ТЕМА: ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ - ПУТЬ К ОТКРЫТИЮ И ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
методическая разработка (окружающий мир, средняя группа) по теме

Мякишева Ольга Викторовна

   Формирование у детей дошкольного возраста диалектического  мышления, то есть способности  видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.

   Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).

  Расширение перспектив в развитии  поисково – познавательной деятельности детей.

  Поддержание у детей инициативы, сообразительности,пытливости, критичности, самостоятельности.

    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл опыт работы16.49 КБ

Предварительный просмотр:

                                              ОПЫТ РАБОТЫ

                      ТЕМА: ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ - ПУТЬ К ОТКРЫТИЮ И                                            

                                     ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ                        

                            ЦЕЛЬ:

   Побудить детей  выполнять ряд последовательных действий (проводить опыты) в соответствии  с моделями или алгоритмами.

  Развивать умение детей анализировать, выявлять взаимосвязи.

  Научить детей устанавливать причинно  следственные связи.

                               ЗАДАЧИ:

  Формирование у детей дошкольного возраста диалектического  мышления, то есть способности  видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.

    Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).

  Расширение перспектив в развитии  поисково – познавательной деятельности детей.

   Поддержание у детей инициативы, сообразительности. Пытливости, критичности, самостоятельности.

   

  Жизнь во всех её проявлениях становится всё разнообразнее и сложнее;

она чем дальше, там больше требует от человека не шаблонных,  привычных действий, а подвижности  мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.

   Путь становления творческой личности сложен, труден. Но эти большие трудности могут дать и большие радости, причём радости высшего человеческого порядка – радость преодоления, радость открытия, радость творчества.

   Любая деятельность протекает более  эффективно и даёт качественные результаты, если при этом  у личности имеются сильные мотивы, яркие, глубокие, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать жизненные затруднения, неблагоприятные  условия, обстоятельства, настойчиво продвигаться к намеченной цели.

   Поэтому на современном  этапе всё больше уделяется внимания значению практической поисково – исследовательской  деятельности, так как развитие и активность  мышления  обнаруживаются  лишь там, где есть возможность и потребность преобразовать способ практического  действия и его предмет в соответствии содержанием знания.

   Поисково – исследовательская  деятельность зарождается в недрах дошкольного  детства. В связи с этим особый интерес представляет  детское экспериментирование, как  форма поисковой исследовательской деятельности.

   В процессе детского экспериментирования ребёнок  выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая  к старшему дошкольному  

возрасту заметно нарастает.

   Детское экспериментирование – особая  форма  поисковой  деятельности, в которой ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и  развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития.

   В детском  экспериментировании  наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма  экспериментирования).

   Детское  экспериментирование – стержень любого процесса детского творчества.

   Деятельность экспериментирования  пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую, которая возникает значительно позже деятельности экспериментирования  и строится самими детьми,  что способствует их саморазвитию.

   Детское экспериментирование, как деятельность начинает формироваться в период раннего возраста и проявляется в любопытстве и желании что-то сделать любыми доступными средствами. В младшем и среднем дошкольном возрасте дети начинают овладевать  первоначальными навыками  самостоятельности, но в большинстве случаев продолжают  действовать вместе со взрослыми  под их контролем. Часто задают вопросы и пытаются на них искать ответы. Делают первые попытки высказывать предположения  о возможном результате опыта и о способах её достижения.

   Дети старшего дошкольного возраста отличаются большими физическими и психическими возможностями. Их отношения со взрослыми, сверстниками и окружающим миром в целом становятся сложнее  и содержательнее. Совершенствуются умственные способности детей, появляется способность анализировать и обобщать. Их деятельность характеризуется большей активностью и самостоятельностью. Это проявляется и в осознании проблемы, и в формулировки задачи, прогнозировании результата т. д .

  Поэтому, на наш взгляд, старший дошкольный возраст является наиболее оптимальным периодом для развития творческой активности и самостоятельности в процессе детского экспериментирования.

                 

                           РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ:

    Занимательные опыты, эксперименты  побуждают детей  самостоятельному поиску причин, так как представлены с учётом актуального развития дошкольников.

  Дети младшего дошкольного возраста могут легко узнавать, из чего сделан тот или иной предмет: из бумаги, дерева, ткани, глины. Опираясь на признаки материалов (структуру поверхности, мягкость, твёрдость, степень прочности). Могут выявлять их качества (сыпучий, твёрдый, мягкий, гладкий, шершавый, тонкий, толстый). И свойства (хрупкий, ломается, мнётся, непрочный, размокает, режется, бьётся, рассыпается, прочный).

  Дети среднего дошкольного возраста знают, что такое металл, резина, пластмасса, могут  называть их качества и свойства. Выделять признаки материалов на основе структуры поверхности, мягкости или твёрдости, хрупкости или прочности. Могут устанавливать связи и отношения между материалом предметов и способом их применения, а также заглядывать в прошлое материала.

   Дети старшего дошкольного возраста уже не только могут сказать, что предмет сделан из металла, пластмассы, кожи, стекла, фарфора, ткани). Но и знают разновидности материала, бумаги, (салфеточная, обёрточная и другое).Тканей (из капрона, хлопка, шерсти и льна). Они могут вычленять общие признаки стекла, отличать его от фаянса или полиэтилена. Могут различать признаки металла (звон, блеск, ощущение холода, твёрдость), понимать, что пользоваться предметами надо в зависимости от свойств и качеств материала и в связи с этим правильно ухаживать за ними.

  Дети подготовительной группы легко определяют и конкретизируют из чего сделана вещь (из ткани, металла), легко распознают дерево или искусственные материалы. Понимают, что материалы добывают или производят. Видят в этом роль человека, а также устанавливают связи между свойствами материалов, характером использования предметов и вещей своего окружения.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт на тему: ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Экспериментирование способствует эффективному формированию познавательной активности детей, а главное, даёт возможность развитию детской любознательности,...

План по самообразованию педагога на тему "Экспериментирование как средство развития познавательной деятельности детей"

Цель :  Расширение знаний об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности.     Задачи:Создать условия для исследовательской д...

План по самообразованию на тему: "Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей среднего возраста"

Повышение профессиональной компетенции педагога по вопросу "Детское экспериментирование"...

Презентация на тему: "Экспериментирование как способ развития познавательной активности детей дошкольного возраста"

В дошкольном детстве очень важным для ребенка является познание окружающего мира, его предметов и явлений. Чтобы удовлетворить эту потребность в детях, педагоги используют различные средства и методы ...

Программа саморазвития на 2019 – 2020 год Тема «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей 6 – 7 лет».

Анализ проблем профессионально-педагогической деятельности:В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, ...