Моя родная Лебедянь
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Берсенёва Надежда Николаевна

Закрепление знаний о родном городе, о его истории, достопримечательностях и лучшими людьми родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_rodnaya_lebedyan.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ Детский сад №3

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по ознакомлению с окружающим миром в логопедической

подготовительной группе

Тема: «Моя родная Лебедянь»

Воспитатель: Берсенёва Н.Н.

г.Лебедянь

Программные задачи:

Уточнить знания детей о родном городе: о гербе города, названия, местоположения на географической карте страны, достопримечательностей города, о знаменитых людях  - земляках. Познакомить с историей возникновения города, древними постройками, людьми, основавшими город.

Продолжать развивать связную речь детей, умение говорить ясно и понятно, составлять рассказы о своём городе, опираясь на фотоснимки, картины и личный опыт.

Воспитывать любовь к родному городу, интерес к его истории и уважения к далёким предкам, гордость за земляков, прославивших свой город. Воспитывать эстетическое отношение к прикладному искусству родного края.

        

Ход занятия

1 часть

Что мы называем Родиной?

(место, где родились, живём, ходим в детский сад, где живут наши родители, друзья).

Правильно! Вот как о Родине говорит поэт Валентин Степанов:

«Что мы, Родиной зовём?

Дом, в котором мы живём.

И берёзки у дороги,

По которой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Солнце в небе голубом,

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовём?

Край, где мы с тобой живём!»

На какие слова похоже слово Родина? (родня, родственники, родная, родимый).

О ком мы так можем сказать? (о маме, папе, о братьях и сёстрах).

Мы произносим эти слова и от них веет теплом, уютом и спокойствием. О Родине сложено много народных пословиц. Кто из вас их знает?

  1. Всякому мила своя сторона.
  2. Везде хорошо, а дома лучше.
  3. Своя земля и в горе мила.
  4. Ничего нет краше, чем Родина наша.
  5. Родина – мать, умей за нее постоять.

(Воспитатель показывает на карту России).

Дети, что вы видите на карте? (нашу страну Россию). Это Родина всех россиян. Но у каждого есть ещё и малая Родина – это город, где он живёт.

Найдите на карте наш город и прочитайте его название. (Лебедянь).

Как вы думаете, от какого слова образовалось такое красивое название «Лебедянь»? (от слова – лебедь).

Есть замечательная песня о Лебедяни. Послушайте из неё такие слова:

«Как лебедь, в просторы России вплыла ты

И белой метелью сады замела;

И Лебедянью светло и крылато

Людская молва этот край назвала».

Песня «Лебедянь» сл. Т.Пономорёвой, муз. Лядовой (исполняют воспитатели).

Дети, даже в песне упоминаются лебеди. Значит чем-то связано название города Лебедянь и белые лебеди. Кто знает, как возникло название, почему?

  1. (город получил название по небольшой речке Лебедянки, которая протекает по нашему городу. Сейчас она высыхает).
  2. (вокруг города было много озёр, где жили лебеди, утки и другая птица).

Да, дети, так говорит предание. И мы лебедянцы очень любим свой город, гордимся им, поём о нём песни, сочиняем о любимом городе стихи. Кто хочет прочитать их?

«Лебедянь»  Алёша Зайцев (ученик 1ср. школы)

«Вот иду я утром в школу

И куда не посмотрю

Лебедянь – красивый город

Очень я его люблю.

Вижу голубые дали,

Протекает Дон-река.

Здесь татаров в шею гнали,

И прогнали на века.

Скоро стану я большим

И могу заверить

Будет краше Лебедянь

Можете мне верить!»

«Милый город»  Юля Плетнёва (ученица 2ср. школы)

«Облаков лебединые стаи

Проплывают над Доном-рекой.

Нет дороже родимого края,

Лебедяни навеки родной!

Ты прекрасен, чудесный наш город,

В час рассвета и вечера час.

Несмотря на года, вечно молод,

Ты ласкаешь приветливо глаз.

Богатей, край родной, год от года

И расти, расцветай, радуй нас!»

Замечательные стихи написали дети о своем городе. Но у нас есть и песни, написанные жителями нашего города. И мы с вами знаем песню «Ах, Лебедянь», которую написала наш музыкальный руководитель Фадеева И.В. Давайте её споём.

II часть

(Кто-то стучится и входит старичок).

        Старичок:  Здравствуйте взрослые!

             Здравствуйте дети!

             Не мог я не зайти к вам.

                             Уж больно песня хороша!

                               Она меня к вам в гости и привела.

        Воспитатель: Дедушка, а вы кто?

        Старичок: Я, Матвей Иванович! Старожил этого города, о каком вы так чудесно сейчас пели.

        Воспитатель: Мы, Матвей Иванович, как раз беседу ведём о нашем городе. А вы как старожил, нам могли бы что-нибудь рассказать. Например, историю нашего города.

        Старичок: Это можно. Историю я хорошо знаю. Мне её дед и прадед рассказывали. Ну, садитесь рядком, да поговорим ладком. Слушайте внимательно. (Дед садится на пенёк, а  дети вокруг на ковёр).

Рассказ деда о городе Лебедяни.

Давным-давно это было. Не было ещё нашего города Лебедяни, а были степи да леса, реки и озёра. Это была южная граница нашей Руси-матушки. И вот повадились татары да половцы на наше государство набеги делать: города разорять, добро наше отнимать, стариков убивать, а молодых в рабство забирать. И послал царь-государь князь Киевский своих смелых, мужественных воинов на южные границы, чтобы они земли наши берегли, от врага защищали, да вовремя о набегах предупреждали.

Вот и появилась сторожевая крепость для воинов. Была она небольшая. Внутри за стенами крепости была только изба для воеводы, несколько домишек для воинов, церковь деревянная и погреб с запасами еды. Служили эти воины верой и правдой своему Отечеству. И прозвал их народ «донскими казаками». Потом за крепостью стал силиться и трудовой народ: торговцы, кузнецы, мастеровые. Постепенно крепость превратилась в городище – небольшой городок, а затем образовался город с очень красивым названием – Лебедянь. Это было 400 лет назад.

Город находится на правом берегу реки Дон, на высокой Каменной горе. У этой горы есть своя история. Старики рассказывали о том, что жил в этих местах благородный разбойник по имени Тяпка. Отважные и верные были у него друзья. Жили они в подземных пещерах Каменной горы, отличались силой да ловкостью. Вторгались они в татарские пределы, отнимали сокровища у врага, защищали бедный простой народ. Упоминается история, что Тяпкин построил первую каменную церковь во имя пророка Ильи. Правда её сейчас уже нет, но на этом месте стоит самое древнее построение, которое сохранилось до сих пор – это Троицкий монастырь. С доброй памятью остался атаман Тяпка в истории Лебедяни и гору, где он жил с друзьями называют Тяпкиной горой. Постепенно город перешёл от военной жизни к  мирной. Люди были очень трудолюбивыми, и город становился всё лучше и лучше. Деревянные постройки менялись на каменные. До сих пор память о жителях тех далёких лет у нас сохранилась в названиях районов нашего города. Например, на западных окраинах селились мастера, которые ковали мечи, копья для воинов, изготавливали металлические орудия труда, подковывали лошадей. Догадались, о ком я говорю? Правильно, это были кузнецы и район, где они жили назывался Кузнецкой слободой, сейчас его называют Кузнецы. С юго-востока по берегу Дона селились воины-казаки. И это место называлось Казацкая слобода. Сейчас этот район называется Казаки. Есть в  нашем городе районы Пушкари, Стрельцы. Подумайте, откуда эти названия? (дети объясняют названия районов).

А ещё мне рассказывал дед о том, что лебедянцы участвовали в построении первых морских кораблей по указу царя Алексея. Река Дон была широкой, и глубокой и по ней был путь в  Азовское море.

Вот такая славная история нашего края. Ну вот, я  вам рассказал, что знал. А вы, молодые лебедянцы, знаете свой город? Я ведь стар, редко стал выходить в город и теперь его наверно и не узнаю.

III часть

Воспитатель: Матвей Иванович большое спасибо вам за то, то вы познакомили нас с историей нашего города, а мы постараемся вас познакомить с современным городом Лебедянью. Приглашаем вас в путешествие по городу. Первое, что мы посетим – это фотостудия, где экскурсоводы будут дети. (Матвей Иванович и дети подходят к фотостенду о Лебедяни).

Рассказ детей по фотографиям о городе Лебедяни

  1. У нашего города есть герб. На нём изображена птица – лебедь. Она напоминает, что от лебедей произошло название нашего города. На верхней части герба – улей с пчёлами. Это означает, что в  городе живут очень дружные трудолюбивые люди.
  2. Через город протекает река Дон, которая делит город на 2 части. Центральные районы города находятся на правом берегу реки на Тяпкиной горе. Через реку проложены два больших моста.
  3. В центре города находится большой красивый Ново-Казанский собор. Ему уже почти 200 лет. Вокруг собора торговый центр – это магазины и рынок.
  4. Ещё в центре города находится здание администрации, где работают руководители города и района.
  5. Есть в  городе вокзалы – железнодорожный и автовокзал. Они находятся вместе. С железнодорожного вокзала на поезде можно поехать в Москву, Липецк, Елец, Лев-Толстой, а  на автобусе можно доехать ещё и до Воронежа, Данкова, а летом довезут и на юг, к морю.
  6. В нашем городе есть много заводов. Это машиностроительный завод «ЛеМаЗ». Здесь выпускают насосы для добычи нефти. А это завод «Ассоль». Он выпускает картонные упаковки для соков, запчасти для стиральных машин. Есть у  нас завод «СОМ» - завод строительно-отделочных машин. Там производят строительную технику. Есть хлебный завод, молочный завод.
  7. Вокруг города много фруктовых садов. Здесь выращивают яблоки, груши, вишню, смородину, малину, ягоды. Выращенный урожай везут на консервный завод «Лебедянский», где готовят разные напитки и соки.
  8. В нашем городе есть 4 средние школы, есть музыкальные и спортивные школы. Мы будем учиться в школе №3, которая находится в нашем районе на улице Школьная.
  9. А пока мы ходим в детский сад «Тополёк», который стоит на улице Шоссейный проезд. Но в городе есть ещё детские сады «Сказка», «Ромашка», «Родничок».
  10. Для отдыха людей у нас есть 2 дома культуры и 1 кинотеатр. Здесь проходят концерты, конкурсы, смотрят кино, отмечаются праздники для жителей города.
  11. Ещё есть городской парк, где можно отдохнуть, погулять с  детьми и покатать их на каруселях и качелях.
  12. В городе Лебедяни сохранились памятники далёкой старины – это Троицкий монастырь. Ему уже почти 400 лет. А это Старо-Казанский собор и ему уже 300 лет. Их сейчас восстанавливают  для того, чтобы мы не забывали историю своего города.
  13. На этих фотографиях знаменитые люди нашего города. Это композитор Игумнов. Он родился на улице Советской. Игумнов написал много музыкальных произведений. После него остались ученики, которые исполняют эти произведения. А это писатель Замятин, который родился в нашем городе, на улице Ситникова. Его книги читают по всей России.

Воспитатель: Матвей Иванович, вы увидели, какой стал наш город: это красивый современный город с заводами, школами, детскими садами, парками и щедрыми фруктовыми садами.

А сейчас всех ребят приглашает зелёный сад. Мы по садику пойдём, плясовую заведём.

Пляска «Ой, сад у ворот».

Матвей Иванович: Вот какие молодые таланты подрастают в нашем городе.

Воспитатель: Да, талантами наша земля богата. Например, у нас есть замечательные художники, влюблённые в свой город. Это Сбитнев Н.А., Мальцев А.И., Берсенёв, Первушин и другие. Природа нашего города очень красивая. Её нельзя не рисовать.

Давайте посетим Лебедянскую картинную галерею. О чём рассказывают картины, вы, дети, расскажите Матвею Ивановичу сами.

Картинная галерея.

  1. На этой картине нарисована река Дон. Наша река красивая, потому что на берегах реки растут деревья и кусты. Река не глубокая. В ней можно купаться и ловить рыбу, по ней можно кататься на лодке. Через реку проходит мост, на берегу находится Тяпкина гора, а на ней наш город.
  2. На этой картине берёзовая роща. Здесь мы отдыхаем с родителями. Летом в лесу прохладно и очень хорошо. Можно набрать грибов, ягод и цветов.
  3. На этой картинке хлебное поле. Вокруг города Лебедяни много хлебных полей. На них выращивают хороший урожай.
  4. Это осенняя яблоня из Агрономовского сада. Летом на ней было много яблок. Сейчас урожай собран, и яблоня отдыхает до весны.
  5. На этой картине мчится тройка лошадей. Лебедянь славилась конными ярмарками. У нас раньше был даже конный завод, где выращивали красивых лошадей. Покупать лошадей приезжали к нам отовсюду.

Воспитатель: Да, ярмарки в Лебедяни всегда проходили и сейчас проходят с большим размахом, весело, шумно. Здесь можно не только продать или купить, но и просто полубоваться, а то и поучиться изготовлению продаваемых поделок. На ярмарке можно увидеть всё, чем славится лебедянская земля.

«Солнце яркое встает

Спешит на ярмарку народ».

(Звучит зазывная напевка по магнитофону. Дети с дедом Матвеем подходят к ярмарочным столам. За столами сидят двое детей – «продавцы» и поют).

«Лебедянский край родной

Нынче величаем

И на ярмарку гостей

Всех мы созываем».

Дети (продавцы) говорят по очереди:

  1. Ко мне люди подходите

Мой товар скорей купите

В глиняной посуде

Еда вкуснее будет.

  1. Ко мне люди поспешите

Вязаный товар купите.

Здесь игрушки хороши

Покупай скорей, спеши.

  1. Хороши тут петушок

С курочкой-хохлаткой

А вокруг малым малы

Жёлтые цыплятки.

  1. Посмотрите, вот какие

     Здесь салфетки кружевные

               Петеличка в петелечку

               Вязала я неделечку.

  1. Вот корзинки из лозинки

Тоже очень хороши

Ах, волшебница лоза

Разбегаются глаза.

  1. Подходите, подходите

Одеяло поглядите

Лоскуточек к лоскуточку

Тепло будет сыну, дочке.

  1. Вырос хлеба каравай

Вкусный и душистый.

Ну, скорее угощай

Будем чай мы пить с ним.

  1. Во садочке я была,

Сладки яблоки рвала.

               Гостей созывала

               Щедро угощала.

Ну, с ярмарки конечно с пустыми руками не возвращаются. Кто покупает, а кто и так получает. У лебедянцев щедрая душа. Давайте всех угостим тем, что подарил нам наш край – это яблоки наливные да душистый каравай. (раздают угощение со словами):

«Яблочки наши не простые

Для малышей – растительные,

Для взрослых – молодильные.

Всех одаряют здоровьем и силой,

Кто их покушает – будет красивый!»

Продавцы: «Эй, весь честной народ

                    Ешь, пей не зевай

                    Да наш край прославляй!»

Матвей Иванович: Дети, я очень рад, что познакомился с вами. Вы настоящие лебедянцы, любите свой город, знаете о нем очень много. А город и правда стал красив.

Воспитатель: Матвей Иванович, мы предлагаем завершить наше путешествие сказочным перелётом над городом на ковре самолете. Представьте себе, что мы взлетаем и вот что мы видим.

(Включается телевизор с видеоклипом и песней о Лебедяни).

Матвей Иванович: Как я вам благодарен за встречу, мне хочется её долго помнить.

Воспитатель: Матвей Иванович, мы вам подарим на память наши сувениры. Они будут напоминать вам о нашей встрече. (корзинка с подарками).

(Дед уходит, приглашая ребят к себе в гости).

Итог: вот и закончилось наше путешествие по малой Родине – по родному городу. Мы узнали историю города и закрепили знания о сегодняшней лебедяни. Дети, любите свой город, храните его. Вы должны стать достойными лебедянцами1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Лебедянь- наша малая Родина"

Пробудить в детях чувстао любви к своему городу и уважения к его традидициям и обычаям....

Лебедянь - наша малая Родина

 Выяснить влияние знаний о родном городе на становление и развитие самопознания, самооценки у дошкольников. Разработать наглядные материалы, оказывающие развивающее воздействие и познавательну...

«Славный город Лебедянь». Проект по краеведению в старшей группе

В канун 400-летия нашего города мы с детьми и родителями решили воплотить в жинь, созданный совместно проект. И вот, что из этого получилось....

Конспект занятия с ИКТ в старшей группе на тему :" Кем славен город Лебедянь"

Конспект с ИКТ в старшей группеТема: «Кем славен город Лебедянь»Программное содержание: вспомнить с детьми о выдающихся людях, родившихся на Лебедянской земле и прославивших нашу Родин...

Конспект интегрированного занятия на тему "Мой родной город Лебедянь"

Интеграция областей:- ознакомление с окружающим миром;- развитие речи- художественное  творчествоПрограммные задачи:дать знания детям о некоторых исторических событиях. Закрепить знания об ...