«Осень в творчестве русских поэтов»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Недоноскова Евгения Владимировна

Задачи:

Образовательные:

  • Создать у детей поэтический образ осени посредством разных видов искусства;
  • Закрепить знания детей о приметах осени;

-Закрепить знания детей о творчестве русских поэтов, художников и композиторов;

Развивающие:

  • Развивать наблюдательность, память, интерес к закономерностям в живой природе;
  • Развивать образную речь детей;

Воспитательные:

  • Воспитывать эмоциональное чувство на поэзию, живопись, музыку, эстетический вкус;
  • Воспитывать любовь к родной природе, чувство важности и необходимости всего, что происходит в ней.

Словарная работа: листопад, очей очарованье, пейзаж, увядание.

Оборудование: ноутбук, интерактивная доска.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen_v_tvorchestve_russkikh_poetov.docx22.85 КБ

Предварительный просмотр:

Ход занятия: Звучит осенняя музыка.

В. -каждое время года - словно новая страница в книге природы. И сегодня одну из

них мы рассмотрим и о ней поговорим. Послушайте загадку:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурится, если дождик льет,

Это время года....(осенью зовется).

  • Да, ребята, осень - это замечательное время года. Деревья словно наряжаются в яркие убранства. Есть две осени. А какие? (Ответы детей).  Показ 1 слайда с изображением ранней осени.
  •  Да, одна - радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем. Показ 2 слайда (поздняя осень).
  • Другая - неприглядная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, с тяжелыми тучами на небосводе. Это поздняя осень. И к каждой осени у нас особая любовь. Вдохновила осень и многих поэтов на создание замечательных произведений.  

Показ 3 слайда (портрет Ф.И. Тютчева). 

  • Послушайте, как красиво написал об осени поэт Ф.И.Тютчев:

Есть в осени первоначальной

 Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

  • Назовите приметы осени. (Ответы детей)
  • Одна из первых примет осени - желтые пряди в листве.

(Показ 4 слайда липа осенью).

Раньше всех начинает желтеть липа. По этому поводу и поговорка в народе сложена : «Мигнула липа пестрым листом - осень позвала». Липа увядать начала, значит, и лето завяло. Не зря говорят в народе, что ходит лето в сапогах-скороходах. Давно ли встречали его, а вот и пора прощания настала. Появились золотые пряди на березах, багряно- красные - на рябинах, закружились в воздухе опадающие листья.

-Давайте подберем много слов - определений к первой, золотой осени. (Прекрасная, золотистая, разноцветная, пышная, роскошная, щедрая, богатая урожаем, тихая, прохладная и т.д.)

  • Очарование и поэтичность нашей природы с ее простой, скромной, неброско красотой и задушевной лиричностью полюбил, почувствовал, познал велики русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.

 (Показ 5 слайда – портрет А.С. Пушкина).

 Он особенно любил осень, она его восхищала, вдохновляла. Большое количество своих произведений Пушкин написал именно в это время года. Знаете ли вы стих. Пушкина?

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

 В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

 И отдаленные седой зимы угрозы.

  • Вам понравилось это стихотворение? Как вы понимаете слова «очей очарованье» (Природа становится красивой, радует глаз своей красотой).
  • Что означает «увяданье»? Как можно сказать иначе? (Вянет, чахнет, засыхает).

(Показ 6 слайда портрет З.Федоровской)

  • А вот как об осени написала поэтесса 3.Федоровская:

Осень.

Осень на опушке краски разводила, По листве тихонько кистью проводила Пожелтел орешник, и зарделись клены, В пурпуре осеннем дуб некогда зеленый. Утешает осень: не жалейте лета, Посмотрите, роща золотом одета!

  • Ребята, давайте внимательно посмотрим на эти прекрасные осенние пейзажи.

 Показ слайдов (Детям предлагаются картины: И.И.Левитана «Золотая осень», Е.Е Волкова «Октябрь» «Поздняя осень», И.С. Остроухова «Золотая осень», И.И.Левитана «Осенний день Сокольники»)

Здесь художники изобразили осеннюю природу. Но посмотрите, как не похожи эти пейзажи друг на друга. Чем они отличаются? Какие краски помогают художнику передать уходящую, «прощальную красу»? Какая картина подходит больше к этим стихотворным строчкам? Как она называется? (Золотая). Какое настроение передают эти картины?

Послушайте еще одно стих. А.С.Пушкина об осени:

Октябрь уж наступил - уж роща отряхает,

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад - дорога промерзает,

Журча еще бежит за мельницу ручей,

 Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей...

  • Какая здесь показана осень? Какая картина больше подходит к этому стихотворению? Какие цвета помогают художнику создать настроение грусти, печали? (Ответы детей, показ картины - слайда).
  • Ребята, а как еще в народе называют месяц октябрь? (Листопад) Давайте мы сейчас представим, что мы листочки, и немного поиграем.

Физкультминутка. (Дети идут по кругу, держась за руки, и говорят слова.)

Мы - листики осенние

 На веточке висели.

Дунул ветер, полетели...        (Разбежались по группе во все стороны).

И на землю тихо сели.        (Сели на корточки).

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.        (Встали. Руки вверх).

Закружились, полетели        (По всей группе разбежались).

И на землю тихо сели.        (Присели).

  • В конце октября заканчивается листопад и начинается поздняя осень. Деревья стоят обнаженные, только на дубе можно еще увидеть засохшие листья. Русский народ был очень наблюдательным, до нас дошло очень много пословиц, примет и поговорок. По ним мы можем определять, какая будет осень в этом году. Давайте вспомним их:
  • Поздний листопад — к суровой и продолжительной зиме.
  • Сильный ветер во время дождя - к хорошей погоде.
  • Появились комары поздней осенью - к мягкой зиме.
  • От осени к лету повороту нету.
  • Весна и осень - на дню погод восемь.
  • Весной дождь растит, а осенью - гноит.
  • Красота осенней природы вдохновила и композиторов на создание музыки. Давайте послушаем произведение Чайковского «Октябрь». Ребята, а вы попробуйте передать в движении характер музыки, если хочется можно взять в руки осенние листочки.
  • Ребята, многие поэты, очарованные осенней природой, посвятили свои стихи этому времени года.

( Показ слайдов).

Это и Майков А. , Толстой А., Бунин И., Федоровская 3., Бальмонт К., Плещеев А., Есенин С. и др. Давайте мы их сейчас прочтем, любуясь и восхищаясь осенними пейзажами. (Чтение стих.)

  • И на прощание я хочу вам ребята прочесть свое любимое стихотворение, которое написала Капустина Ю.:

В золотой карете,

Что с конем игривым,

Проскакала осень

По полям и нивам.

Добрая волшебница

Все переиначила:

Ярко-желтым цветом

Землю разукрасила.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №12 «Пчелка»

г. Тимашевска Краснодарского края

Рецензия

НОД (ОО «Социализация. Познание.Художественное творчество.Коммуникация.Музыка»)

«Осень в творчестве русских поэтов» в старшей группе, 

разработанное воспитателем  МБДОУ № 12  

г. Тимашевска  Краснодарского края,

  Недоносковой Евгении Владимировны

 

 Непосредственно образовательная деятельность соответствует теме, целям и задачам. Все этапы занятия последовательны, содержание и ход которых подчинены дидактическим принципам обучения. Отмечена эффективность использования наглядных средств обучения, в том числе ИКТ, их соответствие возможностям ребенка, выполнение заданий с опорой на несколько анализаторов, доступность и четкость инструкций, эффективность помощи воспитателя. Благодаря использованию воспитателем современных педагогических технологий, методов и  приемов на занятии наблюдалась высокая активность детей, устойчивость внимания. Речь воспитателя ясная, выразительная, эмоциональная, что способствовало усвоению материала и демонстрировало  высокий уровень профессионального мастерства  и педагогического общения с детьми.

 Объем и распределение практического материала подавался детям в допустимом количестве, соответствовал особенностям психофизического развития детей старшего дошкольного возраста, что позволило активизировать познавательные процессы детей  на занятии, вызвать чувства сопереживания, гордости, восхищения.

Задачи формирования личностных интегративных качеств, таких как эмоциональность, отзывчивость, любознательность, дружелюбие успешно реализовывались в процессе образовательной деятельности. Благодаря художественной насыщенности,содержание деятельности вызывало в поведении и эмоциях детей положительные проявления.

Занятие по ознакомлению с окружающим для детей подготовительной группы ФФН по теме: «Осень в творчестве русских поэтов»  проведено на  высоком методическом уровне, может быть рекомендовано для изучения и внедрения в практику воспитателей детских садов.

Заведующий МБДОУ №12                                                      / И.Н.Астахова/

Старший воспитатель МБДОУ №12                                       / О.Н.Газизова/

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Путешествие в Лукоморье» по творчеству русского поэта А. С. Пушкина

Конспект занятия «Путешествие в Лукоморье» по творчеству русского поэта А. С. Пушкина...

Досуг для родителей и детей старшей группы д/с "Осень - в стихах русских поэтов".

Досуг - развлечение для родителей и детей: "Вечер поэзии"....

конспект "Осень в творчестве русских поэтов и художников"

конспект по ознакомлению  с окр миром в подготовительной группе с элементами рисования...

Конспект литературной гостиной "Осень в глазах русских поэтов художников"

Предлагаю Вашему вниманию конспект [[{"type":"media","view_mode":"default","fid":"21551056","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]литературной гостинной с подобраными стихами....

Презентация на тему «Знакомство с биографией и творчеством русского поэта Александра Сергеевича Пушкина в подготовительной группе»

Знакомство  с биографией и творчеством русского поэта Александра Сергеевича Пушкина в подготовительной группе...

Педагогический проект в подготовительной группе «Знакомство с творчеством русского поэта А. С. Пушкина».

Данный проект предназначен для детей подготовительной группы.  Знакомить детей с великим поэтом нужно с ранних лет....

Весна в творчестве русских поэтов и художников. Для детей подготовительной группы

Уважаемые родители! Вашему вниманию предлагается материал по теме весна.Развиваем наблюдательность детей что изменилось в природес наступлением прекрасного времени года. Развиваем речь детей и знакоми...