Экологический проект "В гости к весне"
проект (окружающий мир, младшая группа) по теме

В данном проекте представлен план работы по формированию знаний детей младшего дошкольного возрастапо признакам ранней весны, а также диагностика сформированнсти знаний детей о признаках ранней весны, включающая в себя 2 блока: живая и неживая природа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «В ГОСТИ К ВЕСНЕ»

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Участники проекта: дети младшей разновозрастной группы, родители.

Возраст: 3-4 года

Продолжительность проекта: 2,5 недели.

Период выполнения: с  4 по 23 апреля 2013 года.  

 Проблема:

Как правило, у детей не сформированы знания о весенних изменениях в живой и не живой природе. У многих не воспитано заботливое отношение к пробуждающийся природе, нет представлений о первых цветах весны. Дети владеют небольшими знаниями о перелетных птицах, об их жизни в весенний период. Им с трудом удается  устанавливать простейшие связи между условиями наступающего внешнего времени года и поведением животных, птиц, состоянием растительности. Снижен уровень речевого развития, активный, пассивный словарь мал, из-за этого страдает связная речь. Причиной всему может являться недостаточно материалов по данной теме, углубленности ее содержания в программе детского сада. Особенно этой теме не удаляется внимания дома со стороны родителей. 

Актуальность: 

Ребенок должен вырасти толерантным, чтобы чувствовать ответственность за всю живую природу, которая окружает его. Сохранить, окружающий мир для своих потомков. И мы – взрослые должны дать необходимые знания, научить беречь, любить природу с малых лет. 

 

Цель: Способствовать развитию познавательной активности детей, обогащать их представления о характерных признаках ранней весны.

Задачи:

  1. Конкретизировать и углублять представления детей о первых признаках весны.
  2.  Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи между явлениями природы, условиями наступающего весеннего времени года и поведением животных, состоянием растительности, развивать умение делать выводы.
  3. Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки.
  4. Воспитывать бережное отношение к пробуждению природы, к её отдельным явлениям.
  5. Формировать навыки исследовательской деятельности.
  6. Воспитывать навыки безопасного поведения в природе.

Методы и формы проведения: НОД, наблюдения, беседы с детьми, экскурсии.

 Продукты проекта: планшет «Перелетные птицы», макет весеннего дерева, фотографии, рисунки, выставки, альбомы детского творчества, выставка поделок детей из пластилина, разработки занятий, новые деревца на участке детского сада, аудиозаписи со звуками «ранней весны», голосами птиц, папка-раскладушка для родителей, скворечник, кормушка картонная, экопсихоэтюд, магнитные карточки  к мнемотаблице о характерных признаках ранней весны.

Ожидаемый результат:

  1. Дети должны знать и называть характерные признаки ранней весны.
  2. Иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида, особенностях обитания таких перелетных птиц как грач и скворец,  находить их сходства и различия.
  3. Владеть обобщающим понятием «перелетные птицы».
  4. Уметь делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
  5. Приобретут навыки безопасного поведения в природе.

Проект включает три основных этапа:

1-й этап Подготовительный

1. Подборка методической литературы по теме.

2. Подборка художественной литературы для чтения детям.

3. Подборка музыкальных произведений, а также аудиозаписей со звуками капели, журчанием ручейка, пением перелетных птиц (грач, скворец).

4. Подборка дидактического материала, наглядных пособий (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры, подвижные игры).

5. Составление плана работы по проекту.

6. Составление плана работы с родителями.

2-й этап: Реализация проекта по выбранному плану работы.

3-й этап Итоговый

  1. Оформление альбома с фотографиями  о проведенных наблюдениях с детьми «Наблюдение за природой (признаки ранней весны)».
  2. Оформление альбомов детского творчества детей.
  3. Выставка рисунков и  поделок детей.
  4. Выставка поделок родителей «Домик для скворца».
  5. Составление презентации о ходе реализации проекта.
  6. Открытое занятие на РМО воспитателей по теме:  «Признаки ранней весны».

Содержание плана работы по формированию у детей 3-4 лет знаний о признаках ранней весны

Образовательные области

Содержание работы по областям

Педагогические цели

Ожидаемый результат

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

- Развивать аккуратность при выполнении творческих работ.

- Воспитывать эмоциональную отзывчивость на явления природы.

- Поддерживать интерес к изобразительной деятельности.

- Развивать мелкую моторику пальцев.

- Активен при создании индивидуальных и коллективных композиций в рисунках, лепке, аппликации.

- С удовольствием участвует в выставке детских работ.

- Пытается в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность.

- Умеет аккуратно использовать материалы.

- Проявляет интерес к простейшим взаимосвязям в природе.

лепка

Нод

 тема: «Птицы на кормушке».

рисование

Нод

Тема: «Грачи прилетели».

Тема: «Скворечник». Тема: «Весенняя капель».

аппликация

Нод

Тема: «Скворечник». Тема: «Сосульки».

ПОЗНАНИЕ

Нод:  тема  «Капель».

Наблюдения за:

 -  состоянием погоды;

 -  таяние снега, сосулек;

 - образованием проталин;  

 -  появлением луж;

 -  капелью;

 - набуханием почек на деревьях;

  -  за цветением ивы;

  -  появлением первоцветов;

  -  за ручейком;

  -  за прилетом грача и скворца;

  -  за одеждой  

прохожих;

  - скворечником.

Наблюдение из окна «Световой день».

Беседа:

«Звери радуются приходу весны».

- Расширять преставления о характерных признаках ранней весны.

- Учить устанавливать причинно-следственные связи между явлениями.

- Сформировать представления о том, как встречают весну лесные жители.

- Познакомить детей с перелетными птицами, поведением птиц весной.

- Дать представление о том, как люди заботятся о птицах.

- Формировать доброжелательное отношение к птицам.

-  Познакомить детей с изменениями происходящими с деревьями весной.

-  Развивать у детей наблюдательность, любознательность, связную речь.

- Воспитывать бережное отношение к природе.

- Проявляет интерес к животным и растениям, к их особенностям, к простейшим взаимосвязям в природе.

- Участвует в сезонных наблюдениях.

- Способен устанавливать простейшие связи между  явлениями, делать простейшие обобщения.

- Выделяет наиболее характерные сезонные  изменения в природе

природе.

- Проявляет бережное отношение к

ТРУД

- Кормление птиц на участке;

- Участие в посадке саженцев рябины на участке.

- Поддерживать желание детей заботиться о птицах, приносить пользу.  

- Учить детей проявлять инициативу в оказании помощи взрослым, выбирать посильные действия (держать, поливать дерево).

- Расширять представления детей о труде,

воспитывать бережное отношение к результатам труда.

- Учить выполнять  индивидуальные поручения.

- Воспитывать бережное отношение к природе.

-Стремится самостоятельно выполнять элементарные поручения.

- Проявляет желание участвовать в уходе за растениями в уголке природы и на участке.

- Кормит птиц.

КОММУНИКАЦИЯ

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Чтение: Ф.Тютчев «Весенние воды», А. Плещеев «Весна», «Уж тает снег, бегут ручьи»,  русских народных потешек  «Дождик, дождик…», «Солнышко-ведрышко», С. Маршак «Весенняя песенка». Разучивание стихотворений:

 М.Клоковой «Зима прошла»,

Плещеева «Весна».

Рассматривание сюжетных картин: «Ледоход», «Встречаем птиц», «Ранняя весна».

Составление описательных рассказов по картинкам.

Беседы: «Весеннее солнышко»,

- Закреплять представления детей о ранних признаках весны.

-  Учить составлять небольшой описательный рассказ по сюжетной картине.

-  Развивать  связную речь.

-  Учить детей отражать в речи результаты наблюдений.

-  Формировать интерес к природным явлениям.

-  Развивать логическое мышление детей.

- Любит слушать новые сказки, рассказы, стихи; участвует в обсуждениях.

- Пытается с выражением читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.

- Пытается отражать полученные  впечатления в речи.

- Рассматривает сюжетные картины.

- Может читать небольшое стихотворение при помощи взрослого.

БЕЗОПАСНОСТЬ

Беседы:

«Как мы одеваемся весной, «Опасный лед», «Осторожно сосулька», «Пройди - не промочи».

-  Формировать осознанное отношение к своему здоровью.

- Подвести к пониманию взаимосвязи между изменениями погоды и одеждой людей.

- Учить обходить опасные места.

- Имеет представление об опасных для человека природных ситуациях и способах поведения в них.

- Имеет представления о том что следует одеваться по погоде.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Дидактические игры:

«Кто где живет», «Наша одежда», «Узнай птицу по описанию».

- Закреплять знания об отличительных особенностях перелетных птиц.

-  Учить узнавать и сравнивать птиц (грач, скворец).         - Помочь увидеть связь между сменой одежды и весеннего потепления.                

- Умеет проявлять доброжелательность, доброту по отношению к сверстникам.

- Умеет объединяться со сверстниками для игры в группу из 2-3 человек.

- Готов соблюдать элементарные правила в совместных играх.

- Способен придерживаться игровых правил в дидактических играх.

МУЗЫКА

Прослушивание аудиозаписи (звон капели, журчание ручейка, весенний дождик, пение птиц: скворца, грача).

Слушание музыкального произведения  «Весною», муз. Майкапера.

- Продолжать учить слушать музыкальное произведение, понимать характер музыки, развивать музыкальный вкус.

-  Учить узнавать звуки «ранней весны».

-Пытается петь, подпевать.

- Проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту музыкальные произведения.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

 Подвижные игры:  «Птички в гнездышках»,  «Спрячемся от дождика»,  «Птички и птенчики».

- Способствовать психомоторному развитию детей, улучшать навыки ходьбы, бега, прыжков.                            - Закреплять умения выполнять правила подвижных игр.

- Проявляет интерес к участию в совместных играх.

- Проявляет положительные эмоции при двигательной активности.

- Умеет бегать, сохраняя равновесие.

- Энергично отталкивается в прыжках на двух ногах.

План работы с родителями

  1. Оформление наглядной информации в уголок для родителей «Ранняя весна»;
  2. Фотовыставка «Как мы живем: наши наблюдения и занятия»;
  3.  Изготовление папки – раскладушки «Куда пойти с ребенком в выходной день весной»;
  4. Выставка поделок «Домик для скворца», иллюстрации к авторской сказке «О чем плачут сосульки».

Содержание методики диагностики природоведческих знаний детей 3-4 лет по признакам ранней весны

Цель: выяснить знания детей о признаках ранней  весны, изменениях происходящих в природе и жизни животных.

Материал: картинки весенней природы, весенних деревьев, перелетных птиц.

1 БЛОК – НЕЖИВАЯ ПРИРОДА.

Инструкция к проведению: проводится в виде беседы, с использованием картинок. Перед ребенком раскладываются картинки с изображением весенней природы. Ребёнок  рассматривает картинки и отвечает на вопросы воспитателя.

ВОПРОСЫ.

  1. Покажи, на какой картинке изображена весна.
  2. Покажи, на какой картинке изображена ранняя весна.
  3. Посмотри на картинку и назови признаки ранней весны.
  4. Какие изменения происходят с растениями?

 2 БЛОК – ЖИВАЯ ПРИРОДА.

Инструкция к проведению: проводится в виде беседы, с использованием картинок. Перед ребенком раскладывают картинки с изображением перелетных и зимующих птиц (грач, скворец, воробей, снегирь, голубь). Ребёнок  рассматривает картинки и отвечает на вопросы воспитателя.

ВОПРОСЫ.

  1. Покажи и назови птиц, которых ты знаешь.
  2. Покажи  и назови перелетных птиц.
  3. Когда прилетают эти птицы?
  4. Какая первая забота у этих птиц ранней весной?

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ.

  • Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос – 3 балла (высокий уровень).
  • Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью наводящих вопросов – 2 балла (средний уровень).
  •   Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл (низкий уровень).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий экологического развлечения "В гости к Весне"

Развлечение дл детей средней группы (зкологическое)...

Экологическая акция – конкурс «Чистая весна – 2017» Тема работы: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОУ»

Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру...

Экологическая игра "В гостях у весны"

Экологическая игра: Место проведения игры :Парк Сергиевка, особо охраняемый природный заповедник.Участники : Воспитатели, воспитанники старшей группы «Колокольчики » и их родители.Цель:...

Путешествие по экологической тропе " В гости к весне"

Путешествие по экологической тропе " В гости к весне"...

Конспект дистанционного интегрированного занятия НОД по экологическому воспитанию с использованием ДОТ и здоровье- сберегающих технологий. Экологическая тропа "По следам Весны" (вторая младшая группа)

Это занятие по формированию целостной картины мира (окружающий мир) для воспитанников 3-4 лет с использованием объектов экологической тропы, голосовых сообщений, видеофайлов «Встреча со Старичко...