НОД "Что мы знаем об электричестве?"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Куприянова Ольга Владимировна

Конспект НОД "Что мы знаем об электричестве?" для старшей группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что мы знаем об электричестве?

Цель: формирование представлений об электричестве, электрической лампе и электроприборах.

Задачи:

  1. познакомить с историей открытия электричества;
  2. формировать представления у детей о связи между прошлым и настоящим;
  3. познакомить детей с понятием «электричество», активизировать его в словаре;
  4. закрепить у детей знания о безопасном поведении с электрическими приборами.

Оборудование: кукла Буратино, фонарик, батарейки, иллюстрации с изображением молнии, керосиновой лампы, пещеры, о технике безопасности, магнитофон.

Ход занятия.

I. Вводная часть.

Воспитатель. Ребята, сегодня к нам на занятие пришел Буратино. Он принес с собой фонарик. Но фонарь почему-то не работает. Давайте поможем Буратино разобраться, в чем причина. Как вы думаете? (Дети высказывают свои предположения, открывают фонарик, догадываются, что нет батарейки.)

  • Сейчас попробуем поставить батарейку. Когда мы вставили батарейку, через фонарик пошел электрический ток, и он заработал.        
  • Что же за сила такая скрывается в батарейках? (Это электричество.)
  • А в природе можно встретить электричество?
  • Да. Молнии - это тоже разряд электричества.
  • А на себе вы когда-нибудь ощущали легкий треск, а иногда даже искры? Это тоже электричество. Иногда слышно потрескивание синтетической одежды, когда ее снимаешь. Иногда расческа липнет к волосам, и волосы встают дыбом. Вещи и волосы, наше тело электризуются.
  • В нашей группе тоже есть электричество. По каким предметам вы можете догадаться о наличии электричества? (Розетки, выключатели, лампочки, провода и т. д.)

- Покажите лампы в нашей группе. Почему они не горят? Что надо сделать, чтобы включить лампу? Где находятся выключатели? Покажите. Для чего же нужен выключатель? (Включать и выключать свет.) 

-Откуда в лампах берется свет? (Предположения детей.) Свет в лампах загорается лишь тогда, когда в них появляется электрический ток.

II. Основная часть.

-Давайте поговорим об электричестве. Мы так привыкли к нему, что перестали ценить его. А ведь свет от лампы нам необходим. Как вы думаете, всегда ли была электрическая лампа? Как раньше человек освещал свое жилище? (Предположения детей)

Древние люди жили в пещерах и с помощью костра освещали свои жилища. (Показ иллюстрации.) Со временем они научились строить дома, а в доме костер не разведешь... Поэтому начали освещать комнаты плошками, в которые наливали масло и поджигали его. (Показ) Затем стали применять лучину, которую откалывали от сухого полена. (Показ) Но за ней надо было смотреть, чтобы не начался пожар. Кроме того, лучина очень быстро прогорала. В доме становилось темно. Позднее люди придумали свечку (показ), потом - вот такую лампу. Называется она керосиновой. (Показ.) Она устроена так: керосин наливают в эту емкость, один конец фитиля опускают в нее, а другой поджигают. Стекло покрывается копотью, да и света керосиновая лампа дает мало. Вот как об этом писал С.Я. Маршак:

Лампа плакала в углу,

За дровами на полу.

Я голодная, я холодная!

Высыхает мой фитиль,

На стекле густая пыль.

Почему - я не пойму -

Не нужна я никому!

Познакомилась в столовой

Я сегодня с лампой новой.

Говорили, будто в ней

Пятьдесят горят свечей.

-С какой лампой познакомилась керосиновая? (С электрической лампой.)

-Когда загорается электрическая лампа? 

-Лампочка не будет гореть, пока по проводу к ней не придет электрический ток. Кто знает, что такое ток? Электрический ток - это энергия, которую нельзя увидеть глазами. Она вырабатывается на электростанциях. Ток по проводам, как по дорожке, бежит к нашим домам и квартирам, а потом - к лампам. Проводов не видно: они спрятались в стенах. Давайте посмотрим на иллюстрацию. (Показ.) От столба к столбу тянутся провода, по которым с электрических станций поступает ток высокого напряжения. Провода подняты высоко-высоко, чтобы люди до них не дотрагивались. Провода подходят ко всем зданиям: жилым домам, детским садам, школам, магазинам... Свет нужен всем людям.

Физминутка.

-Давайте немножко отдохнем и поиграем с Буратино:

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, разогнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик видно не нашел.

-А теперь сожмите кулачки и выставите вперед указательные пальцы навстречу друг другу. Чик, соединили провода. Ток побежал по дорожке. Чик, разъединили провода. Ток не поступает. Я буду включать и выключать свет, а вы будете на пальцах соединять и разъединять провода. (Повторить два-три раза.)

   

Игра «Что есть, что было»

Перед вами на карточках вся бытовая техника, которая помогает сейчас папам, мамам и вам. Возьмите любую карточку и подумайте, какой предмет заменял его до появления электричества. (Раскладываются карточки, составляющие пару: стиральная машина - корыто; пылесос - веник; миксер -венчик; швейная машина - игла; электролампа -свеча и т. д.)

-Молодцы! Электроприборы - наши помощники. Они облегчают наш труд, вносят радость и уют в наши дома.

-Скажите, какие электроприборы есть в нашей группе? (Ответы.) Все электроприборы должны «питаться». Только питание у них особое, не такое, как у человека, растений и животных. Это электрический ток, который идет по проводам. Вот магнитофон. У него есть провод с вилкой. Пока вилка не вставлена в розетку, в электрическую сеть, магнитофон не работает. Как только вилка окажется в розетке, она соединит провода - ток побежит к магнитофону. Вилка - это такой же выключатель, с помощью которого мы соединяем и разъединяем провода. (Включает и выключает магнитофон.) Выключить магнитофон можно, не отключая его из розетки. Нажимаем вот на эту кнопку - магнитофон работает; еще раз нажимаем - не работает. (Предлагает детям нажать на кнопку)

-Как много мы сегодня узнали об электричестве! Но каждый из нас должен знать и помнить, как правильно обращаться с электричеством, как пользоваться электроприборами.

Давайте вспомним все правила безопасности (по карточкам).

  1. Электроприборы могут ударить током или стать причиной пожара. Поэтому, выходя из дома, необходимо выключить телевизор, магнитофон, утюг и т.д.
  2. Нельзя тянуть руками электрический провод, можно брать в руки только вилку.
  3. Ни в коем случае нельзя подходить к оголенным проводам, не дотрагиваться до них. Это опасно для жизни.
  4. Нельзя прикасаться мокрыми руками к электрическим приборам и проводам.
  1. Нельзя стоять под деревом во время грозы.
  2. Нельзя вставлять никакие предметы в розетку.

III. Заключение.

Воспитатель. Вот и подошло к концу наше занятие. О чем мы сегодня говорили?

-Что нового вы узнали?

-Что такое электричество?

Вот и Буратино все узнал об электричестве, и вы ему в этом очень помогли.

Рефлексия:

  • Понравилось вам занятие?
  • Чем понравилось?
  • Что запомнилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Знаем, помним, гордимся"

Посвящается людям, отдавшим свою жизнь за спасение Отечества и в честь которых названы улицы нашего города. Памяти павших, - будьте достойны!...

«Я люблю и знаю кубанские ремесла!»

Познакомить с экспонатами музея, относящимися как к предметам быта прошлого, так и к предметам современного декоративно-прикладного искусства. Проверить знание детьми традиционных ремесел Кубани. ...

Что мы знаем и чего не знаем о зайцах

Что мы знаем и чего не знаем о зайцах.Зайцы бывают разные......

Конспект занятия «Пойдём туда – знаем куда! Найдём то – не знаем что!»

Конспект занятия по развитию умения ориентироваться по карте на местности, плану, схеме (краткосрочная образовательная  практика) для детей подготовительной группы....

Квест-игра "Иди туда, не зная куда, и принеси то, не зная что."

Создание условий для развития познавательных способностей детей в процессе игры, формирование самостоятельности и инициативы в различных видах деятельности....

это интересно: Что мы знаем и не знаем о Covid-19?

буклеты для родителей: гигиена при гриппе, короновирусной инфекции и ОРВИ, новый короновирус страшнее прошлых инфекций, памятка по профилактике короновируса, что такое короновирусы...

Творческий проект "Знай свой край люби и знай"

Твоческий проект по духовно - нравственному воспитанию....