

В небе солнышко смеется.

Кто же я? Не понимаю...

Надо разыскать мне маму.

(Мышка идет навстречу Яйцу)

ЯЙЦО:

Здравствуй, серая малышка!

Кто ты?

МЫШКА: Я? Я просто Мышка. Ну, а ты куда идешь?

ЯЙЦО:

Я хочу узнать, кто я,

Мама где, и где семья...

МЫШКА:

На меня ты не похож,

Не похож колючий Еж...

Ты не плачь и не грусти,

Дальше по лесу иди.

ЯЙЦО: Как печально, как обидно...

МЫШКА:

Ты икринка, очевидно,

Может быть, ты рыбка тоже?

ЯЙЦО:

Рыбки на меня похожи?

К речке побегу скорей,

К маме я хочу своей!

(Навстречу Рыбка. Яйцо обнимает Рыбку.)

ЯЙЦО:  

Здравствуй, милая сестрица!

Или мне совсем не рада?

Мы - родня, обняться надо!

РЫБКА:

Вот еще? Какой кошмар,

Может, тебе брат Комар?

В рыбьей стае нет таких,

Прогоняем мы чужих!

(Яйцо плачет и идет дальше. Навстречу Лиса.)

ЛИСА: Почему, малыш, ты плачешь?

ЯЙЦО:

Родилось я неудачно.

Имя я свое не знаю...

ЛИСА:

Как же так, не понимаю,

Мама где?

ЯЙЦО: А я не знаю.

ЛИСА:

Значит, нужно отыскать,

Время зря нельзя терять!

Впрочем, стой!

Я помогу,

Маму я найти смогу...

Тяжела твоя дорога,

Отдохнешь, малыш, немного,

Домик мой тут недалече,..

Правда? Мне уже полегче...

(Лиса обняла Яйцо и повела в свай дом. Лисе навстречу прибежали лисята. Лиса смеется и говорит на ушко детям.)

ЛИСЯТА: В доме нам зачем яйцо?

ЛИСА:

Ха-ха...

Не куриное мясцо –

Вам яичница на ужин,

Печь разжечь скорее нужно.

ЯЙЦО (убегает):

Видно, я попал в беду...

Ой, спасайся! Пропаду!

(Навстречу Орел)

ОРЕЛ:

Эй ты, лысый, хочу знать,

Как посмел ты здесь гулять?

Ты нарушил мой покой!

ЯЙЦО: Не шуми! Ты кто такой?

ОРЕЛ:

Мне вопрос такой задать?!

Я Орел! Могу летать

В небе даже выше гор...

Ты не видел до сих пор?

ЯЙЦО: Вижу ваше лишь лнцо.

ОРЕЛ:

Ха-ха.

Желторотое яйцо!

Птенчик курочки ты Рябы!

Ха-ха!

ЯЙЦО:

Больше слов других не надо!

Я нашелся! Есть семья,

Ряба - мамочка моя!

КУРИЦА:

Ах, мое дитя нашлось!

Нелегко же мне пришлось,

Невредимый - это счастье,

Обошло семью несчастье.

ЯЙЦО:

Долго я в лесу скитался,

Надо мной Орел смеялся,

И не съела чуть Лиса...

ПЕТУХ:

Жизнь прекрасна у яйца!

Родом ты своим гордись,

И на праздник торопись!

Пасха светлая идет,

В храм торопится народ,

Слышишь пение с небес?

Иисус Христос воскрес!

КУРИЦА:

Станешь Красным ты яйцом,

И с пасхальным куличом

Понесешь благую весть:

“Иисус Христос Воскрес!”

Автор М: Мартынюк. Перевод с украинского П. Дзюба.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Елена Шаламонова

Стихи о Пасхе

Колокольный звон церквей

Над Россией раздаётся

А в канавке всё живей

Ручеёк весёлый вьётся.

Ярче утренний восток,

как тепло в весенний праздник!

К свету тянется росток,

Славит радость светлой Пасхи.

Солнца лучик, словно нить

Между небом и землёю,

Будут верить — будут жить

Люди дружною семьёю.          

                                                        ***

                                        В лужах солнышко искрится,

                                        Верба пухом зацвела,

                                        «Живы, жить!» - щебечут птицы,

                                        И поют колокола.

                                        На столе кулич душистый,

                                        Горка крашенных яиц.

                                        В этот праздник, светлый, чистый

                                        Не увидишь хмурых лиц.  

***

Как люблю я праздник Пасхи!

Приготовлюсь с четвергу-

Бабушка яички красит,

Я ей тоже помогу.

На скорлупке хрупкой, тонкой                        

Для людей, для красоты

Крашу кисточкой тихонько:                         

Крестик, солнышко, цветы.

В светлый праздник Воскресенья

Подарю своим друзьям

По яичку, с поздравлени ем,

И скажу: «Раскрасил сам!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственной образовательной деятельности( реализация образовательной области "познание") . тема:"веселое путешествие".

Цели: развитие внимания и наглядно- действенного мышления; закрепление в речи названий животных и их признаков( использование игрушек и картинок); расширение активного словаря за счет новых слов ( пуш...

Конспект совместной непосредственно- образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» Тема: «Город друзей»

Конспект совместной непосредственно- образовательной  деятельности по  реализации образовательной области «Познание» (для детей старшего дошкольного возраста)...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего возраста по реализации образовательной области "Познание" тема: "Лесная полянка"

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего возраста по реализации образовательной области "Познание" тема: "Лесная полянка"...

Проект реализации познавательно – практической деятельности в старшей группе Образовательная область «Познание» Тема: «Сбережем птиц»

Зима  в  Якутии   длится  очень долго,  целых 6  месяцев. В Республике Саха зимние месяцы    это  октябрь, ноябрь, декабрь,  январь,  ф...

Конспект НОД по реализации образовательной области "Познание". Тема: "Путешествие на ферму"

Формирование  обобщенного представления о домашних животных с опорой на зрение и сохранные анализаторы...