Презентация на тему: "Экспериментирование как способ развития познавательной активности детей дошкольного возраста"
опыты и эксперименты на тему

Алла Шалласуева

В дошкольном детстве очень важным для ребенка является познание окружающего мира, его предметов и явлений. Чтобы удовлетворить эту потребность в детях, педагоги используют различные средства и методы познания. Но для детей наиболее интересным становится экспериментирование, которое на несколько уровней вперед отстоит от других методов познания и показывает свою эффективность. В этой презентации наглядно показана эффективность экспериментирования, как метода работы в дошкольной педагогике.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экспериментирование как способ развития познавательной активности детей дошкольного возраста воспитатель Шалласуева А.О. МДОУ «детский сад комбинированного вида №114»

Слайд 2

Познание Экспериментирование Исследовательская деятельность Познавательная активность Познавательный интерес Экспериментирование

Слайд 3

Они неизвестны только детям Не происходит научных открытий Используется элементарное оборудование Наши опыты безопасны

Слайд 4

Опыт «Облака в банке» Опыт «Как пьют растения»

Слайд 5

Опыт «Вода-растворитель»

Слайд 6

Рассматривание льда через лупу Рассматривание веточек растений через лупу

Слайд 7

Крыло пчелы Перо птицы

Слайд 8

Проект «Каша-здоровье наше» Тип , проекта : исследовательский, творческий. Продолжительность проекта : краткосрочный ( с 5 по 30 марта 2018 года). Участники проекта : дети, воспитатели, родители. Методы, используемые в исследовании: опрос, наблюдение, сбор информации, эксперимент. Оборудование и материалы : тарелочки с крупами, ложки, миски, кофемолка, лупа, пластиковые контейнеры, фартуки. Опытно-экспериментальная деятельность в ходе проекта: Эксперимент «Рассматривание разных круп через лупу". Опыт 1. «Перемалывание круп в кофемолке для того, чтобы узнать, как из зернышек получается мука». Опыт 2. «Отгадай на ощупь крупу (крупа манная, гречневая, пшенная, перловая)». Эксперимент «Угадай на вкус кашу ( каша манная, гречневая, пшенная, перловая)». Эксперимент «От чего зависит вкус каши». Опыт 3. «Крупы бывают разные» (размер крупы для каши). Эксперимент «Как звучат крупы»

Слайд 9

Рассматривание круп через лупу

Слайд 10

Перемалывание круп на кофемолке

Слайд 11

Отгадай крупу на ощупь

Слайд 12

Эксперимент «отгадай кашу на вкус»

Слайд 13

Эксперимент «как звучат крупы»

Слайд 14

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Экспериментирование как способ развития познавательной активности детей дошкольного возраста

Воспитатель Шалласуева А.О. МДОУ «Детский сад комбинированного вида №114»

Слайд  1:  Название работы.

Слайд 2: В дошкольном детстве, наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательно-исследовательская деятельность, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества.

Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, возникающую по поводу познания и в его процессе. Она, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей - избирательную направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира.

В основе исследовательской деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, и эмоциональному развитию.

На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирование. Основными методами работы в этой области являются опыт и эксперимент.

Слайд 3: В условиях нашего ДОУ используются только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:

  • в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;
  • в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;
  • они практически безопасны;
  • в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

Слайд 4: В нашей педагогической деятельности, мы используем и проводим с детьми различные опыты и эксперименты в ходе НОД (непосредственно образовательной деятельности), и в образовательной деятельности в режимных моментах, во время прогулки. С водой, овощами, льдом, лупой, опыты на природе и тд.

 Экспериментирование с водой.

 - Опыт, объясняющий круговорот воды в природе (опыт «Облака в банке»). В стеклянную банку наливается половина горячей воды, закрывается жестяной крышкой, на которую ставится кружка со льдом, и происходит наблюдение. Сначала появляется пар, затем он густеет и конденсируется на крышке, далее с крышки начинают капать капельки, имитирующие дождь.

  • Каким образом растения потребляют воду, и как она поднимается по стволу дерева вверх (опыт с салфеткой и карандашом)

Слайд 5:

  • изучали свойство воды «вода — растворитель» (опыт с растворением в воде сахара и песка). Вывод: какие то вещества вода растворяет, а какие то нет.

         Слайд 6:

  • Зимой изучали свойства льда на природе с помощью лупы (рассматривали лед, какой он, как выглядит под увеличительным стеклом и тд) дети описывали все увиденное ими.
  • Рассматривали в лупу растения на природе (веточки кустарников, например). В увеличительное стекло веточки можно рассмотреть более подробно.

Слайд 7: Опыты с микроскопом.

Очень интересны для детей исследования с использованием микроскопа. Мы изучали и рассматривали части различных насекомых при изучении темы «Насекомые» (крылышко пчелы, крылышко бабочки, лапку комара).  Также рассматривали в микроскоп рыбий плавник, собачью и кошачью шерсть, человеческий волос, капельку воды. Увидеть в увеличении детали предметов гораздо  интереснее, чем видеть их невооруженным глазом.

Слайд 8:  Наиболее ярким примером  экспериментальной деятельности с детьми нашей группы в последнее время стал исследовательский проект «Каша-здоровье наше», в процессе осуществления которого проводилось много  опытов и экспериментов.

Тип, проекта: исследовательский, творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный ( с 5 по 30 марта 2018 года).

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Методы, используемые в исследовании: опрос, наблюдение, сбор информации, эксперимент.

Оборудование и материалы: тарелочки с крупами, ложки, миски, кофемолка, лупа, пластиковые контейнеры, фартуки.

Опытно-экспериментальная деятельность в ходе проекта:

  1. Эксперимент «Рассматривание разных круп через лупу".
  2. Опыт 1. «Перемалывание круп в кофемолке для того, чтобы узнать, как из зернышек получается мука».
  3. Опыт 2. «Отгадай на ощупь крупу (крупа манная, гречневая, пшенная, перловая)».
  4. Эксперимент «Угадай на вкус кашу ( каша манная, гречневая, пшенная, перловая)».
  5. Эксперимент «От чего зависит вкус каши».
  6. Опыт 3. «Крупы бывают разные» (размер крупы для каши).
  7. Эксперимент «Как звучат крупы»

Слайд 9: Эксперимент:  «Рассматривание разных круп через лупу.»

Лупа — очень интересный инструмент экспериментирования. С помощью лупы дети рассматривали крупы в увеличении и делали самостоятельные умозаключения и выводы о свойствах круп (крупы состоят из песчинок, рассматривали цвет песчинок, какая крупа мельче и тд.)

Слайд 10: Опыт 1. «Перемалывание круп на кофемолке для того, чтобы узнать, как из зернышек получается мука».

Этот опыт стал наиболее интересным для детей.  В ходе него дети выяснили, каким же образом появляется мука. Хочется отметить, что до этого мало кто из детей догадывался об этом. И очень многие из них были удивлены этому интересному факту. Основной вывод, который сделали дети: чем дольше молоть крупу, тем мельче получается мука.

Слайд 11: Опыт 2. «Отгадай на ощупь крупу (крупа манная, гречневая, пшенная, перловая)».

Для этого опыта было взято несколько мешочков с крупой разных размеров. В ходе опыта дети пытались самостоятельно на ощупь определить крупу, находившуюся в мешочке, предварительно внимательно рассмотрев ее. Это помогло детям распознать разницу между различными крупами. Вывод: все крупы разные на ощупь-одна мягче, другая тверже, одна мельче, другая крупнее. Соответственно из различных круп каши варятся по разному-одни дольше, другие быстрее.

Слайд 12: Эксперимент «Угадай на вкус кашу ( каша манная, гречневая, пшенная, перловая)».

Самый вкусный опыт для детей. Детям он наиболее понравился, поскольку проводился он во время завтрака в детском саду. Детям намеренно не сообщалось, какой кашей они завтракают, а предлагалось отгадать кашу. Этот эксперимент мы проводили в течение недели, ежедневно пробуя разные каши.

Слайд 13: Эксперимент «Как звучат крупы».

Для проведения этого музыкального эксперимента мы использовали дидактическое пособие по сенсорике «Шуршалки-шумелки», изготовленное своими руками. В пластиковые бутылочки из-под йогуртов насыпаются различные крупы. Первый вариант эксперимента: потрясти бутылочку, называя, какая крупа находится в ней. И так со всеми крупами. Затем дать возможность детям самостоятельно по памяти определить это. Второй вариант: иметь по два экземпляра бутылочек с крупами. Трясти бутылочку с крупой в одной руке, и сравнивать ее со звучанием бутылочки с крупой в другой руке, перебирая их. Определять, звучат ли они одинаково. Вывод эксперимента: все крупы звучат по разному.

Судя по тем результатам, которые мы  получили в ходе работы над проектом, удалось показать, что такой современный инновационный метод обучения, как экспериментирование, может составить достойную конкуренцию традиционному обучению. Опытно-экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений, и способствует развитию познавательной активности детей дошкольного возраста. Спасибо за внимание!

Слайд 14: Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через опытно – экспериментальную деятельность»

Дети дошкольного возраста очень наблюдательны. Наблюдая окружающий мир, они делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи. Поэтому я веду целенаправленную, продуманную п...

Презентация мастер-класс для родителей на тему «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»

Форма родительского собрания мастер -класс в виде презентации на тему: "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность"...

Презентация "Компьютерная игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста"

На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере дошкольного обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наи...

Семинар- практикум «Проектный метод как эффективный способ развития познавательной активности детей дошкольного возраста» (нормативно-проектная деятельность по технологии А.Н. Веракса и Н.Е. Веракса)

Семинар- практикум«Проектный метод как эффективный способ развития познавательной активности детей дошкольного возраста»(нормативно-проектная деятельность по технологииА.Н. Веракса и ...

Опыт работы по теме "Экспериментирование как эффективный метод развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все к...

Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...