Проект "Развитие интереса к миру природы"
проект (окружающий мир) по теме

В проекте рассматривается решение задач экологического воспитания дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект по экологии116 КБ

Предварительный просмотр:

           Разработан воспитателем

      МДОУ «Ромашка» г. Кирсанов

   Филипповой Ириной Алексеевной

2009г.

  1. Формирование у детей  научно-познавательного, эмоционально-нравственного практическо-деятельностного отношения к окружающей среде;
  2. Научить дошкольников стать заботливыми хозяевами на планете «Земля».

        Тип проекта – открытый.        

        -  Дети средней группы № 1;

                    -  Музыкальный руководитель;

                    -  Воспитатель по ИЗО деятельности.

  1. Формирование первоначальных умений и навыков экологического воспитания детей;
  2. Воспитание гуманного, осознанного, заботливого отношения к миру природы и правилам поведения;
  3. Формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром;
  4. Создание в группе экологической развивающей среды;
  5. Привлечение родителей в процесс реализации проекта.

Если своевременно формировать у детей развитие интереса к миру природы, то ребенок постепенно приобретет новый взгляд на осознанное отношение к окружающей среде.

В связи с катастрофической ухудшающейся экологической обстановкой на планете Земля, очень важно с раннего возраста приобщать детей к правильным формам взаимодействия с природой. Сформировать  у них систему ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, умение правильно реагировать  и воздействовать на окружающую среду).

В настоящее время детям важно усвоить основной Космический закон: все живое на планете находится в неразрывной связи со средой своего обитания. Этот Закон в равной степени относится к растениям, животным, людям, и сообществам. Следовательно, его нужно знать, по нему надо жить – значит, воспитывать детей так, чтобы они прониклись его пониманием.

   

-  Сформированные знания, умения, навыки в области экологического воспитания.

-   Повышение уровня мотивации к экологическим занятиям.

-   Творческое самовыражение воспитанников.

        

1  ЭТАП.  ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Срок – сентябрь 2008 года

Цель:

а)  Подбор и изучение необходимой методической литературы;

б)  Создание экологической развивающей среды;

в)  Проведение подготовительной работы с участниками проекта.

2  ЭТАП.  ОСНОВНОЙ

Срок: октябрь-апрель 2008-2009гг.

Цель:

а)  Обоснование эффективности применения способов и методов реализации проекта;

б)  Реализация  поставленных задач;

в)  Диагностика детей по данному направлению;

3  ЭТАП.  ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Срок: Май 2009 года.

Цель:

а) Созданные необходимые условия для проектной деятельности;

б) Разработан дидактический материал для осуществления познавательного  интереса к миру природы;

в)  Разработаны методические рекомендации для педагогов и родителей;

г)  Планируется представить материал проекта для обсуждения на городском семинаре.

Проводится экологический праздник для детей и родителей.

Демонстрируются все выполненные в ходе проекта творческие работы, сделанные детьми и родителями, инсценируются фрагменты сказок, сообщается о совершенных практических делах.

                               

Содержание

проекта

Развивающая среда

Методическое обеспечение

Детская и семейная продуктивная деятельность

1

2

3

4

СЕНТЯБРЬ 2008 года

 «Письмо от Зеленого друга»

Операция «Сухая веточка» (обратить внимание детей на проблему: можно ли помочь дереву, если кто-то сломал у него веточку)?

Иллюстрации разных пород деревьев, дид. игра «Собери дерево»

Письмо от Зеленого друга; конспект экскурсии.

Аппликация «Осеннее дерево»; природоохранная акция «Помощь дереву».

Организация в группе действующей модели «Мое любимое дерево» с подборкой необходимых деталей для работы детей (листья разного цвета, стволы, ветви, плоды от разных деревьев).

Модель в «Уголке природы».

Алгоритм использования дидактического комплекса для работы с моделью.

Рисование «Мой Зеленый друг».

Трудовой десант

Работа на участке (детские метелки, игрушки-самосвалы для листвы).

Организации труда в природе (поручения)

Раскрашивание карандашами трафаретов листьев

ОКТЯБРЬ 2008 года

«Красота  спасет  мир»

Дидактическая игра «Жизнь цветка»

Подборка картинок «Что необходимо для роста цветов»

Описание

Хода игры

Ручной труд «Аленький цветочек»

Операция «Добрые волшебники» (обратить внимание детей на проблему: что необходимо нашим растениям, цветам, деревьям, чтобы они росли, цвели и радовали нас?).

- - -

Письмо от Феи Красоты; конспект занятия «Спасаем планету».

Стенгазета «Детский сад будущего»

Экологический праздник «Мы - друзья природы!»

Фото стенд

Сценарий

Изготовление афиши

НОЯБРЬ 2008 года

«Пернатые друзья»

Операция «Покормите птиц» (обратить внимание детей на проблему: зимой птицам трудно найти корм, как мы можем им помочь?)

Рассматривание иллюстраций зимующих птиц, рассматривание и наблюдение за птицами на участке.

«Синичкино письмо»

Ручной труд «Кормушка»

Семейный проект «Зимняя кормушка»

Иллюстрации различных кормушек

- - -

Изготовление кормушек

ДЕКАБРЬ 2008 года

«Елочка, елочка в гости к нам пришла»

Операция «зимняя елочка, живая иголочка» (введение детей в проблемную ситуацию и решение проблемы:  стоит ли из-за нескольких праздничных дней губить живое дерево?)

Действующая модель елочки в уголке природы

Письмо от лесной красавицы

Художественно-эстетический труд «Елочка»

Семейный конкурс «Оригинальная замена живой красавицы»

Альбом с различными елочками и композициями

Вопросы и задания к конкурсу

- - -

Украсим елочку льдинками

Пластиковые бутылки, краситель, гуашь.

Конспект занятия «Превращение воды»

- -  -

ЯНВАРЬ 2009 год

«Наш уголок природы»

Познавательное занятие «Как помочь комнатным растениям»

- - -

Конспект занятия

Изготовление игры «Собери комнатные растения»

Витамины на окне: «Посадка лука, укропа»

Ящик для земли, семена укропа, луковицы, тетрадь для наблюдения; д. игра «Витаминные семейки»

Алгоритм последователь-ности труда; недельная методика

(по С.Н. Николаевой); конспект занятия «Витаминный калейдоскоп».

Рукописный журнал «Витаминные загадки»

ФЕВРАЛЬ  2009 года

«Живой уголок»

  1. Поменять воду в аквариуме

- - -

Конспект занятия «Совместный труд с воспитателем» (замена воды в аквариуме)

Заучивание стихотворения «Маленькое море есть у нас с тобой»

  1. Д. игра «Команда спасателей»

 - - -

Описание дидактического содержания

Рисунки детей для игры

3.  Познавательно-информационное занятие «Защитим планету».

Фотовыставка «Природа просит защитить»

Конспект

- - -

МАРТ 2009 года

«Весенние ручейки»

Операция «Бегут ручьи» (обратить внимание детей на проблему: тает снег, очень сыро на участке, что можно сделать чтобы снег быстрее растаял?)

Фотовыставка

Письмо от Журчащего ручейка

Словотворчество детей и родителей «Весна идет- весне дорогу»

Дидактическая игра «Плывет, плывет кораблик»

- - -

Описание дидактического комплекса

Ручной труд «Веселый кораблик»

АПРЕЛЬ  2009 года

«Встреча пернатых друзей»

Операция «Прилетайте птицы!» (введение детей в проблемную ситуацию: весной прилетают птицы, как их встретить чтобы они остались у нас жить на участке?)

Иллюстрации, фотографии перелетных птиц.

Письмо от пернатых друзей

Заучивание стихов о птицах

Семейный проект «Домик для птиц»

Фото стенд

- - -

Изготовление скворечников.

День земли (трудовая акция: прибери участок – сделай земле подарок!)

- - -

Сценарий праздника

Ручной труд: изготовление медалей по номинациям

Беседа

- - -

- - -

- - -

МАЙ  2009 года

«Разноцветная клумба»

Операция «Цветочная клумба» (обратить внимание на проблему; что следует сделать на участке, чтобы стало красиво?)

Рассматривание фото стенда «Ландшафтный дизайн цветочных клумб»

Письмо от Королевы цветов

Создание альбома «Детский сад - цветущий сад»

Семейный субботник, подготовка клумб к посадке цветочной рассады

- - -

Сценарий субботника

- - -

Беседа «О чем рассказывали цветы»

Просмотр иллюстраций

Игра «Цветочное лото»

Конспект беседы

Домашнее задание: альбом «Мой любимый цветок»

               На начало проекта.                            В конце проектной деятельности.

 

        

               до:                                                               после:

     5% - допустимый;                               3 % - допустимый;

                    12 % - низкий;                                        5 % - низкий;

                    38 % - высокий;                                    45 % - высокий;

                   45 % - средний;                                     47 % - средний.

По результатам промежуточного тестирования могу сказать, что уровень экологического воспитания и познавательного интереса к миру природы у дошкольников – повысился.

  1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми»

  1. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет.

  1. Глазунов М.М. Птицы в уголке живой природы.

  1. Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ.

  1. Жуковская Р.И. Родной край.

  1. Журкова Е.Н. Комнатные растения.

  1. Клыков А.А. Беседы о животных.

  1. Лучиг М.В. Детям о природе.

  1. Саморукова П.Г.  Как знакомить дошкольников с природой.

  1. Официальный сайт Регионального комплексного проекта модернизации «Центр экспертизы»: rkp@68edu.ru.

  1. Официальный сайт Тамбовского областного государственного учреждения «Центр экспертизы»: rcoi68@yandex.ru.

  1. Официальный сайт Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования: www.admin.tstu.ru.

  1. Официальный сайт управления образования и науки Тамбовской области: www.regam.tambov.ru/oiv/obraz.

Я, Филиппова Ирина Алексеевна, работаю воспитателем МДОУ «Ромашка» в г. Кирсанове. Педагогический стаж 21 год.

В настоящее время  наиболее остро встал вопрос о том, в каких экологических условиях будут жить следующие поколения. Из средств массовой информации, мы постоянно слышим об ухудшении экологической обстановки на нашей планете.

Загрязняются моря и океаны, вырубаются леса, истощаются запасы полезных ископаемых. Может, поступит такое время, что можем остаться без питьевой воды.

Я думаю, что все взрослое население волнует  этот вопрос, а ведь нашим детям будет еще хуже, поэтому в своей работе я уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей и стремлюсь сформировать у них познавательный интерес к миру природы.

Для этого в начале учебного года мы с детьми средней группы вступили в проектную деятельность.

В настоящее время реализация проекта еще не завершена и поэтому четких результатов я еще не достигла.

Ну а с тем, что получилось, я  Вас  познакомлю.

Моя тема: «Развитие познавательного интереса к миру природы», я считаю, что если вовремя сформировать познавательный интерес к природе, то будем надеяться, что не все еще потеряно.

Таким образом, моя задача дать детям знания о добром, бережном отношении любви к окружающему миру, научить их быть защитниками природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие познавательного интереса к миру природы"

В ходе реализации проекта подтверждается гипотеза о том, что если своевременно формировать у детей развитие интересв к миру природы, то ребенок  постепенного приобретает новый взгляд на осознанно...

Компьютерная презентация методической разработки на тему «Развитие способности к сопереживанию, сочувствию и общению с живыми и неживыми объектами при формировании интереса к миру природы»

Воспитание правильного отношения к природе, умение бережно обращаться с живыми существами, воспитание интереса к природному миру: живой и неживой природе – основная задача экологического и социального...

Экологические экскурсии как средство формирования интереса старших дошкольников к миру природы

Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации работы по ознакомлению детей с природой, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения.Преимущество экскурсий...

"Развитие познавательных интересов к миру природы через экспериментальную деятельность"

Цель экспериментально- исследовательской деятельности в ДОУ - способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению....

"Развитие у детей дошкольного возраста познавательного интереса к миру природы посредством дидактических игр экологического содержания»

Формирование у детей дошкольного возраста познавательного интереса к процессам , происходящим в природе посредством дидактических игр экологического содержания....

«Экологические сказки как средство воспитания у младших дошкольников интереса к миру природы»

В современном мире возникает много экологических проблем, тем самым происходит переосмысление педагогических подходов в теории и практике развития у подрастающего поколения экологического воспитания и...