Формирование начал экологической культуры.
статья по окружающему миру (младшая группа) по теме

экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_nachal_ekologicheskoy_kultury.docx15.47 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование начал экологической культуры.

Начинать экологическое воспитание можно самого маленького возраста, когда дети приходят в ясельную или младшую группу детского сада. Главным обстоятельство, обеспечивающим успех этой работы, является хорошее понимание воспитателем психофизиологических особенностей детей этого возраста.

Двух- трехление малыши доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Дети этого возраста эмоционально реагируют на добрый, неторопливый тон воспитателя, охотно повторяют за ним слова и действия. Их непроизвольное и непродолжительное внимание легко сосредоточить любой новизной: неожиданным действием, новым предметом или игрушкой. Следует помнить, что в этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, не могут продолжительно сосредотачиваться на чем-то одном- им необходимы постоянная смена событий, частая смена впечатлений. Взрослому надо понимать, что слова- это абстракция. За ними должны стоять зрительный образ предмета и действия с ними- только в этом случае маленькие дети начинают реагировать на речь воспитателя. Итак, успех экологического воспитания маленьких детей могут обеспечить следующие способы взаимодействия взрослого с детьми:

  • Мягкое , доброжелательное общение, понимание состояния детей, их переживаний, вызванных отрывом от семьи;
  • Медленная, выразительная речь, многократные повторения одного и того же;
  • Подкрепление слова образом предмета, действием, его изображающим;
  • Частое переключение внимания детей с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой;
  • Использование приемов, вызывающих положительные эмоции малышей;
  • Частая похвала малышей.

Становление первоначальных основ экологической культуры- это накопление конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, постоянно окружающих малышей, составляющих круг их жизнедеятельности. В возрасте двух-трех лет дети должны научиться различать, правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познавать их главные сенсорные свойства- форму, цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности, познать видимые составные части предметов.

Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне нужна вода, попугаю в клетке необходимы зерна и вода, березе на участке тоже нужна вода, а воробьям зимой- крошки хлеба. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, способами функционирования в совершенно определенных условиях- это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живы существам, правильного взаимоотношения с ними. Это отношения проявляется лишь в добровольном и активном участии детей в совместной с взрослыми деятельности.

Такая деятельность построена на использовании персонажей русских народных сказок, которые знакомы малышам и которые они с удовольствием вновь и вновь слушают  и обыгрывают. Использование сказочных героев вовсе не означает, что дети получают «сказочно- игрушечные» представления о природе домашних и диких животных. Как раз наоборот: задача сказочных героев- вызвать положительные эмоции и интерес к природным явлениям, помочь формированию первых реалистических представлений. Поэтому воспитатель должен сам четко различать, где сказка, а где «правда», и правильно отражать это в речи- не злоупотреблять уменьшительно-ласкательными формами, когда речь идет о реальных событиях в природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдения, беседы в младшей группе по теме «Формирование начал экологической культуры через ознакомление детей дошкольного возраста с растительным миром»

Рассматривание листьев на прогулке. Цель: обратить внимание детей на листья (размер, форму, разноцвет-ную окраску). Приемы: Воспитатель берет в руки красивый лист, помахивая им над голо¬вой, начи...

ОБОБЩЕННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ "Использование пейзажной живописи в формировании начал экологической культуры"

В своей работе я постаралась объединить два наиболее эмоциональных вида детской деятельности – изобразительная деятельность и экологическое воспитание, взяв из одного  - пейзажную живопись, а из ...

Формирование начал экологической культуры.Конспект занятия в средней группе.

Дать детям первоначальное представление о том, что в лесу живут разные животные, что лес дает им  не только кров, но и пищу; учить различать этих животных по особенностям внешнего вида....

Педсовет «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»

1.Вводное слово по теме педсовета «Формирование начал экологической культуры у дошкольников».2.Анализ результатов тематической проверки по экологическому воспитанию....

Обобщение опыта по теме самообразования «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Определяя  тему по самообразованию, я  остановилась на проблеме экологического воспитания....

Консультация по экологическому воспитанию «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Представленная консультация, поможет родителям показать своим детям- ничем незаменимую ценность и красоту природы. И понять, что природа есть основа жизни и существования всего живого на Земле....