Этажи леса.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Марфенко Алла Владимировна

Сформировать понятие "Этажи леса".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etazhi_lesa.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Этажи леса

Цели:

Сформировать понятия «этажи леса». Выявить взаимосвязи между растениями и местом обитания, питания животных. Развивать у детей элементы экологического сознания: «Мы нужны друг другу на земле».

Материал:

Картины – «Лес», «Ельник», «Сосновый бор», «Дубовая роща», «Березовая роща». Карточки с цифрами от 1 до 5. 5-этажный дом. Макеты деревьев (дуб, сосна, ель, береза, ольха, осина); кустов (малина, смородина, шиповник, терновник, можжевельник); травы, грибы, лишайники. Животные - звери (медведь, лось, белка, лиса, еж); птицы (дятел, кукушка, клест, иволга); насекомые (жук, божья коровка, бабочка, стрекоза, гусеница).

Модели:

«Этажи леса».

Предварительная работа:

Чтение книг: А. Тамбиев «Кто в кустах живет?»; Г. Ладонщиков «Что мы видели в лесу?»; Ю. Коваль «Заячьи тропы»; В. Бианки «Лес зимой», «Девочка Брусничка и дедушка Аук».

Рисование: «Животные леса» (рисунки вырезать), «Деревья Леса» (рисунки вырезать) «Где растут мои любимые ягоды» (кустарники). Проведение экологических игр: «Кто  где живет», «Отгадай мой домик», «К названному дереву беги».

                                                     Ход занятия

В. Послушайте рассказ О. Дмитриева «Что такое лес», и вам станет ясно, о чем будет занятие.

Однажды один художник решил нарисовать лес. Что такое лес? – рассуждал художник. – Лес – это, конечно, «деревья».

И стал он рисовать деревья – березы и ели, дубы и сосны, липы и пихты, лиственницы и орешник. Очень хорошо получилось у него. И так похожи, что казалось, вот-вот пробежит ветерок, и затрепещутся листочки осин, закачаются лапы елей и ветки берез.

А в углу картины художник нарисовал маленького человечка с большой бородой – Старичка –Лесовичка, потому что какой же это лес без лесовичка?  Повесил художник картину на стену, полюбовался ей и уехал куда-то. А когда приехал, увидел на своей  картине вместо зеленых елочек и кудрявых березок одни лишь сухие стволы. «Что случилось? – удивился художник. Почему засох мой лес?»

- Какой же это лес? – вдруг услышал художник. Это не лес, а одни лишь деревья.

Посмотрел он в угол картины и понял, что это Старичок – Лесовичок разговаривает с ним.

- Разве может быть лес без кустов, травы, цветов? – продолжал Лесовичок.

- Не может, - согласился художник и принялся за новую картину.

Он опять нарисовал деревья, и они получились еще лучше, потому что рядом были такие же красивые кустарники, а на земле – среди зеленой травы – множество ярких цветов.

- Вот теперь хорошо, похвалил сам себя художник, - вот теперь – то у меня получился настоящий лес.

Но прошло немного времени, и деревья опять стали чахнуть.

- Ты забыл нарисовать грибы, - сказал Лесовичок художнику.

- Да, согласился художник, но разве в лесу обязательно должны быть грибы? Я много раз бывал в лесу, а грибы находил не часто.

- Это ничего не значит, - сказал Лесовичок, грибы должны быть обязательно. Без них не будет леса.

И художник нарисовал в своем лесу  грибы. Но лес продолжал чахнуть.

- Это потому, что в твоем лесу нет насекомых и птиц, сказал Лесовичок.

Художник взял кисть, и на цветах и листьях появились яркие бабочки и разноцветные жучки, а на ветках – веселые птицы.

- Мне нравится этот лес. И я не хочу, чтобы он погиб …

- Но почему же теперь он может погибнуть? Ведь здесь есть все!

 - не все, сказал Лесовичок. Нарисуй жабу и ящерицу.

- Нет! – решительно заявил художник.

- Да! – твердо сказал Лесовичок.

И художник нарисовал жабу и ящерицу. И других разных животных. Он окончил работу, когда было уже совсем темно. Художник хотел зажечь свет, чтобы посмотреть, что же у него получилось, но вдруг услышал какие-то шорохи, фырканье, треск сучьев.

- Вот теперь это настоящий лес, сказал из темноты Лесовичок. Теперь он будет жить, потому что здесь есть все: и деревья, и травы, и кустарники, и травы, и грибы, и животные. Это лес.

Художник зажег свет и посмотрел на картину. Но Лесовичок куда-то исчез. А может быть, он просто притаился в траве или спрятался в кустах. Да мало ли куда он смог спрятаться в лесу. Ведь прячутся же в нем тысячи и тысячи жителей, и прячутся так, что их совершенно невозможно увидеть! Но все они непременно находятся в лесу. И все они вместе это -  Лес.

В. Ребята, а что нарисовано на картине? Помните, кто живет и охраняет лес? Ой, смотрите, к нам  из картины кто-то пришел. Кто это?

Л. Здравствуйте, дети, я к вам в гости пришел и привел своего  брата Домовичка. Вы знаете, где живет Домовичок?

Д. Я живу в домах рядом с вами, слежу за порядком. У меня порядок: все знают, на какой улице живут, номер квартиры, номер дома, на каком этаже. На каком этаже живешь ты? Вот видишь, Лесовичок, какой у меня порядок. Не то, что у тебя в лесу.

Л. Не скажи. У меня тоже порядок, есть и улицы и этажи. Их называют ярусами. Дети, давайте расскажем Домовичку о лесе.

В. Какие растения растут на самом высоком этаже? (сосны, ели, дубы). Почему эти деревья растут на самом высоком этаже? (светолюбивые). Посмотрите, а вот на картине молодые ели растут низко. Почему? (они еще не выросли)

Л.  видите, ребята, как в лесу интересно, не так как у вас. Взрослые живут на одном этаже , а дети на другом . Называют такие деревья подростом. Пройдет время, и они подрастут и займут каждый свой этаж.

В. Поставьте на фланелеграф около дома высокие деревья.

Л.  А какие деревья растут ниже? (береза, ольха, рябина) Почему они заняли этаж ниже? (менее светолюбивые)

(дети выставляют деревья на панно)

Л. Кто занимает этаж ниже? (кустарники, смородина, малина, терновник, орешник, можжевельник)

В. Покажите их Домовичку и поставьте ниже этажом.

Д.  Я знаю, что растет на нижнем этаже. Это грибы.

Л. Правильно. Дети, а что еще растет на нижних этажах? (маленькие кустарники: брусничник, черничник; травы, мхи, грибы)

( дети все это расставляют на панно)

Л. Домовичок, а у  меня для тебя и ребят есть один секрет. Как вы думаете, что находится под этажами? (подвал). Смотрите (открывается полоска, а под ней корни деревьев, грибница)

Д. Что это за подвал, вот у меня подвалы – там трубы, кошки живут.

Л. Дети, скажите Домовичку, кто живет у меня в подвале? Давайте расставим номера наших этажей.

( дети выполняют)

Д. Да, я понял, что деревья живут в лесу по этажам, ну а животные ведь бегают, кто-где хочет?

Л. Ничего подобного, птицы, звери и насекомые селятся тоже каждый на своем этаже. Кто хочет попробовать расселить животных?

Д. Я попробую, можно? (рассаживает животных не правильно)

Л. Ой – ой – ой! Да разве так звери  да птицы живут? Дети, помогите Домовичку, расселите животных правильно. Почему ты поставил зайца на первый этаж?

- Белка не упадет с дерева? Почему?

- Почему клест живет так высоко?

Л. Почему звери, птицы, насекомые селятся именно на этих этажах? (в  зависимости от  того, как они  передвигаются, питаются, защищаются от врагов)

Д. А вот на этих картинах что-то я не вижу этажей.

( дети переходят к картинам «Сосновый бор», «Березовая роща», «Дубравник»)

Л. Деревья любят жить компаниями. А компании бывают разные и называются они по- разному.

В. Дети, как называется лес, где растут одни березы? Что вы знаете о березовой роще, что это за лес? А как называется этот темный мрачный лес? (ельник). Расскажите Домовичку о ельнике и сосновом боре. ( Ельник – темный, и там не любят жить березы, кустарники, да и травы).

В. Домовичок, посмотри, как дети хорошо знают деревья наших лесов.

Игра. «Узнай дерево по листку и плоду».

В. Ребята, давайте поиграем в подвижную игру «Лесорубы».

   Дети распределяются на 3 группы. Одни изображают деревья, другие – зверей, третьи _ лесорубов. По команде «Лесорубы идут! Лесорубы стремятся захватить деревья, а звери стараются их спасти ( причем, каждый свое – по экологическому сродству). При этом звери должны добежать до деревьев раньше лесорубов и взять их за руки, Если звери не успели или спасают не свое дерево, лесорубы забирают свою добычу.

Несколько примеров экологической связи между растениями и животными:

зайчик – осина,  тетерев – береза, медведь – рябина, кабан – дуб, глухарь – сосна, клест – сосна, ель.

В. Ребята, давайте подарим Лесовичку и Домовичку по картине. Сделаем мы их из заготовок, которые мы уже нарисовали.

Вопросы детям:

Надо ли поместить в лес животных?

Какие животные, где живут?

Могут ли животные обойтись без растений?

А растения без животных?

Л. Да, для леса вы свои. Приходите ко мне в гости. Я вас всех приглашаю: и детей, и Домовичка. Приходите, буду ждать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Этажи леса"

Перентация для занятия по экологическому воспитанию для дошкольников старшей группы....

НОД ПО ЭКОЛОГИИ «Этажи леса; лесной дом Ленинградской области»

Обобщить представления детей о растительном мире Ленинградской области; закрепить знания детей о «этажах леса»; активизировать мышление; формировать представления о разнообразии лесов и необходимости ...

Конспект интегрированного коррекционного занятия по развитию словаря в процессе изобразительной деятельности "Этажи леса"

В структуре данного занятия отражена интеграция изобразительной деятельности и занятия по развитию лексико-грамматических категорий. В процессе сюжетного рисования происходит развитие словаря детей по...

Этажи леса

Конспектзанятия по природному окружению и экологическому воспитанию в подготовительной группе: «Этажи леса»     Программное содержание: Уточнить и расширить предста...

Конспект организованной образовательной деятельности по разделу программы"Познавательное развитие" тема: "Этажи леса"

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать...

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Путешествие по этажам леса» в подготовительной к школе группе

Дать знание о том, что животные могут выжить только в том случае, если приспособиться к тяжёлым зимним условиям.Учить устанавливать связи между особенностями и условиями среды обитания. Воспитывать лю...

«Этажи леса или удивительное путешествие по лесу».

Познавательное занятие в подготовительной  группе...