Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной группе детского сада "Слово мама дорогое..."
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Свичкарь Светлана Владимировна

Комплексное занятие для детей подготовительной к школе группы. Поможет воспитателям в развитии речи, воображении детей используя методы и приемы ТРИЗ-РТВ. Духовное и нравственное воспитание старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovo_mama_dorogoe.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

"Слово мама дорогое..."

Дети входят в оформленный зал, воспитатель дает им возможность осмотреться.

  • Дети, посмотрите вокруг, мы много раз бывали в этом зале, а сегодня наш зал не такой как всегда. Чем же он сегодня необычен? (Ответы детей). Да, здесь и ваши рисунки, и выставка картин. Когда я внимательно
    рассмотрела ваши работы, то мне очень захотелось поговорить о них сегодня.
  • О ком вы хотели рассказать в своих рисунках?
  • Когда вы рисовали, то, какие чувства испытывали?
  • Что наполняло ваши сердца?
  • Что вы хотели рассказать о своей маме? За что вы благодарны своей маме?

Воспитатель выслушивает ответы детей и делает вывод, что все детские работы объединяет «любовь к маме», «желание рассказать о своей маме» и т.д.

Затем дети переходят к выставке картин, воспитатель предлагает детям рассмотреть их.

Ребята, а эти картины кто нарисовал?

  • Кого изобразили художники на картинах?
  • Как можно назвать этих людей?
  • Что их объединяет?
  • Как художники показывают, что этих людей объединяет любовь, нежность, радость?
  • Кто вспоминается вам, когда вы смотрите на эти картины?
  • О ком думала художники, рисуя эти портреты?
  • Как бы вы назвали эту выставку?

Видите, ребята, у каждого из вас родилось свое название. Ведь сколько людей, столько и будет названий. Каждый человек хочет вложить свои чувства в слово «мама».

Вы выразили свои чувства к маме в своих рисунках, художники в своих картинах.

-        А как могут выразить свои чувства,  свое отношение к маме композиторы? (Ответы детей). Правильно, давайте послушаем, как это будет звучать в музыке, в песне. (Звучит запись песни «Слово мама дорогое» в
исполнении Е.Смольяниновой).

Дети, вам понравилась эта песня, какие прекрасные слова и очень теплая для души мелодия.

- Какие строчки песни, вам больше всего запомнились? (Ответы детей). Вот видите, как автор прекрасно положил слова на музыку, и получилась песня.

- Ребята, а теперь подойдите ко мне. Что это за образ?

  • Как называется эта икона?
  • Дети, мы с вами очень много видели икон Божьей Матери с младенцем, а почему они называются по-разному?
  • Какие чудеса являет собой Божья Матерь?
  • Дети, в чем сходство иконы и портрета?
  • Чем отличается икона от портрета?
  • Словами, какой молитвы мы разговариваем с Божьей матерью?
    Дети и взрослые исполняют Богородичный распев.

-        Божья Матерь как путь, дорога, свет который нас связывает с Господом Богом Иисусом Христом. Мы просим «Просвети нас светом сына твоего». О каком свете мы говорим? (Ответы детей). Да, Божья Мать мать
всех   православных   людей.   В   своих   горестях,   болезнях,   невзгодах   мы обращаемся   к   ней,   как  к   родной   матери.   В   разговоре   с   ней   мы   не
обманываем, не оправдываемся, не сваливаем вину на другого, а как на груди родной матери закрыв глаза, говорим ей о своей вине и просим помощи. И, она как родная мать нас слышит, нас понимает и душа наполняется любовью и покоем. И мы знаем, что и как делать. Дети, поступайте с людьми так же, как бы и вы хотели, чтобы поступали с вами, и всегда с вами будут добрые друзья.

Человек может совершить плохой поступок, но ты признай его в своем сердце, расскажи о нем, укори себя, что это плохо. Есть вещи, которые можно рассказать только двум матерям, это родной Маме и Богородице. И та и другая тебя поймут, простят и помогут, и помните:

«Кто мать обижает, того Бог карает.

Люди чураются, в дом не пускают».

Народная мудрость хранит много хороших, метких, добрых слов о матери.

Давайте, ребята, вспомним и объясним эти пословицы.

  • Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.
  • Птица рада весне, а младенец матери.
  • Нет милее дружка, чем родная матушка.
  • Материнская ласка конца не знает.
  • В материнском сердце на всех ласки хватает.
  • При солнышке тепло, при матери добро.

Молодцы, ребята, вы запомнили много пословиц и умеете их объяснить.

А сейчас я попрошу вас помочь мне разобраться в «путанице» среди пословиц. Перепутались две знакомые вам пословицы, постарайтесь восстановить правильный их текст.

«Пословица, тебя мы знаем.

Но не такою ты была.

Неужто хвост чужой нарочно

К своей основе ты взяла?»

Пословицы:

Материнский гнев, что весенний снег, конца не знает. Материнская  ласка,   что  весенний снег:  много  его выпадает,   да быстро растает.

Молодцы, ребята, хорошо справились с этим заданием, восстановили правильный текст пословиц.

О матери гласит не только народная мудрость. О ней слагают стихи. Послушайте стихотворение Е.Благининой «Солнышко» и подумайте, какая пословица подходит по смыслу к этому стихотворению.

СОЛНЫШКО. Е. Благинина

Как это бывает.

Сама не пойму.

Что солнышко в небе,

То мама в дому.

За облако солнышко Скроется вдруг.

Все станет пустынным

И печальным вдруг.

Уйдет хоть ненадолго

Мама моя -

Такой невеселою

Сделаюсь я.

Домой возвратится

Родная моя.

И снова веселою

Сделаюсь я.

Играю, смеюсь.

Кувыркаюсь, пою.

Люблю я родную

Голубку свою.

- При солнышке тепло, при матери добро. Ребята, рядом с мамой вам действительно всегда хорошо, ее любовь вас согревает, а что же ждет мать от своих детей? (ответы детей). Конечно же, любви. И хорошее мамино настроение зависит во многом от вас, от вашего понимания, вашей доброты, ласки. Недаром народная мудрость гласит: «Спасибо тому, кто поит и кормит, а вдвое тому, кто хлеб соль помнит».

Смысл этой пословицы в том, что мы должны быть благодарны своим родителям за их заботу и нам тоже скажут спасибо.

Наша с вами доброта и внимание по отношению к маме принесет нам только добро и радость. Помните об этом.

Во все времена, о добром сердце люди слагали сказки, но есть сказки о злых и равнодушных сердцах. Зло, как осколки стекла поражают сердце и глаза.

- Вспомните такие сказки? Да, мы знакомились с ними, это сказки «Кукушка» и «Айога». Помните, я давала вам задания на дом. Дома с мамами и папами вы сочиняли свои новые сказки. Пытались изменить сюжет сказки. Когда добрых персонажей наделяли отрицательными чертами характера и наоборот, прибегали к помощи волшебников и фей, находили волшебную воду, траву и многое другое, чтобы помогло вам изменить сюжет сказки, злых и равнодушных героев сделать добрыми, отзывчивыми и трудолюбивыми.

На своих занятиях мы учились графически передавать внутреннее состояние человека, его эмоции. И я хочу предложить вам с помощью графических значков выстроить последовательность сюжета сказки «Кукушка».

-        Назовите мне всех персонажей сказки? Да, это мама и ее четверо сыновей.

- Как вы думаете, почему они жили вместе? Как они жили? Дружно.

- Тогда какое лицо будет у мамы, что оно выражает? Какие эмоции на лицах мальчиков? Почему веселые и радостные?

  • Что  затем произошло в сказке? Мама заболела,  какое у нее выражение лица? А дети в это время веселятся, какие у них лица, что они
    выражают? Радость.
  • Затем в кого превратилась мама? Почему?
  • Улетела из дома, чум опустел, дети по-прежнему веселы? Как изменились их лица? Что они выражают сейчас? Почему?

Вы уже заметили, что добро и зло ходят рядом и в сказках и в жизни.

-        А что вам ближе, чего ваша душа желает доброго или злого? (Ответы детей).

Делайте, поступайте с людьми так же, как бы и вы хотели, чтобы поступали с вами.

Доброе сердце радует человека.

  • Как вы думаете, ваши мамы любят, когда вы их радуете?
  • В минуту радости ваша мама, какая?
  • Как ты думаешь, зачем тебе мама?
  • А зачем ты маме?

Вы назвали мне все те чувства, которые вас связывают с мамой? Это - любовь, нежность, ласка, внимание, забота, радость.

Дети у меня на столе много лоскутков различной ткани, потрогайте, пощупайте, погладьте, приложите их к щеке.

  • Какой лоскуток напоминает вам о маме?
  • Чем он вам напоминает маму?

Вот сколько любви и добра, дети, в ваших сердцах. Старайтесь эту любовь пронести через всю жизнь ко всем людям, а в первую очередь к маме. Откройте ваши сердца для добра.

Дети исполняют песню «Хорошо рядом с мамой» Муз. А.Филиппенко, ел. Т. Волгиной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе "Кошечка для мамы" лепка из глины

Целью данного проекта является обобщение и закрепление знаний о народной игрушке филимоновской и дымковской. Результатом проекта является игрушка сделанная руками ребенка в подарок маме на 8 марта....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада, образовательная область "Познавательное развитие" Тема «Космическая история"

Конспект непосредственно образовательной деятельности  в подготовительной  группе детского сада, образовательная область "Познавательное развитие" Тема «Космическая история"...

Конспект непосредственной образовательной cовместной деятельности в подготовительной группе на тему «Здоровое питание»

Данный конспект занятия предназначен для проведения с детьми подготовительной группы. Целью занятия является расширение представлений детей о правильном питании и здоровом образе жизни....

Конспект непосредственно образовательной коррекционной деятельности в подготовительной группе "Африка"

quot;Путешествие в Африку" с детьми 6 -7 лет, где они знакомятся с природными зонами этого большого континента и учатся составлять интеллект-карту по итогам путешествия....

Методическая разработка "Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе "Наши помощники на дороге"

Непосредственно-образовательная деятельность "Наши помощники на дороге" способствует закреплению знаний детей о правилах безопасного поведения на улице, толорантного отношения к другим людям...

КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе детского сада «Удивительные рыбки»

Занятие по познавательной деятельности в подготовительной группе "Рыбы" направлено на формирование у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде....