Конспект НОД "Овощи на нашем столе"
план-конспект занятия (окружающий мир, подготовительная группа) по теме

Программное содержание занятия:
  • Расширять осведомленность детей о сельскохозяйственном труде человека и о сферах деятельности, связанных с обработкой полученного урожая; 
  • Уточнять представления детей о внешних и вкусовых качествах овощей наиболее употребляемых, местах их выращивания, способах использования в пищу;
  • Развитие умения работать коллективно.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon овощи на нашем столе65.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Государственное бюджетное образовательное учреждение

                                        детский сад № 1031

                   Восточного Окружного Управления Образования

                        Департамента Образования города Москвы

Конспект  НОД

Образовательная область «Познание»

с использованием элементов экспериментирования

Тема: «Овощи на нашем столе»

подготовительная группа

                                                                                   Материал подготовлен

Воспитателем

ГБОУ детский сад № 1031

Журтовой И.Б.

Овощи на нашем столе

Программное содержание:

  • Расширять осведомленность детей о сельскохозяйственном труде человека и о сферах деятельности, связанных с обработкой полученного урожая;
  • Уточнять представления детей о внешних и вкусовых качествах овощей наиболее употребляемых, местах их выращивания, способах использования в пищу;
  • Развитие умения работать коллективно.

Предварительная работа:

  • Чтение стихотворения "Овощи" Ю. Тувима (читает С.В. Михалков);
  • Рассматривание иллюстраций (овощная тематика);
  • Дидактические игры «Дары осени», «Что растет на грядке», «Съедобное – несъедобное».

Методы и приемы:

  • Сюрпризный момент
  • Беседа с детьми
  • Вопросы проблемного характера
  • Отгадывание загадок
  • Практическая деятельность (приготовление винегрета)

Ход НОД:

В зале накрыты столы: овощи (сырые и вареные для приготовления винегрета).

Звучит запись голоса С. Михалкова, читает стихотворение «Овощи» Ю.Тувима:

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу, ОХ!

Вот овощи спор завели на столе –

Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

Картошка? Капуста? Морковка? Горох?

Петрушка иль свекла? ОХ...

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала:

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу. ОХ!

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка, капуста, морковка, горох,

Петрушка и свекла, ОХ!

И суп овощной оказался не плох!

Почему суп получился не плох?

        Дети:         Потому что         много         овощей         было в         супе, а овощи полезные, в них много витаминов.

Воспитатель: Не зря говорят – Обед без овощей, что праздник без музыки. Ребята, в какое время года можно собрать много овощей?

Дети: Осенью.

Воспитатель: А какие овощи выросли на нашем огороде? Кто скажет?

Дети перечисляют овощи.

Воспитатель: Ребята, у вас есть возможность посмотреть, как вы трудились на нашем огороде летом и какой собрали урожай осенью. Хотите увидеть себя?

Дети: Да, хотим, а где?

Просмотр слайдов.

Воспитатель: Да, хорошо вы потрудились летом, поэтому осенью собрали такой богатый урожай. Наверное, в работе вам помогла песенка «Веселый огород»? Может. Вы споете ее нам?

Дети поют песню «Веселый огород».

Воспитатель: Вот и, правда, веселый огород! Ребята, а вы любите овощи кушать? А какие больше всех?

Дети: Да, любим! (Перечисляют овощи).

Воспитатель: Хотите в гости пойти? Тогда мы пойдем сегодня в гости к тетушке Арине. Она тоже любит овощи и может вас научить готовить любое блюдо из овощей. Здравствуйте, тетушка Арина! Ребята к Вам пришли поучиться готовить разные блюда из овощей и побольше узнать про них.

Т. Арина: Здравствуйте, ребята! Хорошо, что вы пришли. Я как раз собиралась сегодня приготовить старинное русское блюдо, которое называется «Винегрет».

Воспитатель: Винегрет – это такое холодное блюдо. Он может быть приготовлен из мелко нарезанных овощей, из мяса и рыбы, из яиц с соусом, маслом.

Т.Арина: Мы приготовим винегрет из овощей с маслом. Кто скажет, какие нужны овощи для приготовления винегрета?

Дети: Свекла, морковь, картофель, лук, горошек, огурцы, зелень.

Т.Арина: Молодцы, ребята! Мы с вами не просто будем выбирать тот или иной овощ, а сначала надо отгадать мои загадки. Вы любите отгадывать загадки?

Неказиста,         шишковата.

А придет на стол она –

Скажут весело ребята:

Ну, рассыпчата, вкусна!

(Картошка)

        Т. Арина: Правильно, это картошка. Картофель очень полезный овощ. Из него можно приготовить много блюд. А какие вы знаете? Картофель и пекут, и жарят, и варят. А какую картошку любите вы? Давайте рассмотрим картофелины. Это какая? – Сырая. Попробуйте. А эта какая? – Вареная. Начинают резать.

Воспитатель: Вы знаете, ребята, в картофеле есть такое вещество, которое называется крахмал (или картофельная мука). Может быть, вы скажете, для чего использую крахмал?

Дети: Варят кисель, крахмалят белье.

Воспитатель: Ребята, а картофель нужен людям не только для еды, он – хорошее лекарство. Кто из вас знает, как лечит картофель?

Дети: При простуде надо дышать над паром сваренной картошки, а сырой – лечит ожоги.

Воспитатель: Вот, оказывается, какой удивительный овощ – картофель!

Т. Арина: Итак, картофель мы нарезали. Слушайте мою следующую загадку.

Вверху зелено,

Внизу красно,

В землю вросло.        

(Свекла)

Т. Арина: Посмотрите, какая         она.

Дети:         Круглая, шершавая, бардовая.

Т. Арина: Попробуйте ее,         какая она на вкус?

Дети: Сладкая, вкусная.

Т. Арина:         Ой, а что с моими пальцами случилось?

Дети:         Соком от свеклы испачкались.

Начинают резать свеклу.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, ведь свекла не только такая красная бывает. Эта свекла называется столовая. Еще бывает белая свекла. В этой свекле много содержится сахара и ее так и называют - сахарная свекла. Из нее, что получают, как вы думаете что? (Сахар). И еще бывает кормовая свекла. Этой свеклой кормят коров, поросят. Ребята, а как правильно надо сказать: если одна, то свекла; а если много, то свеклы.

Т. Арина: Следующую         загадку вы сразу отгадаете:

Расту в земле на грядке

Я красная, длинная, сладкая.

 (Морковь)

Т. Арина: Вы, наверное, тоже знаете загадки про морковь?

Дети: На ощупь – очень гладкая. На вкус – как сахар сладкая. Сидит красна девица в темнице, а коса – на улице. За зеленый хохолок, лису из норки поволок.

Т. Арина: Ух, какие молодцы, сколько загадок знаете про морковь. За это я вас всех угощу морковкой.

Воспитатель: А знаете, ребята, почему морковь такая красная? В ней много такого вещества, которое называется каротин. Съедая морковь, вы получаете витамин А. Это витамин роста. Он нужен ребятам, телятам, цыплятам. Всем, кто должен расти. Каротин есть и в других овощах и фруктах желтого, оранжевого и красного цвета (репа, помидор, апельсин, мандарин, хурма). Значит, морковь очень полезна. Вы грызете дома морковь или может вам мама натирает на терке с яблочком? (Да!) В старину люди даже пословицы о моркови сочинили. А какие?

Дети: Поел моркови – прибавилась капля крови. Сахар зубы разрушает, а морковь – укрепляет.

Т. Арина: А это кто такой? Прежде чем мы съели, все наплакаться успели. (Лук)

Воспитатель: А вы знаете загадки?

Дети: Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что это за шубы такие. У лука едят и зеленые перышки, и репку, которая растет в земле. Лук используют не только как вкусовую приправу, но и для того, чтобы бороться с микробами в нашем организме. За такие целебные качества о луке сложены пословицы и поговорки. Какие вы знаете?

Дети:        Лук – здоровью друг. Лук – от семи недуг.

Т. Арина: Вы все узнали, что когда режешь лук, то из глаз текут слезы. Чтобы этого не происходило, надо нож чаще опускать в холодную воду. Какие нам еще нужны овощи для винегрета? Отгадайте:

Летом – в огороде

Свежие, зеленые.

А зимою – в банке

Желтые, соленые.        

(Огурцы)

Т. Арина: А вы, какие знаете загадки про огурцы?

Дети:        

Без окон, без дверей полна горница людей.

Наши поросятки выросли на грядке

К солнышку бочком, хвостики крючком.

        Т. Арина: Опять много загадок, за это я вас угощу огурчиком. Режут огурцы.

Воспитатель: Ребята, скажите, а какой огурец?

Дети:        Зеленый, длинный, овальный, хрустящий, вкусный, соленый.

Воспитатель: Как правильно сказать: если один – то огурец, если много – то огурцов, или здесь лежат огурцы.

Т. Арина: Скорее отгадайте следующую загадку,         чтобы наш         винегрет получился еще вкуснее.

Дом зеленый тесноват:

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребята.        

(Горох)

Воспитатель: Т. Арина, а у нас ребята тоже знают загадки про горох.

Ребенок: На         жарком солнышке подсох и рвется из стручков...(Горох)

Т. Арина:         Вот винегрет из овощей и готов, осталось только маслом полить да зеленых витаминов добавить. А что это за витамины, кто знает?

Дети: Зелень – укроп, петрушка.

Воспитатель: Правильно, ребята. В укропе и петрушке содержится витамин С – это витамин бодрости, он прибавляет нам силу.

Т.Арина: Надеюсь, вы запомнили, как нужно готовить винегрет. Напомните еще раз, что мы с вами нарезали в блюдо?

Дети перечисляют овощи.

Т. Арина: Нам осталось только предложить попробовать нашим гостям винегрет, а вы попробуете его в группе. Приятного вам аппетита! До свидания! Приходите еще.

Дети: До свидания.

Воспитатель: Ребята, у вас, наверное, вкусное получилось блюдо, в группе мы все вместе его попробуем. А сейчас, после нелегкой работы я предлагаю вас отдохнуть и завести хоровод.

Хоровод «Осень».

А что в нынешнем году

В нашем выросло саду?

Поглядим, поглядим

Всем ребятам раздадим, раздадим.

Дети водят хоровод, а «дети – овощи» по очереди читают стихи.

        Морковь:        

Я росла         много дней,

Становилась все длинней.

Все красней и слаще,

Стала я хрустящей.

Дети: Ты, морковка, дружок, становись скорей в кружок.

Огурец:        

Летом свеженький, зеленый

Прямо с грядки – прыг на стол.

А зимою – я соленый.

Дом мой – бочка и рассол.

        Дети: Ты, огурчик, дружок, становись скорей в кружок.

        Картошка:        

Нет обеда без картошки –

Ни жаркого, ни окрошки.

Все картошку уважают.

Кто из вас меня не знает?

        Дети: Ты, картошка, дружок, становись скорей в кружок.

Помидор:        

Помидор я красный, гладкий.

К вам явился прямо с грядки.

        Дети: Помидорчик, дружок, становись скорей        в кружок.

        Лук:              

Я сердитый лук, ребята,

Витаминами богатый.

Хоть глаза вам и щипаю.

Но от гриппа защищаю.

        Дети: Ну – ка, наш лучок, дружок, становись скорей в кружок.

        Тыква:

А я тыквою зовусь.

Сладкой мякотью горжусь.

Нет полезней и вкусней

Каши тыквенной моей.

Дети: Ну – ка тыковка, дружок, становись скорей в кружок.

Воспитатель: Молодцы! Все сегодня очень активно работали, много отвечали. Занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия с презентацией " Путь хлеба к нашему столу"

конспект для разновозрастной группы в рамках проектной деятельности по теме "хлеб"...

Конспект НОД "Овощи на нашем столе"

Рассматривание сырых и вареных овощей: морковь, картофель, репка, свекла; сравнивание сырых и вареных овощей; пользя овощей....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми младшей группы. Тема : «Овощи на нашем столе»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие» .Задачи:С...

Конспект ООД "Хлеб на нашем столе"

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе....

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путь хлеба до нашего стола»

Дать детям представления о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом....

Конспект НОД "Овощи на нашем столе"

Рассматривание сырых и варёных овощей: морковь, картофель, репа, свёкла; сравнение сырых и варёных овощей; беседа о пользе овощей....