Конспект познавательно- исследовательской деятельности "Воздух" для старшей группы.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Рыкова Елена Михайловна

Тема: Воздух.

Задачи:

  1. дать представление о воздухе и его свойствах (прозрачный, невидимый, есть везде), познакомить со способами его обнаружения,
  2. развивать навыки экспериментирования (умение делать выводы, выдвигать гипотезу), развивать связную речь, познавательную активность через создание проблемных ситуаций,
  3. воспитывать интерес к познавательной деятельности, самостоятельность, дружеские взаимоотношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_vozdukh.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Воздух.

Задачи:

  1. дать представление о воздухе и его свойствах (прозрачный, невидимый, есть везде), познакомить со способами его обнаружения,
  2. развивать навыки экспериментирования (умение делать выводы, выдвигать гипотезу), развивать связную речь, познавательную активность через создание проблемных ситуаций,
  3. воспитывать интерес к познавательной деятельности, самостоятельность, дружеские взаимоотношения.

Материал: подносы, мешочки на каждого ребёнка, трубочки, стаканы с водой, мел, картинки, простые  карандаши, листочки для зарисовок, листы для альбома, подставки для карандашей, ложечки, чашечки для мела, банка с водой, стакан, салфетка, доска.

Тип занятия: познавательно – исследовательский.

Словарная работа: ввести в активный словарь детей слово «газ»

Предварительная работа: эксперименты и опыты с воздухом.

Методические приёмы:

1. Организационный этап.

      Воспитатель: Добрый день, ребята! Я рада вас видеть и хочу с вами работать!  

      2. Подготовка детей  к работе на основном этапе.

Воспитатель:  Ребята, отгадайте загадку:

«Такой большой,

Что занимает  весь мир,

 Такой маленький,

Что в любую щель пролезает»

Что это? А  почему ты так думаешь? А ты как считаешь?

Дети: Потому что он большой, что занимает мир.

Воздух есть везде: вокруг нас, и под землёй, и на земле, и высоко в небе. Он может принимать любую форму. Может заполнить любое пространство.

  1. Постановка учебной задачи.

Воспитатель: В нашем экспериментальном уголке есть замечательный альбом «Вода», там собрано много информации о воде, а вот про воздух ничего нет. Хотите что– нибудь интересное узнать про воздух?

Дети: Да, хотим.

 Воспитатель: Тогда нам предстоит трудная задача – узнать, что такое воздух как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает. Как вы считаете,  где мы можем получить информацию о воздухе?

Дети: Спросить у взрослого, позвонить по телефону, посмотреть в компьютере, подумать самостоятельно, провести эксперимент.

Воспитатель: Предлагаю вам пройти на стульчики.

4. Активизация личного опыта.

Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, что же  мы  знаем о воздухе?

( Воспитатель выставляет значок на доску)

Что ты Ваня, знаешь о воздухе? А ты, Катя, что знаешь о воздухе?  А ты, Кирилл, что знаешь о воздухе?

Дети:  Воздух нужен птицам, рыбам, человеку, растениям, животным.

( дети выставляют картинки в кармашки). Выбирайте картинки и выставляйте их в кармашек.

Воспитатель:   А зонтику нужен воздух? Как, ты, Саша считаешь? А ты, Настя, как думаешь?            

Дети: Нет, не нужен, воздух необходим всему живому.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать? Для чего и кому нужен воздух? Сделай вывод, Данила? Вывод (делает ребёнок): воздух нужен птицам, рыбам, насекомым, животным, деревьям, растениям.

Воспитатель:

Воздух необходим всему живому, воздух необходим, чтобы жить.

Попробуйте вдохнуть воздух, а потом выдохнуть.  Задержите дыхание. Плохо вам?

Мы вдыхаем и выдыхаем воздух,  без дыхания нет жизни.

Воспитатель: Ребята, нам достаточно этой информации для создания альбома? А где мы ещё можем  получить информацию?        

Дети: Провести эксперимент.

5. Этап усвоения нового материала.

Воспитатель: Ребята, Саша  сказал, что воздух прозрачный невидимый, давайте проверим это. Предлагаю вам стать учёными и заняться исследованием воздуха. Вы готовы?

Уважаемые коллеги! Пройдёмте в лабораторию и приступим к нашим исследованиям.    Воспитатель показывает опыт.

 Ребята, посмотрите, что вы видите в этом стакане?

Дети: Ничего нет, он пустой.

Воспитатель: Хотите проверить пустой стакан или нет?

  ( Взять пустой стакан, на дно положить полоску бумаги (салфетку). Взять банку с водой, перевернуть стакан вверх дном и медленно опускать его в банку, стакан держать ровно. Что мы наблюдаем? Намокла ли салфетка?

Дети: Нет,  не намокла.

Воспитатель: А что помешало воде намочить её?  А почему,  как ты,  Юля, считаешь?

Вывод: вода не попадает в стакан, так как в нём есть воздух, который не пускает  воду. Этот воздух невидимый.

Воспитатель: Ребята, нам необходимо сделать зарисовку, чтобы создать ещё одну страницу в нашем альбоме (стакан, в нём пузырьки воздуха)

Воспитатель: Рассмотрим ещё одно свойство воздуха, воздух - прозрачный?

Возьмите пакеты, раскройте их, встряхните, посмотрите, что в нём находится?

Дети: пакет пустой, в неё ничего нет.

 Воспитатель: теперь начните скручивать пакет с открытого конца, что вы видите?

Дети:  пакет стал выпуклым, надулся

Воспитатель: Значит, пакет наполнен воздухом, но мы его не видим. Итак, какой можно сделать вывод?

Дети: Воздух прозрачный.

Воспитатель: Нам необходимо сделать зарисовку, пакет мы обозначим квадратом и нарисуем в нём воздух (пузырьки)

Воспитатель: Ребята,  давайте повторим ещё раз, для чего человеку нужен воздух?

Дети: Воздух нужен человеку, чтобы жить.

Воспитатель: Попробуйте вдохнуть воздух, а потом выдохнуть.  Задержите дыхание. Плохо вам?

Мы вдыхаем и выдыхаем воздух,  без дыхания нет жизни.

  Давайте проверим это, проделав опыт. Рассмотрите трубочку,  для чего нужны отверстия? Для того, чтобы вдувать и выдувать воздух. Возьмите трубочку и подуйте на руку, что вы чувствуете? Появился ветерок. Воздух можно не только почувствовать, но и увидеть в воде в виде пузырьков, Опустите один конец трубочки в стакан, а в другой подуйте. Что вы наблюдаете?

Дети:  В воде появились пузырьки.

Воспитатель: Сделаем зарисовку для нашего альбома (стакан с водой, в нём трубочка и пузырьки воздуха)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где есть воздух?

Дети: Воздух есть везде: на улице, в доме, в почве, в небе.

 Ребята, как вы думаете, в меле  есть воздух? Проверим это?

Возьмите кусочек мела  и опустите в стакан с водой, что вы видите?

Воспитатель: Пузырьки.

Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод? Ребёнок делает вывод.

Дети: В меле  есть воздух, зарисуем это (стакан с водой, в нём кусочек мела и пузырьки)

Воспитатель: Ребята, мы с вами провели ряд опытов и узнали, для чего и кому нужен воздух, где есть воздух. Возьмите в руки веер и помашите веером. Что вы чувствуете?

Дети: Ветерок, воздух.

Воспитатель: Ветер – поток воздуха, движение воздуха. Обозначим это в нашей схеме стрелочками.

Повторим ещё раз (ребенок 1-2 рассказывают в воздухе по страницам альбома.), а как вы думаете, что такое воздух?

Воздух – это газ. В воздухе живут газообразные человечки (схема) Вернёмся из лаборатории в группу ( дети встают в кружочек)

Ребята, вы были настоящими учёными – исследователями, мне было приятно с вами работать.

6. Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, что вам запомнилось? Что понравилось? Что расскажете маме? Что нового вы узнали?

Воспитатель: Ребята, у вас хорошее настроение? Передайте его друг другу. Дотроньтесь друг до друга кулачками, ладошками, локотками. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познание. Формирование целостной картины мира. Познавательно – исследовательская деятельность. Старшая группа с использованием информационно компьютерных технологий.Тема. «Былинные богатыри – защитники земли русской»

Программное содержание: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Закрепить представление о былине, о былинных ...

"Чудо фасоль"познавательно – исследовательский проект старшей группы воспитателя МДОУ «Детский сад №198» Родионовой А.В.

Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творче...

Конспект познавательного занятия в старшей группе "Путешествие в прошлое часов" (Познавательно-исследовательская деятельность)

Данный материал может быть использован педагогами ДОУ при подготовке не только открытых занятий, но и плановых занятий. Составлено в соответствии с ФГОС ДО....

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (старшая группа)«Сравнение свойств песка и камней»

Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством экспериментирования....

Конспект познавательно-исследовательской деятельности, старший возраст «Учёные –исследователи в гостях у Фиксиков.»

Цель.Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.Задачи.- расширять знания о том, где «живёт» электричество;- закреплять умение пользоваться алгоритмом для про...