Свойства воздуха
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа) на тему

Калиниченко Галина Ивановна
ЗАНЯТИЕ
 Средняя группа
Тема: Свойства воздуха
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская деятельность, игровая, восприятие художественной литературы, двигательная.
 
 
Интеграция образовательных областей:  «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Физическая культура».
Цели деятельности педагога: познакомить детей с понятием воздух, со свойствами воздуха ( не видим, не имеет запаха, может двигаться, занимает место, легкий, и т.д. ) и с его значением для всего живого, развивать исследовательские способности, любознательность, наблюдательность.
 
 
Планируемые результаты развития интегративных качеств: ребенок проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию; способен рассуждать и давать адекватные причинно-следственные объяснения; у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.   
Предварительная работа: запустить с детьми бумажные самолетики, надуть воздушные шары и поиграть с мыльными пузырями. 
 
 Материалы и оборудование:
Пластмассовые стаканчики (70 и 200 мл.), мисочки , трубочки , вода , бумага , камешки , чеснок ,корка апельсина , ширма , игрушка Ворона.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx10.9 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ

 Средняя группа

Тема: Свойства воздуха

Виды детской деятельности: коммуникативное, познавательно-исследовательская деятельность, игровая, восприятие художественной литературы, двигательная.

Интеграция образовательных областей:  «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Физическая культура».

Цели деятельности педагога: познакомить детей с понятием воздух, со свойствами воздуха ( не видим, не имеет запаха, может двигаться, занимает место, легкий, и т.д. ) и с его значением для всего живого, развивать исследовательские способности, любознательность, наблюдательность.

Планируемые результаты развития интегративных качеств: ребенок проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию; способен рассуждать и давать адекватные причинно-следственные объяснения; у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.  

Предварительная работа: запустить с детьми бумажные самолетики, надуть воздушные шары и поиграть с мыльными пузырями.

 Материалы и оборудование:

Пластмассовые стаканчики (70 и 200 мл.), мисочки , трубочки , вода , бумага , камешки , чеснок ,корка апельсина , ширма , игрушка Ворона.


Дети сидят на ковре полукругом.

Воспитатель   ( показывает детям «волшебный» ящик, в котором что-то есть, и загадывает загадку).

В ящике есть то, без чего нельзя прожить, но мы его не видим… Что же это?

Дети: воздух.

Воспитатель: Что такое воздух?

Предположение детей.

Воспитатель.   Воздух это смесь невидимых веществ, которые называют газами.

 Возьмите лист бумаги и помашите им перед собой. Что вы почувствовали ?(Ветерок) Как он возникает ? (Это движется воздух.) Значит , что же находится вокруг нас ? (Воздух.)

  1.  Чего в комнате не видишь ? (Воздух.)

Отгадайте загадку:

  1.  "Без рук , без ног, а ворота отворяет." (Ветер.)

На ширме появляется птица.

Воспитатель : Кого же к нам ветром занесло ?

Ворона : Меня , самую красивую птицу . Я к вам в гости прилетела. Здравствуйте. Воспитатель : А у нас занятие. Если хочешь слушай и ты узнаешь много нового и интересного.

Ворона : Я и так все знаю!

Воспитатель : Посмотрим. Сегодня мы поговорим о воздухе. Скажите , вы видите воздух вокруг нас ? (Нет , не видим.) Значит , какой воздух (бесцветный .невидимый.) Воздух - прозрачный , значит , через него все видно. А что еще бывает прозрачным? Давайте найдем прозрачные предметы в нашей комнате (стекла в окне , стенки графина , стакана , аквариума ).

Ворона : Какой такой воздух ? Где вы его увидели ?

Воспитатель : Возьми лист бумаги и помаши перед собой. Что ты чувствуешь ? (Ветерок дует .) Ребята , что это за ветерок ? (Это воздух движется.) Скажите , а у воздуха есть запах ? (Запаха у воздуха нет .)

Ворона : А вот и есть! Я всегда чувствую , когда пахнет вкусненьким , и без труда его нахожу.

Воспитатель : Дети верно сказали : воздух действительно не имеет запаха. А права ли наша гостья , мы сейчас проверим. Возьмите корку апельсина , помните ее. Что вы чувствуете ? (Пахнет апельсином.) Как вы думаете , это пахнет воздух или апельсиновая корка издает такой аромат ? ( Этот запах идет от корки.)

Воспитатель отходит от детей подальше и давит дольку чеснока.

Воспитатель : Вы чувствуете запах ? Чем пахнет ? (Пахнет чесноком). Как вы понял что пахнет чесноком ? (Запах дошел до нас.) Значит запах передается по воздуху.

И наша гостья была права , когда говорила , что она всегда чувствует запах.

Скажите еще раз : воздух имеет запах (нет.)

Как же мы чувствуем запахи. (Они передаются воздухом , и мы их чувствуем.)

Дети садятся за столы.

Как вы думаете , есть ли воздух внутри нас ? Давйте проверим. Возьмите трубочку и подуйте , опустив ее в стаканчик с водой. Что же происходит ?

Ворона : Я , я , я знаю ! В стаканчике поднялась сильная буря !

Дети - Пузырьки появились.

Воспитатель : Откуда они взялись ? (Мы выдыхаем воздух , и он выходит пузырьками.) Значит , внутри нас тоже есть воздух ? (Да.)


Проводится физкультминутка "Ветерок".

Дует ветер с высоты ,

Гнутся травы и цветы (руки вверх , наклоны.)

Вправо - влево , влево - вправо

Клонятся цветы и травы ( руки на пояс , наклоны.)

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте ( прыжки на двух ногах.)

Выше ! Веселей ! Вот так !

Переходим все на шаг (ходьба на месте.)

Вот и кончилась игра

Заниматься нам пора.(садятся за столы.)

Воспитатель : Возьмите маленькие стаканчики . В них что – ни будь есть ? (Ничего нет.Они пустые.)

А вот мы сейчас проверим. Переверните стаканчики вверх дном и опустите их в мисочки с водой. Вода попала в маленькие стаканчики? (Нет.)

Почему? Что мешает воде? Что её не пускает? (если дети затрудняются с ответом, воспитатель помогает).

В маленьком стаканчике находится воздух, который не даёт воде занять место.

Ворона: Вот так фокус! Я думала, что стакан пустой, а в нём, оказывается, есть воздух, и даже вода не может попасть в стакан.

А теперь снова опустите стаканчики в мисочки, но теперь держите их не прямо, а чуть наклонив. Что появляется в воде? (Ответы детей).

Мы видим пузырьки воздуха. Откуда он взялся?

Воздух выходит из стакана, а его место заняла вода. А почему наша гостья думала, что в стакане ничего нет ? (Потому, что воздух - прозрачный, невидимый).

Убедилась ли ты в существовании воздуха?

Ворона: Да.

Воспитатель: Ребята, вам удалось увидеть и поймать воздух - невидимку. Предлагаю ещё и услышать его. Как можно это сделать?

Приложите край листочка и подуйте вдоль неё так, чтобы получился звук. Что происходит?

(Дети выдыхают струю воздуха , край бумаги дрожит. Он заставляет дрожать и воздух , поэтому возникает звук.) Звуки бывают только там , где есть воздух. Воспитатель : Бросьте - аккуратно - камешек в воду. Что произошло ? (Камешек утонул.) Почему он утонул ? (потому , что он тяжелый.)

Что тяжелее вода или камень ? (камень тяжелее воды .)

Почему вы так считаете ? (Потому , что камень утонул в воде.)

Скажите , а что тяжелее вода или воздух ? (Вода тяжелее.)

Как это проверить ? (Дети предлагают свои варианты.)

Давайте попробуем пустой стакан опустить в мисочку с водой. Что происходит? (Он не тонет.)

Почему ? (Потому , что воздух легче воды.) А сейчас подуйте в трубочку , опущенную в воду. Что произошло ? (Выходят пузырьки.)


Почему они не тонут?

(Потому, что воздух легче воды).

Скажите, человек может существовать без воздуха? Почему?

(Человеку нужно дышать).

А как они дышат? (Носами и ртами).

А животные? (Тоже).

Подышите. Как узнать, что человек дышит, а не просто открывает рот? (Просит поднести ладошку ко рту, затем к носу и подышать).

Что вы чувствуете? Ладошке тепло от вашего дыхания. А когда зимой на улице дышишь - пар идёт изо рта. Это значит, мы дышим.

Ворона: Подумаешь, воздух! Я легко смогу обойтись без воздуха. Зачем он нужен?

Воспитатель: Давайте проверим, может быть наша гостья права? Наберите побольше воздуха и попробуйте не дышать, хотя бы недолго. (Дети пробуют не дышать). И ты, Ворона, сделай то же самое.

Ворона: Ой, ой! Лучше я буду дышать. Видимо, без воздуха и правда жить невозможно.

Воспитатель: Скажите, кто не может жить без воздуха? (Люди, животные, растения).

Ребята, мы с вами выяснили, что все люди дышат: вдыхают и выдыхают воздух. Что для этого людям нужно?

(Носы).

Знаете песенку: У всех людей, у всех зверей Имеются носы.

Носы важны, носы нужны Не только для красы!

И ни чихнуть и ни вздохнуть Без носа нам нельзя.

Воспитатель: Давайте вспомним, что мы узнали о воздухе. Воздух бесцветный и прозрачный. Он не имеет своего запаха, только передаёт чужие запахи. Воздух легче воды. Он нужен для жизни людям, животным и растениям

Ворона: Спасибо, ребята, что рассказали мне о воздухе так много интересного.

До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель: Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать

ull; Закреплять умение работать в техниках рисования ватными палочками, смятая бумага, печатки из картофеля, рисование ладошкой.• развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, мы...

Воздух. Свойства воздуха!

Исследовательская работа...

Методическая разработка «Воздух вокруг нас.Свойства воздуха» (в помощь воспитателям)

Важное значение для познавательного развития детей имеет воспитание интереса к окружающему миру и бережного отношения к природе.Необходимо расширять представления детей о значимости воздуха в жизни че...

Открытое занятие в средней группе «Воздух. Свойства воздуха»

Данный конспект расчитан для детей среднего дошкольного возраста...

Воздух. Знакомство со свойствами воздуха.

Занятие с детьми второй младшей группыВоздух. Знакомство со свойствами воздуха....

Воздух. Знакомство со свойствами воздуха

Воздух. Знакомство со свойствами воздуха (продолжение)...

Воздух. Знакомство со свойствами воздуха 3.

Занятие с детьми второй младшей группыВоздух. Знакомство со свойствами воздуха 3....