Занятие познавательного типа для детей старшего возраста
методическая разработка (окружающий мир, старшая группа) по теме

Мельник Татьяна Алексеевна

Занятие Зрение как орган познания окружающего мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_zrenie_kak_organ_poznaniya_okruzhayushchego_mira.doc1018.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 229» компенсационного вида

Тема занятия познавательного типа для детей старшего возраста:

 «Зрение как орган познания окружающего мира»

Выполнила:

Мельник Т.А.

Новокузнецк

2013


Цель занятия: Обогащение знаний детей старшего дошкольного возраста об органах чувств.

Задачи: Раскрыть значение органов зрения для познания окружающего мира.

Дать знания по охране зрения человека. Формировать умения самостоятельно делать выводы, умозаключения, используя практическое экспериментирование. Воспитывать чуткое отношение к людям с физическими недостатками.

Материалы:

- подвязка для игры «Узнай на ощупь»;

- продукты для узнавания на вкус – апельсин, сахар;

- изображения орла и щуки;

- салфетки для каждого ребенка. 

        Ход занятия.

        У детей на груди таблички с именами, у педагога такая же – перевернута или закрыта.

        - Дети, давайте с вами познакомимся.

        - Как мне удалось узнать ваши имена? (Прочитала на табличках).

        - А вы умеете читать?

        - Прочитайте, как меня зовут.

        - Почему вы не можете прочитать? (Табличка перевернута).

        - А сейчас можно прочитать? (Переворачивает табличку).

        - Почему вы смогли прочитать?

        - Чем мы видим?

        - Сегодня я хочу поговорить с вами о глазах.

        - Что такое глаза?

        - Что мы видим глазами?

Вывод: с помощью глаз мы познаем мир.

- А можно ли познавать мир, не имея глаз?

Давайте проверим. Кому-то из вас я завяжу глаза. Вам нужно выполнить задание с завязанными глазами.

Педагог меняет местоположение, зовет детей по именам. Дети подходят к педагогу, ориентируясь на голос.

- Как вам удалось узнать, где я стою? (С помощью слуха).

- А сейчас поиграем в игру «Угадай-ка».

Одному из детей завязывают глаза, он должен узнать своего товарища на ощупь, не снимая повязки с глаз.

- Как тебе удалось узнать друга? (С помощью рук).

- Сядем за стол.

Девочки садятся напротив мальчиков, угощение лежит под салфетками, на середине столов (апельсин, наколотый на пластмассовую палочку).

Девочки закрывают глаза. Мальчики берут угощение и дают девочкам понюхать.

- Чем угощают вас мальчики?

- Как вам удалось узнать? (При помощи запаха). 

- Предлагаю съесть апельсин.

- Сейчас мальчики закроют глаза, а девочки будут их угощать.

Педагог предлагает сначала понюхать, а потом, не открывая глаз, попробовать угощение.

- Чем вас угостили девочки? (Сахаром).

- Как вам удалось узнать? (Попробовали).

Вывод: только ли с помощью зрения человек познает мир? Нет. Человек может познавать мир с помощью рук, слуха, запаха, вкуса.

А какой из этих органов наиболее важный?

Ответы детей.

- Давайте послушаем загадку. Это животное. Его тело покрыто перьями. У него есть крылья. Высиживает птенцов из яиц.

Ответы детей.

- Сейчас ответ на загадку будет на картинке. (Показывает изображение орла).

- Почему вы не смогли отгадать загадку сразу?

Ответы детей.

- Сейчас следующая загадка. (Показывает изображение щуки).

- Почему вы так быстро отгадали эту загадку? (Увидели).

- Так права ли русская пословица «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»?

- А есть ли такие люди, которым приходится познавать мир с помощью рук, вкуса, запаха, слуха? (Да, это люди с нарушением зрения).

- Как называют таких людей?

- Может ли незрячий человек видеть красивую картинку, смотреть фильм, читать книгу? (Для незрячих людей созданы специальные книги, которые они читают при помощи рук).

- Произошла беда, и человек стал незрячим, что он чувствует?

Ответы детей.

- Давайте закроем глаза, что вы видите? (Все исчезло). Встаньте с закрытыми глазами и походите. Что вы чувствуете?

- Как вы поведете себя при встрече с незрячим человеком?

Вывод: незрячим людям тяжело в жизни, потому что зрение – наиболее важный орган в познании мира.

- Только ли человеку нужно зрение?

- Для чего животным зрение?

- Есть ли животные, которые могут обходиться без зрения? (Крот).

- Как же он ориентируется в темноте? Добывает себе пищу?

Вывод:  крот слепой, потому что живет под землей в полной темноте и видеть ему нечего. Он ориентируется с помощью слуха и обоняния, которые у него очень хорошо развиты. Крот за несколько метров слышит, как ползет червяк.

- Как вы думаете, у кого глаза зорче – у птиц или у водных животных?

- Давайте проверим. Вот корм для вашей щуки (показывает изображение мухи).

- Вам видно? Сейчас мы опускаем в воду и через слой воды рассматриваем корм.

- Когда корм видно лучше: в воздухе или в более плотной и темной воде на глубине? (В воде видно хуже).

- Вода плотная, она мешает глазам щуки рассматривать предметы.

- Может ли она рассмотреть предмет, который находится вдали?

- Нужны ли ей зоркие глаза?

Вывод: щука видит только вблизи, так как рассматривать дальние предметы ей мешают и плотность воды, и водные растения, и то, что вода бывает часто мутная.

- Обратите внимание: глаза рыбы расположены по бокам головы.

- Почему? (Помогает спасаться от врагов, рыба видит сразу три картинки: спереди, слева, справа).

- Вы слышали такое выражение «Глаз как у орла»?

- Почему так говорят? (Значит, у человека хорошее зрение).

- Действительно ли у орла хорошее зрение?

- Почему вы так решили? (Птицы видят корм с высоты, либо жертва очень маленькая – мошка).

- А еще глаза птиц могут настраиваться на близкие и дальние расстояния.

Вывод: зрение всех живых существ зависит от среды, в которой он живет.

Есть животные, которые обходятся без зрения, а есть те, которым оно просто необходимо.

- Что произойдет с этим животным, если оно потеряет зрение? (Оно погибнет, если ему не помочь).

- А у всех ли людей хорошее зрение?

- Какие приборы помогают человеку с плохим зрением?

- В результате чего может испортиться зрение?

- Я приготовила схемы – в эти рисунки с крестиком в углу. Что это означает? (Запрет на то, что может ухудшить зрение).

- Что обозначают остальные схемы? (То, что поможет нам сохранить хорошее зрение).

- Что нового вы узнали на занятии? С какими выражениями познакомились?

- О каких органах чувств вы бы еще хотели узнать подробнее?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по теме "Обучение связным высказываниям типа рассуждения детей старшего возраста, через интеграцию образовательных областей «Коммуникация» и «Художественное творчество»

Аннотация проекта:1. В повседневном общении друг с другом и воспитателем дети  мало пользуются высказываниями, содержащими рассуждение, как правило, они состоят из тезиса и объяснения-доказ...

План конспект физкультурного занятия комбинированного типа для детей старшего возраста

Конспект физкультурного занятия со схемами и  методическими указаниями....

Конспект познавательного занятия по здоровьесбережению для детей старшего возраста на тему: «Все помощники – важны, все помощники – нужны».

Конспект познавательного занятия по здоровьесбережению для детей среднего возраста на тему:«Все помощники – важны, все помощники – нужны».Цель:·        Сформировать ...

Конспект занятия по познавательному развитию Для детей старшего возраста

Памятники и исторические места Великой Отечественной войны»....

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего возраста "Город мой, дорогой!"

Занятие по познавательному развитию познакомит детей и историей возникновения родного города, его названием. Воспитывать интерес к истории родногогорода и страны....