САМООБРАЗОВАНИЕ ТЕМА «Осознание детьми 6-го и 7-го года жизни взаимосвязи понятий «Деньги -труд».
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

В настоящее время экономика проникла во все сферы жизнедеятельности человека, науку, культуру, в том числе и образование

Начиная исследования в области экономического воспитания, мы понимаем, что в работе с детьми дошкольного возраста может идти речь о возможности формирования его предпосылок. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie.doc381.62 КБ

Предварительный просмотр:

САМООБРАЗОВАНИЕ

ТЕМА

«Осознание детьми 6-го и 7-го года

жизни взаимосвязи понятий

«Деньги -труд».

ПЛАН

  1. Цель и задачи:

     Поиск средств и методов формирования у детей 6-7 лет    

     осознания взаимосвязи происхождения денег.

   2.Исследование экономического воспитания  в  

     научно-исследовательской литературе.

   3. Практическое исследование детей.

     - индивидуальные беседы с детьми

     - педагогическая ситуация

     - беседа с родителями

     - анкетирование

В настоящее время экономика проникла во все сферы жизнедеятельности человека, науку, культуру, в том числе и образование. Доказано, что перестройка любой сферы жизни людей без учёта уровня экономического образования невозможна. Наблюдения за экономическими процессами в современном российском обществе продемонстрировали такие проблемы в экономическом образовании не только но и молодого поколения, что потребовало незамедлительной перестройки и содержания образования на всех его ступенях. Не случайно в последнее десятилетие отечественная наука и практика проявили такой активный интерес к экономической подготовке молодого поколения. Переход на рыночный механизм хозяйствования актуализировал потребность в экономических знаниях, обнажил дефицит многих жизненно важных, экономико-значимых качеств для участия в новых видах и формах деятельности, без которых невозможен не личностный, ни социально - экономический рост человека. Можно с уверенностью сказать, что экономическое образование и экономическое воспитание - острейшие проблемы современной науки и практики, гташе общество сейчас нуждается в людях, умеющих по-новому мыслить, не бояться личной ответственности, смело принимать решения, быть лидером и разумно подчиняться в интересах дела, не бояться проигрывать, обладать деловой хозяйской сметкой и расчётливостью. Многие из перечисленных выше характеристик личности никогда не были авторитетными в советской России, да и просто не были востребованными. Вместе с тем именно они определяют характеристику человека- хозяина, которого мы старались воспитывать с первых лет советской и власти: бережливого, экономного умеющего сохранять и умножать народное достояние. Социальная ситуация развития нашего общества долгие годы складывалась таким образом, что не могла содействовать решению этой

задачи - формированию человека - хозяина с выше названными качествами. Социально — экономическая перестройка активизировала решение этой задачи, так как потребовала от наших граждан новой социальной позиции. Потребовались люди с нестандартным, особым стилем поведения, социально адаптированных к новым жизненным обстоятельствам, к современной жизни.

В психолого — педагогической литературе давно утвердилось и доказано положение о том, что человек и окружающий предметный мир редко оказываются независимыми друг от друга (Л.С.Выготский, Э.В.Ильенков, В.Т.Кудрявцев, А.И.Китов, В.А.Петровский).

Окружающий мир представлен в сфере материальной и духовной культуры, который оказывает специфическое воздействие на каждого из нас. Особое внимание, в рамках формирования человеческой личности, придается изучению роли духовной культуры. Начиная исследования в области экономического воспитания, мы понимаем, что в работе с детьми дошкольного возраста может идти речь о возможности формирования его предпосылок. Сложность экономических законов и категорий, на которых основано содержание экономического воспитания, отдалённость детей от сферы производительного труда, возрастные возможности дошкольников требуют осторожности в отборе, как содержания, так и методов экономического воспитания. По результатам анализа литературы, основываясь на собственном опыте, и, наконец, ориентируясь на требования современной экономической жизни, что постановка проблемы раннего приобщения дошкольника к экономике вполне оправдана.

   Приобщение дошкольников к экономике мы рассматриваем как условие становления ценностных ориентации и установок в окружающем мире. Успешное решение проблемы экономического воспитания может быть достигнуто только совместно с родителями. Семья - это реальная

экономика, это та среда, в которой правила хозяйствования, имеют реальные, лично значимые очертания. Это - благосостояние семьи или его отсутствие (нужда, нехватка денег и других жизненных благ). Детский сад - это некая условная ситуация. Дети не принимают никакого участия в распределении благ. Они продают, покупают, меняются, зарабатывают деньги, заботятся о своих детях лишь в условном плане, в разнообразных играх, Детский сад - это та ситуация, в которой ребёнок реализует приобретенный «экономический опыт» в семье. Трудно оценить, который из этих двух путей, более эффективен; бесспорно, они (родители и педагог) должны работать вместе. В соответствии с авторской программой «Дети и экономика» (А.Д.Шатовой), мы обратились к одному из блоков программы «Дети и деньги».

 С целью :

изучение состояния проблемы в системе дошкольного образования на ступени старшего дошкольного возраста, были проведены :

- индивидуальные беседы с детьми;

- педагогическая ситуация;

- беседы с родителями;

- анкетирование.

Беседы с детьми по вопросам:

1. Как ты думаешь, откуда берутся деньги?

2. Зачем нужны деньги людям?

3. Что бы ты сделал, если бы у тебя был миллион (много, много денег)?

4. Как ты думаешь, как можно стать богатым?

5. Богатые хорошие или плохие люди?

6. А ты каким хочешь быть бедным или богатым?

Цель  беседы: 

выяснить знания детей о деньгах, их

происхождении и назначении.

Анализ: полученных данных:

Опрошено:                  10 детей.

Форма беседы:             индивидуальная

На 1-ый вопрос из 10 детей, 7 ответили, что деньги зарабатывают.

На 2-ой вопрос 9 детей ответили, что деньги нужны для приобретения  

  одежды, еды и других товаров.

На 3-ий вопрос 8 детей ответили, что поделятся с другими

На 4-ый вопрос 9 детей сказали, что стать богатым можно только когда много  

    работаешь.

На 5ый вопрос 7 детей считают, что богатые хорошие люди.

На б-ой вопрос 9 детей из 10 опрошенных, хотят быть богатыми.

Беседа показала., что детям знакомо понятие «деньги». Дали правильную оценку значению денег и рассуждают о них. В беседе не было настораживающих ответов, относительно того, хорошо ли быть богатым и как им стать. На вопрос «откуда берутся деньги?» в ответах 3-х детей нет связи между понятиями «деньги» и «труд».

Итого: Надо подчеркнуть, что дети показали довольно высокий уровень нравственного развития. Этот факт мы объясняли тем, что по данной проблеме уже велась работа в предыдущий год. У детей накоплен определённый круг знании о деньгах, и, что нас порадовало, нравственный аспект этого явления. Подавляющее большинство детей сказали, что богатым можно стать, если много и хорошо работать.

 Педагогические ситуации.

1.С1Щааия» Оставили мелкие деньги (монеты) и бумажные купюры (10 руб. и 50 руб.) на столе воспитателя.

Целы Выявить проявление интереса к деньгам; долго смотрят трогают,

считают, возьмет ли кто-то монету.

Анализ: За время наблюдения удалось зафиксировать следующее: дети подошли к столу, рассматривали деньги стоя у стола. Проявив любопытство к деньгам трогали их рассматривали, перекладывали, но не взяли со стола,

Итого; Данная ситуация показала, что дети проявили интерес, любопытство к деньгам и позволяет отметить достаточно высокий уровень нравственного воспитания (честность, порядочность).

2 ситуация.

Цель: уточнить знание детей о деньгах других стран.

Процедура проведения

Разложив деньги на столе (российский рубль, евро, доллар, украинская гривна, чешская крона, английский фунт - стерлинг). Мы подозвали детей к столу и задали вопросы;

- Деньги какой страны вы знаете?

- Как называются эти деньги?

- А можете узнать деньги своей страны (российский рубль)?

- А какие деньги других стран вы знаете, которых нет на столе?

 Анализ:

Присутствовало 10 человек, Большинство детей назвали деньги стран, в которых они были с родителями на отдыхе и которые вспомнили по игре «Монополия»  (российский рубль,  доллар  США,  чешская крона, украинская гривна).

Дети показали хорошие знания в результате проведённой работы сменным педагогом по проблеме экономического воспитания.

Беседа с родителями по вопросам:

1. Как объясняете ребёнку, что деньги - это результат большого труда?

2. Обращаете   ли   внимание   на  то,. что   деньги   должны  

  расходоваться  

  бережно, экономно?

3. Что для вас значат деньги?

4. Какие жизненные понятия, связанные с деньгами вы прививаете ребёнку? (деньги зарабатываются трудом, бережливость, честность, сочувствие).

Выявить какие понятия, связанные с деньгами обсуждаются дома. Какие проблемы связанные с деньгами решаются вместе с детьми, какое отношение к деньгам воспитывается дома?

Анализ полученных данных:

Опрошено :             10 человек (родителей).

Форма беседы:      индивидуальная

Беседа показала, что во всех опрошенных семьях детям рассказывают о деньгах, объясняют происхождение денег (зарабатывают), их назначение.

В 7-ми семьях дети принимают участие в покупках и приобретениях для членов своей семьи, подарков для друзей.

В 8-ми опрошенных семьях детям объясняют, что каждая семья имеет свой уровень жизни, в зависимости от доходов и поэтому нельзя купить сразу всё, что хочется.

Все, опрошенные родители ,объясняют своим детям необходимость оказания помощи бабушкам и дедушкам (потому, что они малообеспеченные, они на пенсии, не работают, нуждаются в заботе и помощи.

Итак: проблема «Деньги» в условиях семьи активно родителями обсуждается, дети имеют представление о том, что такое деньги и зачем они нужны людям. Детям знакома покупательная функция денег.

Результаты показали: знания детей можем оценить по трём критериям:

1. критерий : дети хорошо знают понятие деньги.

2. критерий: имеют представление о их происхождении (труд).

3. критерий: у детей сформированы нравственные качества (в провоцирующих ситуациях).

Оценив знания детей о деньгах по трём критериям, мы выделили три уровня знаний детей.

К I уровню относили детей, в знания о деньгах которых входят все три критерия. Таких детей большинство (7 человек).

Ко II уровню отнесли детей, в знания которых входят I и III критерии. Таких детей - 9.

К III уровню отнесли детей, которые проявили себя отрицательно в педагогических ситуациях, и ничего не знают о деньгах. Таких детей нет. Дадим характеристику одного ребёнка каждого уровня.

1 уровень 

Яна Н, б-7лет: знает происхождение денег (зарабатывают). Знает много видов денег других стран, хорошо ориентируется в экономических понятиях таких как «покупка», «продажа», «обмен», «цена», «дёшево», «дорого». В ситуациях проявила интерес и нравственное качество (не брать чужое). Родители Яны дома проводят беседы, объясняют, что деньги зарабатывают, вместе с Яной решают некоторые вопросы связанные с покупками (подарков, обуви, игрушек, одежды).

IIуровень,

Никита К. б лет: не связывает происхождение денег с трудом, но знает что деньги нужны чтобы покупать.

Знает российские деньги и доллар США, знает экономические понятия; «покупка», «продажа», «цена», «дорого», «дёшево». Родители Никиты объясняют,, что нужно работать чтобы иметь деньги, не брать чужие вещи, но не включают его в обсуждение бюджета семьи.

№ п/п

Имя

ребёнка

I

п

ш

IV

V

VI

1.

Яна Н.

б лет 6 мес.

Из банка

На них всё покупать

Помогла другим

Надо трудиться

Если тратят на других, то хорошие

Нормальной

2.

Никита К. 6 лет

6 мес.

Из банка

Чтобы покупать всё             »

Купил подарок самый большой маме

Работать

Плохие

Богатым

3.

Настя С

. 6 лет

Их печатают

Всё покупать

Не знаю

Накапливают деньги

Плохие, они всё себе и себе

Нормальной

4.

Саша Ч.

 6 лет

С работы

Чтобы покупать что-нибудь

Я поделился со всеми

Трудиться

Хорошие

Богатым

5.

Вова К 6 лет 6 мес.

С работы

Чтобы покупать вещи, еду

Я бы отдал в детский дом

Надо на 3-х работах работать

Бывают и такие и такие (жадные)

Бедным

б.

Слава П.

 б лет

б мес.

Зарабатывают

Не знаю

Не знаю

Зарабатывать очень много денег

Не знаю

Богатым

7.

Глаша О.

б лет

С работы

Чтобы всё покупать

Отдала бы в детский дом

Зарабатывать много денег

Хорошие

Богатой

8.

Саша Н

6 лет

6 м

Зарабатывают

Чтобы покупать, тратить

Купил бумаги ценные

Очень трудился бы

Могут быть хорошие и плохие

Богатым

9.

Диана Б

б лет

С работы

Чтобы всё покупать

Отдала бы в детский дом

Зарабатывать много денег, работая хорошо

Разные

Богатой

10.

Артем Д.. 7 лет

С работы

Чтобы тратить, покупая всё

Поделился бы с бедными

Много работать

Разные

Обычным.

Наша работа осуществлялась  на фоне повседневной воспитательной работы. Предварительно, для формирования взаимосвязи понятий   «Труд-деньги» , были продуманы и проведены следующие формы работы с детьми: - три коллективные беседы с детьми:

1. «Что такое деньги?»

2. «Откуда берутся деньги?»

3. «Бедные - богатые».

-экскурсия в книжный магазин, -комплексное занятие «К нам придут купцы !».

Беседа «Что такое деньги?»

( проводилась со всей группой одновременно.)

Программное содержание: деньги как средство купли - продажи. Закрепить представление о том, как выглядят современные деньги (монеты, купюры). Покупательная способность денег в зависимости от их достоинства. Формировать правильное отношение к деньгам, как к предмету жизненной необходимости.

Беседа проводилась за одним большим столом. Дети рассматривали денежные купюры, монеты России и альбом с изображением монет и купюр других стран.

В ходе беседы уточнялись знания детей о том:

- Какие деньги называются монетами, какие купюрами?

-Почему монеты разного размера, а купюры разного цвета?

Обратили внимание детей, что на монетах и купюрах обязательно есть

цифра, обозначающая ценность монеты, купюры. Также есть название

денежной единицы и название страны, выпустившей монету. Кроме того на монетах большинства стран даётся или изображение герба или

художественная картинка.

Дети с интересом участвовали в беседе. Отвечали на вопросы, делились своими знаниями об иностранных деньгах (валюте). Многие правильно рассуждали о покупательной способности денег, что она зависит от достоинства денег. В итоге беседы ещё раз уточнили, что деньги это средство купли - продажи. Дети узнали новые название иностранных денег. Уточнили понятие «рубль», «валюта».

Игра «Купишь - не купишь»

В ходе беседы выяснили, что не всё можно купить за деньги, даже если ты очень богат.

Для осуществления задач нравственного воспитания и для более осознанного, прочного усвоения детьми понятий материального, вещественного мира мы проводим».

Цель этой игры: учить детей оценивать поступки, предметы, явления с позиции их нравственной и экономической значимости, формировать правильное    отношение   к   деньгам,    как   предмету    жизненной необходимости, закрепить понятие цены, стоимости, товар. Ход игры: дети стоят в круге, воспитатель в центре. Он кидает мяч и называет различные черты характера, предметы быта, явления природы. Ребёнок определяет, можно ли это купить за деньги и отвечает, возвращает мяч.

Примеры: Хлеб - можно купить;

Машина - можно купить;

Дружбу - не купишь;

Солнце - не купишь. Эта игра заставила детей задуматься, Они помогали друг другу в определении правильного ответа в трудных ситуациях, обсуждали почему нельзя за деньги купить всё. В основном, все дети ,сразу отвечали, что дружбу, солнце, небо, любовь - не купишь, а машину, хлеб, конфеты, одежду - можно купить, так как можно заработать деньги,

Беседа на тему «Бедные - богатые».

Программное содержание: знакомство дошкольников с понятием «бюдже семьи». Это все заработанные членами семьи деньги: зарплата мамы + зарплат; папы + пенсия бабушки и дедушки (если они живут вместе с вами). Каждая: семья живет на свой семейный бюджет. Он разный поэтому все семьи с разным достатком. Это зависит от заработанных денег. Знакомство с понятие? «бедные» «богатые» (А.Д.Шатова Эк. Восп . дошк. стр 189). Научить детей понимать и разбираться, что истинно богатый человек - не тот, у кого очень: много денег. Что является настоящим богатством (крепкая семья, друзья интересное увлечение). Рассказать детям о меценатах и других форма: благотворительности. Среди богатых людей есть много добрых людей. О ни: знают и помнят, так как они сделали много хороших добрых дел. Ход беседы

В начале беседы дети вспомнили и уточнили откуда берутся деньги (и: зарабатывают), для чего нужны деньги (покупать еду, одежду, платить з; свет, воду, телефон, д/сад и т.д.), т.е. для того чтобы жить и оплачивать во расходы. Уточнили, что деньги в семье есть потому, что папа и мам; работают и за свой труд получают зарплату. А у кого есть бабушка I дедушка - они получают пенсию. Поясняю детям, что пенсия даёте, государством за то, что люди долго и хорошо работали, а теперь не могу трудиться. Объясняю, что из зарплаты мамы и папы и пенсии бабушки I дедушки, если они живут вместе с вами складывается семейный бюджет Бюджет в каждой разный, зависит от заработанных денег. Чем больше бюджет тем богаче живёт семья. Много богатых людей помогают бедным I нуждающимся. Например, людям, которые не могут работать из - за плохой здоровья, детям, которые остались без родителей и живут в детских домах. ^ нашего сада тоже есть спонсоры, они помогают нам сделать ремонт д/сада купить новую мебель, игрушки.

Есть такие люди меценаты-это богатые люди, которые покровительствуют (помогают) наукам и искусству, т.е. дают деньги на открытие выставки постановки нового спектакля, на придумывание нового лекарства.

ЭКСКУРСИЯ в книжный МАГАЗИН

Программное содержание экскурсии: 

 уточнить и закрепить знания детей о профессиях продавец, кассир; уточнить действия с деньгами и товаром, продавца и покупателя, закрепить знания о процессе купли — продажи и напомнить детям, что такие действия происходят в любом магазине.

Воспитывать бережное отношение к книгам, уважение к их изготовителям и уважительное отношение к людям любой профессии .

Войдя в магазин даем детям время осмотреться:

-Ребята,     посмотрите     вокруг, что     вы     видите?

Дети: «Книги. Много книг.»

-Правильно, посмотрите и скажите: книги все одинаковые? Дети: разные.

-Верно, книги все разные, а где они расположены? Как? Дети отвечали: «На  

  полках, в ряд».

- Вспомните, кто - то из вас здесь был с мамой:

Вова сказал: «Я был с мамой и папой. Мы здесь купили книгу «Властелин колец».

Настя С: «И я здесь была с мамой. Мама мне купила книгу «Энциклопедия о животных». Она очень дорогая, так мама сказала, а еще она говорит, что книги надо беречь». Саша: «Моя мама, тоже говорит, что книги надо беречь, и что книга лучший подарок другу. А в этом магазине, мы с мамой были очень много раз. Здесь мама покупает себе книги и журналы по вязанию, а мне разные книги.»

- Верно. В магазине очень много разных книг. Они располагаются по разделам. Посмотрите, здесь сказки, а вот на этом стеллаже рассказы и научные книги, а там сборники стихов. Все книги расположены не только по разделам.

-Яна прочти, что здесь написано?

Яна читает: «Здесь написано «Детская литература»».

- А здесь что написано.

Яна: «Юридическая литература».

- Правильно, книги еще' разделены по отделам для взрослых и для детей.

Давайте себе в группу выберем какую – нибудь книгу и купим её.

Предлагаем детям позвать продавца этого отдела и рассказать нам о своей работе.

Продавец рассказывает, что в его обязанности входит знать, кто автор любой книги этого раздела, каким издательством они напечатана, продавец должен быть всегда приветлив, разговорчив, он может посоветовать покупателю какую книгу выбрать и какие книги есть ещё в магазине. Далее обращаю внимание детей, что люди выбрав нужную книгу подходят к кассе и расплачиваются за выбранный товар деньгами, также это происходит и в любом другом магазине.

Дети подходят поближе к кассе и несколько минут наблюдают за процессом купли - продажи, Обращаем внимание на то, что кассир выдает чек и сдачу покупателям, а потом они идут к продавцу за выбранной покупкой. Мы сделали покупку.

Поблагодарив работников магазина за встречу, возвращаемся в детский сад. После проведённой экскурсии мы провели беседу о том, что дети видели. Вспомнили какие действия выполнял продавец и кассир, как расположены книги в магазине, где выставлены книги, как обслуживал продавец покупателя. Уточнили действия кассира и название аппарата, который помогает обслуживать кассиру покупателя (кассовый аппарат). Вспомнили, что после того когда покупатель расплатился за книги, его товар обязательно упаковывают в пакеты.

Детям во время экскурсии было очень интересно наблюдать за работой кассира, понравилось как продавец рассказывал, о той или иной книге, заметили, что он много знает о книгах. Понравилось, что в магазине большой выбор книг на любой вкус.

В ходе беседы дети свободно называли действия, которые происходили между покупателем и продавцом, покупателем -кассиром.

Завершающим этапом работы было проведение

комплексного итогового занятия, которое мы рассматривали, не только в качестве обучающего, но и решающего одновременно задачи нравственного, трудового экономического воспитания.

Мы условно назвали занятие «К нам придут купцы».

Программное содержание: 

учить детей совершать покупку с учётом заработанных денег, умение соотносить свои желания и возможности в условиях игровой ситуации учить составлять на круге композицию с цветочным орнаментом, рисовать кайму по мотивам гжельской росписи из линий, точек, завитков и капелек.

Воспитывать у детей желание качественно выполнять работу, (только продукт высокого качества стоит дорого).

Закрепить у детей понятия: «покупка», «распродажа», «дорого», «дешево». Рассказать детям кто такие купцы; почему их так называют.

Упражнять в рисовании элементов гжельской росписи, приёмов рисования.

Развивать чувство цвета и композиции.

Активизировать усидчивость, старательность, аккуратность, желание достигать качественного результата. Только качественный товар имеет высокую цену (стоимость).

 Формировать интерес к изучению народной культуры, чувство единства с русским народом, его традициями .

Предварительная работа

 Занятия по знакомству с народными промыслами

«Голубая, синяя гжель». Рисование элементов росписи, их зарисовка. Рассматривание предметов и иллюстраций Гжельскими предметами. Дидактическая игра «Народные промыслы».

Занятие состоит из 3-х частей.

С самого начала занятия воспитатель рассказывает детям, что сегодня будет у них необычное занятие. Мы будем рисовать (делать) изделия на тему «Гжель», как гжельские мастера, для того, чтобы продать купцам, которые придут к нам в конце занятия. Купцы будут оценивать «товар» и определять его качество. Надо постараться сделать изделия высокого качества, чтобы купцам продать свой товар дороже.

1-ая часть занятия - это художественная деятельность.

Ход занятия. 

Дети сидят за столами, на которых всё приготовлено для

рисования.

На столе воспитателя перед детьми стоят предметы народного промысла Гжельских мастеров. Воспитатель читает стихи П.Синявского «О Гжели». Воспитатель обращает внимание детей на изделия и спрашивает:

- Дети, как называется промысел, предметы которого вы видите? (Дети отвечают: Гжель, Гжельская посуда и т.д.). Ответы уточняются, поправляются если неверно сказано.

- Верно, эти предметы гжельского промысла.

- Давайте рассмотрим их и вспомним:

- Из какого материала они сделаны? (из глины).

- Какой основной фон этих изделий? (белый).

- Какой основной цвет росписи? (синий, голубой).

- Какие основные элементы росписи вы видите? (розан, цветы, лепестки

и Др.) Все ответы детей уточняются, добавляются,

поправляются.

- Обратите внимание из каких элементов состоит кайма изделий (волна, точки, капельки, завитки и т.д.).

- Давайте вспомним, как получить голубую краску, ведь у нас на столе её нет. (Дети: белую краску смешиваем с синей на палитре или размыть водой синюю краску).

- Попробуйте на листе бумаги, нарисовать розу, сначала нарисуйте контур розы темно - синей краской, а затем чистой кистью постепенно размыть цвет.

Дети выполняют на пробном листе нарисовать розу и размыть её. Затем воспитатель показывает, напоминает технику выполнения элемента «мазок с оттенком»,, когда краска набирается краем кисти, при нанесении мазка кисть симметрично поворачивается сначала в одну, затем в другую сторону. Дети пробуют этот приём рисования.

Затем воспитатель предлагает детям составить узор на круге, используя элементы украшения каймы и поместить в центр круга крупный гжельский цветок.

Во время выполнения воспитатель помогает, подсказывает детям выполнение, напоминает, что работать надо аккуратно, чтобы получилось красиво.

2-ая часть занятия «Купля - продажа» своего товара.

Готовые изделия разложили на импровизированных прилавках. Входят купцы (2 воспитателя детского сада). Они подходят к каждому ребёнку и обсуждают качество и стоимость товара с детьми. Каждый ребёнок рассказывает о своём товаре. Купцы расплачиваются деньгами (нарисованные деньги достоинством в 1 рубль, самая дорогая работа не дороже 20 рублей, дети пересчитывают заработанные деньги, одновременно тренируясь в порядковом и количественном счёте).

После торговли у каждого ребёнка оказывается своя зарплата в зависимости от качества проданного товара. 3-я часть.

В импровизированном магазине, на прилавках которого разложен товар (игрушки, карандаши, книжки - малышки) на котором дети соотносят стоимость товара с количеством денег и покупают выбранный товар. Затем подходят к кассе и расплачиваются своими деньгами, продавец заворачивает товар и отдаёт покупателю. Дети с купленным товаром играют в группе и уносят его домой.

Для того чтобы выяснить, какие изменения произошли в развитии детей и уровень осознания детьми взаимосвязи понятий «деньги - труд», какое стало отношение детей к явлению деньги и к процессу их приобретения),деньги зарабатываются трудом) мы провели контрольный эксперимент. На данном этапе была использована та же методика, что и в констатирующем эксперименте.

С каждым ребёнком была проведена индивидуальная беседа, на которой

были заданы вопросы, В беседе принимали участие 10 детей.

Вопросы мы задавали такие же, как в констатирующем, эксперименте во 2-ой методике:

1. Как ты думаешь, откуда берутся деньги?

2. Зачем нужны деньги?

3. Что бы ты сделал, если бы у тебя был миллион (много, много денег)?

4. Как ты думаешь, как можно стать богатым?

5. Богатые хорошие или плохие люди?

6. А ты каким хочешь быть бедным или богатым?

На поставленные вопросы дети отвечали очень грамотно и со знанием дела.

Дошкольники усвоили новые слова из области экономики: деньги, товар,

касса., покупка и др, и применяли их в своей игровой деятельности.

На 1-ый вопрос все дети ответили, что деньги зарабатывают.

На 2-ой вопрос дети ответили, что деньги нужны для приобретения одежды,

еды и других товаров, для оплаты за квартиру, свет, телефон.

На. 3-ий вопрос 9 детей ответили, что купили маме, бабушке, брату, сестре

много подарков, и обязательно помогли и купили бы нужные вещи бедным,

нуждающимся людям.

На 4-ый вопрос, все дети сказали, что чтобы стать богатым, нужно много работать. А 7 детей добавили, что сначала нужно выбрать профессию, которая нравится и много учиться, этой профессии.

На 5-ый вопрос, 9 детей считают, что богатые могут быть разные и плохие и хорошие, но хороших больше и нужно быть щедрым, добрым, помогать бедным и нуждающимся.

На 6-ой вопрос все дети ответили, что хотят быть богатыми и будут богатыми и добрыми. А чтобы стать богатыми, они будут много и хорошо трудиться.

Педагогические выводы.

1, Наше исследование показало, что в современных условиях появились большие возможности для расширения знаний детей о взаимосвязи понятий «труд - деньги». И, что проблема «Дети и деньги является важной и актуальной.

2, Полученные результаты показали, что ознакомление детей с понятиями «деньги - труд» является эффективным средством нравственно-трудового воспитания дошкольников, формирования у них правильного отношения к труду и деньгам. Это - первоначальная ступень формирования экономических знаний и представлений из области экономики.

3. Эффективными условиями воспитания правильного отношения к заработанным деньгам и труду являются: беседы с детьми, экскурсии, чтение художественной литературы, сюжетно - дидактические игры. Основным показателем эффективности такого метода является непосредственное участие в процессе покупки и общение с людьми, работающими в сфере торговли.

4. Проведённое исследование показало детям важность труда и значимость денег в жизни человека.

5, Полученные результаты усвоения детьми материала во время эксперимента были дополнены на педсовете в рамках обмена опыта работы. Работа по проблеме приобщения детей к экономике будет продолжена.

1. БИБЛИОГРАФИЯ

1. Асмолов А.Г. Психология личности М. 1990г.

2. Афанасьева Т.М. Семья. М., 1986г.

3. Венгер Л А, Психологические особенности шистилетних детей МЛ 995г.

4. Виноградова Н.Ф. Куликова ТА. Дети ,взрослые и мир вокруг. М. 1993г.

5. Воспитание дошкольников в труде / Под ред .ВТ.Нечаевой М. 1986г,

6. Воспитание дошкольников в семье / Под ред. Т.А.Марковой М. 1979г.

7. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М.ВиноградовойМ. !989г.

8. Выготский Л.С. Собр. Соч. М. 1982г. Т2, гл ,4,5. Стр 118-184.

9. Джейн Перл Дети и деньги М. 2003г.

Ю.Жуковская Р.И. Воспитание бережного отношения к личным вещам и общественному достоянию / Формирование коллективных взаимоотношений,.. М., 19б8г,

11 .Загик Л.В. Труд ребенка в семье //Воспитание дошкольников в труде М. 1974г.

12.Запорожец А.В. Избранные психологические труды М. 1986г. т.1 т.2 13.Козлова С  

   А. Теория методика ознакомления дошкольников с

социальной действительностью М. 1998г. 14.Козлова С.А. Я-человек Авторская программа М. 1995г. 15.Краткий психологический словарь/ ред.сост. Л.А. Карпеннко под общ.

ред А.В, Петровского и др. Ростов - на- Дону  1998г, 16.Кларина Л.М. Экономика и экология для малышей ВИТА-Пресс М.

1995г.

И.Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников М. 2002. 18.Куликова Т. А, Семейная педагогика и домашнее воспитание М. М м М. Академия 1999.

19.ЛипсицИ.В. Удивительное приключения в стране «Экономика». Для детей младшего и среднего школьного возраста М. Изд. «Триада» 1992,

20.ЛипсицИ.В. Экономика без тайн. М., 1994. 21.Машина М.В. Экономическая азбука М.Д995 22.Могилевская Г. А. « Дети и деньги» М. 1981. 23.Непомнящая Н.И, Становление личности ребёнка 6-7 лет МЛ992 24.Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду / Под ред.

Р.С.БуреМ. 1987 25.Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду / Под ред.

Козловой С.А. М.2002 2б.Поддьяков Н.Н. Содержание и методы умственного воспитания

дошкольников. М. 1980 27,Раизберг Б.А. Введение в экономику М. «Новая школа» 1993.

28.СасоваИ.А. Аменд А.Ф, Экономическое воспитание школьников в

процессе трудовой деятельности. М., 1978г. 29. СасоваИ.А. Экономическое воспитание детей в семье. М., 1989г. 30.Сергеева Т.Е. Педагогические основы экономического воспитания

младших школьников Дис. М. 1990 31 .Собкин В.С. Марич Е.М. Социология семейного воспитания.

Дошкольный возраст М.2002 32.Чеснаускене Д.С. Формирование элементарных математических

представлений при ознакомлении их с мерами стоимости. Дис. канд

пед. наукМ. 1984. ЗЗ.Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников// учебно-методическое пособие М. 2005. 34.П1атова А.Д, Деньги// маленькая энциклопедия для дошкольников М,

2003.

35,Шатова А. Д. Нравственное воспитание в процессе развития трудовой деятельностиУ/Нравственно-трудовое воспитание в детском саду МЛ 987 стр. 21-49 Зб.Шатова А. Д. ИванковаР. А. Формирование

экономических знаний у

дошкольников в игре// Проблемы качества и гуманизации столичного и зарубежного образования. М. 1996г. ЗТ.Шатова А.Д. Вне

творческого труда нет созидания // Дошкольное во

35,Шатова А. Д. Нравственное воспитание в процессе развития трудовой деятельностиУ/Нравственно-трудовое воспитание в детском саду МЛ 987 стр. 21-49 Зб.Шатова А. Д. Иванкова Р. А. Формирование

экономических знаний у

дошкольников в игре// Проблемы качества и гуманизации столичного и зарубежного образования. М. 1996г. ЗТ.Шатова А.Д. Вне

творческого труда нет созидания // Дошкольное во


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная непосредственно образовательная деятельность по формированию элементарно математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста 6-го года жизни. «Ориентировка во времени»

Совместная непосредственно образовательная деятельностьпо формированию элементарно математических представленийс детьми старшего дошкольного возраста 6-го года жизни.«Ориентировка во в...

План воспитательно - образовательной работы с детьми группы № 4 общеразвивающей направленности 6 года жизни

План воспитательно -  образовательной работы с детьми группы № 4 общеразвивающей направленности 6 года жизни...

План воспитательно - образовательной работы с детьми группы № 9 общеразвивающей направленности 4 года жизни

План воспитательно -  образовательнойработы с детьми группы № 9   общеразвивающей направленности4 года жизни...

«Как знакомить детей третьего года жизни с понятиями форма и цвет»

laquo;Как знакомить детей третьего года жизни с понятиями форма и цвет»С самого рождения ребенок может видеть, слышать, но его необходимо систематически учить понимать то, что он восприни...

"Человек трудился всегда" конструкт организации образовательной деятельности с детьми 7-го года жизни

Конструкт организации образовательной деятельности с детьми 7-го года жизни "Человек трудился всегда", образовательная область:социализация...