НОД Тема «Путешествие на воздушном шаре»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Полякова Любовь Васильевна

 НОД с элементами эксперементирования.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_puteshestvie_na_vozdushnom_share.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность с элементами экспериментирования.  

 Тему «Путешествие на воздушном шаре»

Образовательная область «Познание». Старшая группа.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Цель: Продолжать детей знакомить с неживой природой, о пользе воды в жизни человека и живой природы.

Задачи:

1.Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека ( вода -источник жизни, необходимо для поддержания жизни и обеспечения здоровья человека); о свойствах воды (прозрачная, без цвета и запаха, растворитель, имеет три состояния  -твердое ( снег, лед), жидкая, газообразная –пар. 2.Развивать у детей умение делать выводы, анализировать состояние воды.

3. Воспитывать социальные навыки, умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, чтение художественной литературы, социализация.

Словарь: горелка, лаборатория, фильтр.

Предварительная работа: экскурсия на водоканал, к реке, просмотр познавательного  фильма о воде, заучивание стихов, пословиц о воде.

Планируемые результаты: ребёнок рассуждает, высказывает свою точку зрения, может поддержать беседу о воде, сопровождая эмоциональной речью.

Материалы и оборудования: воздушные шарики, пластмассовые бутылки, тазики с горячей и холодной водой, изображение воздушного шара, соль, сахар, пластмассовые стаканчики, плошки, емкости для воды (колбы, пробирки, банки), фильтры, снег, лед, карточки-схемы.

Ход деятельности:

Воспитатель. На чем можно отправиться в путешествие?  (Ответы детей)

Предлагаю сегодня вам отправиться в путешествие на воздушном шаре. Вы, не против?

Нам в пути нужен важный помощник. О нем говорится в загадке:

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Невидимка он,  и все же

Без него мы жить не можем.  (Воздух)

Дети занимают места возле макета воздушного шара.

Воспитатель.  Скажите:  зачем под шаром расположена горелка?  (Предположения детей). Сейчас мы с вами узнаем, что происходит с воздухом, когда его нагревают. Но сначала повторим правила безопасного поведения при экспериментировании:

  1. Не толкай соседа во время работы.
  2. Сначала посмотри, потом повтори.
  3. Убери и на место положи.
  4. С горячей водой будь осторожен!

Воспитатель. Что вы видите?  (Шарик сдувается)

Как вы думаете, почему так происходит?  (Предположения детей)

И так, воздух при охлаждении сжимается и выходит из шарика -он сдувается.

Зачем же нужна горелка воздушному шару?  (Ответы)  

Вывод. При нагревании воздух расширяется и заполняет шар.

Когда горелка выключается, воздух постепенно охлаждается и сжимается -шар сдувается.

Воспитатель. Отправляемся в полет! Посмотрите на глобус. Так выглядит наша Земля из космоса. Что на глобусе обозначено, синим цветом? (Вода)

Правильно, моря и океаны окрашивают нашу планету в голубой цвет. Поэтому нашу планету называют «Голубой планетой».

Ребенок читает стихотворение о воде.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, море, океане

И водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем.

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда!

Без воды нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить-

Без воды нам не прожить!

Воспитатель. А сейчас представьте себе, что на планете вдруг не осталось ни одной капли воды. Что тогда произойдет?  (Ответы детей)

Все живое на Земле погибнет, планета останется без живых существ. Ученые установили: человек без еды может прожить 3-4 недели, а без воды 3-4 дня, затем он погибает.

Организм человека в большей мере состоит из воды.                                                        

Воспитатель. Внимание! Вот мы и прилетели! Приземляемся!

 «Дети выходят из-за стульев» Кто-то стоит у нас на пути. Кто?  (это Водяной)

Водяной. Здравствуйте! Очень рад вас видеть!  Я так люблю шлепать босыми ногами по лужам, купаться, брызгаться. После этого на руках и ногах в солнечных лучах переливаются прозрачные капельки. Только мне не понятно: куда потом исчезает эта вода?   (Смотрит на свои руки) И еще, на днях я хотел искупаться в своей любимой речке, а в место воды- лед.

От куда он взялся?

Воспитатель. Попробуем ответить на вопросы водяного. Для этого нужно быть внимательными. Пройдем в лабораторию ( столы с оборудованием для экспериментирования). Водяной, ребята покажут, какими чудесными свойствами обладает вода.

 Обратите внимание: на этом столе лежит снег и лед (в разных тарелочках). Мы позже  к ним вернемся.

Опыт 2

Взять стакан с чистой водой и понюхать ее.

Воспитатель. Имеет ли вода запах?   (Нет, вода не пахнет.)

Вывод. Вода не имеет запаха (карточка-схема).

Опыт 3

Поставить на картинку стакан с водой и стакан с молоком.

Воспитатель. Вам видно, что нарисовано на картинке?   (Там, где вода, видно, а где молоко -нет.)

Вывод. Вода прозрачная.

Опыт 4

Положить в стакан ложку сахару или соли, размешать.

Воспитатель. Что произошло?  (Сахар растворился .)

Вывод. Вода является растворителем для некоторых веществ.

Опыт 5

Разлить воду по разным сосудам (колба, бутылка, банка).

Воспитатель. Какую форму приняла вода ?  (Форму той посуды, в которую ее налили.)

Вывод. Вода не имеет постоянной формы, она принимает форму того сосуда, в который ее налили.

Проводится физкультминутка (игра «Воздух, огонь, вода, земля»).

Земля! (дети приседают.)

Воздух! (Поднимают руки вверх.)

Вода! (Изображают волны руками.)

Огонь! (Поворачиваются вокруг себя.)

Воспитатель. Ребята и Водяной подойдем к столу, где был снег и лед. Что вы видите ?  (Снег и лед растаяли.) Почему так произошло ?  (Потому что в группе тепло.)

Водяной. Жаль, что снег растаял. Я люблю его есть , он похож на мороженое  -  белый, вкусный и прохладный. Кто из вас любит есть снег?

Воспитатель. Что  ты, Водяной! Снег нельзя есть! Ребята, как вы думаете, почему нельзя есть снег ?  (Он холодный, грязный – можно заболеть.) Скажите , а как можно доказать, что снег грязный?  (Профильтровать.)

Опыт 6

Налить талую воду из тарелки в воронку с фильтром  (сложенная вчетверо бумажная салфетка).

Воспитатель. Чистый снег или грязный?  (Грязный.) Почему вы так решили?

(потому что салфетка стала грязной и на ней остались частички земли и песка.) Водяной, так что – можно есть снег или этого делать нельзя?

Водяной. Что вы! Я больше никогда не буду есть снег! Оказывается, он очень грязный. Можно заболеть, а еще можно заболеть из-за того, что снег холодный.

Воспитатель. Ребята, давайте повторим для нашего гостя все свойства воды, о которых мы сегодня узнали.  Во что может превращаться вода?

( Дети перечисляют все свойства воды.)

Водяной. Спасибо вам еще раз. Я запомню все свойства воды и никогда их не забуду. (Уходит.)

Воспитатель. Нам пора возвращаться в детский сад. Но чтобы нам полететь надо назвать слова о воде: Какая бывает вода?

 Занимайте места в воздушном шаре (дети садятся на прежние места). Итак, считаем до трех – и в путь! Закройте глаза, а теперь откройте их. Мы приземляемся!

Человек! Запомни навсегда:

Символ жизни на Земле – вода!

Экономь ее и береги.

Мы ведь на планете не одни!

Литература: «Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет» Т.М. Бондаренко издательство «Учитель» Воронеж 2002г. Программа «Родник» Л.Б. Баряева   Санкт- Петербург  1997г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе (4-5) лет на тему "Путешествие на воздушном шаре в страну Геометрических фигур"пр

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе (4-5 лет) на тему:  «Путешествие на воздушном шаре в страну Геометрических фигур».Цель: Создать...

конспект НОД на тему "Путешествие на воздушном шаре"

Дети знакомятся со свойствами воды....

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности в области «Познание/Коммуникация» на тему «Путешествие на воздушном шаре» во 2 младшей группе

Форма проведения: Путешествие.Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, чтение художественной литературы....

План-конспект НОД «Познавательно-исследовательская деятельность (ФЭМП)» с детьми подготовительной группы. Тема: «Путешествие на воздушном шаре».

Данный конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста разработан с учётом ФГОС ДО, с использованием образовательных технологий: ИКТ (информационо-коммуникативные), кейс-технологий и здоровьесбер...

Открытое комплексное занятие по экологии в подготовительной группе на тему: «Путешествие на воздушном шаре», Апрель 2014г.

Открытое занятие для учителей (преемственность между ДОУ и начальной школой), апрель 2014г....

Конспект основной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Путешествие на воздушном шаре».

Закрепить: счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке, развивать слуховое внимание и координацию движений; логическое мышление детей; совершенствовать знания о геометрических фигурах и ориентировк...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группе с ЗПР на тему: «Путешествие на воздушном шаре»

Формировать умение детей осознано относиться к своему питанию, отличать полезные для здоровья продукты от вредных....