Главные вкладки

    Исследовательско – творческий проект для детей старшей группы "Знатоки Сибири"
    план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме

    Светлолобова Светлана Львовна

    Занятие для детей старшей группы, направленное на развитие  познавательно-исследовательской  деятельности через ознакомление с природой.  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon znatoki_sibiri.doc54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Знатоки Сибири.

    Исследовательско – творческий проект.

          История: с давних пор человек интересовался природой и даже боготворил её. Порой он мог объяснить необычайные явления и процессы, происходящие в природе. люди преклонялись перед законами природы и создавали себе богов, чтобы те могли оградить их от бед. До наших дней сохранились многие праздники, связанные с прославлением природы.

    Проблема: живя в Сибири, дети плохо знают особенности природы родного края. Дети данной группы любят природу, но у них слишком маленький жизненный опыт и знания. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе. не могут ответить на интересующие их вопросы: «Чем отличается бурый и белый медведь?», «Что общего у человека и животного?»  Они очень любознательны и хотят всё знать. Поэтому

      Цель: развивать познавательно-исследовательскую деятельность через ознакомление с природой. 

    Задачи:

    Познание: обобщить и систематизировать представления детей о природе. Расширять представления детей о диких животных. Формировать умение обобщать по существенным признакам, пользоваться при этом моделью. Воспитывать любовь к природе, умение сопереживать.

    Коммуникация: отражать результат  обобщения в развёрнутом речевом суждении. Развивать связную речь, умение говорить ясно, понятно для окружающих.

    Социализация: воспитывать любовь к культуре и природе Сибири. Знакомить с разнообразием родной природы.

    Физическая культура: продолжать формировать умение осознанно выполнять движения.

         Предварительная работа:

    1. Чтение познавательной литературы.

    2. Рассматривание иллюстраций.

    3. Беседа с детьми о животном мире Сибири.

    4. Наблюдения.

    5. Работа по моделям.

    6. Разучивание стихотворений.

    7. Разучивание физминуток.

    8. Работа кружка «Родничок».

           Участвуют:

    Дети группы «Ландыш».

    Воспитатель: Светлолобова С. Л.

          Срок:  1 месяц.

          План мероприятий:

    • Беседа о животном мире Сибири.
    • Изготовление родителями альбома гербариев.
    • Просмотр слайдов и фильмов о природе.
    • Познавательные занятия «Животный мир Байкала», « Овощи и фрукты».
    • Изготовление экологической газеты « Природа глазами души»
    • Наблюдения на прогулке.
    • Развлечение « Знатоки Сибири».

    Направление работы участников:

    1. Домашнее задание: разучивание стихотворения.
    2. Изготовление альбома гербариев.
    3. Изготовление игрового поля.
    4. кружковая работа: занятия по экологии «Животный мир Байкала», «Растения Сибири».
    5. Просмотр фильмов «Живая природа».
    6. развлечение «Знатоки Сибири».

           Подготовка: Игровое поле, фишка, кубик, загадки, краски,                                                 кисти, листы со следами, иллюстрации животных, овощи, зубочистки, нож, карточки с моделями, видеокассеты, карточки с гербариями, кроссворд, карта – план группы, коробка с призами.      

     

        Ход: Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную игру – путешествие, чтобы узнать много нового.

    Вы согласны?   (Ответы детей.)

    Тогда вперёд.

    Для игры у нас есть игровое поле, кубик, фишка. Каждый по очереди будет бросать кубик, и узнавать задание

    1. Загадки.

    Она приходит с ласкою                   Сидит – зеленеет,

    И со своею сказкою.                        Падает – желтеет,

    Волшебной палочкой                      Лежит – почернеет.

    Взмахнёт –                                                    (Листья.)

    В лесу подснежник

    Расцветёт.

              ( Весна.)

     Посмотрите-ка какая-                     Первым вылез из земли

    Вся горит, как золотая                     На проталинке.

    Ходит в шубе дорогой,                    Он мороза не боится,

    Хвост пушистый и большой.          Хоть и маленький.

                            (Лиса )                                ( подснежник.)

    Кто на ветке шишки грыз?                      Он чёрной тучей был сначала,

    И бросал скорлупки вниз?                      Он белым пухом лёг на лес

    Кто по ёлкам ловко скачет,                     Покрыл всю землю одеялом

    Кто в дупле орехи прячет,                       А по весне совсем исчез.

    Сушит на зиму грибы?                          ( Снег.)

                       ( Белка.)                      

         Ребята на этом этапе игры нам надо разгадать загадки, будьте внимательны.

    2.Рисование «Загадочные следы».

    Ребята какой-то волшебник зашифровал следы животных и птиц и решил проверить узнаем мы их или нет. Мы сейчас с вами будем следопытами и попытаемся угадать, кто здесь был.

    Берите краски и кисточки и закрашивайте весь лист у кого, чьи следы проявятся.

    Воспитатель спрашивает, у кого, чей след предлагает найти иллюстрацию этого животного.

       3. Зарядка для хвоста.

    Ребята мы долго работали, а теперь музыкальная пауза «Зарядка для хвоста».

      4. Д/и «Заколдованные овощи.

    Ребята посмотрим, что это у меня?  (Ответы детей.)

    Это овощи? Какие? ( Морковь, картофель, лук...)    

    Ребята, а знаете ведь и здесь загадочный волшебник побывал, он заколдовал зверей. И расколдовать их можете только вы, если скажете, на какое животное больше всего похож тот или иной овощ и почему?

    ( Ответы детей.) Воспитатель обобщает.

    Верно, морковь- это лиса, лук- это заяц, картофель- это медведь.

    Давайте вместе их превратим в зверей.

    ( Воспитатель с детьми приделывает уши, нос, глаза.)

      5.Физ. минутка.

     Ребята я предлагаю вам снова немного отдохнуть и вспомнить нашу игру

    « Бутончик.»

    6.Сравнительная характеристика животного и человека. ( по моделям.)

    Это задание ребята тоже сложное, но я думаю, вы справитесь. Надо сравнить животного и человека. Что у них общего и какие есть различия, а помогут нам в этом вот такие модели.(воспитатель показывает детям карточки с моделями.)

    Давайте выяснять:

    Человек и животное: двигается, дышит, питается, растёт, размножаются, пьёт воду. Что едят? Где живут? Чем выкармливаются дети и детёныши.  

    Дети и воспитатель разбирают все карточки и сравнивают.

    В конце воспитатель даёт оценку детям и обобщает.

    7. Сравнение бурого и белого медведя.

    Это задание самое интересное. Я вам предлагаю  посмотреть фильм о белом, а потом о буром медведе, только внимательно, а потом вы мне скажете, что в них общего и разного.

       Воспитатель задаёт вопросы: какая окраска, что делают зимой, где живут, чем питаются. ( ответы детей) воспитатель обобщает.

    8.Д/и « Чей лист?»

    У меня я думаю вы с этим заданием справитесь. У меня есть гербарии веточек деревьев. Что у них общего? В чём различия? Как называется дерево, на котором растут листья? Как называют деревья с листьями?

    ( дети отвечают, воспитатель обобщает.)

    9. Кроссворд о Байкале.

         Нам предлагают решить кроссворд о Байкале.

    Воспитатель зачитывает вопросы, дети отгадывают и воспитатель записывает.

    1. Самое большое озеро в мире, находящееся в Иркутской области.
    2. Человек, который охотится без разрешения.
    3.  Лесная территория, которую охраняют.
    4.  Морская птица, которая водится на берегах Ангары, Байкала и др. реках.
    5. Кормилец сибирских лесов.
    6.  Ластоногое животное, тюлень, который водится только на берегах Байкала.
    7. Человек, охраняющий лес.

    10. Ребята мы подошли к финишу, но на месте финиша прикреплена какая-то карта, что это?

    ( Ответы детей ) воспитатель обобщает: Верно это план нашей группы, значком «п» отмечено, то что спрятано. Где это? Ищите.

     Дети находят. Открывают коробку достают эмблемы и конфеты.

    Ребята, мы дошли до финиша, узнали много нового, разгадали все загадки и кроссворды. Какое задание вам больше всего понравилось? (ответы детей.)

    Замечательно! Вы хорошо отвечали, я теперь знаю земля наша в

    Живут в нём звери,  птицы, хороших руках, и вы будете её любить и беречь. И я предлагаю вам рассказать стихотворение « Земля, наш дом огромный.»

             Ты можешь удивиться,

    Узнав,- Земля- наш общий дом!

    И мы с тобой живём.

    Земля- наш дом огромный,

    В нём много этажей

    Для жителей подводных

    И для лесных ужей.

    Для всех квартир хватило:

    Для буйволов и коз,

    Для сов и крокодилов,

    Для зайцев и стрекоз.

    Земля- наш дом огромный,

     пусть сооружён

    Он не из плит бетонных,

    Но суть совсем не  в том.

    А в том, что мы соседи,

    И мы должны сберечь

    Оленей и медведей.

    Об этом наша речь!                                                          

       

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    « ДСОВ № 135.»

     

    Знатоки Сибири.

    Исследовательско – творческий проект в старшей группе.

                                                                                                                                                                                                       Составила: Светлолобова С. Л.

    г. Братск - 2013 год.

                                                                                     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Творческо-исследовательский коллективный проект для детей старшего дошкольного возраста «Посвящение Дню воинской славы».

    Проект направлен на повышение роли Дней воинской славы (23 февраля, 9 мая) в становлении высоконравственных и этических норм поведения дошкольников на основе краеведческого материала.  Проект мож...

    Информационный, исследовательский творческий проект для детей старшего дошкольного возраста "Мой город- Санкт-Петербург"

    Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма.Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение  и лю...

    Исследовательско – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Огород на окне»

    Программное содержание: Формировать представления детей о разнообразии культурных растений и способах их посадки. Знакомить со способами вегета­тивного размножения растений. Учить высаживать рассаду р...

    Исследовательско – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Подкормка для цветов"

    Задачи:Образовательные:1.Познакомить  с новым   видом  ухода за цветами - подкормкой2. Включать детей в активную исследовательскую деятельность и развивать любознательность, ц...

    Исследовательско – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста: «Подкормка для цветов».

    Цель проекта-формирование познавательного процесса к комнатным растениям...

    Познавательно - исследовательский творческий проект для детей старшего дошкольного возраста. "Я ЖИВУ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ"

    Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма.Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение ...

    «Формирование национальной культуры через татарский народный фольклор». Исследовательско-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста

    Задачи: приобщение к татарскому народному фольклору (песням, играм, потешкам, закличкам, пословицам, поговоркам, сказкам); пополнение знаний о национальном костюме(тубэтэй, калфак, читек, чулпы), та...