Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе детского сада "Введение слова во храм"
методическая разработка (окружающий мир, подготовительная группа) по теме

Скобелкина Татьяна Васильевна

Приобщение старших дошкольников к православой культуре русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vvedenie_slova_vo_khram.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность  в подготовительной группе детского сада "Введение слова во храм"

Цель.

1.Закреплять и обобщать знания детей о православных просветителях Кирилле и Мефодии. Познакомить с азбукой Кириллицей.

2.Помочь понять истинное, изначальное назначение слова (Св.Иоан.Ст.1).

3.Учить различать гласные и согласные звуки.

4. Составлять слоги, делить слова на слоги, составлять предложения из нескольких слов.

5.Восиитывать интерес к грамоте, желание научиться читать и писать.

6.Посредством композиторов, художников, поэтов, писателей помочь детям глубже понять смысл слова, текста.

7.Закрепить умение передавать голосом нужный оттенок в тексте.

8. Воспитывать желание глубже понять мир Божий.

Ход занятия.

Молитва «Отче наш...»

Зал украшен иконой «Спас в силах» и иконой «Кирилла и Мефодия». В ряд расположен алфавит - буквы на листочке. Гласные буквы начертаны красным, согласные - синим. Обращаю внимание, как расставлены буквы, у каждой свое место.

«Буквы-значки, как бойцы на параде. В строгом порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит. А называется все алфавит».

Ты эти буквы заучи

Их три десятка с лишним,

А для тебя они ключи

Ко всем хорошим книжкам.

В дорогу взять не позабудь

Ключей волшебных связку

В любой рассказ найдешь ты путь

Войдешь в любую сказку.

Прочтешь ты книги о зверях

Растеньях и машинах,

Ты побываешь на морях и на седых вершинах.

Тебе чудесные края

Откроют путь от Л до Я.

Буквы мы видим и начертаем, пишем, а звуки произносим. Если бы видели только буквы, а произносить их не могли, чтобы было.

Было бы молчание, тишина, не было бы речи, мы бы не произносили слов.

Самое главное в речи - это слово.

Помните, ведь мир был сотворен по слову Божьему, как говорит нам Евангелие от Иоанна:

«В начале было Слово,

И слово было у Бога,

И слово было Бог».

-Повторяем все вместе:

Гласный звук мы произносим голосом, гласом, поем - а,о. Согласный звук произносим кратко - к, и. Без согласного звука гласный звук не остановишь а...м, у...ж, о...п. Когда соединяются два звука получается слог. Раз и два, раз и два, Скачут весело слога, Скачут, скачут как мячи. С нами вместе поскачи.

Исполняется песня «Малышки из книжки», проводится музыкальная игра «Составь слог».

Входит мудрец под красивую музыку. Обходит зал, любуется залом, здоровается с детьми и гостями. Предлагаю поставить тяжелый мешок и познакомиться и отдохнуть с дальней дороги.

  • Я старый мудрец, и пришел я к вам из далека.
  • А откуда вы узнали, что я пришел из далека?
  • Обувь и одежды ваши запылились, вид усталый. Откуда
    вы к нам пришли? У нас сейчас не носят такой одежды
    и обуви? И почему такой интересный головной убор?
  • Я вышел из дома давным-давно, был еще молодым и
    красивым   юношей,   я   столько   видел   чудесного   и
    интересного, столько прошел стран и дорог, а вот теперь
    состарился.   Но  я  очень  много  знаю,   и     могу  вам
    рассказать     много     интересного.      (Достает     икону
    «Крещение Руси» и глобус, библию, детские книги). Вот
    с этого все и начиналось.
  • Для чего ты все это достал, мудрый человек?
  • Библия - книга жизни, вся человеческая правда истина
    здесь написана.
  • Глобус,   это   наша   планета,   наша   земля,   только   в
    меньших размерах, я много видел и слышал ходя по
    этой земле и сейчас вам расскажу.
  • А эту икону мы знаем. (Задаю вопросы детям по иконе).
  • Да с Крещением Руси все началось, Слово вошло в
    Храм, Божие слово прозвучало в Храме, его услышали
    люди, научились писать и читать.

Рассказывает о двух братьях православных просветителях Кирилле и Мефодии (показывает икону).

Братья Кирилл и Мефодии были монахами. Они родились более 1000 лет назад в государстве Моравии (сейчас гос. Болгария) в городе Солуне.

Когда на Руси прошло крещение и Русь стала называться православной христианской, как мы сейчас с вами. Стали строиться Храмы, стали из других христианских стран приходить священники, чтобы славить в этих Храмах Господа Бога Иисуса Христа. Но службы в Храмах велись на греческом или византийском языках и народ стоявший в Храме не понимали эту речь и русский царь послал в Византию послов, которые могли бы создать славянскую азбуку, перевести священные книги и нести службу на славянском понятном всем языке. Долго искали таких людей, когда предложили двум братьям   монахам   Кириллу   и   Мефодию,   то   они   с   начало отказались, т.к. этот труд показался им непосильным, но Господь Бог в легком сне явился Кириллу и указал ему путь. Так была составлена славянская азбука Кириллица (показать и рассмотреть). Отсюда пошло слово «азбука» — первые буквы азбуки. Потом они перевели книги на славянский язык.

Стали создаваться школы, где учили детей читать и писать. Но прошли столетия и с каждым разом Кириллица все больше упрощалась и перешла в русскую азбуку и остались только молитвы «Отче наш...».

В Москве на Славянской площади воздвигли прекрасный памятник Кириллу и Мефодию с неугасимой лампадкой. Когда вы подрастете и будете в Москве, то поклонитесь им, ведь только они своим трудом научили нас читать и писать.

-Дорогой мудрец, а почему эти значки стали называться буквами?

-Раньше, когда не было бумаги, буквы писались острым предметом на буковой доске. Ведь дерево бук, самое прочное дерево надпись на этой доске хранится веками, от этого слова «буковая дощечка» и пошли буквы.

-Слово - это мудрость народная, из нее можно черпать как из колодца, достанешь чуть-чуть - слово, достанешь ведро - предложение, а можно начерпать море - это книги.

-Слова    бывают    разные    добрые,    грубые,    ласковы, заветные - слова молитв.

Проводится игра «Ласковое слово» - родители, с завязанными глазами, узнают своих детей, по сказанному ими ласковому слову.

Скажи погромче слово «Гром»

Грохочет слово словно гром.

Скажи потише «Шесть мышат»

И сразу мыши зашуршат.

Скажи «Кукушка на суку»

И сразу слышится ку-ку.

Скажи «Родник» - и вот возник

Бежит в зеленой чаще

Веселый ключ журчащий.

Мы и родник зовем ключом,

Ключ от замка тут не причем.

Мудрец.

Что за добрые друзья

Живут в доме у меня,

Они стоят в шкафу, на полке.

В переплетах толстых, гонких.

Друзья рассказывают мне.

Что происходит на земле.

Ребенок.

«Лучший друг» - Ладонщиков

Если купишь книгу

Не бросай на полку

От нее не будет

Никакого толку.

Всем полезно чтение

Про себя и вслух,

Книга самый верный

Самый лучший друг.

Из нее узнаешь

Обо всем на свете

На любой вопрос она

Без трудов ответит.

В ней стихи и сказки

Все к твоим услугам

Береги же книгу

Стань и ты ей другом.

Пословицы, поговорки, загадки детей:

Это чудо кирпичи,

Я в подарок получила,

Что сложу, потом сломаю.

Вес сначала начинаю, (кубики с буквами)

На странице букваря 33 богатыря.

Мудрецов - богатырей.

Знает каждый грамотей.

Азбука к мудрости ступенька.

Без букв и грамматики - не учат математике.

Волшебные слова - наши верные слова.

-Дети, а вы знаете, где хранятся книги? (В библиотеке)

-Книжная мудрость - это солнечный свет, самая главная книга - это Библия, в ней написана вся человеческая мудрость. Кто написал эту книгу? — Пророки.

-А кто такие пророки?

-А кто написал Евангелие?

-Как  по-другому   можно  сказать  слово  Евангелие?   — добрая весть.

Ребенок.

Дни летят, как в небе птицы

Не задержишь их полет.

Пусть на детские страницы

Бог свет истины прольет.

Чтоб проторенной тропинкой

Проходили малыши,

Без сомненья и запинки

В окружающей глуши.

Чтоб с безбожною тропою

Не смешались малыши.

Чтоб евангельской тропою

В царство Божие вошли.

Исполняется песня «Есть на свете вечный Бог».

Память народная - хранительница сказок, стихов, былин, пословиц, поговорок, преданий, загадок.

Это сейчас есть радио, телевизор, звукозапись, а раньше все передавалось из уст в уста или писалось в книгу, но книги писались вручную и были очень дороги.

В долгие зимние вечера, люди собирались в избах и слушали сказки и рассказы старых людей, странников.

Рассматриваю с детьми книги с красивыми заглавными буквами.

Испокон века, книга растит человека. Книги пишут писатели, поэты, не каждый человек способен делать это. Труд писателя и поэта очень тяжелый, долгий - это талант. А талант - дар Божий.

Понять глубже, прочувствовать стихи и рассказы помогают нам художники и композиторы

Рассматривание картины

Унылая пора, очей очарованье

Приятна мне твоя прощальная краса,

Люблю я нежное природы увяданье

В багрянец и золото одетые леса.

Вот я читаю стих и мы сразу видим, вспоминаем осень во всей ее красоте.

Вот ветер тучи нагоняя

Дохнул, завыл и вот сама

Идет волшебница зима.

(под музыку входит Зима)

Здравствуй, гостья зима.

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и полям.

(зима танцует)

Здравствуй, в белом сарафане

Из серебряной парчи

На тебе алмазы

Словно яркие лучи.

Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица душа.

Белоснежная лебедка

Здравствуй, матушка, зима.

  • Здравствуйте!  - мы друг другу сказали,  хоть мы  и
    совсем не знакомы.
  • Здравствуйте! Что особого мы друг другу сказали?
    Просто «Здравствуйте» больше мы ничего не сказали.
    Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире.
    Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире,
    Отчет же на капельку радостней сделалась жизнь.

Проводится игра «Составь предложение» — Бросается кубик и называем предложение из стольких слов, сколько будет точек на выпавшей стороне кубика.

Мудрец рассказывает притчу о сеятеле. Так давайте и мы в своих сердцах сеять мудрое, доброе, вечное.

Исполняется песня «Тропинка».

Мудрец достает из мешка буквари и читает стих:

«Вот азбука - начало всех наук.

Ведь слова рождаются из букв.

Подрастешь когда, возьмешь мелок

И напишешь на доске, дружок

Самые прекрасные слова

«Господь, Родина, Москва».

Ставь колечко на кольцо

Будет - вазочка.

Слово к слову ставь складненько

Будет - сказочка.

За ступенькою ступенька

Будет-лесенка.

Слово к слову ставь складенько

Будет песенка.

Исполняется песня "Богу всегда хвала".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность (подготовительная группа).

Самое красивое в нашем мире – человек и, научившись видеть, беречь и создавать красоту, мы научимся беречь и создавать человека и его мир, научимся жить по-человечески. Именно поэтому я выбрала ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительная группа «В гостях у Винни –Пуха»

Конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительная группа «В гостях у Винни –Пуха»...

Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной группе детского сада "Слово мама дорогое..."

Комплексное занятие для детей подготовительной к школе группы. Поможет воспитателям в развитии речи, воображении детей используя методы и приемы ТРИЗ-РТВ. Духовное и нравственное воспитание старших до...

Непосредственная образовательная деятельностьв младшей группе " Елочка"

непосредственная образовательная деятельность в младшей группе...

Непосредственная образовательная деятельностьв младшей группе "Снеговик"

непосредственная образовательная деятельностьв младшей группе...

Непосредственная образовательная деятельностьв младшей группе "Разноцветные бусы"

непосредственная образовательная деятельность в младшей группе...