Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Социализация», «Художественное творчество»
план-конспект занятия (окружающий мир, подготовительная группа) по теме

Мыжевских Наталья Сергеевна

В нашей республике проживают люди разных национальностей, со своей культурой, обычаями, традициями. И в нашем районе таких людей немало. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Лесобазовский детский сад»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

образовательных областей «Познание», «Коммуникация»,

«Музыка», «Социализация», «Художественное творчество»

Подготовительная к школе группа

Воспитатель: Мыжевских Наталья Сергеевна

с. Дизьмино – 22.03.2013г.

«Ярский район, родная земля!»

Цель: формировать уважительное отношение к народной национальной культуре, традициям.

Задачи: 1. Познакомить с элементами народной культуры ярского народа, включающий в себя знакомство с некоторыми видами женского рукоделия;

2. Развивать умение сопоставлять выразительные средства разных видов искусств при создании единого художественного образа;

3. Совершенствовать умения создавать из квадратов разного размера и цвета узорный элемент на прямоугольной заготовке; закрепить умение вырезать квадраты, соразмеряя их размеры;

4. Развивать ручные умения, чувство формы, глазомер и цветоощущение;

5. Воспитывать интерес к составлению народных орнаментов.

Демонстрационный материал: вышитые полотенца, изделия народа Удмуртии.

Раздаточный материал: три полоски бумаги разного цвета размером 5x15 (красного цвета); 3,5x10,5 (синего цвета) и 2,5x7,5 см (черного цвета); прямоугольник белого цвета размером 15x30см.; кисточки для клея; салфетки; клей, ножницы.

Предварительная работа: Беседы «Наша родина – Удмуртия!», «Село, в котором я живу», «Ижевск – наша столица», «Костюмы и орнамент удмуртского народа». Знакомство с удмуртскими и русскими народными праздниками, играми, поговорками и пословицами. Разучивание стихотворений и песен.

Дети под песню «Удмуртия» сл. И. Ермолина, Г. Юсимова, муз. Г. Юсимова, входят в зал, встают в круг.

Воспитатель. Ребята, в какой республике мы с вами живем?

Дети: В Удмуртии.

Воспитатель: Люди, какой национальности проживают в Удмуртии?

Дети: Удмурты, русские, бесермяне, татары.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о нашей малой родине – Удмуртии. В нашей республике проживают люди разных национальностей, со своей культурой, обычаями, традициями. И в нашем районе таких людей немало. Ребята, а кто мне скажет, в каком районе мы с вами живем? (В Ярском районе). Молодцы! Правильно, в Ярском районе. Каждый из вас разучивал стихи о Ярском районе. Давайте их вспомним.

Дети (поочередно читают стихи.)

Лена М. Малая родина – Ярский район,

Дедов земля и вокзала перрон.

Край родников с деревенской росой,

Сад с соловьями, рябиной-красой.

Дима Н. Светлые улицы, добрый народ,

Зелень лугов, голубой небосвод.

Берез хороводы, запах цветов,

Ратные подвиги верных сынов.

Артем В. Доярка, шофер, строитель и швец,

В поле комбайнер, старательный жнец.

Трудом неустанно ночи и дни

Малую родину славят они.

Степа Л. В лунном стоят серебре деревца,

Тихо несет свои воды Чепца.

Вдоль берегов золотой италмас,

Солнышком светит и радует глаз.

Ваня В. В жизни у каждого много дорог.

Тянет домой всех отцовский порог.

Помнят поэтому молод и стар

С милым названьем селение Яр.

                                Николай Бушмелев

Воспитатель. Большую часть населения нашего края составляют удмурты. Какой язык у этого народа? (Удмуртский.) Это очень красивый и мелодичный язык. Давайте и мы с вами споем песню «Мы в Удмуртии живем». (Дети исполняют песню на сл. и муз. Цаперцан «Мы в Удмуртии живем»).

Но также в Ярском районе много и русских людей. Какой язык у этого народа? (Русский.) Правильно, русский. Ярский народ очень трудолюбивый. У него, как и у других национальностей, много пословиц и поговорок о труде. Вспомните их.

Дети поочередно называют пословицы и поговорки на русском и удмуртском языках.

- Любишь мед – терпи и жало пчел.

- Работа человека насквозь видит.

- Восходящее солнце не должно видеть тебя спящим.

- Проголодаешься, так и работать научишься.

- Без стараний и пригорка не насыплешь.

- Ленивый еще спит, работящий уже отдыхает.

- Деньги, заработанные своими руками, в пользу.

- На одном месте лишь пень сидит.

- Человек всю жизнь ума – разума набирается.

Воспитатель. Основным занятием населения на территория ярского района было сельское хозяйство, которое подразделялось на земледелие и скотоводство. Сеяли в основном зерновые культуры. Такие как: рожь, овес, ячмень, пшеница. Также возделывали некоторые технические культуры, такие как лен. Также в приусадебных хозяйствах выращивали разнообразные овощи. Скотоводство представляло себе разведение крупно-рогатого скота, а также овец, коз и свиней. В большом разнообразии разводили всевозможную домашнюю птицу. Когда мужчины трудились, женщины готовили еду, а вечерами пели, вышивали и вязали. И в песнях, и в вышивке отражалась жизнь и поэтическая душа народа. По вышитым узорам можно прочитать целые истории.

Дети рассматривают вышитые полотенца и с помощью воспитателя объясняют, что на них изображено.

Воспитатель. После трудовых буден и по праздникам народ любил петь и плясать. Давайте и мы с вами потанцуем.

Дети исполняют удмуртский танец «Хороводная».

Воспитатель. Удмуртский и русский костюм издревле богато украшался вышитым орнаментом. В орнаменте удмуртов обычно были квадраты, треугольники, ромбы и звезды. Многие узоры имели своё название: крылья утки, след курицы... Так как мы считаемся северными удмуртами, то любимый цвет в узорах - красный в сочетании с чёрным и синим, а вот у южных удмуртов встречаются жёлтый и зелёный цвета. В удмуртском орнаменте отражены представления удмуртов о мире и о том, как этот мир устроен. Люди стремились к единству с природой.

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством удмуртских народных умельцев. Красивые вещи создавали народные мастера-удмурты. Они вышивали и ткали полотенца. Края таких полотенец украшались орнаментами. Посмотрите, из каких элементов составлен орнамент?

Дети: Из квадратов и треугольников.

Воспитатель: Какого цвета квадраты, треугольники.

Дети: Красные, синие, черные.

Воспитатель: Элементы в орнаменте могут повторяться или чередоваться друг с другом по форме или по цвету. Где расположен узор на полотенцах?

Дети: По краю полотенца.

Воспитатель: Как расположен узор на полотенце?

Дети: Квадраты наложены друг на друга.

Воспитатель: На полотенцах обычно украшаются только концы. Вы хотели, поближе познакомится с народными умельцами народа Удмуртии?

Дети: да

Воспитатель: Давайте все вместе попробуем украсить полотенца удмуртским народным орнаментом и отправим им посылку с сюрпризом - наши полотенца.

Воспитатель: Давайте сядем за свои столы. Подготовим наши пальчики к работе, разбудим наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.
- Дружат в нашей группе девочки и мальчики
пальцы рук соединяются в "замок"
- Мы с тобой подружим маленькие пальчики
ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук

- Наши пальчики проснулись,
- Потянулись, потянулись
- И встряхнулись.

Воспитатель. Ребята, прежде чем приступим к работе, давайте вспомним правила безопасности труда при работе с ножницами:

Безопасность труда при работе с ножницами

1. Не держи ножницы концами вверх.
2. Не оставляй ножницы в открытом виде.
3. Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами в сторону товарища.
4. При работе следи за пальцами левой руки.
5. Помни, линия разметки должна оставаться на вырезаемых деталях.
6. При вырезании окружности поворачивай бумагу по ходу часовой стрелки.

Воспитатель: Молодцы, а сейчас давайте вспомним, из каких элементов состоит узор удмуртского народа?

Дети: Из квадратов и треугольников.

Воспитатель: Что у вас лежит в тарелочках?

Дети: Полоски разного цвета.
Воспитатель: Как из полосок получить три квадрата?

Дети: Надо сложить полоску гармошкой на три части и разрезать.

Воспитатель: Давайте возьмем полоску бумаги и сделаем гармошку, еще раз и разрежем на месте сгиба и так все полоски. Какого цвета квадраты самые большие по размеру?

Дети: Квадраты большие красного цвета.

Воспитатель: Какие квадраты больше по размеру синие или черные?

Дети: Квадраты синие больше по размеру, чем черные.

Воспитатель: Какой квадрат самый маленький?

Дети: Самый маленький черный квадрат.

Воспитатель: Накладываем узор на полотенца в следующем порядке: на самый большой красный квадрат накладываем синий квадрат углами к сторонам к первой фигуры, затем наложим самый маленький черный квадрат. Где расположен узор на полотенце?

Дети: По краю полотенца.

Воспитатель: Начинаем работать с клеем, клеить можно по-разному: два из них наклеивают по бокам нижней части силуэта, а третий – между ними выше, соприкасаясь нижними углами с двумя другими.

Воспитатель: Чья работа готова выставляем на мольберт. Итак, наши работы готовы. Ребята, чье полотенце вам больше понравилось и почему?

Дети: Мне понравилось полотенце Артема, Вани, потому что они выполняли аккуратно.

Воспитатель: Что вам было трудно при выполнении вашей работы?

Дети: Нам все понравилось.

Воспитатель: Чтобы хотели смастерить или сделать своими руками на следующем занятии?

Дети: Узнать и выполнить работы умельцев других народов.

Воспитатель: Давайте сложим свои работы в посылку.

Воспитатель. А еще наш народ любит играть в веселые игры. Какие удмуртские народные игры вы знаете?

Дети. «Растяпа», «Водяной» (Ву-мурт), «Игра с платочком» (Кышетэн шудон) и др.

Воспитатель. Давайте и мы поиграем.

Проводится игра с полотенцем.

Берется удмуртское полотенце, как можно большей длины (для удобства игры) играют одновременно два человека. Ход игры контролирует воспитатель. Два ребенка берут полотенце с разных концов и по сигналу воспитателя разворачиваясь вокруг своей оси начинают в него заворачиваться. Игра идет до момента пока оба ребенка не соприкоснулись друг с другом. Воспитатель отмечает точку на полотенце, где они соприкоснулись. Далее обратно дети разворачивают полотенце и по линии точки соприкосновения полотенце складывается. Выигрывает тот, у кого длин края больше.

Воспитатель. Сегодня мы сделали еще несколько шагов в изучении истории родного края, культуры и традиций ярского народа.

Приложение 1.

Лена М. Малая родина – Ярский район,

Дедов земля и вокзала перрон.

Край родников с деревенской росой,

Сад с соловьями, рябиной-красой.

Дима Н. Светлые улицы, добрый народ,

Зелень лугов, голубой небосвод.

Берез хороводы, запах цветов,

Ратные подвиги верных сынов.

Соня С. Доярка, шофер, строитель и швец,

В поле комбайнер, старательный жнец.

Трудом неустанно ночи и дни

Малую родину славят они.

Степа Л. В лунном стоят серебре деревца,

Тихо несет свои воды Чепца.

Вдоль берегов золотой италмас,

Солнышком светит и радует глаз.

Ульяна М. В жизни у каждого много дорог.

Тянет домой всех отцовский порог.

Помнят поэтому молод и стар

С милым названьем селение Яр.

 Пословицы и поговорки .

-

Любишь мед – терпи и жало пчел.

- Работа человека насквозь видит.

- Восходящее солнце не должно видеть тебя спящим.

- Проголодаешься, так и работать научишься.

- Без стараний и пригорка не насыплешь.

- Ленивый еще спит, работящий уже отдыхает.

- Деньги, заработанные своими руками, в пользу.

- На одном месте лишь пень сидит.

- Человек всю жизнь ума – разума набирается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД, интегрированной по областям "Познание", "Здоровье", "Коммуникация", "Социализация", "Художественное творчество" с использованием ИКТ с детьми II младшей группы на тему: "Чтоб кусался зубок!"

Конспект НОД с ипользованием ИКТ с детьми II младшей группы на тему: "Чтоб кусался зубок!" Поиогает уточнить и расширить знания детей о правилах ухода за зубами, о названиях и назначении щеток: зубная...

Конспект ООД в образовательных областях «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество» по теме «Зима» для старшей группы

Данный конспект может использоваться в качестве итогового занятия по теме "Зима" в старшей группе детского сада...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области «Коммуникация» (развитие речи) и «Художественное творчество» (рисование) в подготовительной группе на тему «Моя семья».

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области «Коммуникация» (развитие речи) и «Художественное творчество» (рисование)  в подготовительной  группе на тему «Моя семья»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Познание» и «Художественное творчество» в старшей группе «Во саду ли, в огороде: овощи и фрукты. Знакомство с акварелью. Рисование «Арбузная долька»

Образовательная область: «Познание. Художественное творчество» Цель: учить детей различать фрукты и овощи на ощупь, называть и группировать их; после прослушивания стихотворения перечислять овощи, о к...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Познание» и «Художественное творчество» в старшей группе «Во саду ли, в огороде: овощи и фрукты. Рисование «Арбузная долька»

учить детей различать фрукты и овощи на ощупь, называть и группировать их; после прослушивания стихотворения перечислять овощи, о которых в нем рассказывается; продолжать знакомить детей с акварельным...